Религиозно-политические организации как угроза национальной безопасности Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть основные религиозные организации на территории всех государств Центральной Азии и в частности в Кыргызской Республике, и рассмотреть понятие религиозного экстремизма его влияние и роль в общественной и политической жизни Центрально- азиатских стран.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Религиозные организации на территории Кыргызской Республики и ЦА 5

1.1. Исламский фактор в Центрально-Азиатском Регионе 7

1.2 Ислам как политическая сила 7

1.3 Хизб ут-Тахрир аль Ислами «Исламская партия освобождения» 9

1.4 Исламское Движение Узбекистана(Туркменистана) 11

Глава 2. Возникновение религиозного экстремизма в Центральной Азии как угроза национальной безопасности Кыргызской республике 15

2.1. Религиозный экстремизм (разновидности) 15

2.2. Мое видение этой проблемы 18

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Кыргызской Республики.docx

— 69.68 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Кыргызской Республики

Кыргызский  Национальный Университет им. Ж. Баласагына

Институт  Интеграции Международных Образовательных  Программ

Факультет Международных Отношений 
 
 

Курсовая  работа

На тему:

Религиозно-политические организации как угроза национальной безопасности Кыргызской Республики 
 
 
 

Выполнил(а): _________________

_____________________________

Проверил(а):__________________

_____________________________ 
 
 
 
 

Бишкек 2011г. 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Религиозные организации на территории Кыргызской Республики и ЦА 5

1.1. Исламский фактор в Центрально-Азиатском Регионе 7

1.2 Ислам как политическая сила 7

1.3 Хизб ут-Тахрир аль Ислами «Исламская партия освобождения» 9

1.4 Исламское Движение Узбекистана(Туркменистана) 11

Глава 2. Возникновение религиозного экстремизма в Центральной Азии как угроза национальной безопасности Кыргызской республике 15

2.1. Религиозный экстремизм (разновидности) 15

2.2. Мое видение этой проблемы 18

Заключение 26

Список использованной литературы 27 

 

Введение

Актуальность  темы. В переходный период, в моменты кризисного состояния общества, растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр религиозных верований, при этом наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. В развивающемся Кыргызском обществе на современном этапе происходят процессы переоценки духовных ценностей, в том числе и религиозных.

     Возникшие новые богословские и религиозно-философские течения и направления есть феномен обновления и приспособляемости религии в обществе к изменяющимся социальным условиям и сознанию современного человека. Под прикрытием плюрализма в процессе демократизации всех структур общества активизировали деятельность всевозможные новые религиозные движения (НРД), ранее не существовавшие на кыргызкой земле. Растет число всевозможных внеконфессиональных культов, сект, общин, которые именуются исследователями в целом как «нетрадиционные религии», «культы», «религии нового века», «секты» и др.

    За последние несколько лет они распространились на всей территории страны, громко заявили о себе в средствах массовой информации, о них начали говорить в учебных аудиториях по ним ведут дискуссии религиоведы, теологи, социологи, философы и депутаты. Одни, ориентированные на западную модель демократии, расценивают их как наглядное свидетельство демократичности кыргызского общества, торжество свободы совести, а другие – как религиозно-культурную экспансию чужеродных сил, требуют жесткого отношения к ним, вплоть до выдворения из Кыргызстана, законодательного запрещения всякого рода «тоталитарных сект».

Эти движения приобретают у нас последователей не только потому, что обладают привлекательностью, свойственной всему малопонятному  и незнакомому. Существует более  фундаментальные обстоятельства, способствующие возникновению новых религиозных  движений, их заметному влиянию на кыргызстанскую социально-политическую и культурную жизнь на современном  этапе. Широкое движение нетрадиционных религий было бы невозможно без демократизации политической жизни, без формирования новой модели религиозно-государственных  отношений.

   Новые религиозные движения, получившие распространение на территории бывшего СССР, их деятельность разрешена законодательством. На бурное развитие нетрадиционных религий сказалось и падение популярности традиционных, притеснявшихся более 70 лет, в которых роль рядовых верующих, как правило, сводилась лишь к пассивному участию в богослужении и соблюдению обрядов. Присущие им жесткие уставы и предписания воспринимаются людьми (особенно молодежью) как препятствия к самовыражению и духовным поискам , что побуждает их реализовать свои запросы в иных альтернативных традиционным формах. Немаловажным является и то, что большинство действующих в Кыргызстане нетрадиционных религий предлагают проекты радикального переустройства мира «здесь и сейчас » . Как правило, их установки отличаются простотой и доступностью, что делает их весьма привлекательными для максималистски настроенных кыргызстанцев. К тому же в условиях растущей инфляции, безработицы, преступности, а также разрыва связей между поколениями многие приходят к выводу, что светские, мирские идеалы не могут обеспечить реформации общества.

Таким образом, на сегодняшние дни религиозные  организации следует рассматривать  как один из основных угроз национальной безопасности Кыргызской Республики.

Целью данной работы является рассмотреть  основные религиозные  организации  на территории всех государств Центральной  Азии и в частности в Кыргызской Республике, и рассмотреть понятие религиозного экстремизма его влияние и роль в общественной и политической  жизни Центрально- азиатских стран.  

 

Глава 1. Религиозные организации на территории Кыргызской Республики и ЦА

   

     Общеизвестно, что Кыргызстан, как  часть Ферганской долины –  это одна из редких стран  мира, где сохранились пласты  различных культур и цивилизаций  с древнейших времен до сегодняшнего  дня. Благодаря своему выгодному  историко-географическому положению,  он оказался на территории  трансконтинентальной трассы Великого  Шелкового пути, что давало возможность  обмениваться не только политическими,  социально-экономическими, торгово-материальными,  но и культурными ценностями  различных цивилизаций, стран  и народов. Здесь на протяжении  многих веков тесно переплетались  интересы и культуры таких  крупных этносов как иранцы, китайцы,  тюрки, монголы, кыргызы, русские  и другие. Здесь мирно сосуществовали, а временами  жестоко противостояли  друг другу, четыре мировых  религии: зороастризм, буддизм,  христианство и ислам. 

Сегодняшние реалии не только нашего региона но всего мира исходя вышесказанных специфических особенностей имеются ряд религиозных организаций.

На сегодняшний  день на территории  Кыргызстана  насчитывается более 30 религиозных  конфессий. Это прежде всего:

  • Суннитский ислам;
  • Православное христианство (Русская православная церковь);
  • Храм покрова Божей матери (сторонники старого православия);
  • Евангельская церковь христиан-баптистов;
  • Христиане Адвентисты седьмого дня;
  • Христиане пятидесятники (представлены в двух ветвях «Союз церквей христиан Веры Евангельской и религиозное объединение «Кудай жамааты»);
  • Евангелистско-лютеранская община;
  • Евангело-христианские  церкви;
  • Евангельско-христианская пресвитерианская церковь;
  • Религиозный центр Свидетелей Иеговы;
  • Христианская церковь полного Евангелия («Сун Богом»);
  • Христиане Новоапостольцы (община);
  • Поместная церковь Иисуса Христа;
  • Союз церквей христиан Веры Евангельской;
  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней;
  • Лютеране;
  • Саентологическая церковь;
  • Лютеранская церковь «Конкордия»
  • Община бахаи;
  • Общины католиков;
  • Общины протестантов;
  • Буддийская община;
  • Иудейская община;
  • Мессианская еврейская община «Бейт Ешуа»
  • Община русской православной церкви (не относящаяся к РПЦ);
  • Община древнеправославных Христиан-поморцев (староверов-поморцев, не относящиеся к РПЦ);
  • Неденоминированные религиозные организации протестантского направления (представлены 13 церквями);
  • Универсальная церковь (деятельность которой, на сегодняшний день приостановлена);
  • Ахмадийское  общество мусульман и др.
 

Кроме них на территории Кыргызстана нелегально действует ряд религиозных организаций  и отдельные ячейки религиозно-экстремистских партий. Следуют отметить, что экстремизм и незаконность их действий определены  Верховным судом Кыргызской Республики, Духовным управлением мусульман  Кыргызстана и Узбекистана и  силовыми структурами двух республик. В их числе:

  • Хизб ут-Тахрир аль Ислами («Исламская партия освобождения», в Кыргызстане появилась в середине 90-х годов ХХ в.);
  • Группа «Акромия»  (откололась от партии Хизб ут-Тахрир в 1997 г.);
  • Группа «Хизб ан Нусра» («Партия победы», откололась от партии Хизб ут- Тахрир в 1999 г.);
  • Ваххабиты (ортодоксальные мусульмане);
  • Фалунгунь;
  • Церковь объединения Сен Мен Муна;
  • Белое братство;
  • Синий лотос;
  • Сатанизм; 
  • Учения культа Шри Чинмоя;
  • Международное общество сознания Кришны;
  • Школа менеджмента Махариши и др.
    1. Исламский фактор в Центрально-Азиатском  Регионе

1.2.Ислам как политическая сила

    Для начала необходимо определить – что  же такое исламский фактор. В случае центрально-азиатских республик  исламским фактором выступает исламский  экстремизм. В последнее время  в средствах массовой информации мы все чаще можем обнаружить публикации, которые сталкивают так называемый «европейский» мир с миром  ислама. И в сознании современного человека понятие «ислам» зачастую является синонимом таких понятий  как «экстремизм», «терроризм» и  прочих, не имеющих с «последней религией» ничего общего.

    Анализируя  происходящие события, невольно приходишь  к мнению, что сама жизнь зачастую насильно толкает мусульман к  фундаментализму. Существующая в современной  политической науке тенденция смешивать  такие понятия, как “исламский фундаментализм”  и “исламский экстремизм”, на мой  взгляд, не правомочна. Фундаментализм – это явление, присущее не только мусульманской религии, но и другим конфессиям, и представляет собой  пример противоречий между достаточно консервативным массовым сознанием  и слишком быстрыми изменениями  окружающей действительности. Причиной возрастающего влияния исламского фундаментализма в Центральной  Азии является кризис в общественном сознании. В исламе многие люди хотят  найти альтернативу сегодняшней  жизни: народ видит, что советская  власть потерпела крушение (ругают и обливаю его грязью все те, кто вчера стояли у руля этой власти), новые же национальные правительства  обманули ожидания, демократия народом  воспринимается через призму западной попкультуры, вседозволенности для  чиновников и богатых, превращение  улиц городов в сплошные продуктовые  рынки, рынки наркоторговли и  проституции. Все попытки политиков  создать какую-то “идеологию справедливости” терпят крах, из-за того что те, кто разрабатывают эту идеологию для народа, живут совсем по иным правилам. Постсоветская волна модернизации в Центральной Азии, отторгающая советское прошлое и ориентированная на рынок и западные ценности, к традиционному распределению ролей добавила новые структуры и группы по интересам, способствовала появлению совершенно новых субъектов политической системы, но главное – создала идеологический вакуум, который стал заполняться различными религиозными учениями и, в первую очередь, исламом. Ускоренными темпами стали возводиться мечети, открываться исламские университеты, появляться религиозные праздники и никому доселе не известные партии и течения Одна из причин политизации ислама в Центральной Азии обусловлена мультиэтнической структурой населения в этих республиках.

    После исчезновения идеологии коммунистического  интернационализма и соответствующей  национальной политики, которые хоть как-то согласовывали интересы отдельных  этносов в бывшем СССР, полиэтничные мусульманские общества оказались  без этого важного общественного  регулятора. В такой ситуации исламская  идеология, не разделяющая людей  по этнической принадлежности, выступила  объединительной и консолидирующей  силой в мусульманских республиках  Центральной Азии. Таким образом, ислам начал выступать инструментом регулирования отношений между  этносами. Хотя ислам пока еще не выполняет в регионе консолидирующую  функцию и не является фактором государственного строительства, но его уже пытаются использовать политики и те, кто  хотят ими стать (например, руководители Исламского Движения Узбекистана). Анализ процессов, связанных с политизацией ислама на постсоветском пространстве, позволяет выделить три основных сценария развития ситуации: кланово-региональный; властно-оппозиционный; сценарий вовлечения во внешний конфликт.

    Одной из причин столь успешной спекуляции экстремизма является повсеместное нарушение справедливости, которая  является одной из важнейших ценностей  в исламе. Пользуясь противопоставлением  жизненных реалий и религиозных  ценностей, исламисты получают возможность  выступать от лица поруганных ценностей  религии. Таким образом, мы видим  механизм политизации ислама – политические устремления исламистов прикрываются требованием соблюдения религиозных  норм и ценностей. И если политический экстремизм не получил бы поддержки  ввиду своих очевидных целей, то религиозный экстремизм может  быть поддержан широкими слоями верующих.

Для боле четкого  понимания угрозы национальной безопасности со стороны религиозных организаций  предлагаю рассмотреть один из таких  организаций как Хизб ут-Тахрир аль Ислами «Исламская партия освобождения». 
 

    1. . Хизб ут-Тахрир аль Ислами «Исламская партия освобождения»

      

        "Хизбут-Тахрир" ("Партия освобождения") - религиозно-политическая, крайне реакционная,  подпольно действующая организация.  Существенное место в политической  программе данной организации  занимают следующие положения:  изменение существующего строя  и создание исламского государства  в форме "Халифата" путем  совершения государственного переворота.

Информация о работе Религиозно-политические организации как угроза национальной безопасности Кыргызской Республики