Отношения Молдовы и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с актуальностью и степенью изученности темы, можно цель обозначить как анализ сущности, эволюции внешней политики РМ в контексте интеграционных процессов. Для реализации предложенной цели можно сформулировать следующие задачи:
- Определить и проанализировать внешнюю политику РМ в процессе интеграции;
- Определить измерения интеграционизма во внешней политике;
- Оценить политику интеграции РМ в европейские структуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность исследуемой темы. Внимательно наблюдая за изменениями  в курсе развития в глобальном плане, замечаем что он превратился  в ускоренный ритм объединения государств в геополитическом плане . Глубокие изменения в Центральной и Восточной Европе, начиная с 1989, привели к новому виду мира. Интеграционные процессы, которые происходят на всех континентах нашей планеты, привели к той стадии эволюции, когда развитие и безопасность государств не могут трактоваться односторонне. С этой точки зрения появляется объективная необходимость прилагать общие усилия всех государств для достижения высших интересов международного сообщества: обеспечения мира и международной безопасности, предотвращение и борьбы с терроризмом, защиты прав и свобод человека, искоренения бедности, предотвращения и борьбы с траффиком наркотиков и людей.

Сегодня, в начале 21 века, когда  мировой порядок формируется  в сторону мультиполярной системы, РМ не может оставаться вне сообществ, сформированных государствами . В этом смысле, влияние интеграционных процессов на западе, а также интеграционно-дезинтеграционных в рамках СНГ на внешнюю политику Республики Молдова, является не случайным. В качестве государства лишенного собственных ресурсов, но зависимой от Российских, Республики Молдова все больше становится зависимой от процессов, которые развиваются на Западе.

Будучи молодым государством, которое  добилось своей независимости всего  лишь 15 лет назад, находясь среди 3х  регионов - Центральная Европа, Балканы, СНГ, наша страна пытается найти свое место в рамках происходящих процессов .

Исходя из этого, актуальность настоящей  работы обусловлена некотороми факторами. Во-первых, процессами происходящими  в Европе, которые по своей природе  и характеру являются комплексными и динамическими, противоречивыми и незаконченными, и прямым образом действуют на национальный интерес и внешнюю политику государств, включая Республику Молдова, на общесвто в целом и, в частности, на индивидов.

В настоящей геополитической обстановке, когда ЕС все больше расширяется на Восток, а СНГ становится неэффективной организацией, изучение внешней политики РМ и национального интереса, который неразрывно связан с ней, является прямой необходимостью, диктуемой временем.

Во-вторых, сегодня существует необходимость  нового взгляда на внешнюю политику, в которой множество подходов и ииследований проведенных на данный момент как нашими учеными, так и заграничными, пока не могут очертить общий целостный вид внешней политики Республики Молдова. Это дает возможность расширить область исследования внешней политики.

В-третьих, ориентация исследования на синтез, который менее всего встречается  в специальной литературе на пост-советском  пространстве, поддвигает исследование внешней политики к взаимовлиянию, и взаимозависимости интеграционных процессов и внешней политики. Под этим углом наше исследование вырисовывается в следующую форму «интеграц процесс - внешняя политика», что даст возможность более четко определить влияние внешних и внутренних факторолв на политику РМ на международной арене.

Степень изученности темы. Исследования внешней политики 20 века, первой и  второй половины, имели ценральное место у таких известных исследователей как Г. Моргентау, Х. Ласуэлл, М. Вебер. В последние десятилетия феномен внешней политики исследуется во взаимозависимости с интеграционными процессами. Изучение этого феномена через призму процессов интеграции на постсоветском пространстве, обусловливается обычными занятиями государственных институтов, СМИ, гражданского общества. Процессы интеграции и внешняя политика переплетаются со многими смежными дисциплинами: политическая наука, история, экономика, теория МО и др., до настоящего времени не нашла достаточного отображения в специализированной литературе.

Настоящая тема была освещена в научных  трудах и статьях политологов, социологов и экономистов как с постсоветского просторанства, так и Запада. Теоретико-методологические подходы к проблемам интеграции можно встретить у представителей различных политических школ - американской, британской, французской: Н. Нугент, К. Фиверстоун, М. Келлструп, Б. Розамонд .

В постсоветской литературе проблема интеграции отображена в работах ученых: Я. Бурляй .

Румынские исследователи: Д. Саву, С. Брукан, И. Флоаре .

Некоторые попытки исследования процессов  интеграции предпринимаются и в РМ: И. Ставилэ, О. Унгуряну, А. Завтур, Кл. Завтур .

С экономическим подходом: В. Дораш, И. Клипий, Е. Прохницкий, В. Прохницкий В. Уманец .

И. Череш впервые подверг анализу процесс интеграции РМ в международные организации в 1991-1995 гг..

Много работ в отношении интеграции РМ в европейские структуры было выполнено Институтом Публичной  Политики. Это такие работы: «Молдова и Европейская Интеграция», «РМ  и Европейская Интеграция», «РМ  и Европейская Интеграция. Сотрудничество в Пакте Стабилизации».

В политологических исследованиях  ученых В. Мошняга, Г. Руснак впервые в стране подвержена анализу эволюция концепции внешней политиики РМ и факторы обусловлившие ее формирование .

Также отметим исследование проведенное  В. Борш, в работе которого изучается процесс формирования и реализации внешней политики РМ, где не только рассматривается процесс принятия и реализация решений, но и она сама в контексте международных отношений .

Некотроые направления внешней  политики РМ в первые годы независимости, как например были двусторонние отношения между РМ-Румынией, Украиной, Россией, США, описаны г. Кожокару . В этом же контексте стоит отметить исследования С. Назария . Изучение развития отношений с Россией, которые основаны на «приднестровском» вопросе осущестлено М. Грибинча .

Важно отметить сбориник документов в двух томах «Republica Moldova: istoria politicг (1989-2000)», (Chiєinгu 2000), М. Черненку, А. Галбен, Г. Руснак, К. Соломон .

Теоретико-методологическая поддержка  в исследовании была представлена научным изданием «MOLDOSCOPIE (Probleme de analizг politicг)», в сборнике материалов международных конференций: «Внешняя политика РМ: аспекты безопасности и регионального сотрудничества» (Кишинэу 1998), «Молдова, Румыния, Украина: добрососедство и регионалное сотрудничество» (Кишинэу 1998), «Молддова, Румыния, Украина: интеграция в европейские структуры» (Кишинэу 2000), «Молдова между Востоком и Западом: национальная идентичность и европейская ориентация» (Кишинэу 2001).

Анализируя степень изученности  внешней политики РМ, приходим к тому, что она находится в стадии продолжающегося изучения. Также до настоящего момента в РМ не было проведено ни одного целостного исследования аспектов внешней политики в контексте внешняя политика - интеграционные процессы.

Цель и задачи исследования. В соответствии с актуальностью и степенью изученности темы, можно цель обозначить как анализ сущности, эволюции внешней политики РМ в контексте интеграционных процессов. Для реализации предложенной цели можно сформулировать следующие задачи:

- Определить и проанализировать внешнюю политику РМ в процессе интеграции;

- Определить измерения интеграционизма во внешней политике;

- Оценить политику интеграции РМ в европейские структуры.

Методологическая основа исследования. В написании данной работы были использованы теоретические исследования специалистов из США, Англии, Франции, Румынии, России, Молдовы. Был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:

- Системный подход - позволил провести анализ процессов интеграции РМ в различные международные организации;

- Сравнительный анализ - позволил выделить различия в интеграционных процессах в ареалах Европы и СНГ;

- Исторический метод - посредством этого метода был исследован процесс разработки и реализации концепции внешней политики РМ в контексте исторической эволюции. Были рассмотрены двух- и многосторонние отношения РМ и Румынии, Украины, России, а также с различными европейскими институтами;

-  структурно-функциональный метод - с их помощью были изучены реакции, поведение и самоопределение госучреждений, политических партий, населения в процессе выработки концепции внешней политики РМ.

Также были использованы такие методы как: анализ и синтез, контент-анализ источников публикаций, что позволяет  нам проследить динамику интеграционных процессов РМ в европейские институты.

В исследовании присутствует междисциплинарный  принцип, который позволяет проследить корреляцию воздействия интеграционных процессов на внешнюю политику РМ. Принцип детерминизма помог анализу  внешней политики РМ в период 1990-2006 гг., через призму причин и следствий интеграционных процессов, а также расширения ЕС на Восток.

Новизна работы. Новизна данной работы состоит в том, что здесь рассматриваются  аспекты внешнеполитической деятельности Республики Молдова в процессе становления государственности и внешнеполитического ориентира в контексте все развивающегося Европейского Союза, его расширения на Восток. Рассматриваются интеграционные процессы в рамках отношений Республики Молдова с Европейским Союзом. Анализ решений в реализации «Плана действий ЕС-РМ». Охватывает недавнее прошлое, настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ассоциативный Договор АССА

 

1. Ассоциация Секций Свободных Анархистов является межрегиональным анархическим движением антисоциалистической ориентации.

Участниками Ассоциации могут быть анархисты-индивидуалисты, анархо-маргиналы, анархо-пацифисты, анархисты-революционеры, анархо-демократы, а так же анархисты  иных направлений.

2. Участники Ассоциации обязуются друг перед другом:

– Полностью  выполнять все положения настоящего договора;

– Выполнять  все добровольно взятые на себя обязательства  по отношению к ассоциации и ее участникам;

– Не применять  насилия и принуждения в отношениях между людьми, за исключением оборонительных либо ответных действий;

– Признавать право индивидуальной собственности;

– Не вести  ни в какой форме пропаганды насилия, власти, государственности, централизма, фашизма, социализма и коммунизма;

– Не обращаться для снятия внутренних конфликтов к  аппарату государственной власти, а  решать спорные вопросы путем третейского суда;

– Поддерживать периодические, не реже раза в месяц, контакты с другими участниками  Ассоциации;

– Не выступать  от имени других участников, а также  от имени Ассоциации и ее Секций, без делегирования соответствующих  полномочий;

– Не иметь  никаких тайных контактов с представителями  власти и спецслужбами.

Нарушение любого из перечисленных обязательств имеет следствием автоматический выход  из Ассоциации.

3. Участники Ассоциации соглашаются в следующем:

– Настоящий  договор может выть изменен только при общем согласии всех участников АССА;

– Программа  АССА имеет факультативное значение и может произвольно изменяться ее участниками, но не может противоречить  Ассоциативному договору;

– Ассоциация не имеет высших и центральных органов. Региональные группы АССА (секции), признавая настоящий договор, в остальном являются полностью самостоятельными и могут вести любую деятельность;

– Ассоциация не имеет централизованных денежных фондов. Целевые фонды могут создаваться  ее участниками в случае надобности;

– В Ассоциации не действует принцип круговой поруки, ни один из участников не отвечает за действия другого;

– Прием  в Ассоциацию новых участников или  учреждение новых Секций производится на собраниях (советах) действующих  секций. Для принятия решений по этим вопросам необходим консенсус собрания (совета);

– Ассоциация не имеет фракционного деления. Участники  могут состоять в любых других союзах, партиях и организациях;

– Каждый участник имеет право свободного выхода из ассоциации. 

 

 

 

 

 

Республика Молдова и Европейский Союз: эволюция внешней политики

Отношения молодого государства Республика Молдова как с государствами Европейского Союза в отдельности, так и непосредственно с ЕС, на начальном этапе развивались медленно. Это было обусловлено тем, что первые 7 лет характеризовались отсутствием с обеих сторон целостной стратегии развития отношений. Со стороны Молдовы начальный этап самоопределения в пользу ЕС был проигран. В отличие от пост коммунистических европейских стран и государств Балтии, которые с самого начала сделали однозначный выбор в пользу ЕС и НАТО, Кишинев не проявил к ЕС должного интереса, что было связано с элементарным непониманием роли Европейского Союза в процессах создания единой Европы. ЕС, в свою очередь, поступил аналогично, не проявив серьезного геополитического интереса к Молдове. Западноевропейские страны, соответственно и ЕС, не разработали стратегии применительно к молдавскому государству, разместив его в геополитическом контексте стран постсоветского пространства. Молдова, как и другие европейские государства СНГ, унаследовала юридические рамки отношений между ЕС и СССР – Договор о торговле и сотрудничестве, который предоставлял режим наибольшего благоприятствования в торговле при условии продолжения политических и экономически реформ. Если в отношении Центрально-европейских государств и стран Балтии была инициирована программа PHARE, то в отношении стран СНГ вводится программа технической поддержки(ТАCIS), пользователем которой в 1991 году становится Молдова. Подписание Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Балтийскими странами соглашений о присоединении к ЕС стимулировали европейские устремления молдавских властей. В период с ноября 1993 года по январь 1994 года имеют место неоднократные обращения руководства страны с просьбой начать переговоры по созданию политико-правового механизма отношений с ЕС, подписать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В 1994 году 28 ноября в Брюсселе между Республикой Молдова и Европейскими сообществами и их государствами-членами (ЕС) было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). В связи с тем, что соглашение должно было быть ратифицировано всеми странами ЕС, было подписано временное соглашение (21декабря 1995 года, вошло в силу 1 мая 1996 года). Парламент Республики Молдова в Декларации о внешней политике (1995 г.) расценивает подписание СПС как первый шаг к европейской интеграции. В программе деятельности правительства Республики Молдова на 1994-1997 годы (А.Сангели-2)европейской интеграции уделяется всего одна строка: сотрудничество с Европейским Союзом названо среди внешнеполитических приоритетов страны, наряду с сотрудничеством в рамках СНГ. Европейский Союз еще не представлялся важным институтом для реализации национальных интересов Молдовы.1 июля 1998 года СПС вступило в силу (сроком на 10 лет). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является наиболее широким, содержательным и перспективным экономическим соглашением, подписанным на тот момент Республикой Молдова: отношения сторон переходят с уровня простого сотрудничества на уровень партнерства, согласованных действий, преследующих общие цели. В основу партнерства заложена общность принципов, на которых базируются общество и государство в Молдове и государствах-членах ЕС: защита прав человека, верховенство закона, демократия, социально ориентированная рыночная экономика. Соглашение сконцентрировано на следующих основных направлениях:

Информация о работе Отношения Молдовы и ЕС