Религиозно-политические организации как угроза национальной безопасности Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть основные религиозные организации на территории всех государств Центральной Азии и в частности в Кыргызской Республике, и рассмотреть понятие религиозного экстремизма его влияние и роль в общественной и политической жизни Центрально- азиатских стран.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Религиозные организации на территории Кыргызской Республики и ЦА 5

1.1. Исламский фактор в Центрально-Азиатском Регионе 7

1.2 Ислам как политическая сила 7

1.3 Хизб ут-Тахрир аль Ислами «Исламская партия освобождения» 9

1.4 Исламское Движение Узбекистана(Туркменистана) 11

Глава 2. Возникновение религиозного экстремизма в Центральной Азии как угроза национальной безопасности Кыргызской республике 15

2.1. Религиозный экстремизм (разновидности) 15

2.2. Мое видение этой проблемы 18

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Кыргызской Республики.docx

— 69.68 Кб (Скачать)

    В 1998 году организация поменяла и свое название. Теперь она именовалась "Исламским  движением Узбекистана" ("ИДУ"). Под этим названием и с "амиром" в лице Тохира Юлдаша "ИДУ" громко заявило о себе в 1999 году в связи  с серией громких террористических актов (взрывы в Ташкенте, Баткенские события, вылазка в Янгиабаде).

    В 1996-1999 годах лидеры "ИДУ" принимали  участие в ряде встреч, проходивших  преимущественно в Афганистане  и Пакистане, на которых среди  прочих проблем рассматривались  также планы организации и  ведения подрывной деятельности на территории Узбекистана.

    Попыткой  реализации указанных планов стали  террористические акты в Ташкенте, направленные на физическое устранение политического руководства страны, а также незаконное проникновение  вооруженных экстремистов в южные  районы Кыргызстана и в Янгиабадский район Ташкентской области осенью 1999 года с целью дестабилизации обстановки.  
 
 
 
 

Глава 2. Возникновение религиозного экстремизма в Центральной Азии как угроза национальной безопасности Кыргызской республике.

    

        Религиозный экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

      Религиозно-политический экстремизм  представляет собой такой вид  противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется  религиозными постулатами или  лозунгами. По этому признаку  он отличается от этнонационалистического,  экологического и других видов  экстремизма, у которых существует  иная мотивация. 

      Преобладание силовых методов  борьбы для достижения своих  целей — характерная черта  религиозно-политического экстремизма.  По этому признаку религиозно-политический  экстремизм можно отличить от  религиозного, экономического, духовного  и экологического экстремизма.

      Религиозно-политический экстремизм  отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более  консенсусных путей решения социально-политических  проблем. Сторонники религиозно-политического  экстремизма отличаются крайней  нетерпимостью по отношению ко  всем, кто не разделяет их политических  взглядов, включая единоверцев. Для  них не существует никаких  “правил политической игры”,  границ дозволенного и недозволенного. Конфронтация с государственными  институтами — их стиль поведения.  Принципы “золотой середины”  и требования “не поступай  по отношению к другим так,  как ты не хотел бы, чтобы  они поступали по отношению  к тебе”, являющиеся основополагающими  для мировых религий, отвергаются  ими. В их арсенале главными  являются насилие, крайняя жестокость  и агрессивность, сочетающиеся  с демагогией.

    

2.1. Религиозный экстремизм (разновидности)

 

Сразу же вслед за официальными заявлениями  США о причастности мусульманских  экстремистов к взрывам 11 сентября, центральной темой всех СМИ становится исламский фундаментализм. Такая  реакция мировых масс-медиа вполне объяснима и была предсказуема. Но за это короткое время о исламском  экстремизме сказано и написано так много, что у некоторых  людей может возникнуть впечатление, что мусульманин - это потенциальный  взрывник или камикадзе, а среди  всех остальных конфессий именно Ислам является носителем религиозного экстремизма. 

В первую очередь надо подчеркнуть, что на территории тех же Соединенных Штатов протестантский фундаментализм занимает чрезвычайно сильные позиции. Весьма популярен среди американцев  протестантский евангелист Хал Линдсли, написавший книгу “Покойная великая  планета”. Автор предсказывает войну  между русско-арабским и американо-израильским  блоками, которая завершается полным уничтожением арабов и русских и  одной трети населения планеты  вместе с ними. Любопытно, что президент  Рональд Рейган был горячим приверженцем Линдсли и даже приглашал его  читать лекции стратегам Пентагона. В США также существуют большое  число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример - Церковь  арийской христианской нации (ЦАХН), или  “Arian nations” (“Арийская нация”). Это  крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к  неграм и евреям, которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель “Арийской нации” - это создание на территории пяти северо-западных штатов “арийского государства” белых христиан. Организация имеет свои вооруженные  отряды по всей Америке и тесно  сотрудничает с Ку-Клукс-Кланом и  другими расистскими и правоэкстремистскими организациями. Лидер “Арийской  нации” - Ричард Батлер, в прошлом  активный член террористической организации  “The order” (“Порядок”). Близким другом ЦАХН является “Арийская республиканская  армия” (АРА), цель деятельности которой - уничтожение цветных и евреев. Марк Томас, лидер АРА, неоднократно заявлял о том, что правительство  США является оккупационным и  управляемым из Израиля. 

Нельзя  обойти вниманием и Ирландскую республиканскую  армию (ИРА), состоящую из католических фундаменталистов. Каждый год Белфаст  в Северной Ирландии напоминает поле боя: баррикады из пустых металлических  бочек, скелеты сожженных полицейских  автомобилей, горящие целыми кварталами жилые дома, десятки убитых и сотни раненых. Обстановка накаляется после того как члены протестантского ордена оранжиристов устраивают шествие по случаю очередной годовщины победы над католическим войсками Якова Второго. Толпы протестантских фундаменталистов из “Ассоциации обороны Ольстера” устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов. Католическая ИРА разбившаяся на множество “дочерних” организаций не остается без ответа. Взрывные устройства, снабженные гвоздями, проволокой и шариками от подшипников превращают жилые районы в зоны сплошного поражения. Только один взрыв начиненного взрывчаткой автомобиля в августе 1998 года в городе Ома унес жизни 28 человек, а более 220 жителей получили тяжелые ранения. Большинство жертв - женщины и дети. Цель католической ИРА - силовыми акциями и террором заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для ее воссоединения с Ирландской республикой. Существуют и другие международные и национальные организации католических фундаменталистов, такие как “Воины Божьи” и “Лига католической контр-реформации”. 

В Индии  проблема терроризма является одной  из самых острых социально-политических проблем. Сразу следует назвать  ультрарадикальную организацию  “Шивсена” (“Армия Шивы”), которая  известна своими экстремистскими акциями  против “осквернения индуизма”. В 1992 году радикальными индуистами была снесена  знаменитая мечеть в городе Айодхъе, и на ее месте установлены каменные истуканы. В Индии действует “Раштрия сваямсевак сангх”, имеющая свои военизированные  подразделения. Сильные позиции  занимает также сепаратистское движение сикхов, последователей религиозного течения гуру Нанака, жившего в 18 веке. Они проживают в индийском  штате Пенджаб и выступают  за отделения от Индии. Осуществляемый ими кровавый террор преследует главную  цель - вынудить индусов покинуть Пенджаб. В 1984 году индийские власти с применением  артиллерии танков и армейских частей штурмовали главную святыню сикхов - Золотой храм в городе Амритсар. Сражение длилось четверо суток. Помимо большей части боевиков погибли  сотни паломников и около ста  солдат индийской армии. Спустя четыре месяца сикхи нанесли ответный удар - убита Индира Ганди, премьер-министр  Индии. Начались массовые погромы, в  результате которых по некоторым  данным было убито около 30 тысяч  сикхов. Лишь в одном 1990 году сикхи  убили около 4 тысяч человек. А 12 марта 1993 года почти одновременно прогремели 15 страшных взрыва, унесших жизни 228 и искалечивших более 1200 человек. Самые известные организации сикхов - это “Силы Халистана” и “Халистанский освободительный фронт”.

     Крайне силен религиозный фундаментализм  и в Израиле. Здесь существует  несколько политических партий, последовательно отстаивающих иудейский  фундаментализм. Одна из известных  еврейских экстремистских организации  “Ках” базируется в Израиле  и на оккупированных арабских  территориях. Основатель “Ках”  Меер Кахане - известный американский  раввин-экстремист, получивший три  месяца тюрьмы за неудачную  попытку взорвать мечеть аль-Аксу - одну из главных святынь Ислама. Группа “Ках” организовало кампанию  в поддержку еврейского экстремиста  Боруха Гольдштейна, расстрелявшего  из автомата молящихся арабов  в мечети аль-Ибрахим в Иерусалиме. Тогда погибли несколько десятков  человек. В ноябре 1995 года еврейский  экстремист убивает премьер-министра  Израиля Ицхака Рабина. На судебном  процессе убийца с гордостью  рассказывал, что поступил согласно  “Галахе” (своду законов иудаизма), требующему “убить всякого еврея,  который отдает в руки врагов  свой народ и его землю”.

    Этот далеко не полный перечень  фундаменталистских организаций  ясно показывает, что ни одна  из конфессий не свободна от  экстремистских течений, искажающих  суть религиозного учения в  выгодной для себя форме. А  ведь нередко журналисты или  даже чиновники, не имеющие  объективного представления об  Исламе, позволяют себе неосторожные  высказывания, нарушающие гармонию  этноконфессионального бытия в  России, где традиционно мирно  сосуществуют Иудаизм, Православие  и Ислам.

    Религиозный экстремизм в Центральной  Азии - проблема достаточно реальная, требующая глубокого изучения  и посильного решения. В анализе  этой проблемы мы сталкиваемся  с ситуацией, нередкой для политологии:  несмотря на развитый понятийный  аппарат, наличие апробированных  методов и приемов исследования, в случаях, когда политология  сталкивается с глубокой проблемой,  она ограничивается лишь описанием  и поверхностным анализом ее, не имея возможности объяснить  генезис проблемы, раскрыть ее  внутреннее содержание, проникнуть  в сущность и т.д.

2.2. Мое видение этой проблемы

Религиозный экстремизм — ответная реакция обездоленных слоев общества на социально-экономические  условия, приведшие к их массовому  обнищанию, своего рода выражение протеста маргиналов. Идеология возврата к  социально-экономическому устройству и порядкам времен первых четырех  праведных халифов находила наибольший отклик именно среди обездоленных. 

Перед советским вторжением в Афганистан движения исламских экстремистов в  основном носили антизападную направленность, что, как полагаем, советское военно-политическое руководство учитывало. Однако идеология  антикоммунизма оказалась сильнее: она привела к образованию  альянса между американцами, прозападными мусульманами и антизападными радикальными исламистами. Эр-Рияд и Вашингтон  успешно переместили актив радикального ислама с Ближнего на Средний Восток и к Центральной Азии, в союзе  с Исламабадом оказывали помощь афганскому движению сопротивления. Их поддерживали и другие страны региона. “Просадатовская пресса захлебывалась  призывами к мусульманам объединиться против “красной власти в Афганистане  и советского экспансионизма”. Египетские “Братья-мусульмане”, не без поощрения  со стороны правительства, становились  членами наемных банд, забрасывавшихся из-за границы в Афганистан”. 

Вывод советских войск из Афганистана  и война в Персидском заливе привели  к распаду альянса. Исламские  экстремисты, насчитывавшие в своих  рядах более 35 тысяч участников афганских  событий, выступили против американцев  и саудовцев. В итоге экстремистские организации, возглавляемые Усама  бен Ладеном, в числе первоочередных мероприятий запланировали террористические акции, в том числе и “нападения на американские посольства и покушения  на американцев во всем мире”. 

Сегодня в ряде стран радикальный ислам  находится у власти, а в большинстве  государств — в оппозиции. Практика радикальных исламистских организаций  показывает, что их наиболее распространенные действия — вооруженная борьба против чуждой исламским традициям реальности, которая якобы может уничтожить эту религию, разрушить устои  жизни народа. 

У исламских  экстремистов свой взгляд на новый  формирующийся мир и его противоречия, они отвергают переговорный процесс  и мирное урегулирование как принцип  решения конфликтов. Идеологи радикального ислама утверждают, что мирные взаимоотношения  возможны только после свержения  всех прозападных правительств и  создания исламского | государства  по типу халифата. Поэтому, заявляют они, для режимов, где руководствуются  современными западными идеалами, имеется  лишь один ответ мусульманского мира — священная война на пути Всевышнего. 

Для достижения этой цели исламисткие организации  призывают объединиться в джамааты, отойти в уединенные места и начать борьбу за власть всеми доступными методами — от парламентских до массового террора, главная цель которого — запугать население и  принудить власть подчиниться их требованиям. 

Исламский экстремизм обосновывает свою деятельность утверждением, что все усилия мусульманина на пути к истине напрасны, если он подчиняется  немусульманину. Его пятикратный  намаз, ежегодный пост, все молитвы  и другие богоугодные дела не будут  приняты Всевышним, поскольку он подчиняется не Богу, а конкретному  смертному, к тому же неверующему. При  этом, в качестве доказательств экстремисты  ссылаются на собственные интерпретации  священного Корана и отдельных хадисов  Пророка.

    По идеологии исламского экстремизма, мусульманин не только не должен подчиняться неверным, он обязан бороться против них, то есть вести джихад, под которым подразумевается исключительно вооруженная борьба. А в священном Коране (4:59) сказано: “О вы, кто верует! Вы повинуйтесь Богу и Его пророку, а также тем из вас, кто властью наделен”. Согласно тафсирам, “кто властью наделен” означает соблюдение закона и порядка, то есть призыв к уважению государственных структур. В достоверных хадисах пророка Мухаммада сказано: “Мое наставление вам: бойтесь Аллаха. 

Информация о работе Религиозно-политические организации как угроза национальной безопасности Кыргызской Республики