Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 06:52, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций
Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).
2.2 Сотрудничества Российской Федерации с Всемирным банком
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 года
Категория долга |
млн. долларов США |
млн. евро** |
|
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
36 484,1 |
26 983,2 |
|
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
902,0 |
667,1 |
|
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 811,2 |
1 339,5 |
|
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 265,5 |
936,0 |
|
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
813,2 |
601,4 |
|
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3 588,9 |
2 654,3 |
|
Задолженность по еврооблигационным займам |
25 487,0 |
18 849,9 |
|
внешний облигационный заем 2030 года |
19 520,7 |
14 437,3 |
|
внешний облигационный заем 2018 года |
3 466,4 |
2 563,7 |
|
внешний облигационный заем 2028 года |
2 499,9 |
1 848,9 |
|
Задолженность по ОВГВЗ |
1 775,3 |
1 313,0 |
|
в том числе: |
|||
ОВГВЗ VII серии |
1 750,0 |
1 294,3 |
|
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
841,0 |
622,0 |
|
В данный момент Россия имеет самый маленький внешний долг в Европе[14]. И одна из основных частей приходится на международные финансовые организации в большей степени с системой всемирного банка в этом легко убедится проанализировав данные таблицы
Из таблицы видно, что основной долг приходится международным финансовым организациям в лице всемирного банка.
На данный момент долг перед международными финансовыми организациями уже не так существенен как был во время экономического кризиса 90х . И он является таким из-за того что кредиты системы всемирного банка носят проблемный характер для России и поэтому она старается не прибегать к их помощи. И чаще всего из-за того что он носит проамериканский характер.
Основой сотрудничества
России с региональными международными
банками развития является ее членство
в организациях системы Всемирного
банка (ВБ), в первую очередь в
Международном банке
Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2002 гг. характеризовалась ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирования рассматривались: управление государственными финансами, решение социальных и инфраструктурных проблем, гарантийные операции в лесном и угольном секторах.
В целом на этом
этапе сотрудничества в отношениях
России и ВБ обнаружились серьезные
проблемы, которые проявились в резком
сокращении запланированных объемов
займов, в трехкратном сокращении
ежегодных объемов
Эти проекты
охватывают практически все сектора эконом
Портфель реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.
Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.
К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задерживалось в среднем на десять месяцев, а самая большая задержка - почти два года - была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты. Это снижает эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.
Последняя Стратегия ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.
Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.
Став членом
МБРР, Россия обрела новый источник
финансовых средств. В основном кредиты
банка предназначены для создан
За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.
Российская Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. В целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ -- ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков -- позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения
За десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и предоставляет маркетинговые услуги.
В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную финансовую корпорацию (МФК), которая также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила более двух десятков проектов, которые затрагивают широкий спектр секторов экономики, на сумму I 255.8 млн. долл. из собственных средств плюс 60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.
Сотрудничество с другой организацией группы Всемирного банка - Международной финансовой корпорацией -- призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики 255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет привлечения синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.
В последние годы отмечается активизация сотрудничества России с МБР не только путем непосредственного членства в них, но и на основе договорных отношений (если это позволяют условия деятельности данных организаций)[20].
В качестве примера сотрудничества с МБР на этой основе рассмотрим опыт взаимоотношения с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Северным инвестиционным банком (СИБ).
Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рассматривались с середины 90-х годов. В соответствии с интересами и политикой ЕС этот Банк осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Основные его задачи - предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, модернизацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской деятельности в новых областях, а также осуществление проектов, представляющих общий интерес для нескольких государств-членов.
В марте 2001 г. на заседании министров экономики и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) было принято решение о возможности финансирования проектов на территории РФ за счет средств ЕИБ на общую сумму 100 млн. долл. При этом были определены следующие условия пре доставления кредитов: экологическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС, реализация проектов только в северо-западном регионе России, обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов, обязательное предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед членами Парижского клуба и активное ее участие в борьбе с отмыванием денег. В настоящее время рассматривается возможность предоставления крупного кредита ЕИБ на проект "Строительство комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений" и инфраструктурные проекты в России.
С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставленных им средств, что способствует ускорению реализации проектов.
финансовых
партнеров российского
Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически во все сектора российской экономики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом директоров, приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%.