Национальное государство как исторический тип государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятия «национальное государство» как такового и рассмотрение основных признаков государства и его эволюции. Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
-рассмотреть теоретическое понятие термина «национальное государство»;
-выявить перспективы развития национального государства в эпоху глобализации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
1.1 Национальное государство как исторический тип государства
1.2 Нация как ключевой признак государства

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1 Роль национального государства в современном мире
2.2 Практические вопросы построения национального государства в постбиполярную эпоху

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая тмо.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

В сфере организации государственности  данная модель предполагает в основном сохранение традиционных институтов национального государства и самого национального государства в его почти классическом виде. Западные модели понимания государства будут продолжать активно транслироваться на остальные регионы мира. Мотивом для этого будет то, что в лице национальных государств развивающихся стран можно будет иметь партнера, который понесет ответственность по своим обязательствам и ответит перед населением этих стран за все неблагоприятные последствия как такого сотрудничества, так и вообще всей системы отношений. Также важным является обеспечение таким образом легитимности существующих или созданных в будущем  моделей сотрудничества, ведь каждое национальное государство несет ответственность перед своими гражданами, а ограничения для неграждан – обеспеченная правом ситуация. Можно сказать, что правовой сценарий глобализации – это консервативный, охранительный (предсказуемый) вариант контролируемого развития. [3, С.73,74]

2. Информационно-коммуникационный (кибернетический) сценарий. Информационно-коммуникационный (кибернетический) сценарий развития предполагает, что высокая роль информации, существующая на настоящий момент, в будущем усилится. А это значит, что особое значение могут приобрести факторы обеспеченности интеллектуальным капиталом. Результатом этого может послужить целый ряд тенденций. Появляются реальные возможности для стран, богатых человеческим потенциалом, улучшить свое положение в мире. Это может быть обусловлено действием внеэкономических факторов, которые не будут своевременно нейтрализованы действиями конкурентов, в результате чего те, кто мог бы уехать и работать фактически на сохранение существующей модели мироустройства, останутся в своей стране. Это повлечет изменение баланса сил. В результате новые лидеры смогут использовать существующую правовую инфраструктуру для обеспечения и защиты своих интересов. Соответственно поддержание этой инфраструктуры станет невыгодным для ныне лидирующих государств, что может повлечь ее демонтаж полностью или частично. Возможно, на ее месте будет создана новая структура, но это будет уже другая система, отличная от нынешней, привычной. Может измениться один из ключевых элементов – государство утратит свою роль монопольного гаранта права.

Тут мы сталкиваемся с еще одной важной тенденцией. Ведущая роль информации в обществе приведет к еще большей его атомизации.  Повысится роль отдельного индивида, от результатов творческой деятельности которого будет зависеть очень многое не только на микро-, но и на макроуровне. Как следствие – ослабление зависимости личности от системы вертикальных связей, в том числе и от государства, повышение мобильности индивида, укрепление и развитие горизонтальных связей, начал самоуправления, самоорганизации. Люди и их сообщества станут гораздо в меньшей степени привязаны к конкретной территории. В результате роль и функции государства уменьшатся, произойдет «размывание» традиционной модели государства. Ярко это может проявиться на примере выборов, в частности, и системы рекрутирования политических руководителей, вообще (например, законодательство о двойном гражданстве направлено на удовлетворение подобных запросов). В то же время произойдет увеличение степени проникновения государства  в частную жизнь индивида. На смену национальному государству в его нынешнем виде могут прийти новые формы государственности. Логичным видится формирование иерархически устроенных надгосударственных образований, в которых власть и функции будут распределены на «нескольких уровнях». Для обозначения такого надгосударственного образования используем понятие «полистат». Полистаты будут обладать чертами классического государства – территорией, населением, публичной властью, обладающей суверенитетом, – но впоследствии они подвергнутся трансформации в соответствии с новыми условиями.

Характерной особенностью полистата является «расщепленность» между уровнями властной организации (по сути, это может быть новая форма федерализма). Одним из таких уровней могут стать нынешние национальные государства. Гражданство приобретет черты многоуровнего правового статуса, изменение отдельных элементов которого может не повлечь за собой изменение всего юридического положения гражданина. В становлении новой формы государственности большую роль могут сыграть договоры, в результате принцип международного права pacta servanda sunt (лат. –  договоры следует исполнять) может укрепить свое значение в международно-правовой практике. Данный вариант глобализации – это эволюционное развитие существующей системы, в которой количественные изменения перерастают в качественные. [3, С.74,75]

3. Ресурсный  сценарий. В отличие от двух  рассмотренных вариантов развития  событий, развитие глобализации  по ресурсному сценарию – это радикальный вариант. Следуя фразеологизму Б. Рассела – «вечность пахнет нефтью», – можно предположить, что значение энергических ресурсов, наблюдаемое в настоящее время, еще больше увеличится в будущем. При реализации этого сценария существующие схемы обеспечения независимости развитых стран от импорта энергетических ресурсов могут оказаться недействующими (малоэффективными). В частности, параллельные каналы доставки энергоресурсов могут быть заблокированы в результате форс-мажора или чьих-либо преднамеренных действий, или сочетания того и другого. Например, в результате воздействия стихии будет разрушена трубопроводная система как средство доставки, а транспортировка водным путем будет заблокирована из-за осложнения политической обстановки в соответствующих регионах. Также возможен приход к власти в регионах-экспортерах, поставляющих энергоресурсы, политических сил, не согласных на роль статистов на мировой арене и даже враждебных процессам глобализации.

Если это произойдет в одном  месте, то такие силы могут быть относительно безболезненно локализованы развитыми странами. Но если это случится одновременно в нескольких ключевых районах и эти регионы смогут скоординировать свои усилия, то ситуация в мире может кардинальным образом измениться, что повлечет фактическое изменение энергоресурсной карты мира. В результате либо резкого удорожания энергоресурсов, либо вообще прекращения их поставки нынешняя, в большей степени западная, модель потребления становится нежизнеспособной. Под угрозу попадает само существование западной цивилизации. Сегодня право государства на недра не ставится под сомнение, более того, оно является одной из основ современной системы энергоресурсных отношений. В описанной ситуации взгляд на данный вопрос может кардинальным образом измениться. Развитые страны, обладая технологическим и военным преимуществом, могут разработать концепции, согласно которым недра и их содержимое провозгласятся общемировым достоянием (реальная угроза безопасности мира – особенно стран-экспортеров), правом на использование которого обладает тот, кто способен это делать наиболее эффективно. Среди аргументов могут быть выдвинуты требования охраны окружающей среды. Также возможна интенсификация процессов появления норм международного права, направленных на регулирование вопросов природопользования и создание органов, на которые будет возложена миссия мониторинга по соблюдению требований охраны окружающей среды по всему миру. Причем требованиям охраны окружающей среды и отнесения недр и природы к общемировому наследию постараются придать статус общепризнанных принципов и норм международного права, которые обладают более высокой юридической силой, чем нормы внутригосударственного права. Требования будут установлены самые жесткие, и сформулированы они будут таким образом, чтобы предоставлять огромное конкурентное преимущество развитым странам. Например, сейчас для России важное значение, из-за потенциальных экономических потерь, приобрел вопрос ратификации Киотского протокола. Страны-участники Киотского протокола настаивают на том, чтобы Россия присоединилась к нему, зафиксировав параметры развития своей промышленности на уровне 1992 года – периода максимального экономического и промышленного спада. Это дискриминационное требование означает то, что России при проведении модернизации экономики и развитии промышленной сферы придется выплачивать большие суммы, платить за право на собственное развитие. Экологически необходимое соглашение может стать одним из затрудняющих (закрывающих) факторов промышленного роста.

Естественно, такое развитие событий не устраивает страны-экспортеры энергоресурсов. В  результате легко спрогнозировать  конфликт на этой почве между ними и развитыми странами, исход которого предопределить невозможно. На длительную конфронтацию у стран Запада может просто не хватить ресурсов. Если возьмут верх страны-экспортеры, то можно рассчитывать на новый расцвет национального государства в его классическом виде, так как это будет соответствовать интересам победителей и объективной ситуации. При этом роль национального государства и на международной арене, и внутри страны возрастет.

И все-таки более вероятным представляется вариант, когда победа в противостоянии останется за развитыми странами. Это приведет к тому, что между ними и остальным миром может возникнуть отчуждение, которое не просто будет существовать фактически, но и примет институциональные формы. На уровне международного права может быть закреплена иерархия государств, подобная той, которая существовала, когда признавалось наличие цивилизованных, полуцивилизованных и нецивилизованных наций. Объем полномочий, юридический статус государств будет различаться. Непосредственно источники добычи энергоресурсов будут контролироваться силами развитых стран, и только их суверенитет получит полное признание. Данные страны будут обладать правом вмешиваться во внутренние дела других государств под тем или иным предлогом. Само национальное государство сохранится, но будет обременено множеством зависимых территорий. Может сложиться система, подобная колониальной (варианты: международный патронаж, международный клиентелизм) с поправками на поддержание тезиса о соблюдении прав человека.

Так, граждане колоний не будут пользоваться, по крайней мере, многими правами гражданина на территории метрополий. В результате введения режима правовых изъятий, например, они не смогут избирать и быть избранными в органы государственной власти метрополий, обладать правом свободного передвижения. Но в то же время будут обладать правами человека, а также, возможно, каким-либо особым статусом. Для исключения нежелательной миграции населения колоний в метрополию будут созданы различные механизмы – цензы, например, наличие кредитной истории или требование к доходу, превышающему прожиточный минимум. Таким образом, данный сценарий, несмотря на свою радикальность, может привести к возрождению на новом уровне более ранних форм государственности. [3, С.76,77]

Из  рассмотрения различных сценариев  развития следует вывод, что национальное государство может сохраниться как в почти классическом виде, так и в виде новых надгосударственных образований – полистатов, составными частями которых будут другие, но меньшие по размеру национальные государства, но могут возродиться и государства колониального типа. [3, С.77]

Распространившаяся  сегодня по всему миру западная идеология  не приемлет   национального строительства и повсюду насаждает прямо противоположные принципы – космополитизм, искусственное поощрение в недрах общества разнообразных меньшинств (национальных, сексуальных и т.д.), для которых создаются особые льготы и привилегии, вырабатывается свой стиль жизни и т.д. Нормой для Запада стали гомосексуальные браки и семьи, а защита прав национальных меньшинств раздута до таких масштабов, что наносит ущерб правам национального большинства. В результате, например, в США самым дискриминируемым слоем общества стали те, кто ранее считался основой строительства американской нации – белые англосаксы с нормальной (гетеросексуальной) ориентацией. Кроме того, сами коренные нации во всех странах Запада стремительно вымываются вследствие демографического кризиса и огромного наплыва иммигрантов из Азии, Африки и Латинской Америки. И уже в ближайшем будущем (а в США уже сегодня) национальные государства во всех странах Запада при такой тенденции исчезнут, уступив место космополитическим государствам. [2]

В книгах трилогии "Неизвестная  история" Ю.Кузовкова  приводится много соответствующих примеров насаждения антинациональной идеологии в современном мире и проведения государствами Запада политики сознательного уничтожения крупных наций и национальных государств. В качестве конкретного примера можно привести Программу уничтожения крупных национальных государств. Один из вариантов этой программы был изложен, например, в книге крупного американского идеолога З.Бжезинского "Америка – единственная мировая держава". В ней без всякого стремления к политкорректности описывается нынешнее положение вещей в мире и изложена программа на будущее... в качестве программы он излагает предстоящую борьбу за господство США на евразийском континенте, на котором еще не достигнута полная гегемония США, и который станет главной ареной действий для американской сверхдержавы. Соответственно, как указывает Бжезинский, борьбу США планируют вести с теми странами, которые противятся американской гегемонии – в частности, с Россией, Китаем, Индией и Ираном. Аналогичные планы США по установлению мирового господства изложены в целом ряде других документов, в том числе носящих характер официальной доктрины. Как пишет итальянский политик и публицист Джульетто Кьеза, "Соединенные Штаты продолжают реализацию своих амбиций по нарастающей и вовсе не делают тайны из своего намерения обрести в XXI веке “абсолютное господство” на всем земном шаре. Иными словами – преисполнены решимости добиваться неоспоримого превосходства над остальными державами современности. Над Китаем, Индией и Россией, а также Европой. Достаточно почитать такие основополагающие документы как “Проект нового американского столетия” (PNAC, 1998) и “Новую доктрину американской национальной безопасности” (2000), чтобы оценить всю амбициозность этого плана..." Выше приводились высказывания Бжезинского, писавшего, что политика США направлена против любых самостоятельных крупных стран, но особенно при этом выделявшего Россию, Индию, Китай и Иран. И эти государства упомянуты им не случайно. Дело в том, что в мире есть и другие крупные государства – в Африке и Азии – но они не являются национальными. Крупные государства Африки, как правило, составлены из множества враждующих между собой народов и племен, то же самое касается, например, Пакистана и Афганистана. Поэтому они являются государствами чисто условно. Имеется множество фактов, показывающих, что изложенный Бжезинским план: борьба с крупными самостоятельными государствами, в первую очередь с Россией, Индией, Китаем и Ираном, - неуклонно претворяется в жизнь. Выше говорилось о спонсировании Западом сепаратизма национальных меньшинств в России, Индии и Китае. В 1991 г. в Амстердаме была создана Организация непредставленных стран и народов (UNPO), которую возглавил английский лорд Энналз. Она официально поставила перед собой цель поддерживать сепаратистские движения малых народов – то есть помогать им разваливать крупные национальные государства. Имеется множество свидетельств (включая высказывания российского президента В.Путина) того, что в России со всеми национальными меньшинствами ведется активная работа со стороны западных служб и представителей – на предмет выявления и поощрения их тенденций к сепаратизму и отделению от России. Чеченский сепаратизм в 1990-е годы активно поддерживался со стороны UNPO и со стороны других западных организаций, а подготовка чеченских боевиков и террористов осуществлялась пакистанскими спецслужбами, за спиной которых стояли американцы. Кроме того, Великобритания предоставила убежище так называемым "чеченским сепаратистам", а в действительности террористам. И хотя имеются доказательства их активного участия в терроризме на территории России, но Великобритания их игнорирует. Что касается арабских стран, то хотя они и не входят в "приоритетный список" Бжезинского, но лишь потому, что с ними американцы рассчитывают разделаться достаточно легко. В 2000-е годы в американской прессе публиковались карты предполагаемого будущего раздела стран Ближнего и Среднего Востока. В соответствии с ними все крупные страны – Саудовская Аравия, Турция, Ирак, и т.д. – должны быть раздроблены на несколько обособленных мелких государств. В Ираке это фактически уже происходит – страна после ее захвата американцами разделилась на три части: шиитский юг, суннитский центр и курдский север. Таким образом, в будущем весь арабский мир может превратиться в то, что сегодня из себя представляет бывшая Югославия – хаос мелких враждующих между собой государств, а также национальных и религиозных меньшинств, часть которых будет возглавляться нефте- и нарко- баронами и военными хунтами, подконтрольными США и мировой олигархии. [11]

Из всего вышеизложенного следует, что у будущего национальных государств есть несколько вариантов развития. Все зависит от того, по какому сценарию будет идти процесс глобализации. Сохранятся ли национальные государства в сегодняшнем виде или изменятся под влиянием определенных факторов - вопрос времени. Немаловажную роль, согласно Бжезинскому, играет и позиция западных стран, в частности США. Удастся ли Америке распространить свое могущество на весь мир и уничтожить понятие нация как таковое или же национальные государства смогут отстоять свое право на существование? Это вопрос, ответ на который предстоит узнать уже совсем скоро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение своего исследования автор пришел к следующим выводам:

1. Национальные государства начали появляться еще в древности, но основное их развитие пришлось на средние века. Именно в рамках национального государства страны достигали своего расцвета и наибольшего могущества, так как внешняя политика таких государств построена на преобладании интересов нации, а не отдельных личностей. На мировой политической арене национальные государства выступают не как разобщенное общество, а как единое целое, что является залогом успешного и устойчивого развития. Основные понятия, которыми оперирует национальное государство – это нация, национальные интересы и национальная идентичность. Понятие нация является системообразующим элементом государства, сплачивая народы и этносы, проживающие на данной территории. Нация – это наивысший на современном историческом этапе тип надэтнической, социокультурной и политической интеграции населения, где присутствует политический момент общегражданского выражения готовности к единению. То есть, в любой кризисной ситуации нация выступает как единое целое, что придает ей уверенность, силы и волю к победе. Таким образом, нация служит основным элементом национального государства, его гарантом к существованию.

2. На современном этапе национальные государства вынуждены совершенствоваться, чтобы соответствовать течению времени. В эпоху развития глобализации национальное государство существует и развивается как элемент глобальной мировой системы. Современное государство приняло на себя обязательство по выполнению ряда функций, таких как регулирование внешних отношений, охрана страны от всевозможных покушений извне, защита интересов своих граждан за рубежом, охрана прав человека и др. Государство зачастую принимает на себя роль арбитра в многочисленных спорах и конфликтах, выступая как посредник между другими государствами. Глобализация устанавливает новые «правила игры» в мировой экономике и общественно-политической жизни, а государство осуществляет контроль за исполнением этих правил. В условиях глобализации часто встает вопрос о том, что национальное государство утратило возможность быть полноправным хозяином в своем экономическом пространстве и что эти функции приняли на себя транснациональные корпорации(ТНК), количество которых постоянно увеличивается. Однако государства все еще обладают эффективными инструментами для защиты национальных интересов, как собственными силами, так и путем взаимодействия с другими государствами в рамках интеграционных объединений и международных организаций. Поэтому автор считает, что на данном этапе рано делать выводы о несущественной роли национального государства. Хотя, безусловно, глобализация окажет определенное влияние на их функционирование.

Информация о работе Национальное государство как исторический тип государства