Перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть вопрос присоединения Республики Казахстан к ВТО и выявить преимущества и недостатки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть создание и развитие ВТО.
2. Проанализировать перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО.
3. Определить проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Создание и развитие ВТО.
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие
решений и членство ВТО.
2. ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ВТО
2.1 Глобализация Республики Казахстан.
2.2 Процесс вступления Казахстана в ВТО.
3. ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Вто.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Органы  управления ВТО имеют три иерархических  уровня.

    Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

     В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа - по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

    Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

    Генеральный совет частично делегирует свои функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, - Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

    Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

    Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашений ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашений ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

    Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 - Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организации, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.     Основные обязанности Секретариата - обеспечить техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

    В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются ? голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требует 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

    В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 150 государств. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

    Кроме того, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в том числе МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

    Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет.

    На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации.

Подобные  консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами  ВТО.

    Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

    В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

1. Докладом  Рабочей группы, в котором будет  изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна  примет на себя по итогам  переговоров;

2. Протоколом  о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;

3. Списком  обязательств по тарифным уступкам  в области товаров и сельского  хозяйства;

4. Списком  специфических обязательств по  доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным  органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

 

2. Перспективы  вступления Республики Казахстан  в ВТО.

2.1 Глобализация  Республики Казахстан.

     Борьба за свободу торговли - одна из главных тенденций мировой экономики второй половины уходящего века.

    Это движение за свободу торговли в последние годы получило название глобализации. Глобализация подразумевает мировую свободу передвижения не только товаров, но и капитала, а, в конечном счете, даже квалифицированной рабочей силы. Глобализации - это в основном политические деятели развитых промышленных стран, которые часто поддерживают собственную глобализацию в ущерб чужой. Есть у глобализации и враги.

    Как видно из приложения 1, в 90-е годы объем мировой торговли ежегодно увеличивался в среднем почти на 7%, в то время как темпы роста ВВП планеты были в два с лишним раза ниже - примерно 3% в год. Динамика изменения мировой торговли в 2005 г. требует отдельного обзора. Во второй половине 2005 г. наблюдалось существенное усиление глобального выпуска и торговли, оказавшее позитивное влияние для развивающихся стран, экспорт товаров и услуг которых увеличился в среднем вдвое по сравнению со среднемировым уровнем. В 2005 г. на развивающиеся страны приходилось 27,5% мирового экспорта товаров и 23% экспорта коммерческих услуг. Все это дает перспективы для более высоких темпов роста мировой торговли в будущем, а кто не участвует в борьбе за место под солнцем на глобальном рынке, тот может оказаться на обочине мирового развития.

    Глобализация не обошла стороной и Казахстан. С января 1996 г. республика имеет статус наблюдателя во Всемирной Торговой Организации (ВТО), которая пришла на смену Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Но в республике почему-то не уделяется этому должного внимания. Например, последняя встреча в Сиэтле (где также обсуждались проблемы вступления новых государств в ВТО) в Казахстане осталась почти незамеченной. Неужели нас не волнуют условия интеграции нашей республики в мировой рынок? На встрече в Сиэтле Билл Клинтон призывал «придать человеческое лицо глобальной экономике». 30 лет назад мы не захотели понять, что такое «социализм с человеческим лицом». Сегодня это нас тоже не интересует. Если так будет продолжаться и дальше, то мы обречены на превращение в заброшенную провинцию в глобализующемся мире. Бросается в глаза разница в подходе к вступлению в ВТО Китая и Казахстана.    Примером поистине неудержимого желания вступить в ВТО может служить Китай - его принятию в ряды организации в конце прошлого года предшествовали 15 лет изматывающих переговоров.

    Зато теперь считается, что для страны с агрессивной внешнеторговой политикой открыт поистине бескрайний рынок. Нет сомнений, что КНР сполна воспользуется своим новым статусом и благодаря падению торговых барьеров, китайские товары станут еще более дешевыми и всепроникающими.

    Собственно, поэтому странам-участницам и понадобилось столько лет, чтобы максимально защитить от экспансии Китая своих производителей. В обмен на членство в ВТО Поднебесной пришлось принять ряд очень жестких условий и обязательств, некоторые из которых никогда не предъявлялись другим странам.

    Часто задается такой вопрос, не является ли вхождение Казахстана в ВТО преждевременным актом? Существуют разные мнения на этот счет. Для России, например, английскими экономистами было подсчитано, что при вступлении в ВТО она сэкономит более миллиарда долларов. Конечно же, вхождение во Всемирную торговую организацию тоже стоит недешево, нужно провести немалую подготовительную работу.

    Казахстан придерживается жесткой позиции в вопросе вступления в ВТО. Как заявил председатель агентства по стратегическому планированию и реформам Ержан Утембаев: «Стратегическая цель Казахстана - вступить во всемирную торговую организацию (ВТО) на «достаточно хороших для страны условиях». С одной стороны эта позиция правильная - речь, в частности, идет о практической идее: не менять правила игры на внутреннем рынке дважды - сейчас и еще раз после присоединения к ВТО. Однако трудно представить, как это можно сделать, если пока нет сближения позиций по многим вопросам.

Во вступлении в ВТО есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Отрицательные стороны.

Какие же существуют негативные моменты вступления в ВТО? Ясно, что мы имеет конкурентоспособный  сектор только в области выработки первичных продуктов переработки и добычи природных ресурсов. Другие отрасли нашей экономики неконкурентоспособны, в особенности это касается сельского хозяйства и легкой промышленности. Казахстан хотел бы вступить во Всемирную торговую организацию, но это едва ли принесет ему пользу. По словам министра экономики Жаксыбека Кулекеева, это приведет к некоторым болезненным явлениям в экономики страны. Придется открыть внутренние рынки для иностранцев и государство лишиться таких важных рычагов защиты внутреннего рынка как квотирование и лицензирование.

По мнению некоторых экспертов, вступление в  ВТО может обернуться для Казахстана полной ликвидацией некоторых отраслей народного хозяйства. При этом казахстанская  продукция сельского хозяйства  может оказаться «лишней» на внешних рынках. Впрочем, вступление в ВТО даст республике режим благоприятной торговли со 140 странами-участницами организации. Но Казахстану придется проводить согласованную политику со своими партнерами по ЕврАзЭс. До присоединения к 56 основным соглашениям ВТО страна будет подвергаться разного рода экономической дискриминации.

Также от Казахстана требуют снижения уровня таможенных тарифов с потерей  права в дальнейшем их повышать. Понятно, что это будет сильнейшим испытанием для бюджета нашей страны. Но либерализация торговли товарами - это еще полбеды. Согласно Всеобщему соглашению по торговле услугами, будут отменены таможенные барьеры примерно на 100 различных видов услуг.

В декабре 1997 г. было также подписано соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, участниками которого стали 102 государства. Этот глобальный рынок охватывает 38 трлн. банковских кредитов, 18 трлн. долл. ценных бумаг и 2 трлн. долл. страховых вкладов. И мы тоже будем вынуждены снять все преграды в сфере услуг, в первую очередь финансовых. Но отечественные финансовые институты весьма нестабильны и неконкурентоспособны, что показал недавний финансовый кризис, а страховой бизнес у нас только начинает зарождаться.

До нас  еще толком не дошло, что вступление в ВТО может грозить полной ликвидацией некоторых отраслей народного хозяйства. Во многих странах эту опасность чувствуют острее, особенно в странах Восточной Европы, чья сельхозпродукция оказывается «вдруг» не нужна. Поэтому необходимо принимать соответствующие меры до того, как политики приняли решения и подписали документы.

Для Республики Казахстан не может считаться  справедливым, если обязательства по вступлению в ВТО будут основаны на сокращении уровня внутренней поддержки, оказываемого государством аграрному сектору. В 1990г. сельское хозяйство занимало 34% в ВВП, но за годы реформ уровень сельскохозяйственного производства сократился в 2,5 раза, и теперь его доля в ВВП составляет лишь 8,4%.

Уровень правительственной поддержки сельскохозяйственных производителей в Казахстане значительно отличается от сложившегося в развитых странах. Так, отношение размера дотаций к размерам агропродукции составляет 80% в Швейцарии, средний уровень в странах Европейского Союза - около 45%. В Казахстане же его среднее значение по данным за 1995-1997 гг. было ниже 20%. Страны же ЕС и Япония продолжают защищать свои продовольственные рынки от американских товаров. Европейский Союз тратит половину госбюджета на субсидию сельскому хозяйству, в том числе 7 млрд. долл. на поощрение сельскохозяйственного экспорта. В этих условиях Казахстану также необходимо добиваться специальных мер защиты внутреннего производства сельского хозяйства. Но требования ВТО таковы, что если страна хочет применить подобные меры, нужны серьезные исследования, чтобы доказать, что производителю будет нанесен ущерб импортом.

Информация о работе Перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО