Основные международные финансовые организации: причины их возникновения и основные функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Предложение взять, а потом выплачивать внешний  долг в иностранной валюте ведёт  к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Сотрудничества Российской Федерации с Всемирным банком

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 года

 

 

Категория долга

млн. долларов США

млн. евро**

 

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

36 484,1

26 983,2

 

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом  реструктуризации

902,0

667,1

 

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 811,2

1 339,5

 

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 265,5

936,0

 

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

813,2

601,4

 

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

3 588,9

2 654,3

 

Задолженность по еврооблигационным займам

25 487,0

18 849,9

 

внешний облигационный  заем 2030 года

19 520,7

14 437,3

 

внешний облигационный  заем 2018 года

3 466,4

2 563,7

 

внешний облигационный  заем 2028 года

2 499,9

1 848,9

 

Задолженность по ОВГВЗ

1 775,3

1 313,0

 

в том числе:

     

ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 294,3

 

Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте

841,0

622,0

 
       

 

В данный момент Россия имеет самый маленький  внешний долг в Европе[14]. И одна из основных частей приходится на международные  финансовые организации в большей степени с системой всемирного банка в этом легко убедится проанализировав данные таблицы

Из таблицы  видно, что основной долг приходится международным финансовым организациям в лице всемирного банка.

На данный момент долг перед международными финансовыми организациями уже не так существенен как был во время экономического кризиса 90х . И он является таким из-за того что кредиты системы всемирного банка носят проблемный характер для России и поэтому она старается не прибегать к их помощи. И чаще всего из-за того что он носит проамериканский характер.

Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в  Международном банке реконструкции  и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г. Опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.

Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2002 гг. характеризовалась  ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих  проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирования рассматривались: управление государственными финансами, решение социальных и инфраструктурных проблем, гарантийные операции в лесном и угольном секторах.

В целом на этом этапе сотрудничества в отношениях России и ВБ обнаружились серьезные  проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов  займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования  средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.

Эти проекты  охватывают практически все сектора экономики - энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов.

Портфель реализованных  проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской  инфраструктуре.

Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись  на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление  проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке  в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.

К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задерживалось в среднем на десять месяцев, а самая большая задержка - почти два года - была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты. Это снижает эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.

Последняя Стратегия  ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе  сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического  взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.

Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты  банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.

Российская  Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. В целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ -- ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков -- позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

За десять лет  МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и предоставляет маркетинговые услуги.

В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную финансовую корпорацию (МФК), которая также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила более двух десятков проектов, которые затрагивают широкий спектр секторов экономики, на сумму I 255.8 млн. долл. из собственных средств плюс 60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.

Сотрудничество  с другой организацией группы Всемирного банка - Международной финансовой корпорацией -- призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики 255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет привлечения синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.

В последние  годы отмечается активизация сотрудничества России с МБР не только путем непосредственного членства в них, но и на основе договорных отношений (если это позволяют условия деятельности данных организаций)[20].

В качестве примера  сотрудничества с МБР на этой основе рассмотрим опыт взаимоотношения с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Северным инвестиционным банком (СИБ).

Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рассматривались  с середины 90-х годов. В соответствии с интересами и политикой ЕС этот Банк осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Основные его задачи - предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, модернизацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской деятельности в новых областях, а также осуществление проектов, представляющих общий интерес для нескольких государств-членов.

В марте 2001 г. на заседании министров экономики  и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) было принято решение о возможности  финансирования проектов на территории РФ за счет средств ЕИБ на общую сумму 100 млн. долл. При этом были определены следующие условия пре доставления кредитов: экологическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС, реализация проектов только в северо-западном регионе России, обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов, обязательное предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед членами Парижского клуба и активное ее участие в борьбе с отмыванием денег. В настоящее время рассматривается возможность предоставления крупного кредита ЕИБ на проект "Строительство комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений" и инфраструктурные проекты в России.

С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставленных им средств, что способствует ускорению реализации проектов.

финансовых  партнеров российского правительства  и отечественных компаний занял  Европейский банк реконструкции  и развития. Следует отметить, что  официально ЕБРР приступил к операциям в апреле 1991 г., а в роли одного из его учредителей выступал Советский Союз. ЕБРР представляет собой уникальное сочетание коммерческого банка и банка развития, что отображается в преимущественном направлении его ресурсов в негосударственный или приватизируемый сектор. В связи с этим Банк предоставляет средства на основе проверки надежности проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени, необходимого для принятия коммерческих решений. Членами Банка являются не только 58 государств, но и Европейский союз и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение  инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными  ставками, длительными сроками и  льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически во все сектора российской экономики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом директоров, приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%.

Информация о работе Основные международные финансовые организации: причины их возникновения и основные функции