Процессы мировой интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой я хочу рассказать о проблеме интеграции, и в частности об итоге этого процесса в Европе: о Европейском союзе. Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов.

Файлы: 1 файл

курсовая ПМИ.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.

    В 1986г. с присоединением Испании и  Португалии произошло очередное  расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций. В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количественных и качественных проблем. Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ. Для выполнения этих задач было решено созвать межправительственную конференцию, которая и подготовила к подписанию новый документ – Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА – это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ. Он был принят в 1986 году и довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка. Оно должно было быть завершено к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался на ст.235 договора о ЕЭС, которая позволяла предпринимать меры, прямо не предусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей) [20]. Суммируя экономические положения нового документа, нужно обратить внимание на то, что они должны были обеспечивать переход к новому этапу сотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу (ЕВС). Был внесен ряд изменений: уточнялась процедура принятия новых членов в состав Европейских сообществ, также уточнялись условия членства, были приняты решения о расширении юрисдикции и уточнении структуры Суда Европейских сообществ. ЕЕА, конечно, не решал всех вопросов создания экономического, валютного и политического союзов, но он предусматривал созыв международной конференции во исполнение ЕЕА. Такая конференция была созвана и ей был подготовлен договор о Европейском Союзе (ЕС). Этот договор был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте двенадцатью странами и соответственно получил название “Маастрихтский договор” (МД). Его ратификация прошла далеко не безболезненно, так, в Дании избиратели отвергли договор, такие же тенденции проявились и во Франции, Великобритании и Германии, процедура затянулась, но в конечном итоге все члены сообществ одобрили договор, и он вступил в силу с ноября 1993 года.

    Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил начало существованию Европейского Союза. Согласно МД Европейский Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами сотрудничества, предусмотренными этим договором.

    О каких политиках и формах сотрудничества шла речь? Речь шла о двух новых важных сферах сотрудничества государств-членов Европейских сообществ:

    1)сотрудничество  в области выработки и проведения  единой внешней политики и  политики безопасности;

    2)сотрудничество  в сфере юстиции и внутренних дел [17].

    Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общая формулировка была детализирована в Амстердамском договоре (в нем это сформулировано как “сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере”). Та структура ЕС, которая закреплена в МД получила название структуры “трех опор”:

    -1ую  опору образуют Европейские сообщества;

    -2ую  – сотрудничество в области  выработки и проведения единой  ВП и политики безопасности;

    -3юю  – сотрудничество полиции и  судов в уголовно-правовой сфере  (как сформулировано в Амстердамском договоре).

    В сфере экономического и социального  развития основная задача, которая  определяется МД – это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере –  это возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере – это создание единого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям ЕС (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него).

    Тут возникла проблема: не будет единогласия  при принятии решений о ЭВС. В  этом случае закрепляется интересная концепция т.н. “продвинутого” развития, т.е. определенное количество государств внутри союза могут пойти по пути ускоренного развития и формирования структур, и в таком ускоренном развитии могут участвовать не все государства-члены ЕС.

    Другая  не менее важная проблема, которая возникла с созданием ЕС – это проблема разнородности членов союза. Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что он создал ЕС путем создания новых неопределенных структур, европейская интеграция сделала новый важный шаг вперед. МД содержит ряд важных положений и постановлений, касающихся порядка функционирования институтов. Теперь предусмотрена единая институциональная система союза, были уточнены вопросы гражданства граждан в рамках союза и др. Очередное третье расширение Европейского союза, как и каждое предыдущее, привнесло в него свою динамику, перемены в приоритетах. Появление с 1995г. трёх новых членов- Австрии, Швеции и Финляндии изменило политическую конфигурацию Союза. . Хотя эти страны по своим экономическим и социальным параметрам сравнительно близки к “ядру” ЕС, однако, их подключение к группировке вновь со всей остротой поставило проблему сбалансированности между развитием интеграции “вглубь” и “вширь”, то есть между углублением объединительных процессов и расширением географических границ интеграционной зоны [4].

    С приходом двух северных стран и Австрии  количество членов ЕС возросло с 12 до 15, а численность населения Евросоюза- с 347 до 368 млн. человек. Увеличилась  и его территория, достигнув 3.3 млн.кв.км. Значительно изменились экономические показатели. Так, совокупный ВВП ЕС подрос примерно на 20%(340 млрд.ЭКЮ) и составил почти 6 трлн.ЭКЮ.

    Вскоре  возникла необходимость созыва новой  Межправительст-венной конференции, открывшейся  в марте 1996г в Турине и положившей начало второму этапу Маастрихтского процесса-Маастрихту II. К моменту подписания МД в состав ЕС входило 15 государств, были начаты переговоры о вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союза требовало внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созванная конференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД). Некоторые изменения, которые вносит АД в развитие ЕС:

    1) Количество депутатов Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее, что имело немаловажное значение. 2) Если говорить о наиболее крупных достижениях АД, то уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный банк (ЕЦБ) получает право издания нормативных актов. В отношении прав и свобод граждан ЕС: союз превращается в “пространство свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан” [5]. 

    2.3 Юридическая природа Европейских сообществ и

    Европейского  союза

      В 50-е годы на базе учредительных  договоров было создано 3 Европейских  сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС  и Евратом), которые представляли  собой интеграционные объединения, воплощающие в себе черты как межгосударственного, так и наднационального характера. В этих сообществах воплощен новый правопорядок, которые, как записал в одном из своих решений Суд Европейских сообществ, не может быть идентифицирован ни с национальным, ни с международным правом. ЕП – это особая самостоятельная правовая система.

    Европейские сообщества обладают такими полномочиями, которыми ни одна международная организация  не обладает.

    1)Европейские  сообщества, как и ЕС, имеют свою  территорию, которая слагается из территорий государств-членов. Территория ЕС – это предел действия и юрисдикции ЕС, например территория таможенного союза, единого внутреннего рынка, ЭВС и т.п.

    2)Европейские  сообщества обладают системой  институтов, осуществляющих те права и полномочия, которые переданы союзу государствами-членами . В рамках сообществ и ЕС созданы такие институты, которые выходят за пределы любой международной организации. В рамках ЕС функционирует Парламент, который избирается на основе всеобщих и прямых выборов гражданами ЕС. Это не характерно для международных организации (например, ООН состоит только из делегаций государств-членов).

    3)В рамках ЕС функционирует Суд Европейских сообществ – независимый судебный орган. Это также свойственно только институтам ЕС.

    4)В  рамках ЕС существует институт  гражданства. Ни одна международная  организация собственным гражданством, порождающим права и обязанности,  не обладает.

    5) В рамках ЕС создан ЭВС, своя валютная система и денежная единица (применительно к 11 государствам-членам), которая заменяет национальную денежную систему. Это качества, присущие государственно-правовой организации [10]. 
 
 
 

3 Перспективы 

    3.1 ЕВРО как инструмент европейской интеграции

           Профессор Колумбийского университета (США) Роберт Мондель разработал концепцию четырех мировых валютных зон. За это открытие в 1999 году он получил Нобелевскую премию по экономике. Однако он не предполагал, что первая валютная зона будет сформирована в Европе. И уж так случилось, что именно в этом году Европейский союз окончательно сформировал европейскую валютную систему и начал вводить в оборот единую валюту. Европейская интеграция идет полным ходом. Завершив формирование единого европейского рынка, ЕС вплотную подошел к реализации единой европейской валюты. С января 1999 года евро функционирует как расчетная единица, а с 1 января 2004 года уже находится в кошельках 302 млн. европейцев 12 стран, входящих в Европейский союз, воспринявших единую европейскую валютную систему. Отказались по разным причинам принять эту систему Великобритания, Швеция и Дания, которые, тем не менее, являются полноправными членами Европейского союза [16].

        Великобритания не вступила в единую европейскую валютную систему, так как английский фунт стерлингов как твердая валюта имеет довольно высокий курс. К тому же островная Великобритания проявляет осторожность: она хочет посмотреть, что же хорошего получится с евро. Население Дании болезненно реагирует на потерю хотя бы частично национального суверенитета страны: маленькая Дания боится затеряться среди крупных европейских держав. Швеция, поздно вступившая в Европейский союз, пока просто не готова стать частью европейской валютной системы. Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне, отпечатал более 14 млрд. купюр и отчеканил более 56 млрд. монет, которые отправил 1 сентября 2005 года во все банки стран Европейского союза с тем, чтобы с января начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу.

        Национальные валюты были в действии еще в течение двух месяцев, а с 1 марта 2006 г., марки, франки, лиры, гульдены и пр. отправлены в национальные нумизматические музеи. Таким образом, завершился еще один этап европейской интеграции.  Весьма примечательно, что на купюрах евро изображены не исторические символы или портреты выдающихся личностей, а известные европейские архитектурные стили - готика, барокко, рококо. Это должно символизировать европейское единство. При этом стоит заметить, что европейцам не привыкать иметь единую валюту: в древние времена на всей территории Европы в ходу был древнеримский динар.  Европейцы не без сожаления расстаются со своей национальной валютой. Национальная валюта для гражданина любого государства - символ национального суверенитета, это национальная история. Кроме того, многие европейские национальные денежные единицы являются твердой валютой, как, например, германская марка, на протяжении пятидесяти лет составляющая гордость не только немецкой нации, но и немецкой экономики. Введение в оборот евро затронуло также страны Центральной и Восточной Европы, желающие вступить в Европейский союз. Все они, согласно решению саммита Европейского союза, прошедшего в декабре 2006 года в Ницце, безоговорочно должны принять евро. Многие граждане этих стран в качестве сбережений держат на руках германские марки. Теперь для них стоит проблема обмена их на евро. Впрочем, такая проблема стоит перед всеми, кто имеет на руках денежные единицы стран Европы, принявшие евро [19]. Вполне понятно, что евро будет содействовать развитию европейского производства, укреплению европейского единого рынка и превращению Европы в сильного экономического конкурента на мировом рынке. Такая цель была поставлена на саммите Европейского союза в марте 2005 года в Стокгольме. Евро будет содействовать также процессу европейской политической интеграции. Уже сейчас европейцы обсуждают вопрос о будущности Европы, какой она должна быть - Европой государств или Европой отечеств?

        Сейчас же руководителей стран Европейского союза больше всего интересует, все ли сделано для того, чтобы введение в наличный оборот евро прошло как можно менее болезненно. Для руководителей экономических и финансовых ведомств стран Европейского союза - это, возможно, больше технический вопрос: перевод кассовых аппаратов на евро, составление новых ценников на товары и продукты и т. д. Для политиков же введение в наличный оборот евро - вопрос престижа, во многом вопрос политической карьеры. Дело в том, что в некоторых странах, а именно во Франции и Германии, в 2008 году должны состояться очередные парламентские выборы, а во Франции еще и президентские выборы. Между тем именно руководители этих двух стран больше всех ратуют за ускорение интеграционного процесса, в том числе за скорейшее введение евро. Поэтому малейшие промахи в процессе введения евро в наличный оборот могут сильно повлиять на их репутацию [9].

Информация о работе Процессы мировой интеграции