Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 07:39, курсовая работа
Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранному языку на первый план задачу – формирование у учащихся таких знаний, умений, навыков, которые бы позволили им свободно общаться на изучаемом языке, понимать собеседника и легко выражать собственные суждения и взгляды по тому или иному вопросу.
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ……...……………….…………...5
1.1 Понятие диалогическая речь…..……………………….……………...…….5
1.2 Упражнения и опоры, используемые при обучении диалогической речи………………………………………………………………………………….13
2 ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………24
2.1 Психолого-педагогические особенности учащихся начального этапа обучения…..………………………………………………………………………….24
2.2 Приемы обучения диалогической речи на начальном этапе……………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых упражнений, которые должны быть мотивированны и основаны не только на тематике программы, но и на отдельных ситуациях, на которые может быть разложена тема. Ситуация, с одной стороны, является условием мотивации высказывания, т. е. создает потребность, которую можно удовлетворить, ответив на вопрос, или высказав свое мнение, или обратившись с просьбой к собеседнику. С другой стороны, ситуации, вернее, ряд разнообразных ситуаций, связанных одной темой, создают условия для развития речевых навыков высшего порядка, т. е. навыков, которые могут быть перенесены на аналогичные ситуации. Для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами. Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации.
I. Упражнения с подсказкой учителя:
1. Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения — умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании — излагать мысль без лишних деталей.
2. Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения — овладевать умениями комбинирования языкового материала.
3. Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.
II. Упражнения с опорой на образец:
1 Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.
2 Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью на иностранном языке.
III. Упражнения с опорой на наглядность:
1. Ответы на вопросы по картинкам;
2. Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин;
IV. С опорой на ситуацию:
1. С ограниченным языковым материалом;
2. Без ограничения материала;
3. Созданную при помощи изображения [26, с. 82].
Опорами для составления собственных диалогов могут служить:
- сами тексты диалогов-моделей;
- содержание речевой установки
учителя на составление
- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука [17, с. 42].
Обучение диалогу путём «снизу вверх» предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Речь идёт не просто об использование диалога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно, даже без диалога-опоры речь идёт о совершенствовании диалогических навыков и умений. Здесь учащиеся должны уметь:
- задавать вопросы разных типов;
- логично, последовательно
и понятно отвечать на
- использовать различные
реплики реагирования в
- употреблять различные
вводные структуры и
- пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д. [27, с. 162].
Е.Н. Соловова выделяет следующие примеры установки, упражнения и опоры:
Пассов предлагает использовать функциональные схемы диалога при формировании навыков диалогической речи. Они представляют собой название речевых функций, расположенных для каждого из собеседников в предположительно необходимой последовательности (см.рис. 1).
1 Один ученик обращается 2 Другой готов ему помочь
к другому за помощью
Рисунок 1 - Функциональная схема диалога
Варианты подобных схем многообразны:
Функциональные схемы диалога могут быть предъявлены на карточках, с помощью мультимедиа, на доске. Они являются эффективным средством овладения механизмом диалога, развития тактики общения. При первичном использовании этих схем необходимо обучить учащихся работе с ними:
Информация о работе Обучение диалогической речи на начальном этапе обучения