Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть основные религиозные организации на территории всех государств Центральной Азии и в частности в Кыргызской Республике, и рассмотреть понятие религиозного экстремизма его влияние и роль в общественной и политической жизни Центрально- азиатских стран.
Введение 3
Глава 1. Религиозные организации на территории Кыргызской Республики и ЦА 5
1.1. Исламский фактор в Центрально-Азиатском Регионе 7
1.2 Ислам как политическая сила 7
1.3 Хизб ут-Тахрир аль Ислами «Исламская партия освобождения» 9
1.4 Исламское Движение Узбекистана(Туркменистана) 11
Глава 2. Возникновение религиозного экстремизма в Центральной Азии как угроза национальной безопасности Кыргызской республике 15
2.1. Религиозный экстремизм (разновидности) 15
2.2. Мое видение этой проблемы 18
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Исторические
данные говорят о том, что
"Хизбут-Тахрир" была основана
шейхом Такитдином Набахоний
в начале 50-х годов XX столетия.
Т.Набахоний является автором
ряда книг: "Низомуул Ислом"
("Структура Ислама"), "Давлаги
Ислом" ("Исламское государство"),
"Халифалик" ("Халифат"), ставшие
впоследствии манифестом
Структура
"Хизбут-Тахрир" построена по
пирамидальному принципу. Каждая
группа - ячейка ("халка") состоит
из 5-6 человек и является отдельной.
Построение структуры по
Ретроспективный
обзор истории "Хизбут-Тахрир"
и анализ имеющихся материалов
свидетельствует о том, что
в основе стратегии лидеров
и функционеров данной
Деятельность
партии осуществляется на
Издания
"тахрировцев" пропагандируют
политизированный ислам,
Создание
"Халифата" на территории
1. Подпольная работа. Подбор, подпольное обучение и вербовка молодых людей в ряды "Хизбут-Тахрир". Подпольное внедрение в структуры власти;
2. Заявить открыто о себе. Распространение листовок, организация митингов, шествий, публичных призывов и др.
3. Захват
власти путем организации
В настоящее время деятельность "Хизбут-Тахрир" на юге республики развивается на стадии 2 этапа, где имеют место публичные высказывания, периодическое распространение листовок.
Экстремизм
и идеологию "хизбут-
Наиболее
активные действия сторонниками
"Хизбут-Тахрир" были предприняты
начиная с 1999г. Их
"Хизбут-Тахрир"
и ее международные
Анализ
имеющихся материалов дает
По
Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской
областям и в отдельных
За счет
членских взносов и пожертвований
членов "Хизбут-Тахрир", созданием
малых предприятий в
Таким
образом, в республике
Процесс
становления независимости
Обласканные вниманием различных "доброжелателей", лидеры преступных группировок придумали "громкие" названия своим движениям как "Исламская партия возрождения Узбекистана", "Комитет беженцев Узбекистана" и т.д. В 1998 году Тохир Юлдаш переименовал организацию как "Исламское движение Узбекистана" и провозгласил себя "Амиром" "ИДУ" в борьбе против безбожников.
Кого
представляет т.н. "Исламское движение
Узбекистана"? Какова предыстория
ее возникновения, откуда корни и
что благоприятствовало появлению
сторонников построения единого
государства с халифатским
Свою историю претендующие на роль узбекской "исламской оппозиции" исламисты отсчитывают с 1991 года.
В 1991-1992 г.г. в Ферганской долине - в частности, Намангане - благодаря финансовой поддержке религиозных организаций ряда мусульманских стран возникают такие неформальные объединения исламистов, как "Товба", "Адолат", "Ислом лашкарлари".
Возникновение в Намангане группы "Адолат" ("Справедливость"), программные цели которой заключались в приходе к власти, свержении существующего строя и построении исламского государства, относится к январю 1991 года. Организацию, число членов которой доходило до 500 человек, возглавил Сатимов Хакимджон. Под видом охраны общественного порядка и борьбы с уличной преступностью группа устраивала всевозможные рейды, проверки, задержания. К виновным с точки зрения "дружинников" применялись методы публичного наказания в соответствии с предписаниями шариата. За этим стояло намерение дискредитировать местную власть и правоохранительные органы как неспособных обеспечить необходимую безопасность и порядок.
По духу и программе "адолатовцам" были весьма близки идеологические установки "Ислом лашкарлари" ("Воины ислама") - другой группы, созданной в Намангане в это же время. Ею руководил Т.Юлдаш. Основной формой деятельности, которой заявила о себе эта группа, стала организация массовых митингов, шествий, уличных беспорядков и захват административных зданий.
Однако
начиналось все несколько раньше.
Ферганская долина всегда отличалась
своим особым в религиозном плане
развитием: большей, чем в других
регионах республики, религиозностью
и строгостью следования нормам шариата.
Именно здесь еще в советские
времена возникали
Так, в 1987 г. Наманган нелегально посетили эмиссары из Саудовской Аравии, Афганистана и Пакистана. Во время тайной встречи с местным наманганским духовенством, проходившей в городской мечети "Гумбаз", обсуждался вопрос о создании партии "Возрождение ислама", целью которой стало бы создание исламской республики на территории всей Ферганской долины. Позднее за этим гипотетическим государством закрепилась аббревиатура ФАНО, образованная начальными буквами в названии главных городов региона: Фергана - Андижан - Наманган - Ош.
В самом начале 90-х годов, еще в рамках СССР времен "перестройки", здесь появились ячейки созданной в 1990 г. в Астрахани (Россия) Партии исламского возрождения (ПИВ). Одной из своих первоочередных задач партия считала создание объединенной исламской оппозиции в масштабах всего Советского Союза. Некоторые из этих ячеек позднее трансформировались в независимые от так и несостоявшегося общесоюзного центра региональные группы (см. выше), добивавшиеся, тем не менее, официальной регистрации ПИВ, ставшей для них по существу лишь "крышей".
Примерно в то же время в той же уже упоминавшейся мечети "Гумбаз" состоялась встреча с новыми эмиссарами - прибывшими теперь уже из Азербайджана. В составе этой группы был и некий Турсунбаев, имам Базар - Коргонского района Джалал-Абадской области Кыргызстана. С собой Турсунбаев привез уже готовый устав для создания боевой группы, позднее получившей название "Товба" ("Раскаивание, покаяние"). С момента возникновения группы ее целью было создание в долине исламского государства, живущего по законам шариата: Турсунбаев обучал членов созданной им организации теории джихада в его ограниченном понимании лишь как вооруженной борьбы с "неверными".
Одним из руководителей группы "Товба", насчитывавшей 95 человек, стал Абдували Юлдашев.
Сейчас
реконструируя историю "Товба",
ее пытаются представить как коллективного
борца с преступностью и
Довольно скоро истинные цели "Товба" стали очевидны, ее членами был совершен ряд уголовно наказуемых преступлений. В частности, финансирование организации, ее вооружение обеспечивалось за счет награбленных средств.
Уже в 1992 г. группа ушла в подполье, ее активисты предпочли покинуть страну и вести подрывную работу против Узбекистана с сопредельных территорий.
Бежавшие вначале в Таджикистан, а затем в начале 1993г. в Афганистан (вместе с созданным таджикской оппозицией "правительством в изгнании") активисты исламистских группировок, попав в благоприятную для них среду, развернули там активную деятельность. В частности, не без подсказки и содействия спецслужб и идеологических центров ряда зарубежных стран они приступают к формированию так называемого "наманганского батальона" ("Наманган шуъбаси"), костяк которого, как следует из названия, после соответствующей подготовки составили выходцы из Наманганской области.
Тогда
же ими была широко развернута работа
по вербовке молодых людей из центрально-азиатских
республик, в первую очередь из Ферганской
долины. Многие из завербованных до
этого покинули родные места из-за
совершенных ими уголовных
Прошедшие специальную диверсионную подготовку боевики засылались в Узбекистан для совершения там разбойных нападений и убийств, призванных дестабилизировать обстановку, посеять среди населения панику и недоверие к властям. Пик этих преступлений приходится на 1996-1998 годы. Среди жертв преступлений были не только взрослые, но и дети.
В 1995 году по аналогии с Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) было образовано Движение исламского возрождения Узбекистана (ДИВУ); иногда называемое Исламское движение возрождения Узбекистана (ИДВУ). Первоначально штаб-квартира движения находилась в Пешаваре, затем представительство было переведено в Кабул.