Религиозно-политические организации как угроза национальной безопасности Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть основные религиозные организации на территории всех государств Центральной Азии и в частности в Кыргызской Республике, и рассмотреть понятие религиозного экстремизма его влияние и роль в общественной и политической жизни Центрально- азиатских стран.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Религиозные организации на территории Кыргызской Республики и ЦА 5

1.1. Исламский фактор в Центрально-Азиатском Регионе 7

1.2 Ислам как политическая сила 7

1.3 Хизб ут-Тахрир аль Ислами «Исламская партия освобождения» 9

1.4 Исламское Движение Узбекистана(Туркменистана) 11

Глава 2. Возникновение религиозного экстремизма в Центральной Азии как угроза национальной безопасности Кыргызской республике 15

2.1. Религиозный экстремизм (разновидности) 15

2.2. Мое видение этой проблемы 18

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Кыргызской Республики.docx

— 69.68 Кб (Скачать)

Джихад (усилие) — первоначально понималось как борьба в защиту и за распространение  ислама. В более поздних концепциях проводится различие между шестью видами джихада от духовного самосовершенствования  — “джихада сердца”, (Пророк Мухаммад считал его Великим джихадом, а  вооруженную борьбу — малым джихадом, не являющимся для мусульманина главным), “джихада языка”(повеление одобряемого  и запрещение порицаемого), “джихада руки” (дисциплинарные меры в отношении  преступников и нарушителей норм нравственности) до вооруженной борьбы с неверными (“джихада меча”). 

В настоящее  время под джихадом понимается мобилизация  сил и средств для укрепления национальной безопасности, в первую очередь в экономической и  военной сферах в пределах оборонной  достаточности. Джихад осуществляется и по конкретным приоритетным социально-экономическим  проблемам, например, ликвидация последствий  стихийных бедствий, борьба за урожай. Известно, что Иран объявил джихад наркотикам. 

У исламистов всегда одна цель — свержение неугодной  власти и установление экстремистского  режима. Для моральных оправданий своих действий они исходят из убеждения о наличии на Земле  единой и единственной социальной, политической, военной и религиозной  легитимной общности всех людей —  мусульманской общины (“уммы”), которая  не ограничена географическими пределами  и может существовать только в  непрерывной экспансии. 

Согласно  высказываниям приверженцев идей религиозного экстремизма, “границы стран, где правят радикалы, должны постепенно расширяться, в ближайшей перспективе это  должно произойти в зоне от Албании  и Боснии до Центральной Азии и  Кавказа. К 2100 году на Земле должно существовать одно единое исламское государство  — халифат, для достижения этих целей  необходимо объединять все силы исламских  экстремистов”. 

“Эра  ислама”, которую они предрекают, привлекает все большее число  молодых людей. По данным исследователей и СМИ, от 50 до 80 процентов экстремистских организаций на Ближнем Востоке  составляет молодежь в возрасте от 17 до 28 лет. 

На наш  взгляд, здесь играют роль демографический  и социальный факторы. В странах  Востока, где молодежь составляет более  половины населения, обострены социально-экономические  проблемы, высокий уровень безработицы. Протест, возникающий у молодежи из-за ощущения собственной бесперспективности, и свойственное ей обостренное чувство  несправедливости, вызывают стремление радикально изменить существующие режимы и находят отклик в идеях возврата к справедливому “золотому веку халифата” путем священной войны. 

Среди тенденций, влияющих на развитие кыргызского конфессионального пространства, можно отметить, что продолжает приобретать все новые черты тема опасности религиозного экстремизма. О ее серьезности свидетельствуют как факты распространения оппозиционной религиозной идеологии среди населения, так и внимание, которое власти уделяют мерам по предотвращению распространения этой идеологии. В данном контексте, интересным представляется подход рассмотрения темы религиозного экстремизма как феномена маргинального сознания. 

Общей предпосылкой для рассматриваемой  темы является признание того факта, что роль религиозного фактора на всем постсоветском пространстве значительно  увеличилась. С разрушением тоталитарной идеологии роль религии в Кыргызстане возрастает. Именно через религию значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои общества. Изменились роль и место религии в системе общественных отношений. Обращение к религиозной идентичности было естественным следствием процесса трансформации социально-политической системы. Религиозная идентичность выступает как чрезвычайно концентрированное выражение мироощущения человека, квинтэссенция наиболее насущных вопросов его “жизненного мира”. Религиозная идентичность – это один из возможных способов духовного соотнесения себя с окружающими людьми на индивидуальном уровне. Однако рост религиозного самосознания характеризуется распространением религиозного экстремизма – это своего рода реакция на форсированную модернизацию.  

На наш  взгляд ключевым понятием в анализе  причин распространения религиозного экстремизма в Кыргызстане может  стать понятие маргинальности. Проповедники религиозного экстремизма ориентируются  в своей деятельности на маргинальные слои населения. Маргиналам в силу их потребности быть кем-то, легко навязать любые политические взгляды. Политологи отмечают, что, кроме острейшей потребности  быть кем-то, этот социальный слой отличает еще одна черта: податливость любому внешнему влиянию, обещающему ему четкий социальный статус. На это обычно и  направлена пропаганда сил, стремящихся  использовать маргинальные слои в своих  политических целях. Особую активность в отношении этих групп проявляют  крайние радикальные политические силы и религиозные экстремистские объединения. Действуют они достаточно примитивно: объявляют их ведущей  социально-политической силой, обещают  немедленное изменение их статуса. И маргинальная масса с восторгом  идентифицирует себя с тем местом и ролью, которые ей предлагают.

      Большая часть идейных маргиналов – это люди, не сумевшие или не имеющие возможности самореализации, самовыражения в существующем “истеблишменте”. Наличие завышенных ожиданий от жизни и неспособности реализовать свои потребности приводит к идеологизации невыгодного положения в структуре данного общества. Что приводит к стремлению либо, активно вмешаться в его жизнь, взорвать старый порядок – это экстремисткая радикальная позиция, либо к пассивной борьбе, то есть уходу из общества, созданию сект, увлечение мистическими учениями.

      Маргинализация общества была одной из причин, стимулировавших кризис традиционных ценностей. Маргинальное сознание, выраставшее из социально-экономических потрясений, едва сформировавшись, получило вполне приемлемую для себя мировоззренческо-идеологпческую основу. Рассматривая связь между маргинализацией как социальным явлением и кризисом традиционных ценностей, следует, однако, иметь в виду, что разные виды и формы маргинального существования в различных конкретных условиях могут порождать непохожие, а иногда и противоположные типы обыденного и идеологизированного сознания.

    Одним из таких типов является бунтарство в его крайнем выражении, связанное не только с неприятием существующего общества, но и со стремлением, не считаясь с объективными обстоятельствами, разрушить все существующие общественные структуры. На таком бунтарстве зиждется обычно терроризм.

      Другим распространенным типом маргинального сознания является основанная на неприятии действительности глорификация прошлого, наделяемого всеми возможными добродетелями. Сочетание консервативных ценностей со стремлением разрушить существующие порядки оборачивается крайне правым радикализмом.

       Наконец, маргинальное положение может найти ценностное и идеологическое выражение в стремлении “отключиться” от существующих культурно-этических и политических установок и структур, замкнувшись в своей сфере, воспринимаемой как “контр общество”. Подобная же позиция свойственна сторонникам так называемых альтернативных движений.

       Попытаемся сформулировать основные черты перестройки сознания. К числу ценностей, подвергшихся эрозии, можно отнести установку на добродетельный и упорный труд, веру в возможность индивидуального социального продвижения и в его справедливость, признание существующих в обществе социальных различий, склонность к бережливости и экономии, уважительное отношение к собственности, стремление к общественному признанию, к образованию. В числе укрепляющихся представлений, можно назвать рост неудовлетворенности трудом, стремление уклониться от напряженной, изнуряющей деятельности, усиливающиеся сомнения в справедливости существующей системы вознаграждения, распространяющийся “статусный фатализм”. Все эти перемены, особенно ярко выражены у молодежи. Можно высказать мнение, что отказ от обычной иерархии ценностей, разрыв с традиционным образом жизни и реализация иной альтернативной культуры, хотя и практикуются среди относительно небольшой части населения, однако отклик находят у значительной части молодежи. Как отмечают многие специалисты именно молодежь составляет социальную базу всех радикальных религиозных движений. Очень высок процент участия кыргызской молодежи в таких нетрадиционных религиозных учениях как Свидетели Иеговы, Секты Асахары, сайентологии, трансцендентальной медитации.

        Таким образом, маргинальность, выражающаяся в отрицании сложившихся в обществе порядков, в поисках альтернативных, стилей жизни есть результат различного рода социально-психологической ущемленности и фрустрации. Это может быть ценностный конфликт, поиск смысла жизни, социальная ущемленность, стремление к получению ожидаемого статуса, ролевая напряженность, желание самоутвердиться через альтернативную статусную систему. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что именно трансформация мировоззренческих полей и духовно-идеологический кризис оказывают значительное влияние на уровень и состояние религиозного экстремизма. Это подтверждает и анализ деятельности большинства террористических групп, который показывает, что экстремизм часто является порождением идейного вакуума. Духовный и идеологический кризис почти всегда приводит к появлению идейной пустоты, которая может быть заполнена идеями экстремистского характера.

         Вообще стоит отметить, что, начиная с 1999 года, для Центральной Азии начался период активизации политического радикализма. Судя по всему, наш регион начинает оправдывать концепцию Збигнева Бжезинского о существовании "мировой зоны распространения насилия", куда, кстати, входит и Казахстан. Если раньше основным очагом напряжения и экстремизма был Таджикистан, то теперь границы этого очага существенно расширились, вначале затронув Узбекистан, а теперь и Кыргызстан. Для этих государств политический экстремизм уже не гипотетическая угроза, а жестокая реальность, что лишь в очередной раз подтвердило мнение об иллюзорности существующей региональной безопасности. Можно с полной уверенностью говорить, что страны региона стоят на пороге серьезных испытаний, с которыми они никогда еще не сталкивались.

         Таким образом, можно сказать, что к внешним факторам, благоприятствующим распространению политического экстремизма и непосредственно терроризма, можно отнести:

       Расположение стран центральноазиатского региона вблизи от горячих точек: Афганистан, Синьзцянь-Уйгурский автономный округ, Тибет, Северный Кавказ, Кашмир, откуда может исходить опасность распространения политического и религиозного терроризма.

   Межгосударственные противоречия внутри региона, которые могут повлиять на рост политического экстремизма. 

Заинтересованность  некоторых государств в дестабилизации внутриполитической ситуации в регионе  для ослабления местных правительств и установления своего идеологического  влияния.

       Опасность распространения заключается также в том, что терроризм постепенно превращается в бизнес, на котором можно делать неплохие деньги. Естественно, как и во всяком бизнесе здесь есть свои продавцы и покупатели. Очень часто в качестве такого покупателя выступают государства, использующие террор для реализации своих внешнеполитических целей. Соединенные Штаты со свойственной им категоричностью относят такие государства (как, например, Сирию, Иран или Ливию) к государствам - террористам. Хотя если заглянуть в историю "холодной войны" и проследить эволюцию многих террористических организаций, то можно увидеть, что большинство из них были порождены глобальным противостоянием США и СССР, в котором они играли роль инструмента в этой борьбе. Более того, значительная ответственность за то, что джин терроризма был не только выпущен из бутылки, но и искусственно взращен, лежит на совести этих двух держав. Известно, что в семидесятые годы Москва не раз пыталась консолидировать курдские группировки, чтобы эффективно использовать их против Турции, США и НАТО в Восточном Средиземноморье. Руководители ЦК КПСС и КГБ неоднократно устраивали встречи лидеров обеих (КРП и ДПК) курдских партий в столицах среднеазиатских республик. В отношении США можно привести нашумевший в 80-е годы скандал по поводу секретной операции "иран-контранс", когда Вашингтон оказывал активную материально-финансовую помощь боевикам в Никарагуа, борющихся против левого сандинистского правительства Даниэля Ортеги. Здесь можно вспомнить историю скандально известного Осам бен Ладена, которого Белый Дом внес в список самых опасных террористов мира, хотя в 80-е годы этот новый "американский демон" активно сотрудничал с ЦРУ во время афганской войны с Советским Союзом. 
 

 

Заключение

Таким образом в условиях глобализации который имеет как положительные  и отрицательные влияние,  на сегодняшний  день религизно-политические организации  также следует рассматривать  как угрозу национальной безопасности любого государства, в нашем случае нашей страны и стран ЦА. Для более эффективной защиты от этих угроз необходимо конкретные и четкие доработки Законодательной базы учитывая специфику проблему и национальные интересы нашей страны. Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона: 

  • запрещающего  пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть  и вражду;
  • запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых, направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
  • запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности КР, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;
  • считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;
  • устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.

Информация о работе Религиозно-политические организации как угроза национальной безопасности Кыргызской Республики