Обучение диалогической речи на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 07:39, курсовая работа

Краткое описание

Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранному языку на первый план задачу – формирование у учащихся таких знаний, умений, навыков, которые бы позволили им свободно общаться на изучаемом языке, понимать собеседника и легко выражать собственные суждения и взгляды по тому или иному вопросу.
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ……...……………….…………...5
1.1 Понятие диалогическая речь…..……………………….……………...…….5
1.2 Упражнения и опоры, используемые при обучении диалогической речи………………………………………………………………………………….13
2 ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………24
2.1 Психолого-педагогические особенности учащихся начального этапа обучения…..………………………………………………………………………….24
2.2 Приемы обучения диалогической речи на начальном этапе……………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Файлы: 1 файл

Диалогическая речь.docx

— 63.43 Кб (Скачать)

 

Как указывается в научно-методической литературе, успешность обучения диалогической речи обеспечивается при выделении определенной поэтапности в обучении диалогической речи, также с учетом системности упражнений и контролем овладения диалогическими единицами.

Соответственно с программными требованиями в обучении диалогической речи выделяются три этапа, учитывая специфику речевых навыков как автоматизированных операций при выполнении речевых действий.

Целью первого этапа обучения в средней школе в цикле уроков по теме является формирования речевых навыков и развитие умений диалогической речи. Это овладение учащимися набором речевых действий, которое позволяет участвовать в учебной коммуникации в объеме одного диалогического единства, построенного на изучаемом лексико-грамматическом материале.

Формирование навыков на данном этапе происходит  в результате повторения целевых операций в составе все возрастающих по степени сложности речевых действий в диалогических единствах [26, с. 183].

Развитие умений диалогической речи происходит за счет того, что автоматизируемые операции усваиваются в составе основных действий диалогического единства, как реагирующих, так и стимулирующих.

Целью второго этапа обучения диалогической речи является совершенствование и развитие умений диалогической речи среднего уровня (филатов). Это такое владение учащимися набором речевых действий, которое позволяет ему участвовать в учебном микродиалоге (2-3 диалогических единств), включающий расширенные реплики.

Как указывается в научно-методической литературе, основным активизирующим на этом этапе является прием взаимного стимулирования, когда при порождении учебного микродиалога каждый учащийся, работая в паре, должен составить не только реагирующую реплику, но и стимулирующую.

Как указывается целью третьего этапа обучения, в цикле уроков по теме является развитие умений диалогической речи высшего уровня, под которым понимается способность обучаемых участвовать в развернутом диалоге в учебной ситуации. Учащемуся предоставляется полная самостоятельность в постановке конкретных целей, определении предмета речи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации [2, с. 35].

    1. Упражнения и опоры, используемые при обучении диалогической речи

 

В методике обучения иностранному языку упражнения делят на языковые и речевые. При обучении говорению используют речевые упражнения. Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:

- однозначно формулировать  основную мысль;

- синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт и  всевозможные ассоциации;

- последовательно развивать  мысль;

- строить высказывание  с учётом его прагматической  ценности;

- соотносить высказывание  с ситуацией общения;

- приспосабливаться к  индивидуальным особенностям партнёра  по общению;

- формировать и реализовывать  речевое намерение;

- прогнозировать реакцию  партнёра и адекватно реагировать  на его реплики;

- адекватно выражать эмоционально-оценочную  информацию.

1. Речевые упражнения  для обучения подготовленной  диалогической речи:

- ответы на вопросы;

- постановка узловых вопросов  к тексту;

- диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;

- составление диалога  на изучаемую тему и заданную  ситуацию;

- драматизация монологического  текста;

- дополнение или видоизменение  диалога; составление направленного (самостоятельного) диалога по содержанию  рассказа;

- объединение диалогических  единств, данных в произвольной  последовательности, в диалог;

- положительный или отрицательный  ответ на вопрос и пояснение  его;

- завершение диалога с  ориентацией на подсказку.

2. Речевые упражнения  для обучения неподготовленной  диалогической речи:

- составление аргументированных  ответов на вопросы;

-проведение комбинированных  диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);

- проведение ролевых игр  и викторин;

- проведение дискуссии  или диспута;

- беседа за круглым  столом и др. [7, с. 136].

Использование диалогической речи с использованием диалога-образца ориентировано:

- на овладение обучаемыми  типичными высказываниями на  иностранном языке;

- тренировку коммуникативного  взаимодействия общающихся;

- оперирование языковым  материалом в диалогической речи;

- выполнение различных  трансформаций с текстом диалога;

- формирование навыков  и умений  составления диалога  по образцу.

1. Работа с диалогом-образцом  может быть представлена в  следующих упражнениях:

- прослушайте диалог без  текста с предварительными ориентирами (вопросами по содержанию, истинными  и ложными утверждениями, ключевыми словами);

- прослушайте отдельные  реплики для отработки правильного  произношения и интонации и прочтите диалог;

- прочтите диалог по  ролям;

- прочтите диалог с  пропущенными словами, опираясь  на убывающую подсказку;

- прочтите диалог, опираясь  на слова на родном языке;

- переведите диалог с  листа с родного языка на иностранный;

- заполните пропуски в  репликах диалога;

- раскройте скобки в  репликах диалога;

- воспроизведите диалог  с доски или карточек с частичным  переводом на иностранный язык;

- воспроизведите диалог, восстанавливая отдельные реплики  одного из собеседников;

- воспроизведите диалог, восстанавливая опущенные фрагменты  реплик;

- воспроизведите диалог, используя начало реплик или  ключевых слов, замещающих каждую  реплику;

- воспроизведите реплики  одного из собеседников;

- воспроизведите весь  диалог в ролях;

- самостоятельно расширьте  реплики в диалоге в соответствии  с контекстом;

- самостоятельно расширьте  реплики в диалоге в соответствии  с коммуникативной задачей;

- самостоятельно расширьте  реплики в диалоге,  включая  в них новые слова или добавляя  предложения определённого типа;

- самостоятельно расширьте  реплики в диалоге за счёт  инициативной речи;

- трансформируйте диалог  путём изменения одной из реплик;- составьте диалог по аналогии с образцом в рамках данной устной темы, но в иной ситуации, при ином характере общения, смене собеседников, с иной задачей общения;

- составьте диалог, располагая  смещённые реплики в нужном  порядке;

- составьте диалог, используя  слова по данной теме;

- составьте диалог по  одной теме, но для разных ситуаций  общения;

- составьте диалог на  основе темы, ситуации, ключевых  слов и с учётом определённой  коммуникативной задачи;

- составьте тематический  диалог из микродиалогов с добавлением связующих диалогических единств;

- составьте ситуативный  диалог из разных микродиалогов.

2. Пошаговое обучение  составлению диалога предполагает  овладение обучаемыми тактикой  построения диалога в соответствии  с речевыми намерениями общающихся и с учётом складывающихся и развивающихся между ними взаимодействия, взаимосвязи и характера реплик побуждения и реплик реагирования. Пошаговое обучение ориентировано  также на формирование навыков и умений конструирования диалога в разных ситуациях с учётом характера коммуникативных партнёров и их межролевого взаимодействия.

Пошаговое составление диалога может быть представлено в следующих упражнениях:

- опишите ситуацию и  назовите адекватные это ситуации  реплики;

- опишите ситуацию и  составьте соответствующую ей  реплику, используя ключевое слово (разрозненные слова);

- опишите ситуацию и  составьте подходящую к ней  реплику, учитывая функцию высказывания  и используя ключевые слова (например, название предмета или действия, по поводу которого обращается  говорящий);

- опишите ситуацию и  составьте подходящую к ней  реплику побуждения, используя грамматический образец реплики (структуры предложения) и отражая в этой реплике элементы ситуации;

- опишите ситуации, используя  готовую реплику побуждения, и  составьте реплики реагирования  определённого типа (например, согласия, возражения, удивления, одобрения);

- составьте к этой же  ситуации и реплике побуждения  реплики иного реагирования (например, отказа);

- употребите другие формы  реагирования (например, отразите причины  отказа);

- употребите другие формы  реагирования (пообещайте сделать  это позднее, выразите нежелание  это делать);

- повторите микродиалог и составьте новое диалогическое единство последующих реплик побуждения и реагирования, используя ту же технику или формулируя их самостоятельно;

- разбейте диалог на  микродиалогические единства (побуждение – реакция) и представьте их в самостоятельно придуманных ситуациях;

- расширьте реплики, соответственно  трансформируя следующие за ними  реплики, то есть преобразуя диалогические высказывания в монологические и включая в них объяснение своих действий, описывая ситуацию, выражая желание и намерение, советуя, сообщая мнение;

- разработайте микродиалоги к микроситуациям диалогического общения, а затем скомпонуйте их в цельный положительный диалог, заполняя стыки между такими микродиалогами необходимыми по содержанию связующими репликами;

- составьте диалог на  основе набора обязательных реплик, добавляя другие реплики по  смыслу;

- заполните своими репликами  пробел между начальным и заканчивающим диалогом микродиалогами в рамках предполагаемого продолжительного диалога (в качестве подсказки можно предложить обучаемым ключевые слова или фразы);

- расширьте уже имеющийся  диалог;

- преобразите набор разнохарактерных  реплик в связный диалог, добавляя собственные дополнительные реплики;

- составьте диалог из  предложенного набора разнохарактерных  реплик к заданным ситуациям;

- подберите из предлагаемого  набора реплик такие, которые  можно включить в текст данного  диалога;

- переместите в диалоге  высказывания общающихся таким образом, чтобы реплики реагирования соответствовали бы репликам побуждения.

3. Обучение диалогической  речи с помощью серии упражнений  предполагает овладение навыками и умениями, необходимыми для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами общающихся, с учётом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия общающихся. В подобных упражнениях предусматривается также тренировка ситуативного употребления как разнообразного языкового материала, так и разных функциональных типов речевых высказываний и типов коммуникативного взаимодействия общающихся.

Ситуативно обусловленное обучение диалогической речи может быть представлено в следующих упражнениях:

- составьте диалог по  теме к указанной ситуации  с учётом коммуникативной задачи, на основе программы общения;

- составьте диалог к  серии картинок, используя ключевые  слова (картинки изображают последовательность действий общающихся людей);

- составьте диалог по  содержанию картинки или фотографии;

- составьте диалог на  основе сообщаемой информации  с учётом ситуации и задач общения;

- составьте диалог, используя  имеющиеся данные и ситуации, начало и концовку диалога;

- составьте диалог на  основе ключевых слов;

- составьте диалог по  прочитанному тексту;

- составьте диалог к  монологическому тексту;

- составьте диалог по  теме к одной из ситуаций  и затем изменяйте его применительно  к новым ситуациям в рамках  данной темы;

- составьте серию диалогов  к типичным ситуациям общения  по теме;

- составьте микродиалоги на разные темы для одних и тех же ситуаций общения, с участием одних и тех же собеседников; объедините их в один ситуативно-тематический комплекс;

- составьте ситуативно-тематический  комплекс для разных ситуаций, объединённых общей темой;

- составьте разнообразные  диалоги и микродиалоги к общению в условиях полилога;

- составьте диалог к  серии предлагаемых обстоятельств;

- в процессе составления  диалога к определённой ситуации  используйте адекватные коммуникативным намерениям собеседников функциональные типы высказываний [28, с. 56].

Информация о работе Обучение диалогической речи на начальном этапе обучения