Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель работы – изучение проблем и перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы привлечения иностранных инвестиций;
Дать характеристику иностранной инвестиционной деятельности в России;
Исследовать особенности инвестиционного климата в России;
Изучить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика иностранной инвестиционной деятельности в РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику……………………………………………………………5
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России……………………………………………………………………………….14
1.3 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам………………………………………………………………..20
Глава 2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ………………………………………………………………………26
2.1 Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе…………………………………………………………………………………26
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………….30
2.3 Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики…………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………...44
• сокращение отраслевых административных барьеров (переход к электронным государственным услугам и закупкам, установление уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности и др.);
• Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». Законопроект предполагает формирование комплексной системы возмещения вреда, защищает интересы как государства, так и бизнеса, охватывает 5 видов деятельности (водный транспорт), но в перспективе имеется потенциал для целого ряда видов, один из них – пожарная безопасность.
2. Оптимизация миграционного режима.
3. Снижение роли государства: приватизация, реорганизация государственных корпораций.
4. Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре.
5. Селективные налоговые льготы и оптимизация возмещения НДС.
6. Совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики;
7. Системная работа по улучшению инвестиционного имиджа[51].
Дмитриев А.В. в своей статье «Отраслевые приоритеты американских инвестиций в России» сопоставляет российскую инвестиционную практику с опытом Китая, который стал основным центром прямых инвестиций. А ведь для России как раз важно привлечение именно ПИИ. Автор статьи замечает, что прямое заимствование опыта у Китая вряд ли возможно. И он предлагает комплекс мер по отношению к иностранному капиталу:
Восстановление системы налоговых льгот для инвесторов, дифференцированных в зависимости от размеров, сроков и мест осуществления инвестиций; такими льготами могли бы пользоваться как иностранные, так и российские инвесторы;
Принятие законодательства об отраслях экономики, в которых запрещаются или ограничиваются иностранные инвестиции (не административным путем, а за счет нераспространения на «ограничиваемые» отрасли системы налоговых льгот);
Разработка нормативно-правовых актов, благодаря которым предоставление иностранным инвесторам льготных условий хозяйствования увязывалось бы с соблюдением ими определенных
требований российской стороны (использование российских источников субпоставок; экспорт произведенной продукции; сохранение за российской стороной позиций в управленческих структурах
предприятий и т.д.);
Включение в антимонопольное законодательство специальных разделов, регулирующих деятельность предприятий с иностранными инвестициями;
Создание на территории страны свободных экономических зон различных типов, в том числе в центрах концентрации российских наукоемких производств;
Учреждение общенациональной системы гарантирования и страхования иностранных прямых инвестиций, в том числе за счет средств федерального и региональных бюджетов;
Совершенствование институциональной структуры привлечения инвестиций, в том числе конкретизация функций единого государственного органа, координирующего работу с инвесторами,
а также создание смешанных государственно-частных корпораций, которые участвовали бы на долевой основе в проектах с иностранными
инвестициями[52].
Авторы статьи «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ» Бондаренко Ю.Р., Мирюшкина Ю.В. считают, что меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока инвестиций, включают в себя 3 основные группы: базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата; правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов; специфические стимулы для притока инвестиций.
По их мнению, стратегической целью политики в сфере привлечения иностранных инвестиций должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса.
Наряду с применением принципа национального режима авторы данной статьи полагают, что необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.
Режим в отношении иностранных инвестиций в России, как считают Бондаренко Ю.Р., Мирюшкина Ю.В., должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.
В итоге авторы статьи делают вывод о том, что приоритеты политики привлечения иностранных инвестиций в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:
отраслевые приоритеты: привлечение иностранных инвестиций (1) в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность); (2) отрасли, имеющие характер «узких мест» в экономике; и (3) отрасли, обусловливающие развитие экспорта – машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии;
приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний, но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования иностранных инвестиций и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;
приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
страновые приоритеты: активизация процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику России требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.
Политика в отношении иностранных инвестиций должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата[53].
Таким образом, различные варианты решения основных проблем привлечения иностранных инвестиций в РФ имеют немало общих черт. Я считаю, что необходимо рассматривать все возможные варианты и выбирать из них только те меры, которые реально осуществить и которые могут дать результат в ближайшем будущем.
Заключение
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является объективной необходимостью. С помощью них предполагается осуществить обновление и модернизацию производственного аппарата, способствовать ускорению технического и экономического прогресса, овладеть передовыми методами организации производства, подготовить кадры, отвечающие требованиям рыночной экономики.
Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения.
В докризисные годы наблюдалось увеличение поступления иностранных инвестиций в РФ. В 2007 г. объем поступивших иностранных инвестиций достиг своего максимума – 120,9 млрд. долл. В связи с мировым финансовым кризисом, начиная с 2008 г. наблюдается снижение объемов иностранных инвестиций. В 2009 г. приток иностранных инвестиций в экономику РФ уменьшился по сравнению с 2007 г. на 32,2 %.
Иностранные инвестиции, главным образом, направляются в промышленность и сферу торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность.
В РФ поступает больше всего прочих инвестиций. Их удельный вес в общем объеме иностранных инвестиций составил на 2009 год 79,5 %. Доли прямых и портфельных инвестиций по итогам этого же периода составили соответственно 19,4 % и 1,1 %.
Основными странами-инвесторами являются Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские острова, Ирландия, США, Швейцария.
Инвестиционный климат РФ чаще всего оценивается как неблагоприятный. Во многих рейтингах наша страна занимает очень низкие позиции. И это притом, что благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций.
Среди основных факторов, препятствующих привлечению иностранных инвестиций, выделяются: несовершенство российской законодательной базы, коррупция, бюрократия, крайне непрозрачная для инвесторов схема ведения бизнеса, административные барьеры, неэффективность судебной системы, слабая защита прав собственности, частое изменение и дополнение поправками различных законов, которые так или иначе связаны с деятельностью иностранных инвесторов.
Также Россия неэффективно позиционирует себя перед зарубежными инвесторами. Например, государственные PR-компании Украины и Грузии для инвесторов из ЕС и США намного эффективнее российских
Существует достаточно большое количество различных вариантов преодоления основных проблем привлечения иностранных инвестиций. Основные положения рассмотренных мной вариантов:
воссоздание системы налоговых льгот для инвесторов;
запрещение или ограничение иностранные инвестиции в отдельные отрасли не административным путем, а за счет отсутствия в этих отраслях системы налоговых льгот;
связать предоставление иностранным инвесторам льготных условий хозяйствования с соблюдением ими определенных требований российской стороны с помощью разработки нормативно-правовых актов;
создание системы гарантирования и страхования иностранных прямых инвестиций (возможно и за счет средств федерального и региональных бюджетов);
установление режима наибольшего благоприятствования, который необходим для исключения дискриминации по отношению к инвесторам из каких-либо стран;
реальное выполнение принципа транспарентности, т.е. правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации;
активизация процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику России требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.
Оживление мировой экономики после кризиса создаст благоприятные условия для возобновления и роста иностранных инвестиций. Но наша экономика сможет получить их в нужных объемах, если условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение капитала.
Список используемой литературы
1. Бондаренко Ю.Р., Мирюшкина. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ. Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том третий. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. - с. 247.
2. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. – М.: ООО «Книгодел», 2006. – с. 194.
3. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономистъ, 2004. – с. 286.
4. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 311.
5. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ