Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 07:39, курсовая работа
Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранному языку на первый план задачу – формирование у учащихся таких знаний, умений, навыков, которые бы позволили им свободно общаться на изучаемом языке, понимать собеседника и легко выражать собственные суждения и взгляды по тому или иному вопросу.
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ……...……………….…………...5
1.1 Понятие диалогическая речь…..……………………….……………...…….5
1.2 Упражнения и опоры, используемые при обучении диалогической речи………………………………………………………………………………….13
2 ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………24
2.1 Психолого-педагогические особенности учащихся начального этапа обучения…..………………………………………………………………………….24
2.2 Приемы обучения диалогической речи на начальном этапе……………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
Как указывается в научно-методической литературе, успешность обучения диалогической речи обеспечивается при выделении определенной поэтапности в обучении диалогической речи, также с учетом системности упражнений и контролем овладения диалогическими единицами.
Соответственно с программными требованиями в обучении диалогической речи выделяются три этапа, учитывая специфику речевых навыков как автоматизированных операций при выполнении речевых действий.
Целью первого этапа обучения в средней школе в цикле уроков по теме является формирования речевых навыков и развитие умений диалогической речи. Это овладение учащимися набором речевых действий, которое позволяет участвовать в учебной коммуникации в объеме одного диалогического единства, построенного на изучаемом лексико-грамматическом материале.
Формирование навыков на данном этапе происходит в результате повторения целевых операций в составе все возрастающих по степени сложности речевых действий в диалогических единствах [26, с. 183].
Развитие умений диалогической речи происходит за счет того, что автоматизируемые операции усваиваются в составе основных действий диалогического единства, как реагирующих, так и стимулирующих.
Целью второго этапа обучения диалогической речи является совершенствование и развитие умений диалогической речи среднего уровня (филатов). Это такое владение учащимися набором речевых действий, которое позволяет ему участвовать в учебном микродиалоге (2-3 диалогических единств), включающий расширенные реплики.
Как указывается в научно-методической литературе, основным активизирующим на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда при порождении учебного микродиалога каждый учащийся, работая в паре, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую.
Как указывается целью третьего этапа обучения, в цикле уроков по теме является развитие умений диалогической речи высшего уровня, под которым понимается способность обучаемых участвовать в развернутом диалоге в учебной ситуации. Учащемуся предоставляется полная самостоятельность в постановке конкретных целей, определении предмета речи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации [2, с. 35].
В методике обучения иностранному языку упражнения делят на языковые и речевые. При обучении говорению используют речевые упражнения. Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:
- однозначно формулировать основную мысль;
- синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт и всевозможные ассоциации;
- последовательно развивать мысль;
- строить высказывание с учётом его прагматической ценности;
- соотносить высказывание с ситуацией общения;
- приспосабливаться к
индивидуальным особенностям
- формировать и реализовывать речевое намерение;
- прогнозировать реакцию
партнёра и адекватно
- адекватно выражать
1. Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
- ответы на вопросы;
- постановка узловых вопросов к тексту;
- диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
- составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
- драматизация монологического текста;
- дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (самостоятельного) диалога по содержанию рассказа;
- объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
- положительный или
- завершение диалога с ориентацией на подсказку.
2. Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
- составление аргументированных ответов на вопросы;
-проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
- проведение ролевых игр и викторин;
- проведение дискуссии или диспута;
- беседа за круглым столом и др. [7, с. 136].
Использование диалогической речи с использованием диалога-образца ориентировано:
- на овладение обучаемыми типичными высказываниями на иностранном языке;
- тренировку коммуникативного взаимодействия общающихся;
- оперирование языковым
материалом в диалогической
- выполнение различных
трансформаций с текстом
- формирование навыков и умений составления диалога по образцу.
1. Работа с диалогом-образцом может быть представлена в следующих упражнениях:
- прослушайте диалог без
текста с предварительными
- прослушайте отдельные
реплики для отработки
- прочтите диалог по ролям;
- прочтите диалог с пропущенными словами, опираясь на убывающую подсказку;
- прочтите диалог, опираясь на слова на родном языке;
- переведите диалог с листа с родного языка на иностранный;
- заполните пропуски в репликах диалога;
- раскройте скобки в репликах диалога;
- воспроизведите диалог
с доски или карточек с
- воспроизведите диалог,
восстанавливая отдельные
- воспроизведите диалог,
восстанавливая опущенные
- воспроизведите диалог, используя начало реплик или ключевых слов, замещающих каждую реплику;
- воспроизведите реплики одного из собеседников;
- воспроизведите весь диалог в ролях;
- самостоятельно расширьте
реплики в диалоге в
- самостоятельно расширьте
реплики в диалоге в
- самостоятельно расширьте
реплики в диалоге, включая
в них новые слова или
- самостоятельно расширьте реплики в диалоге за счёт инициативной речи;
- трансформируйте диалог
путём изменения одной из
- составьте диалог, располагая смещённые реплики в нужном порядке;
- составьте диалог, используя слова по данной теме;
- составьте диалог по одной теме, но для разных ситуаций общения;
- составьте диалог на основе темы, ситуации, ключевых слов и с учётом определённой коммуникативной задачи;
- составьте тематический диалог из микродиалогов с добавлением связующих диалогических единств;
- составьте ситуативный диалог из разных микродиалогов.
2. Пошаговое обучение
составлению диалога
Пошаговое составление диалога может быть представлено в следующих упражнениях:
- опишите ситуацию и
назовите адекватные это
- опишите ситуацию и составьте соответствующую ей реплику, используя ключевое слово (разрозненные слова);
- опишите ситуацию и
составьте подходящую к ней
реплику, учитывая функцию высказывания
и используя ключевые слова (например,
название предмета или
- опишите ситуацию и составьте подходящую к ней реплику побуждения, используя грамматический образец реплики (структуры предложения) и отражая в этой реплике элементы ситуации;
- опишите ситуации, используя
готовую реплику побуждения, и
составьте реплики
- составьте к этой же ситуации и реплике побуждения реплики иного реагирования (например, отказа);
- употребите другие формы реагирования (например, отразите причины отказа);
- употребите другие формы реагирования (пообещайте сделать это позднее, выразите нежелание это делать);
- повторите микродиалог и составьте новое диалогическое единство последующих реплик побуждения и реагирования, используя ту же технику или формулируя их самостоятельно;
- разбейте диалог на микродиалогические единства (побуждение – реакция) и представьте их в самостоятельно придуманных ситуациях;
- расширьте реплики, соответственно
трансформируя следующие за
- разработайте микродиалоги к микроситуациям диалогического общения, а затем скомпонуйте их в цельный положительный диалог, заполняя стыки между такими микродиалогами необходимыми по содержанию связующими репликами;
- составьте диалог на
основе набора обязательных
- заполните своими репликами
пробел между начальным и
- расширьте уже имеющийся диалог;
- преобразите набор
- составьте диалог из
предложенного набора
- подберите из предлагаемого
набора реплик такие, которые
можно включить в текст
- переместите в диалоге высказывания общающихся таким образом, чтобы реплики реагирования соответствовали бы репликам побуждения.
3. Обучение диалогической
речи с помощью серии
Ситуативно обусловленное обучение диалогической речи может быть представлено в следующих упражнениях:
- составьте диалог по теме к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи, на основе программы общения;
- составьте диалог к серии картинок, используя ключевые слова (картинки изображают последовательность действий общающихся людей);
- составьте диалог по
содержанию картинки или
- составьте диалог на основе сообщаемой информации с учётом ситуации и задач общения;
- составьте диалог, используя имеющиеся данные и ситуации, начало и концовку диалога;
- составьте диалог на основе ключевых слов;
- составьте диалог по прочитанному тексту;
- составьте диалог к монологическому тексту;
- составьте диалог по
теме к одной из ситуаций
и затем изменяйте его
- составьте серию диалогов к типичным ситуациям общения по теме;
- составьте микродиалоги на разные темы для одних и тех же ситуаций общения, с участием одних и тех же собеседников; объедините их в один ситуативно-тематический комплекс;
- составьте ситуативно-
- составьте разнообразные диалоги и микродиалоги к общению в условиях полилога;
- составьте диалог к
серии предлагаемых
- в процессе составления
диалога к определённой
Информация о работе Обучение диалогической речи на начальном этапе обучения