Отношения Молдовы и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с актуальностью и степенью изученности темы, можно цель обозначить как анализ сущности, эволюции внешней политики РМ в контексте интеграционных процессов. Для реализации предложенной цели можно сформулировать следующие задачи:
- Определить и проанализировать внешнюю политику РМ в процессе интеграции;
- Определить измерения интеграционизма во внешней политике;
- Оценить политику интеграции РМ в европейские структуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

1)продолжение политического диалога;

 

2)стимулирование торговли и инвестиций;

 

3)взаимодействие в законодательной, экономической, социальной, финансовой и культурной областях;поддержка усилий Республики Молдова, направленных на укрепление демократии, развитие экономики и завершение перехода к рыночной экономике. Отметим, что основное внимание уделяется общеполитическим и торгово-экономическим вопросам. Нет речи о присоединении Молдовы к Европейскому Союзу, а унификация законодательства Республики Молдова и ЕС осталась лишь на начальном этапе. Однако это сделалo возможным расширить на Молдову программу технической поддержки TACIS и стать стране членом ВТО (8 мая 2001 года).

Подписание СПС ознаменовало развитие нового этапа на пути европейской интеграции Республики Молдова. Уже в декабре 1996 года Президент Молдовы П.Лучинский, обращаясь к председателю Европейской комиссии, высказывает четкое стремление Республики Молдова стать к 2000 году ассоциированным членом ЕС. В то же время европейская интеграция, как и ранее, остается приоритетом только внешней политики. Созданное после парламентских выборов 1998 года правительство И.Чубука-2 (май 1998 года – март 1999 года) впервые в программе деятельности на 1998-2001 годы проявляет интерес к Европейскому Союзу. Интеграция в ЕС становится стратегической целью Молдовы. Меняются акценты и в отношении с СНГ, приоритет отдаётся двусторонним отношениям. После российского финансового кризиса 1998 года, Парламент Республики Молдова принимает Постановление, где отмечено, что «ориентация на европейскую интеграцию становится высшим стратегическим ориентиром страны». Эта преемственность сохраняется и в программе действий на 1999-2002 годы Правительства И.Стурзы (март 1999 года – декабрь 1999 года),которая полностью построена на реализации целей европейской интеграции. Предлагалось разработать и реализовать национальную стратегию интеграции в Европейский Союз, активнее внедрять в экономическую, политическую сферы, в национальное законодательство положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, начать переговоры по ассоциированному членству, подписать Соглашение о свободном обмене, получении благоприятного визового режима для граждан Молдовы в Евросоюзе. Евро интеграция начинает становиться доминирующей темой. Республика Молдова активизирует свои внешнеполитические действия в Пакте стабильности для Юго-Восточной Европы. В результате политического кризиса происходит очередная смена правительства, к власти  приходит правительство Д.Брагиша (декабрь 1999 года – март 2001 года). Оно меняет внешнеполитическую ориентацию страны на СНГ, делая акцент на двухсторонние связи и отношения между государствами. Все это активизирует действия гражданского общества Республики Молдова, заинтересованного в европейском выборе страны. В мае 2000 года 25политических и общественных формирований подписывают Обращение к Президенту Молдовы об европейской интеграции, с призывом создать национальную комиссию по европейской интеграции и разработать стратегию интеграции Республики Молдова в Европейский Союз. В результате внеочередных Парламентских выборов 2001 года к власти приходит Партия коммунистов Республики Молдова, которая построила свою предвыборную программу на укреплении связей с СНГ, вхождении Республики Молдова в Союз Россия – Беларусь. Дальнейшее развитие событий показало, что курс на европейскую интеграцию не только не замедлился, но даже интенсифицировался. Это было обусловлено уже существовавшими наработками, международными обязательствами и реальной практикой сотрудничества Молдовы с европейскими структурами. Начиная с 1 января 2000 года расширяется действие Соглашения о торговле текстильными товарами, а в конце того же месяца Еврокомиссия разрешает Молдове экспорт в ЕС вин, произведенных из двух сортов винограда. К концу того же года на Республику Молдова распространяется действие Положения Еврокомиссии №1649/2000 от 25 июля 2000 года о гарантировании специального режима в GSP (Генеральная система преференций) в том, что касается реализации стандартов 87, 98 и 138 Конвенции Международной организации труда(МОТ).В феврале 2001 года в Кишинев впервые с визитом прибывает Тройка ЕС на уровне министров иностранных дел. В ходе визита обсуждались вопросы, связанные с участием Молдовы в Пакте стабильности для Юго-Восточной Европы, приднестровской проблемой и безопасностью восточной границы. Тройка подчеркнула важность реализации СПС для Молдовы и подтвердила свою поддержку в отношении вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию(ВТО).28 июня 2001 Президент Республики Молдова В. Воронин предпринимает визит в Брюссель для участия в Региональном столе Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе, который рассматривается как наиболее короткий путь для вхождения в Евросоюз. Президент в своем выступлении подтверждает намерение оправдать предоставленный Республике Молдова статус полноправного члена Пакта. Происходит создание внутренних институциональных рамок для достижения целей евро интеграции Республики Молдова: 12 ноября 2002 г. – национальной комиссии по европейской интеграции (НКЕИ); 28 февраля 2003 года – Комиссии Парламента Республики Молдова по европейской интеграции; 8 августа того же года создан Департамент по европейской интеграции в рамках МИДа. Показательным для развития отношений с Европейским Союзом стало выступление Президента Молдовы В.Воронина на европейской конференции в Афинах 16-17 апреля 2003 года, в котором он отметил, что европейская интеграция стала приоритетной внутри- и внешне государственной политикой. Европейский Союз, будучи системой, развивается как по интенсивному, так и по экстенсивному пути. В 2003 году была разработана

Европейская политика соседства

(ЕПС),впервые озвученная в Сообщении Еврокомиссии «Большая Европа – соседи: новая основа отношений с восточными и южными соседями ЕС». Целью ЕПС было разделение преимуществ расширения ближними государствами-соседями, при этом ЕПС не является для стран-партнеров перспективой присоединения к ЕС, а предоставляет привилегированные отношения и содействие в различных областях сотрудничества. В 2004 году структуры Европейского Союза предлагают Молдове разработать Индивидуальный план действий в рамках Европейской политики соседства. В результате четырех раундов переговоров по индивидуальному плану действий, документ был утвержден (9 декабря2004 года) и подписан 22 февраля 2005 года.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.План действий «Европейский Союз –  Республика Молдова»: реальный путь европейской интеграции

План действий, являясь одним из ключевых элементов европейской политики соседства(ЕПС), – это политический документ по укреплению отношений между ЕС и странами-партнерами. Подписание Плана действий ЕС – Республика Молдова совпало с парламентскими выборами 2005 года, в ходе которых все основные политические силы страны участвовали в избирательной кампании под лозунгами европейской интеграции. 24 марта 2005 года молдавский Парламент единогласно принял декларацию о политическом партнерстве во имя достижения целей европейской интеграции .План действий «Европейский Союз – Республика Молдова» определял программу, стратегические цели и приоритеты в отношениях между ЕС и Молдовой на 2005-2007 годы. План был рассчитан на 3-летний период .Не заменяя действующих договорных рамок между ЕС и Молдовой, определенных СПС, этот План дополнял их, акцентируя внимание на срочности проведения экономических и политических реформ. План действий закрывал бреши СПС и открывал новые перспективы для партнерских отношений в следующих направлениях:

- План действий «Европейский Союз –  Республика Молдова»: реальный путь европейской интеграции

- усиление политического сотрудничества путем разработки механизмов политического диалога;

- однозначная готовность ЕС поддерживать урегулирование приднестровского конфликта;

- законодательная конвергенция, экономическая открытость, ограничение торговых барьеров;

- повышенная финансовая помощь для выполнения мер, заложенных в Плане действий;

- возможность участия Республики Молдова в культурных, просветительских, научных, экологических и других программах ЕС;

- поддержка усилий по гармонизации законодательства молдавского государства в соответствии с правовыми критериями ЕС;

налаживание диалога в вопросе о визах и возможности предоставления Молдове определенных визовых льгот. Внося больше четкости и ясности по поводу двустороннего сотрудничества и определяя приоритетные действия, План позволял уравновешивать преимущественно экономический характер отношений ЕС – Республика Молдова с рядом других положений о сотрудничестве в политической области и в сфере безопасности, в том числе предусматривал возможность присоединения Молдовы к внешнеполитическим позициям ЕС; обеспечивал мониторинг действующих национальных программ и стратегий Республики Молдова (СЭРСУБ, Национальная стратегия по предотвращению и борьбе с коррупцией, Национальный план действий в области прав человека и др.); содействовал урегулированию приднестровского конфликта и предусматривал участие ЕС в этом процессе. План действий учитывал европейские устремления Республики Молдова, но одновременно содержал четкие и серьезные формулировки: партнерство основывается на европейских принципах и ценностях, перспективы европейской интеграции напрямую зависят от успешного хода внутренних реформ. Характерно, что структура Плана схожа с копенгагенскими критериями присоединения к ЕС:

политическими – 

стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защита прав меньшинств;

экономическими – 

наличие действенной рыночной экономики и способность выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС;

правовыми – 

способность взять на себя и выполнять обязанности членства, приверженность целям политического ,экономического и валютного союза. Политика добрососедства с ЕС создает благоприятные возможности для реализации ряда преимуществ, это1) перспектива присоединения к европейскому общему рынку, рост возможностей в реализации четырех свобод «общего рынка»;2) расширение мандата Европейского банка инвестиций на соседние государства, внедрение нового финансового инструмента («Европейского инструмента соседства») в 2007 году, который будет сфокусирован на проектах трансграничного сотрудничества, финансируемых ЕС: TACIS,PHARE, MEDA, CARDS и Intereg;3) совместное противодействие рискам безопасности, таким как терроризм, контрабанда оружия, региональные конфликты и кризисные ситуации, организованная преступность, нелегальная миграция ,трафик людей, наркотиков и оружия, как и финансово-экономическая преступность;4) перспектива, что ЕС более активно включится в разрешение приднестровского конфликта. Для Молдовы План – это в первую очередь инструмент, посредством которого были реализованы важные шаги в различных сферах: мониторинг молдо-украинской границы (миссия ЕС помощи на границе - EUBAM); привлечение ЕС к диалогу по разрешению приднестровского конфликта (тем самым переговорный формат расширился и осуществляется по формуле 5+2); успехи в энергетической сфере, диверсификация энергетических источников, прогресс в экономических реформах, предоставление коммерческих преференций (GSP, GSP-plus), наращивание технической и финансовой помощи, постепенное привлечение к различным программам и политикам ЕС, участие во внутреннем рынке ЕС через законодательную стандартизацию и постепенную интеграцию транспортных, энергетических систем и систем связи; процесс гармонизации системы образования, здравоохранения и защиты окружающей среды, доступа к информации и защите прав человека в соответствии с европейскими стандартами; отмена смертной казни и электоральная реформа; открытие официального Представительства Еврокомиссии в Кишиневе, что символизирует долгосрочное сотрудничество, повышение интереса объединенной Европы к Молдове (при этом молдавская сторона надеется, что Евросоюз из дипломатического актора станет актором политической стабильности и безопасности);открытие Единого центра выдачи виз, что упрощает процедуру передвижения молдавских граждан на пространстве ЕС, упрощение с 2008 года для некоторых категорий граждан Молдовы процедуры получения визы. План действий важен не только для интенсификации европейской интеграции, но и для улучшения внутренней политики Республики Молдова. Реализация Плана предполагала определенные механизмы контроля его выполнения посредством представление молдавской стороной докладов о реализации положений Плана и докладов о стране со стороны ЕС в первой половине и в завершении действия документа. Таким образом, к окончанию действия плана отмечаются определенные и умеренные достижения:-

 

Политический диалог и демократические институты:

активизация политического диалога ЕС-Молдова, укрепление законодательства в области прав человека, развитие диалога власти с гражданским обществом и Советом Европы.-

Укрепление административного потенциала:

сравнительно стабильная социально-политическая и экономическая ситуация, скромный прогресс в осуществлении реформы Министерства публичного управления. 

Приднестровский конфликт:

усилия молдавских властей, посредников и наблюдателей, направленные на возобновление политических переговоров по приднестровскому конфликту, оказались безрезультатными; значительный прогресс связан с работой Миссии EUBAM, которая способствовала разработке и применению механизма, на основе которого приднестровские хозяйствующие субъекты могут воспользоваться европейскими торговыми преференциями.-

- Юстиция:

Молдова стала уделять больше внимания сфере юстиции (принятие ряда важных законодательных и нормативных актов, поддержка и продвижение ряда специальных программ содействия).-

- Развитие и социальные реформы:

к концу 2007 года на рассмотрение и утверждение правительства был представлен План мер по оптимизации системы социального обеспечения; принятие Национальной стратегии и Плана действий по реформированию системы ухода за ребенком в государственных учреждениях на 2007-2015 гг.; осуществлен ряд мер по качественному углублению реформ в контексте положений Болонского процесса; с 1 сентября 2007 года началась реализация четырех проектов TEMPUS;

- Международная торговля:

процесс предоставления автономных торговых преференций вышел на финишную прямую; значительные достижения в таможенной области – с 1 августа 2007все экспортные преференциальные сертификаты выдаются Таможенной службой, но торговый баланс продолжает ухудшаться на фоне углубляющегося разрыва между темпами роста импорта и экспорта;

- Деловой климат:

принятие ряда важных законов (Закон об обществах с ограниченной ответственностью, новый закон о бухгалтерском учете и закон об аудиторской деятельности, Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий;- В области

- институтов рынка:

опубликование Энергетической стратегии Республики Молдова на период до 2020 года. Реализация европейской интеграции Республики Молдова является комплексным, длительным и всеобъемлющим процессом, затрагивающим все стороны общественной жизни и осуществляемым посредством серий конкретных действий по присоединению Республики Молдова к европейским демократическим стандартам и уровню жизни. Отметим, что молдавские власти понимают это. Подтверждением трезвого, рационального подхода является разработка Национального плана развития на 2008-2011 годы. Он представляет собой общую программу внедрения европейских стандартов во все сферы жизнедеятельности страны, имеет стратегическое значение для каждого жителя Молдовы и общества в целом.

3.Европейская интеграция Республики Молдова: реальность и перспективы

Расширение Европейского Союза  с 1 мая 2004 г. вызвало определенные изменения для Союза в политических, географических и экономических отношениях, консолидируя в последующем политическую и экономическую взаимозависимость между Молдовой и ЕС. Расширение дает ЕС и Молдове возможность развивать отношения продолжительного сближения, идущие в сотрудничестве, в экономическом переплетении и политическом углублении. ЕС и РМ детерминированы использовать эту возможность для консолидации отношений и продвигать стабильность, безопасность и процветание. Подход основывается на партнерстве, общей собственности и различии между народами и культурами. Оно в дальнейшем будет способствовать нашему партнерскому развитию.

Европейская Политика Соседства ставит амбициозные задачи, основанные на вовлечении общих интересов и  эффективном выполнении политических, экономических и институциональных  реформ.

Молдова призвана установить с ЕС более интенсивные отношения  в сфере политики, безопасности, экономики и культуры, интенсифицировать сотрудничество в области предотвращения конфликтов. Одной из ключевых задач этого является продолжение решения проблемы Приднестровского конфликта. С этой целью ЕС были разработаны соглашения о сотрудничестве - Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве, базой которому служит План Действий Европейский Союз - Молдова.

Индивидуальный План Действий Европейский Союз - Молдова был подписан 22 февраля 2005 г. в Брюсселе в рамках седьмого съезда Совета о Сотрудничестве РМ - ЕС.

План Действий ЕС - Молдова - политический документ, который устанавливает  стратегические задачи сотрудничества ЕС и РМ. Временные рамки исполнения Плана действий 3 года. Его исполнение будет содействовать выполнению установок Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС), способствовать и поддерживать стремление Молдовы относительно дальнейшей интеграции в политические и экономические структуры Европы. Исполнение Плана Действий значительно продвинет юридическую корректировку, а также норм и стандартов под Европейские. В этом контексте, План Действий построит целостную базу для экономической интеграции основанную на принятии и исполнении экономических и торговых правил и регламентаций, поднимая потенциал увеличения торговли, инвестиций и роста. Более того он поможет выработке и исполнению политики и мер относительно экономического роста и социальной сплоченности, снижению бедности и охраны окружающей среды.

Молдова и ЕС будут тесно сотрудничать в исполнении Плана Действий. Европейский  Союз признает европейские стремления Молдовы и «Концепцию Интеграции Молдовы в ЕС». На ближайшее будущее СПС остается базой для сотрудничества между ЕС и Молдовой.

Информация о работе Отношения Молдовы и ЕС