Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение проблем и перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические основы привлечения иностранных инвестиций;
 Дать характеристику иностранной инвестиционной деятельности в России;
 Исследовать особенности инвестиционного климата в России;
 Изучить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика иностранной инвестиционной деятельности в РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику……………………………………………………………5
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России……………………………………………………………………………….14
1.3 Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам………………………………………………………………..20
Глава 2. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ………………………………………………………………………26
2.1 Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе…………………………………………………………………………………26
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………….30
2.3 Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики…………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения иностранных инвестиций.doc

— 1.60 Мб (Скачать)

Так, например журнал Forbes в 2009 г. опубликовал рейтинг деловой привлекательности 127 стран мира. Россия в этом списке по сравнению с прошлым годом потеряла 17 позиций, опустившись с 86 на 103 место, покинув, таким образом, сотню привлекательных для ведения бизнеса государств. Россию обошли все собратья по БРИК - Китай занял в рейтинге 63 позицию, Бразилия - 65, Индия - 75[38].

В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в прошлом году до 120 места из 183 стран. А в некоторых рейтингах Россия вообще находится в самом "подвале" (см. Рис. 6). Например, по такому показателю, как получение разрешения на строительство, у нашей страны 182 место  из 183. 

Рис. 6

Оценка  стран  по  факторам ведения  бизнеса[39]

 

Рейтинг  инвестиционной  привлекательности  регионов  России составляется  агентством  «Эксперт РА». По  итогам  2007-2008  гг. в  категорию  минимального  риска  вошли  Краснодарский край, Ростовская и Липецкая области. В  десятку лучших по инвестиционному риску вошли также Рязанская, Вологодская области и Чувашская Республика.  Лидерами  по  инвестиционному  потенциалу стали  Москва, Санкт-Петербург, Московская  область, Свердловская  область, Краснодарский  край

В  категорию  максимального  риска  вошли Чеченская  республика, республика  Ингушетия,  Магаданская  область. Низшие  позиции  в  ранге  инвестиционного  потенциала  заняли  Агинский  Бурятский  автономный  округ, Усть-Ордынский Бурятский  автономный  округ, Ненецкий автономный  округ [40].

В 2008-2009 гг. для  лидеров по рангу  инвестиционного  риска  ситуация практически не  изменилась, а вот положение  других регионов, которые  ранее  входили  в  10  лидеров по данному  показателю, ухудшилось. Рязанская  область опустилась с 6 места на 30 место. Вологодская  область -  с 8  на 20 место.  Что  касается  лидеров, то инвестиционный  потенциал Ростовской  области упал  до  среднего уровня, инвестиционный  риск  Краснодарского  края возрос. Инвестиционный  потенциал  Московской  области  возрос, и  она  заняла  2  место, тем  самым сместив  Санкт-Петербург на 3 место.

Чеченская  республика  и республика  Ингушетия  в  2008-2009 гг. также  находились  в  категории  максимального  риска  и  занимали  самые  низшие  позиции  в  ранге  инвестиционного  риска. Магаданская  область  же   поднялась с  83  позиции  на 79  и  вошла  в  категорию  высокого риска. В  ранге  инвестиционного  потенциала  самые  низшие  позиции  заняли  Ненецкий автономный  округ,  республика Калмыкия, республика  Тыва[41].

Таким  образом, несмотря  на  положительную  тенденцию,  инвестиционный  климат  все  еще  остается  слабой  стороной российской  экономики. Оживление мировой экономики после кризиса создаст благоприятные условия для возобновления и роста иностранных инвестиций. Но наша экономика сможет получить их в нужных объемах, если условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение капитала.

 

 

2.2            Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Согласно  недавним  опросам,  90 %  иностранных  инвесторов  объясняют  свои  вложения  в  Россию  значительным  объемом  ее  рынка, 80 % - высокими темпами  роста,  52 % - политической  и  макроэкономической  стабильностью  и  только 25 %  респондентов  называют  важным  фактором  стоимость  сырья, энергии  и  рабочей  силы. Претензии  к  инвестиционному  климату  в  России  носят  неэкономический  характер  и  касаются  в  первую  очередь  коррупции, административных  барьеров, а  также  некачественного  законадательства  и  проблем  с  правоприменением[42].

Среди ограничивающих  развитие  бизнеса в РФ факторов, которые  выделяют иностранные  и  российские  инвесторы,  главными  являются  уровень  налогов, налоговое  администрирование, коррупция. Результаты опроса представлены на  Рис. 7.

Рис. 7 Основные  факторы, ограничивающие  развитие  бизнеса в РФ[43]

В апреле  2010 г. участники холдинга «ФИНАМ»  организовали  конференцию,  посвященную  проблемам  привлечения  иностранных  инвестиций  в  РФ. Участники  конференции  отметили, что, несмотря на инвестиционную привлекательность российского рынка, он остается высокорисковым из-за несовершенства российской законодательной базы, коррупции, бюрократии и зарегулированности.

Было  отмечено, что предъявляются бюрократические требования к инвесторам. Например, требования заниматься благотворительностью, не сокращать инвестиции, разделять цели стратегии 2020 гг.

В качестве  последствий  несовершенства российской законодательной базы члены  конференции  приводили  постоянное  дополнение  поправками  различных  законов, которые  каким-то  образом  касаются  иностранных  инвесторов. Примером  этого  могут  служить:  Налоговый кодекс, который за десять с небольшим лет существования был дополнен более чем двумястами поправок, и многие из них вносили изменения сразу в значительное число статей; Таможенный кодекс, в который за шесть лет его действия внесено уже порядка трех десятков правок.

В  то  же  время, участники  конференции  констатировали о  снижении  политических  рисков – стабильность власти не вызывает сомнения у иностранцев. Также  было  отмечено  ими  снижение  экономических рисков, так как цены на сырье за последние 9 лет выросли. Правовые же  риски увеличились. Это объясняется  тем, что исключения из правил в ручном режиме для отдельных компаний вызывают много вопросов у иностранцев.

Участники конференции признали в качестве негативного фактора, влияющего на инвестиционную привлекательность России, наличие коррупции. По мнению  одного  из  участников  конференции Алексея Курасова, при реализации иностранных инвестиционных проектов в России коррупционная составляющая оценивается в 10-30%. При этом, часть коррупционных проблем, как считает другой  участник Семен Эпштейн, возникает из-за юридической некомпетентности самого инвестора[44].

Британская компания Maplecroft, которая  провела исследование мирового рынка и составила рейтинг самых привлекательных для инвесторов стран в 2010 г., поставило  наше государство на уровень с Нигерией, Ираком и Анголой. К  тому  же,  британские  экономисты указывают, что по многим параметрам Россия  проигрывает другим странами СНГ. Главной опасностью для инвесторов эксперты считают крайне непрозрачную для инвесторов схему ведения бизнеса, неясную систему лоббирования и частые попытки российских властей изменить законодательство задним числом. Кроме того, в «минус» России также записывают слабую защиту прав собственности, слабую регуляторную базу и слабую правовую защиту[45].

Также  британские  экономисты  отметили, что Россия неэффективно позиционирует себя перед зарубежными инвесторами: государственные PR-компании Украины и Грузии для инвесторов из ЕС и США намного эффективнее российских[46].

Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.

Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых законов, то можно без труда убедиться, что по ряду аспектов они все-таки нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах. К тому же в России механизмы их применения, как правило, недостаточно проработаны. Зафиксированные в них нормы часто не подкрепляются в должной мере конкретными подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает крайне нежелательную путаницу и снижает общую эффективность последующего использования создаваемой правовой базы.

Серьезную озабоченность у потенциальных инвесторов в топливно-энергетический комплекс России, как отечественных, так и иностранных, вызывает, в частности Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции», вступивший в силу в 1995 г.  и  неоднократно  дополнявшемся в дальнейшем. Прежде всего, в нем излишне усложнен порядок допуска иностранных инвесторов к пользованию природными недрами на условиях раздела продукции, ограничены перечни месторождений, по которым разрешено заключать соглашения о разделе продукции[47].

Участники  конференции, организованной  холдингом «ФИНАМ», критично  относятся  к  соглашениям о разделе  продукции.   Они  считают, что на данный момент такие соглашения не очень выгодны российскому государству. «Они применяются в странах со значительными большими политическими рисками и, в общем, на данном этапе уже не нужны. Желающих инвестировать в добывающие отрасли и так немало без режима СРП»[48].

Что  касается  несовершенства  налогового  законодательства, то  иностранных  инвесторов  отпугивает  не  величина  налогообложения, а нестабильность налоговой системы, неясность и противоречивость некоторых положений в сочетании с весьма жесткими финансовыми санкциями за малейшее нарушение налогового законодательства.

Также иностранных  инвесторов  волнует  проблема двойного налогообложения. В случае ведения торговли правительства обеих торгующих сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли. Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна претендует на право налогообложения на основании факта проживания (или гражданства) налогоплательщика, а другая – на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может также возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая их двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.

Таким  образом,  рассмотрев  основные  факторы  и  проблемы, препятствующие  привлечению  иностранных  инвестиций  в  Россию,  а  также  основные  интересы  инвесторов, я  составила  SWOT-анализ привлечения иностранных инвестиций в  экономику России.

SWOT-анализ иностранных инвестиций в Россию

Сильные стороны:

Слабые стороны:

 

Географическое положение (близость к европейскому и азиатскому рынку);

Значительный объем рынка;

Наличие значительного количества природных ресурсов на территории страны;

Относительно низкие издержки факторов производства;

 

Коррупция;

Административные барьеры;

Высокая неопределенность;

Значительные регулирующие барьеры для ведения бизнеса;

Непрозрачность принятия политических решений;

Неэффективность судебной системы;

Бюрократия;

Организованная преступность;

 

Возможности

Угрозы

 

Высокий уровень экономического роста;

Макроэкономическая стабильность;

Проведение структурных реформ;

Высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти;

Отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения ПИИ;

Несовершенство инвестиционного законодательства;

 

 

Необходимо рассмотреть  и  такие  вопросы  как:  насколько российская власть лояльна к иностранным инвесторам? Не расходятся ли слова о необходимости расширения взаимодействия с зарубежными инвесторами с реальностью? Как выглядит ситуация на местах?  По  мнению  участников  конференции «Иностранные инвестиции в России: проблемы и пути решений»,

слова действительно расходятся с делом. «Есть множество примеров, когда конкретные чиновники, прежде всего, думают о "личном" ответвлении любых инвестиций». «Ситуация на местах сильно зависит от позиции региональных властей». «На словах мы чуть ли не лидеры по привлекательности. В реальности - английских версий основных законов нет, инфраструктуры для налогового администрирования требуемого инвесторами нет (отчеты готовятся иногда 3-6 месяцев, программы по привлечению), интернет портал на английском языке, другие виды рекламы отсутствуют.  Но есть первые рабочие версии изменений в законы, так что кое-какое движение началось, вопрос, когда основные этапы будут закончены»[49].

В  феврале  2010 г. президент Д.А. Медведев, провел  совещание,  посвященное  инвестиционному  климату  страны, где  обсуждались  дальнейшие  меры  по  его  улучшению.

Министерство экономического развития предложило 7 направлений работы по улучшению инвестиционного климата России. В них вошли улучшение административных процедур (в том числе связанных с разрешениями на строительство), пересмотр миграционного режима, снижение роли государства в экономике, оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре, совершенствование налоговой политики, улучшение правоохранительной деятельности и судебной практики и просто повышение инвестиционного имиджа страны.

Деятельного участия в модернизации экономики и инвестиционном развитии Медведев ждет и от тех, кто на волне кризиса за счет солидной господдержки смог сохранить свой бизнес. Особенно это касается крупных компаний в сырьевом секторе[50].

Но  это  точка  зрения  правительства  страны. Существует  достаточно  много  вариантов  разрешения  проблем  привлечения  иностранных  инвестиций,  разработанных  учеными, специалистами  и  экономистами  нашей  страны. Именно они  будут  рассмотрены  в  следующем  параграфе.

 

 

2.3  Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики

На  2010 г. государством разработан целый  комплекс  мер  по  улучшению  инвестиционного  климата,  включающий:

1. Улучшение административных процедур:

• сокращение  сроков  реализации  инвестиционных  проектов (строительство промышленных объектов по стандартам Европейского союза, упрощение требований к документам территориального планирования, сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий  и  др.);

• таможенное администрирование (упрощение процедуры таможенного оформления экспорта, включая сокращение объема информации и документов, представляемых при таможенном оформлении, ограничение права таможенных органов требовать дополнительные документы при таможенном оформлении, сокращение сроков оформления до 4-6 часов для машинотехнической продукции и высокотехнологичных товаров; развитие механизма финансовых гарантий  и  др.);

Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ