Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа
В соответствии с актуальностью и степенью изученности темы, можно цель обозначить как анализ сущности, эволюции внешней политики РМ в контексте интеграционных процессов. Для реализации предложенной цели можно сформулировать следующие задачи:
- Определить и проанализировать внешнюю политику РМ в процессе интеграции;
- Определить измерения интеграционизма во внешней политике;
- Оценить политику интеграции РМ в европейские структуры.
Введение
Актуальность исследуемой темы. Внимательно наблюдая за изменениями в курсе развития в глобальном плане, замечаем что он превратился в ускоренный ритм объединения государств в геополитическом плане . Глубокие изменения в Центральной и Восточной Европе, начиная с 1989, привели к новому виду мира. Интеграционные процессы, которые происходят на всех континентах нашей планеты, привели к той стадии эволюции, когда развитие и безопасность государств не могут трактоваться односторонне. С этой точки зрения появляется объективная необходимость прилагать общие усилия всех государств для достижения высших интересов международного сообщества: обеспечения мира и международной безопасности, предотвращение и борьбы с терроризмом, защиты прав и свобод человека, искоренения бедности, предотвращения и борьбы с траффиком наркотиков и людей.
Сегодня, в начале 21 века, когда
мировой порядок формируется
в сторону мультиполярной системы,
РМ не может оставаться вне сообществ,
сформированных государствами . В этом
смысле, влияние интеграционных процессов
на западе, а также интеграционно-
Будучи молодым государством, которое добилось своей независимости всего лишь 15 лет назад, находясь среди 3х регионов - Центральная Европа, Балканы, СНГ, наша страна пытается найти свое место в рамках происходящих процессов .
Исходя из этого, актуальность настоящей работы обусловлена некотороми факторами. Во-первых, процессами происходящими в Европе, которые по своей природе и характеру являются комплексными и динамическими, противоречивыми и незаконченными, и прямым образом действуют на национальный интерес и внешнюю политику государств, включая Республику Молдова, на общесвто в целом и, в частности, на индивидов.
В настоящей геополитической
Во-вторых, сегодня существует необходимость нового взгляда на внешнюю политику, в которой множество подходов и ииследований проведенных на данный момент как нашими учеными, так и заграничными, пока не могут очертить общий целостный вид внешней политики Республики Молдова. Это дает возможность расширить область исследования внешней политики.
В-третьих, ориентация исследования на
синтез, который менее всего
Степень изученности темы. Исследования
внешней политики 20 века, первой и
второй половины, имели ценральное
место у таких известных
Настоящая тема была освещена в научных трудах и статьях политологов, социологов и экономистов как с постсоветского просторанства, так и Запада. Теоретико-методологические подходы к проблемам интеграции можно встретить у представителей различных политических школ - американской, британской, французской: Н. Нугент, К. Фиверстоун, М. Келлструп, Б. Розамонд .
В постсоветской литературе проблема интеграции отображена в работах ученых: Я. Бурляй .
Румынские исследователи: Д. Саву, С. Брукан, И. Флоаре .
Некоторые попытки исследования процессов интеграции предпринимаются и в РМ: И. Ставилэ, О. Унгуряну, А. Завтур, Кл. Завтур .
С экономическим подходом: В. Дораш, И. Клипий, Е. Прохницкий, В. Прохницкий В. Уманец .
И. Череш впервые подверг анализу процесс интеграции РМ в международные организации в 1991-1995 гг..
Много работ в отношении интеграции РМ в европейские структуры было выполнено Институтом Публичной Политики. Это такие работы: «Молдова и Европейская Интеграция», «РМ и Европейская Интеграция», «РМ и Европейская Интеграция. Сотрудничество в Пакте Стабилизации».
В политологических исследованиях ученых В. Мошняга, Г. Руснак впервые в стране подвержена анализу эволюция концепции внешней политиики РМ и факторы обусловлившие ее формирование .
Также отметим исследование проведенное В. Борш, в работе которого изучается процесс формирования и реализации внешней политики РМ, где не только рассматривается процесс принятия и реализация решений, но и она сама в контексте международных отношений .
Некотроые направления внешней политики РМ в первые годы независимости, как например были двусторонние отношения между РМ-Румынией, Украиной, Россией, США, описаны г. Кожокару . В этом же контексте стоит отметить исследования С. Назария . Изучение развития отношений с Россией, которые основаны на «приднестровском» вопросе осущестлено М. Грибинча .
Важно отметить сбориник документов в двух томах «Republica Moldova: istoria politicг (1989-2000)», (Chiєinгu 2000), М. Черненку, А. Галбен, Г. Руснак, К. Соломон .
Теоретико-методологическая поддержка в исследовании была представлена научным изданием «MOLDOSCOPIE (Probleme de analizг politicг)», в сборнике материалов международных конференций: «Внешняя политика РМ: аспекты безопасности и регионального сотрудничества» (Кишинэу 1998), «Молдова, Румыния, Украина: добрососедство и регионалное сотрудничество» (Кишинэу 1998), «Молддова, Румыния, Украина: интеграция в европейские структуры» (Кишинэу 2000), «Молдова между Востоком и Западом: национальная идентичность и европейская ориентация» (Кишинэу 2001).
Анализируя степень
Цель и задачи исследования. В соответствии с актуальностью и степенью изученности темы, можно цель обозначить как анализ сущности, эволюции внешней политики РМ в контексте интеграционных процессов. Для реализации предложенной цели можно сформулировать следующие задачи:
- Определить и проанализировать внешнюю политику РМ в процессе интеграции;
- Определить измерения интеграционизма во внешней политике;
- Оценить политику интеграции РМ в европейские структуры.
Методологическая основа исследования. В написании данной работы были использованы теоретические исследования специалистов из США, Англии, Франции, Румынии, России, Молдовы. Был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
- Системный подход - позволил провести анализ процессов интеграции РМ в различные международные организации;
- Сравнительный анализ - позволил выделить различия в интеграционных процессах в ареалах Европы и СНГ;
- Исторический метод - посредством этого метода был исследован процесс разработки и реализации концепции внешней политики РМ в контексте исторической эволюции. Были рассмотрены двух- и многосторонние отношения РМ и Румынии, Украины, России, а также с различными европейскими институтами;
- структурно-функциональный метод - с их помощью были изучены реакции, поведение и самоопределение госучреждений, политических партий, населения в процессе выработки концепции внешней политики РМ.
Также были использованы такие методы как: анализ и синтез, контент-анализ источников публикаций, что позволяет нам проследить динамику интеграционных процессов РМ в европейские институты.
В исследовании присутствует междисциплинарный принцип, который позволяет проследить корреляцию воздействия интеграционных процессов на внешнюю политику РМ. Принцип детерминизма помог анализу внешней политики РМ в период 1990-2006 гг., через призму причин и следствий интеграционных процессов, а также расширения ЕС на Восток.
Новизна работы. Новизна данной работы состоит в том, что здесь рассматриваются аспекты внешнеполитической деятельности Республики Молдова в процессе становления государственности и внешнеполитического ориентира в контексте все развивающегося Европейского Союза, его расширения на Восток. Рассматриваются интеграционные процессы в рамках отношений Республики Молдова с Европейским Союзом. Анализ решений в реализации «Плана действий ЕС-РМ». Охватывает недавнее прошлое, настоящее время.
1. Ассоциативный Договор АССА
1. Ассоциация Секций Свободных Анархистов является межрегиональным анархическим движением антисоциалистической ориентации.
Участниками Ассоциации могут быть анархисты-индивидуалисты, анархо-маргиналы, анархо-пацифисты, анархисты-революционеры, анархо-демократы, а так же анархисты иных направлений.
2. Участники Ассоциации обязуются друг перед другом:
– Полностью выполнять все положения настоящего договора;
– Выполнять все добровольно взятые на себя обязательства по отношению к ассоциации и ее участникам;
– Не применять
насилия и принуждения в
– Признавать право индивидуальной собственности;
– Не вести ни в какой форме пропаганды насилия, власти, государственности, централизма, фашизма, социализма и коммунизма;
– Не обращаться для снятия внутренних конфликтов к аппарату государственной власти, а решать спорные вопросы путем третейского суда;
– Поддерживать периодические, не реже раза в месяц, контакты с другими участниками Ассоциации;
– Не выступать
от имени других участников, а также
от имени Ассоциации и ее Секций,
без делегирования
– Не иметь никаких тайных контактов с представителями власти и спецслужбами.
Нарушение любого из перечисленных обязательств имеет следствием автоматический выход из Ассоциации.
3. Участники Ассоциации соглашаются в следующем:
– Настоящий договор может выть изменен только при общем согласии всех участников АССА;
– Программа АССА имеет факультативное значение и может произвольно изменяться ее участниками, но не может противоречить Ассоциативному договору;
– Ассоциация не имеет высших и центральных органов. Региональные группы АССА (секции), признавая настоящий договор, в остальном являются полностью самостоятельными и могут вести любую деятельность;
– Ассоциация
не имеет централизованных денежных
фондов. Целевые фонды могут
– В Ассоциации не действует принцип круговой поруки, ни один из участников не отвечает за действия другого;
– Прием в Ассоциацию новых участников или учреждение новых Секций производится на собраниях (советах) действующих секций. Для принятия решений по этим вопросам необходим консенсус собрания (совета);
– Ассоциация не имеет фракционного деления. Участники могут состоять в любых других союзах, партиях и организациях;
– Каждый участник имеет право свободного выхода из ассоциации.
Республика Молдова и Европейский Союз: эволюция внешней политики
Отношения молодого государства Республика Молдова как с государствами Европейского Союза в отдельности, так и непосредственно с ЕС, на начальном этапе развивались медленно. Это было обусловлено тем, что первые 7 лет характеризовались отсутствием с обеих сторон целостной стратегии развития отношений. Со стороны Молдовы начальный этап самоопределения в пользу ЕС был проигран. В отличие от пост коммунистических европейских стран и государств Балтии, которые с самого начала сделали однозначный выбор в пользу ЕС и НАТО, Кишинев не проявил к ЕС должного интереса, что было связано с элементарным непониманием роли Европейского Союза в процессах создания единой Европы. ЕС, в свою очередь, поступил аналогично, не проявив серьезного геополитического интереса к Молдове. Западноевропейские страны, соответственно и ЕС, не разработали стратегии применительно к молдавскому государству, разместив его в геополитическом контексте стран постсоветского пространства. Молдова, как и другие европейские государства СНГ, унаследовала юридические рамки отношений между ЕС и СССР – Договор о торговле и сотрудничестве, который предоставлял режим наибольшего благоприятствования в торговле при условии продолжения политических и экономически реформ. Если в отношении Центрально-европейских государств и стран Балтии была инициирована программа PHARE, то в отношении стран СНГ вводится программа технической поддержки(ТАCIS), пользователем которой в 1991 году становится Молдова. Подписание Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Балтийскими странами соглашений о присоединении к ЕС стимулировали европейские устремления молдавских властей. В период с ноября 1993 года по январь 1994 года имеют место неоднократные обращения руководства страны с просьбой начать переговоры по созданию политико-правового механизма отношений с ЕС, подписать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В 1994 году 28 ноября в Брюсселе между Республикой Молдова и Европейскими сообществами и их государствами-членами (ЕС) было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). В связи с тем, что соглашение должно было быть ратифицировано всеми странами ЕС, было подписано временное соглашение (21декабря 1995 года, вошло в силу 1 мая 1996 года). Парламент Республики Молдова в Декларации о внешней политике (1995 г.) расценивает подписание СПС как первый шаг к европейской интеграции. В программе деятельности правительства Республики Молдова на 1994-1997 годы (А.Сангели-2)европейской интеграции уделяется всего одна строка: сотрудничество с Европейским Союзом названо среди внешнеполитических приоритетов страны, наряду с сотрудничеством в рамках СНГ. Европейский Союз еще не представлялся важным институтом для реализации национальных интересов Молдовы.1 июля 1998 года СПС вступило в силу (сроком на 10 лет). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является наиболее широким, содержательным и перспективным экономическим соглашением, подписанным на тот момент Республикой Молдова: отношения сторон переходят с уровня простого сотрудничества на уровень партнерства, согласованных действий, преследующих общие цели. В основу партнерства заложена общность принципов, на которых базируются общество и государство в Молдове и государствах-членах ЕС: защита прав человека, верховенство закона, демократия, социально ориентированная рыночная экономика. Соглашение сконцентрировано на следующих основных направлениях: