Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международным отношениям"

Файлы: 1 файл

шпоры!.doc

— 229.13 Кб (Скачать)

 Современная международная экономическая интеграция происходит под воздействием ряда факторов мирового развития, среди которых  самыми существенными являются глобализация и регионализация.

Глобализация  означает тесное взаимодействие и переплетение экономических, политических, социальных, правовых, информационных, культурных и других трансакций на мировом поприще; распространение непосредственных и опосредствованных связей между  субъектами экономической деятельности всех стран мира; формирование единой (глобальной) для всего мирового общества системы мирохозяйственных  отношений. Понятие глобализации тесно  связано с интернационализацией хозяйственной жизни. Глобализация сопровождается образованием международных  организаций, которые являются регуляторами этого процесса.

 Глобализация  предоставляет интеграционным процессам  общемировой характер; каждая страна взаимодействует с другими странами не только непосредственно (например, через внешнюю торговлю), но и через механизм опосредствования, - включаясь в мировой рынок, мировую валютную систему, в систему международных организаций глобального типа.

 Регионализация - это углубление международных связей на компактном пространстве, называемом регионом. Регион характеризуется не только близким расположением стран друг к другу, но и общностью естественных, исторических, экономических, политических, культурных условий.

Хоть  на первый взгляд глобализация и регионализация являются процессами противоположного направления, они не исключают, а  дополняют друг друга.

 По  степени  интегрированности выделяются такие региональные интеграционные объединения стран: зона преференциальной торговли, свободное торговое пространство (зона свободной торговли), таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

 Зона  преференциальной торговли - начальная стадия регионального интеграционного процесса. Страны такой группировки либерализуют торговые отношения между собой, устраняя преграды в торговле некоторыми (но не всеми) товарами и услугами. На этой стадии еще не отработан единый механизм налогообложения при пересечении товаром границы, действуют разные таможенные правила и тому подобное. Квоты для импорта товаров из стран-партнеров могут быть расширены, но не ликвидируются полностью. Облегчаются условия для движения факторов производства (например, для передвижения рабочей силы), но и здесь могут быть ограничения.

 На  этой стадии сегодня находится преобладающее  большинство региональных интеграционных группировок мира, в том числе  СНГ.

 В свободном торговом пространстве все барьеры па пути торговли устранены. В нем не допускаются никакие дискриминационные налоги, квоты, тарифы, другие торговые барьеры. Свободное экономическое пространство иногда создается для определенного класса товаров и услуг. Например, создается свободное торговое пространство сельскохозяйственных товаров, которое предусматривает отсутствие ограничений на торговлю лишь сельскохозяйственными товарами.

 Главной чертой свободного торгового пространства является то, что каждая страна продолжает проводить свою собственную политику касательно к странам, которые не являются членами данного свободного торгового пространства. Другими словами, каждая страна - член свободного торгового пространства - свободна устанавливать любые тарифы или другие ограничения на торговлю со странами, которые не входят в это объединение.

 Самым известным свободным торговым пространством  является Европейская ассоциация свободной  торговли (ЕАСТ). Она была создана  в 1960 г. соглашением 7 европейских стран. Сегодня ЕАСТ потеряла прежнюю важность в связи с более высоким уровнем интеграции Европейского Союза. Еще одним примером является Северно-американская ассоциация свободной торговли между СИЛА, Канадой и Мексикой — НАФТА (1994 г.), которая эволюционирует в сторону общего рынка (до 2010 г.).

 Таможенный  союз, как и свободное торговое пространство, устраняет барьеры в торговле товарами среди стран-участниц. Но кроме этого, таможенный союз предусматривает общую торговую политику касательно к странам, которые не входят в таможенный союз. Обычно это проявляется при принятии внешнего тарифа (пошлины), с помощью которого импорт из стран, которые не входят в таможенный союз, облагается одинаковой пошлиной при продаже товаров любой стране-участнице таможенного союза. Доходы от тарифов потом распределяются между участниками таможенного союза согласно с определенными установленными пропорциями. "Общий рынок" ЕЭС — яркий, но не единственный пример экономической эффективности таможенного союза. На всех континентах существуют региональные союзы в форме таможенных союзов: ЕАСТ, "МЕРКОСУР", Андский пакт, Таможенный союз Центральной Африки, Ассоциация стран Юго-восточной Азии.

 Общий рынок, как и таможенный союз, не имеет торговых барьеров и характеризуется общей внешнеторговой политикой. Кроме того, в общем рынке мобильными являются факторы производства между странами-участницами. Ограничения на иммиграцию, эмиграцию и переливание капитала через границы устранены. Фактор мобильности позволяет более эффективно использовать труд, капитал и технологию. Таким образом, в общем рынке начинается интеграция непосредственно в сфере производства, что вынуждает членов общего рынка тесно сотрудничать в денежной, налоговой (фискальной) политике и в политике занятости.

 Но, кроме очевидных выгод функционирования общего рынка, он имеет и негативные стороны. Речь идет о том, что повышение производительности труда стран - участниц общего рынка в целом не всегда предусматривает одинаковую выгоду для всех стран, которые входят в него. Из-за этого обстоятельства возникают трудности в создании общего рынка в разных частях земного шара. Примером успешной политики общего рынка может служить ЕЭС.

 Экономический союз. Экономический союз требует не только интеграции в сфере внешнеторговой и производственной деятельности, но и интеграции  экономической  политики. Страны - участницы экономического союза в дополнение к свободному перемещению товаров, услуг, факторов производства должны гармонизировать денежно-кредитную политику, налогообложение и государственные расходы. Кроме того, участники экономического союза должны использовать общую валюту. Фактически последнее может быть реализовано созданием систем фиксированных валютных курсов. Формирование экономического союза требует от государств отказа от значительной части их национального суверенитета. Это — серьезное препятствие на пути формирования экономического союза. Тем более что мировая политическая система построена на высшей власти национального государства. Процесс формирования экономического союза успешно происходит лишь в Европе. Только здесь развивается интеграционное образование, достигшее степени экономического союза, это - Европейский Союз.

66. Основні принципи технологічного трансферту (2 

Технологический трансферт включает не только появление на рынке нового оборудования, но также и умение работать не нем (техники исполнения операций не нем). В отраслях промышленности, в которых роль интеллектуальной собственности существенна, таких как фармакология или образование, медицина, научные исследования доступ к ресурсам и разработкам материнской компании приводит к получению выгод, возможно, намного превышающих те, которые могли быть получены вследствие вливания капитала.

Интегральной  частью технологического трансферта являются менеджерские способности, которые  выступают наиболее значительным компонентом  ПЗИ.

К принципам  технологического трансферта относят:

1. Полезность  соответствующей технологии

2. Благоприятные  социальные и экономические условия,  обеспечивающие передачу и 

3. Готовность  и способность принимающей стороны  использовать и приспособлять  технологию.

Технологический трансферт, вероятно, возрастет с  ростом индустриализации, которая будет  создавать не только потребность  в новых технологиях, но также  усложнять процессы и технологии в уже существующих секторах экономики.

Тести

1.а

2.Внешне  торговый контракт

3.Торги 

67. Міжнародні розрахунки та їх основні форми (40)

Основной  формой валютных отношений являются международные расчеты, производимые по международным операциям и  отраженные в обобщенном виде в платежном  балансе стран мира. Международные расчеты это: а) коммерческие платежи — по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между предприятиями, банками, учреждениями и отдельными лицами разных стран, - связанные с мировой торговлей, международным кредитом и ПЗИ. б) некоммерческие платежи, связанные с перевозкой пассажиров, страхованием, туризмом, переводом денег за границу и др. Международные расчеты бывают двусторонними, когда они осуществляются между двумя странами, ила многосторонними, когда суммы, вырученные от реализации товаров в одной стране, используются для

платежа третьими странами. Подавляющая часть  международных расчетов осуществляется, в порядке безналичных расчетов, через банки различных стран. Большая часть междунар. расчетов осуществляется в порядке безналичных расчётов, через банки различных стран, кот. поддерживают корреспондентские связи , т.е.открывают друг другу счета , сберегают на них ден. средства в соответствующей валюте и выполняют платежи. Платежи наличными деньгами по международным расчетам производятся в основном при поездках за границу делегаций, туристов или частных лиц, которые обменивают в банках валюту своей страны на соответствующую иностранную валюту. В современной практике расчеты между банками разных стран по долговым требованиям и обязательствам осуществляются в основном в СКВ. Международные расчеты по движению капитала связаны с функционированием финансовых рынков, с движением ценных бумаг как в форме прямых, так и портфельных инвестиций. Основными формами международных расчетов по международной торговле являются товарный аккредитив и акцепт документов, переданных банку на инкассо.Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает, на основании расчетных документов, причитающиеся ему (клиенту) денежные средства от предприятий, организаций, учреждений за отгруженные в их адрес товарно -материальные ценности или оказанные услуги и зачисляет эти средства на его счет в банке. Аккредитив — расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного кредитного учреждения другому произвести, за счет специально забронированных средств, оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар Аккредитив может быть безотзывный, отзывный и переводный. Безотзывный аккредитив — это твердое обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления продавца. При отсутствии соответствующего указания аккредитив считается отзывным. Аккредитивная форма расчетов в наибольшей мере обеспечивает интересы экспортера, особенно если аккредитив безотзывный. Переводный аккредитив применяется, по договоренности с покупателем в том случае если продавец имеет субпоставщиков, по которым он переводит часть этого аккредитива. Переводный аккредитив дешевле, чем открытие отдельных аккредитивов субподрядчикам. Особенностью платежей по международным расчетам явл. необходимость обмена , т.е.купля- продажа одних валют на другие, независимо от того в какой валютной форме осуществляется платеж. Все операции, связанные с международными расчётами отражаются в платежном балансе страны.

68. Комісія ООН з права міжнародної торгівлі (25)

Функции ЮНСИТРАЛ:- унификация права международной  торговли;- координация работы международных  организаций в сфере права  межд.торговли;- способствование широкому участию государств в существующих межд-х конвенциях и разработке  новых межд-х конвенций по правам межд-ой торговли;- подготовка кадров в отрасли права межд-ой торговли, особенно для стран, которые разв-ся.Главной целью функционирования ЮНИСИТРАЛ явл-ся разработка и принятие конвенций – документов, в которых содержутся договоренные нормы, принципы и стандарты в отрасли международного торгового права.Организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено б главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН. Главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, Секретариат. Хотя все эти органы относятся к одной категории - главных органов, - они различны по своему значению и правовому положению. Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов. Генеральная Ассамблея является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

69. Проблеми орієнтації торгівельної політики розвинутих країн (15).

Торговые  отношения развитых стран имеют  тенденцию к периодическому усилению протекционных средств, использование  практики «селективного протекционизма», когда те или иные отрасли защищаются от конкуренции. Либерализация международной  торговли относится к развитым странам  и для них политика свободной  торговли обеспечивает значительный экономический  рост. В этих странах считается, что  развитие национальной экономики осуществляется вследствие и путём развития международного обмена и что только конкурентоспособность может служить единственным арбитром в торговле, она должна быть главной целью экономической политики любой страны. И всё же в этих странах протекционистские тенденции не исчезли полностью. Либерализация торговли носит региональный характер и сопровождается сохранением торговых барьеров между группированиями. Все основные промышленно развитые страны, кроме Японии, входят к одной из 4 групп свободной торговли: ЕС, ЕАВТ, Канадско-американское соглашение про свободную торговлю и Австралийско-новозеландское соглашение про установление более тесных экономических отношений. Споры в торговой политике и протекционистские барьеры между этими группировками существуют.. остаётся предметом споров товарный обмен между странами и в рамках региональных зон свободной торговли. Государство сохраняет возможность ограничивать конкуренцию путём предоставления помощи национальным производителям.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"