Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение проблем и перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические основы привлечения иностранных инвестиций;
 Дать характеристику иностранной инвестиционной деятельности в России;
 Исследовать особенности инвестиционного климата в России;
 Изучить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика иностранной инвестиционной деятельности в РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику……………………………………………………………5
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России……………………………………………………………………………….14
1.3 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам………………………………………………………………..20
Глава 2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ………………………………………………………………………26
2.1 Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе…………………………………………………………………………………26
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………….30
2.3 Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики…………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения иностранных инвестиций.doc

— 1.60 Мб (Скачать)

Особый интерес неокейнсианская теория проявляет к связи между движением капитала и состоянием платежного баланса страны. Сам Кейнс исходил из того, что движение капитала вообще возникает из неравновесия платежных балансов разных стран. В полемике с Олином он подчеркивал, что вывоз капитала из страны осуществляется, когда экспорт товаров и услуг превышает их импорт, а при нарушении этого правила необходимо вмешательство государства[10].

Основоположник другой теории международного вывоза капитала — Карл Маркс обосновывал вывоз капитала его избытком в странах-экспортерах капитала. Под избытком капитала он (вслед за классиками экономики) понимал такой капитал, применение которого в стране его наличия вело бы к понижению в ней нормы прибыли. Последующие поколения экономистов-марксистов, не отходя от постулата избытка капитала, выделили еще несколько причин его экспорта (иногда называя их условиями): растущая интернационализация производства, усиливающееся соперничество монополий, повышение темпов экономического роста (что ведет к усилению зарубежного спроса на капитал со стороны как развивающихся, так и развитых стран)[11].

Вложения ино­странных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. К положительным последствиям можно отнести:

      увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение тем­пов экономического развития и улучшение состояния платежного ба­ланса страны;

      поступление передовой иностранной технологии, организацион­ного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

      использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

      привлечение местных капиталов и укрепление местного финан­сового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

      более полное использование местных природных ресурсов;

      повышение уровня занятости, квалификации, производительнос­ти местной рабочей силы;

      расширение ассортимента выпускаемой продукции;

      развитие импортозамещающего производства и сокращение ва­лютных расходов па оплату импорта;

      расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

      увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее рас­ширить государственное финансирование социальных и др. программ;

      повышение уровня жизни и покупательной способности населе­ния;

      использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение об­щего уровня загрязнения окружающей среды;

      развитие инфраструктуры и сферы услуг;

      повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых ино­странных инвесторов;

      усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

      оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относят­ся:

      репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платеж­ного баланса принимающей страны;

      увеличение импорта оборудования, материалов и комплектую­щих, требующее дополнительных валютных расходов;

      подавление местных производителей и ограничение конкурен­ции;

      усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

      игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

      возможная деформация структуры национальной экономики;

      упадок традиционных отраслей национальной экономики;

      усиление социальной напряженности и дифференциации (в част­ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприя­тиях);

      ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, мо­жет привести к усилению технологической зависимости;

      ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

      негативное воздействие на социально-культурные условия, свя­занное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др[12].

В  целях  содействия  иностранным  инвестициям  создано  Многостороннее  агентство   по  инвестиционным  гарантиям (МАИГ). Оно обеспечивает  иностранным  инвесторам  долгосрочные  гарантии  на  такие  случаи  некоммерческих  рисков, как введение  правительством  принимающей  капитал страны  ограничений  на  обмен  и  перевод  капиталов, вооруженные  конфликты  и  гражданские  войны, и т.д. Агентство  способствует  улучшению  инвестиционного  режима  в  принимающих  странах  и  другими  способами. Например, путем  реализации  программ  по  повышению  квалификации  кадров  правительственных  структур, частных  фирм  посредством  проведения  конференций  и  семинаров[13].

Для  продолжения  структурных  реформ  и  модернизации  экономики  Россия  нуждается  в  огромных  финансовых  средствах.  По  оценкам  специалистов, потребности России  в  прямых  иностранных  инвестициях  составляют  не  менее  15  млрд. долл.  в  год[14].

Таким  образом,  привлечение иностранных инвестиций находится в ряду приоритетных задач российской экономической политики. Причем, именно прямые иностранные инвестиции в большей степени, чем другие виды инвестиций, способны обеспечить трансферт из-за границы в Россию передовых технологий, оборудования и "ноу-хау", обновление на этой основе производственного аппарата, возрождение и рост промышленного производства.

Для  того  чтобы дать характеристику иностранной инвестиционной деятельности в России  нужно  рассмотреть  динамику  объемов  иностранных  инвестиций, их  структуру  по  видам  и  странам-инвесторам.

1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими обстоятельствами:

      С помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ.

      Необходимо устранить  одну из  главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей – большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.

Подобно  другим  странам, Россия  рассматривает иностран­ные инвестиции как фактор:

1) ускорения технического и экономического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппа­рата;

3) овладения передовыми методами организации произ­водства;

4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыноч­ной экономики[15].

Активный  процесс  иностранного  инвестирования  в  экономику  России  начался  с  конца  80-х  годов, после  выхода  в  свет  13  января  1987 г. постановления  правительства, определившего  статус совместных  предприятий  с  участием  иностранного  капитала.

В последние годы (до кризиса) в России отмечался значи­тельный приток иностранных инвестиций, обнов­ленный устойчивым подъемом отечественной эконо­мики; благоприятными внутренними и внешними факторами, среди которых: растущий интерес меж­дународных инвесторов к российским финансовым и нефинансовым активам; рост цен на нефть и другие основные статьи российского экспорта и как следс­твие рост доходов и прибыли предприятий; быстрый рост российского потребительского рынка; сравни­тельно дешевые факторы производства на внутрен­нем рынке; высокая квалификация национальных трудовых ресурсов. Кроме того, поток экспортной выручки способствует дальнейшему укреплению обменного курса рубля, что  в  свою очередь повышает страновую премию для иностранных инвесторов[16].

Но  мировой  финансовый  кризис,  затронувший  и  Россию, внес  свои  коррективы  в  динамику объемов  иностранных  инвестиций  в  экономику  нашей  страны. Это  подтверждают  данные Рис. 1.

Рис.1

Поступление иностранных  инвестиций  в  РФ  в  2004-2009 гг., млн. долл[17].

Иностранные инвестиции главным  образом направляются в промышленность и сферу торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. По сравнению с 2007  и  2008 годами в  2009 г. произошло снижение иностранных инвестиций по всем направлениям их использования. Об  этом  свидетельствуют  данные  Табл. 2.

Таблица 2

Отраслевая структура иностранных инвестиций в РФ  в I квартале 2007-09 гг[18].

 

Иностранные  инвестиции  в  млн. долл.

2007 год

2008 год

2009 год

Промышленность

11899

8443

6297

Строительство

272

474

176

Транспорт и связь

2740

361

1276

Оптовая и розничная торговля

7895

5473

2605

Операции с  недвижимым  имуществом, аренда, предоставление услуг

891

1779

1124

Финансовая деятельность

821

513

332

Прочие отрасли

106

210

221

 

Иностранные вложения в сферу торговли в I квартале 2009 г. по сравнению с I кварталом 2008 г. снизились в 2,1 раза. Наибольший рост иностранных инвестиций (в 3,5 раза) отмечен в сфере транспорта и связи. По итогам I квартала 2009 г. отмечено снижение концентрации иностранных инвестиций в промышленных отраслях.

На конец марта 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 221 млрд. долл. (на 45,9 % больше по сравнению    с соответствующим периодом предыдущего года). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 48,8%, (наконец марта 2007г. - 50,0%), доля прямых - 48,2% (48,2%), портфельных -3.0% (1,8%)[19].             

Большая  часть  накопленных  иностранных  инвестиций  сконцентрировано  в  обрабатывающей  промышленности, оптовой и  розничной  торговле и добыче  полезных  ископаемых.  Данная  ситуация  проиллюстрирована  на  Рис. 2.

 


Рис.2

Накопленные иностранные инвестиции в России по ВЭД

(в %, на конец сентября 2009 г.)[20]

За  2007-2009 гг.  произошло  значительное  снижение  объема  портфельных  инвестиций, привлеченных  в  РФ – в 4,7 раза. Наблюдается  сокращение  объемов  прямых  и  прочих  инвестиций. Наибольший  удельный  вес в  общем  объеме  иностранных  инвестиций  составляют  прочие  инвестиции: на  2009 год 79,5 %.  Доли  прямых  и  портфельных  инвестиций  по  итогам  этого же периода  составили  соответственно  19,4 %  и 1,1 %. Динамика  различных  видов  иностранных  инвестиций  изображена  на  Рис. 3[21].

Рис. 3

Структура  иностранных  инвестиций  по  видам  в  2007-2009  гг.

 

Объем поступающих  иностранных  инвестиций   в    РФ  неодинаково  распределяется  по  территории  страны. Лидером  по  привлечению  иностранных  инвестиций   является   Центральный  федеральный  округ.  Больше  половины  инвестиций  направляется  именно  в него.  В  2008 г.  в  Центральный  федеральный  округ  поступило  55 392  млн. долл.  Вторым  место  занимает  Северо-Западный   федеральный  округ.  Но  доля  его  в  3,5  раза  меньше  и  составляет  15 %.  В  2008 г. в  Северо-Западный   федеральный  округ  было  инвестировано  14 487 млн. долл.  В  тройку  лидеров  входит  Дальневосточный федеральный  округ. Его  доля  составляет  8  % (всего на 1 %  больше,  чем  у  Сибирского  и  Приволжского округов). В  2008 г. в  Дальневосточный федеральный  округ поступило  8 670 млн. долл.  Меньше  всего  иностранных  инвестиций  направляется  в  Южный  федеральный  округ,  доля  которого  составляет  3 %.  Все  вышесказанное  проиллюстрировано  на  Рис. 4[22].

Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ