Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель работы – изучение проблем и перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы привлечения иностранных инвестиций;
Дать характеристику иностранной инвестиционной деятельности в России;
Исследовать особенности инвестиционного климата в России;
Изучить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика иностранной инвестиционной деятельности в РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику……………………………………………………………5
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России……………………………………………………………………………….14
1.3 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам………………………………………………………………..20
Глава 2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ………………………………………………………………………26
2.1 Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе…………………………………………………………………………………26
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………….30
2.3 Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики…………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………...44
Так, например журнал Forbes в 2009 г. опубликовал рейтинг деловой привлекательности 127 стран мира. Россия в этом списке по сравнению с прошлым годом потеряла 17 позиций, опустившись с 86 на 103 место, покинув, таким образом, сотню привлекательных для ведения бизнеса государств. Россию обошли все собратья по БРИК - Китай занял в рейтинге 63 позицию, Бразилия - 65, Индия - 75[38].
В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в прошлом году до 120 места из 183 стран. А в некоторых рейтингах Россия вообще находится в самом "подвале" (см. Рис. 6). Например, по такому показателю, как получение разрешения на строительство, у нашей страны 182 место из 183.
Рис. 6
Оценка стран по факторам ведения бизнеса[39]
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России составляется агентством «Эксперт РА». По итогам 2007-2008 гг. в категорию минимального риска вошли Краснодарский край, Ростовская и Липецкая области. В десятку лучших по инвестиционному риску вошли также Рязанская, Вологодская области и Чувашская Республика. Лидерами по инвестиционному потенциалу стали Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Свердловская область, Краснодарский край
В категорию максимального риска вошли Чеченская республика, республика Ингушетия, Магаданская область. Низшие позиции в ранге инвестиционного потенциала заняли Агинский Бурятский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ненецкий автономный округ [40].
В 2008-2009 гг. для лидеров по рангу инвестиционного риска ситуация практически не изменилась, а вот положение других регионов, которые ранее входили в 10 лидеров по данному показателю, ухудшилось. Рязанская область опустилась с 6 места на 30 место. Вологодская область - с 8 на 20 место. Что касается лидеров, то инвестиционный потенциал Ростовской области упал до среднего уровня, инвестиционный риск Краснодарского края возрос. Инвестиционный потенциал Московской области возрос, и она заняла 2 место, тем самым сместив Санкт-Петербург на 3 место.
Чеченская республика и республика Ингушетия в 2008-2009 гг. также находились в категории максимального риска и занимали самые низшие позиции в ранге инвестиционного риска. Магаданская область же поднялась с 83 позиции на 79 и вошла в категорию высокого риска. В ранге инвестиционного потенциала самые низшие позиции заняли Ненецкий автономный округ, республика Калмыкия, республика Тыва[41].
Таким образом, несмотря на положительную тенденцию, инвестиционный климат все еще остается слабой стороной российской экономики. Оживление мировой экономики после кризиса создаст благоприятные условия для возобновления и роста иностранных инвестиций. Но наша экономика сможет получить их в нужных объемах, если условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение капитала.
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Согласно недавним опросам, 90 % иностранных инвесторов объясняют свои вложения в Россию значительным объемом ее рынка, 80 % - высокими темпами роста, 52 % - политической и макроэкономической стабильностью и только 25 % респондентов называют важным фактором стоимость сырья, энергии и рабочей силы. Претензии к инвестиционному климату в России носят неэкономический характер и касаются в первую очередь коррупции, административных барьеров, а также некачественного законадательства и проблем с правоприменением[42].
Среди ограничивающих развитие бизнеса в РФ факторов, которые выделяют иностранные и российские инвесторы, главными являются уровень налогов, налоговое администрирование, коррупция. Результаты опроса представлены на Рис. 7.
Рис. 7 Основные факторы, ограничивающие развитие бизнеса в РФ[43]
В апреле 2010 г. участники холдинга «ФИНАМ» организовали конференцию, посвященную проблемам привлечения иностранных инвестиций в РФ. Участники конференции отметили, что, несмотря на инвестиционную привлекательность российского рынка, он остается высокорисковым из-за несовершенства российской законодательной базы, коррупции, бюрократии и зарегулированности.
Было отмечено, что предъявляются бюрократические требования к инвесторам. Например, требования заниматься благотворительностью, не сокращать инвестиции, разделять цели стратегии 2020 гг.
В качестве последствий несовершенства российской законодательной базы члены конференции приводили постоянное дополнение поправками различных законов, которые каким-то образом касаются иностранных инвесторов. Примером этого могут служить: Налоговый кодекс, который за десять с небольшим лет существования был дополнен более чем двумястами поправок, и многие из них вносили изменения сразу в значительное число статей; Таможенный кодекс, в который за шесть лет его действия внесено уже порядка трех десятков правок.
В то же время, участники конференции констатировали о снижении политических рисков – стабильность власти не вызывает сомнения у иностранцев. Также было отмечено ими снижение экономических рисков, так как цены на сырье за последние 9 лет выросли. Правовые же риски увеличились. Это объясняется тем, что исключения из правил в ручном режиме для отдельных компаний вызывают много вопросов у иностранцев.
Участники конференции признали в качестве негативного фактора, влияющего на инвестиционную привлекательность России, наличие коррупции. По мнению одного из участников конференции Алексея Курасова, при реализации иностранных инвестиционных проектов в России коррупционная составляющая оценивается в 10-30%. При этом, часть коррупционных проблем, как считает другой участник Семен Эпштейн, возникает из-за юридической некомпетентности самого инвестора[44].
Британская компания Maplecroft, которая провела исследование мирового рынка и составила рейтинг самых привлекательных для инвесторов стран в 2010 г., поставило наше государство на уровень с Нигерией, Ираком и Анголой. К тому же, британские экономисты указывают, что по многим параметрам Россия проигрывает другим странами СНГ. Главной опасностью для инвесторов эксперты считают крайне непрозрачную для инвесторов схему ведения бизнеса, неясную систему лоббирования и частые попытки российских властей изменить законодательство задним числом. Кроме того, в «минус» России также записывают слабую защиту прав собственности, слабую регуляторную базу и слабую правовую защиту[45].
Также британские экономисты отметили, что Россия неэффективно позиционирует себя перед зарубежными инвесторами: государственные PR-компании Украины и Грузии для инвесторов из ЕС и США намного эффективнее российских[46].
Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.
Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых законов, то можно без труда убедиться, что по ряду аспектов они все-таки нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах. К тому же в России механизмы их применения, как правило, недостаточно проработаны. Зафиксированные в них нормы часто не подкрепляются в должной мере конкретными подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает крайне нежелательную путаницу и снижает общую эффективность последующего использования создаваемой правовой базы.
Серьезную озабоченность у потенциальных инвесторов в топливно-энергетический комплекс России, как отечественных, так и иностранных, вызывает, в частности Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции», вступивший в силу в 1995 г. и неоднократно дополнявшемся в дальнейшем. Прежде всего, в нем излишне усложнен порядок допуска иностранных инвесторов к пользованию природными недрами на условиях раздела продукции, ограничены перечни месторождений, по которым разрешено заключать соглашения о разделе продукции[47].
Участники конференции, организованной холдингом «ФИНАМ», критично относятся к соглашениям о разделе продукции. Они считают, что на данный момент такие соглашения не очень выгодны российскому государству. «Они применяются в странах со значительными большими политическими рисками и, в общем, на данном этапе уже не нужны. Желающих инвестировать в добывающие отрасли и так немало без режима СРП»[48].
Что касается несовершенства налогового законодательства, то иностранных инвесторов отпугивает не величина налогообложения, а нестабильность налоговой системы, неясность и противоречивость некоторых положений в сочетании с весьма жесткими финансовыми санкциями за малейшее нарушение налогового законодательства.
Также иностранных инвесторов волнует проблема двойного налогообложения. В случае ведения торговли правительства обеих торгующих сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли. Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна претендует на право налогообложения на основании факта проживания (или гражданства) налогоплательщика, а другая – на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может также возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая их двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.
Таким образом, рассмотрев основные факторы и проблемы, препятствующие привлечению иностранных инвестиций в Россию, а также основные интересы инвесторов, я составила SWOT-анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
|
Географическое положение (близость к европейскому и азиатскому рынку); Значительный объем рынка; Наличие значительного количества природных ресурсов на территории страны; Относительно низкие издержки факторов производства;
| Коррупция; Административные барьеры; Высокая неопределенность; Значительные регулирующие барьеры для ведения бизнеса; Непрозрачность принятия политических решений; Неэффективность судебной системы; Бюрократия; Организованная преступность; |
|
Возможности | Угрозы |
|
Высокий уровень экономического роста; Макроэкономическая стабильность; Проведение структурных реформ; | Высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти; Отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения ПИИ; Несовершенство инвестиционного законодательства; |
|
Необходимо рассмотреть и такие вопросы как: насколько российская власть лояльна к иностранным инвесторам? Не расходятся ли слова о необходимости расширения взаимодействия с зарубежными инвесторами с реальностью? Как выглядит ситуация на местах? По мнению участников конференции «Иностранные инвестиции в России: проблемы и пути решений»,
слова действительно расходятся с делом. «Есть множество примеров, когда конкретные чиновники, прежде всего, думают о "личном" ответвлении любых инвестиций». «Ситуация на местах сильно зависит от позиции региональных властей». «На словах мы чуть ли не лидеры по привлекательности. В реальности - английских версий основных законов нет, инфраструктуры для налогового администрирования требуемого инвесторами нет (отчеты готовятся иногда 3-6 месяцев, программы по привлечению), интернет портал на английском языке, другие виды рекламы отсутствуют. Но есть первые рабочие версии изменений в законы, так что кое-какое движение началось, вопрос, когда основные этапы будут закончены»[49].
В феврале 2010 г. президент Д.А. Медведев, провел совещание, посвященное инвестиционному климату страны, где обсуждались дальнейшие меры по его улучшению.
Министерство экономического развития предложило 7 направлений работы по улучшению инвестиционного климата России. В них вошли улучшение административных процедур (в том числе связанных с разрешениями на строительство), пересмотр миграционного режима, снижение роли государства в экономике, оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре, совершенствование налоговой политики, улучшение правоохранительной деятельности и судебной практики и просто повышение инвестиционного имиджа страны.
Деятельного участия в модернизации экономики и инвестиционном развитии Медведев ждет и от тех, кто на волне кризиса за счет солидной господдержки смог сохранить свой бизнес. Особенно это касается крупных компаний в сырьевом секторе[50].
Но это точка зрения правительства страны. Существует достаточно много вариантов разрешения проблем привлечения иностранных инвестиций, разработанных учеными, специалистами и экономистами нашей страны. Именно они будут рассмотрены в следующем параграфе.
2.3 Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики
На 2010 г. государством разработан целый комплекс мер по улучшению инвестиционного климата, включающий:
1. Улучшение административных процедур:
• сокращение сроков реализации инвестиционных проектов (строительство промышленных объектов по стандартам Европейского союза, упрощение требований к документам территориального планирования, сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и др.);
• таможенное администрирование (упрощение процедуры таможенного оформления экспорта, включая сокращение объема информации и документов, представляемых при таможенном оформлении, ограничение права таможенных органов требовать дополнительные документы при таможенном оформлении, сокращение сроков оформления до 4-6 часов для машинотехнической продукции и высокотехнологичных товаров; развитие механизма финансовых гарантий и др.);
Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ