Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия «национальное государство» как такового и рассмотрение основных признаков государства и его эволюции. Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
-рассмотреть теоретическое понятие термина «национальное государство»;
-выявить перспективы развития национального государства в эпоху глобализации.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
1.1 Национальное государство как исторический тип государства
1.2 Нация как ключевой признак государства
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1 Роль национального государства в современном мире
2.2 Практические вопросы построения национального государства в постбиполярную эпоху
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современные глобализационные процессы стимулируют как добровольную, так и вынужденную передачу власти: по вертикали – наднациональным институтам и региональным правительствам, по горизонтали – рыночным силам. Европейский Союз является лучшим примером вертикальной передачи власти вверх. Государства, входящие в состав Европейского Союза, больше не являются единственными центрами власти в пределах своих собственных границ. Политические процессы, происходящие в ЕС могут быть охарактеризованы как “наднациональные”. Среди институтов ЕС особо важное положение занимает Совет министров, поскольку он имеет в своем распоряжении правовые инструменты, позволяющие формулировать и проводить политику с минимальным ущербом для национальной демократии. Из всех этих инструментов самыми значительными являются “регулятивные”, так как они имеют статус закона. Споры, возникающие по поводу истолкования и применения этих регулятивных правил тем или иным национальным государством, решаются в Европейском Суде. С принятием Единого Европейского Соглашения принцип единогласия в рамках Совета министров был заменен – для значительного числа проблемных сфер – принципом квалифицированного большинства. После чего этот принцип стали распространять на все более и более широкий круг вопросов, так что сегодня даже у ведущих членов Союза остается все меньше возможностей прибегать к праву вето и в каких-то случаях, теоретически говоря, они могут быть просто-напросто “заблокированы”. Таким образом, Европейский Союз – это политическое сообщество с одновременно выраженными межправительственными и наднациональными чертами. Хотя в нем и предусмотрены некоторые механизмы, охраняющие национальный суверенитет (решения по поводу того, какие проблемы могут решаться большинством голосов, сами должны приниматься единогласно), но может быть принята и такая политическая линия, с которой те или иные правительства не согласны. Это значит, что суверенитет в пределах Союза четко ограничен и всякого рода концепции, трактующие суверенитет как неделимую, неограниченную, исключительную и бессрочную форму публичной власти, воплощенную в пределах отдельного государства уже становятся не актуальными. Вертикальная передача власти вниз привела к появлению мощных субнациональных правительств, региональной и муниципальной власти, особенно в федеративных государствах (США, Канада, Швейцария, Австралия). [5]
У сторонников
глобализации существует мнение,
основная идея которого
«Национальные правительства, - отмечает Соколов В.В., - постепенно будут утрачивать функции носителей исключительного суверенитета и включаться в иерархическую вертикаль в качестве среднего звена».
В качестве
иерархической вертикали этот
автор представляет разделение
прав и ответственности между
органами муниципального и
Аналогичную теорию обосновал Э.Тоффлер. Он считал , что система национальных государств постепенно вытесняется миром транснациональных корпораций, «требующим совершенно новых политических рамок, которые были бы способны обеспечить нечто подобное мировому порядку».
Концепция
«размывания суверенитета
Известный исследователь данной проблемы П.Дракер пишет: « В последние годы стало модным быть «антигосударственником». Однако это неверно. Мы нуждаемся в сильном государстве. В действительности мы можем ожидать скорее усиления, чем ослабления государственности в последующие десятилетия». [15, С.159]
К.С.Гаджиев
также приходит к выводу, что
«роль государства и как
Тенденции глобального развития в ХХI веке обостряют противоречия между ростом экономической и политической взаимозависимости стран и народов и необходимостью укрепления суверенитета национального государства в целях сохранения его активной роли в системе международных отношений. В последние годы мнения западных ученых и политиков в отношении негативной оценки роли современного государства претерпевают некоторую трансформацию. В докладе Всемирного Банка «Государство в меняющемся мире» подчеркнуто, что «без эффективного государства устойчивое развитие и экономическое, и социальное – невозможно». Противоречивые тенденции ускорения процессов глобализации заставили ученых и политиков Запада мыслить категориями расширения и усложнения функций государства в современном мире. [13]
Практика мировых отношений на современном этапе в условиях интенсификации интеграционных связей показывает, что национальное государство изжило себя в старом понимании. Национальное государство существует и развивается как структурный элемент глобальной мировой системы. Проблемы кризиса национальных государств в условиях глобализма следует рассматривать в комплексе экономических, социально-политических, духовно-культурных и других отношений, определяющих объективную необходимость функционирования суверенных государств. [7, С.91]
Современное
государство, отмечает М.А.
- охрана прав
человека, хозяйствующих субъектов,
общественных организаций и
- выполнение
роли арбитра в
- определение законодательных «правил игры» в экономике и общественно- политической жизни;
- контроль за исполнением этих правил;
- выполнение
по поручению общества
- охрана страны
от покушений извне,
Сторонники
глобализации в той форме, в
которой она развивается
Еще один из спорных вопросов, связанный с глобализацией, касается способности государства в ее условиях исполнять свои регулирующие функции и осуществлять контроль за развитием экономики. Некоторые исследователи склонны полагать, что уже сегодня господство транснациональных компаний (ТНК) и крупнейших банков, бесконтрольное движение финансового капитала позволяют говорить об исчезновении государственного суверенитета, о неспособности государства эффективно влиять на экономические и социальные процессы и контролировать их течение.
Вопрос о роли государства в условиях глобализации активно обсуждается в научных и деловых кругах. В ряде монографий и статей встречаются высказывания, что с развитием глобализации «государство постепенно утрачивает возможность быть полным хозяином на собственном экономическом пространстве», о «радикальном ограничении автономии национальных правительств в определении и проведении в жизнь мероприятий экономической политики», о «размывании государственного суверенитета» и «снижении эффективности выполнения государством своих традиционных функций».
Государства при всем том еще обладают эффективными инструментами для защиты национальных интересов, как собственными силами, так и путем координации действий с другими государствами в рамках международных экономических организаций и интеграционных объединений. Об этом свидетельствует, например, опыт стран Европейского союза, добившихся значительных успехов именно в регулировании валютно-финансовой сферы. Сбалансированной представляется мнение И.Осадчей о том, что «выводы о несущественной роли государства, по крайней мере, на нынешней стадии глобализации, хотя они и основаны на некоторых реальных процессах и тенденциях, все же преждевременны и категоричны». [8]
Однако,
несмотря на то, что, по крайней мере,
в обозримом будущем
Естественно, что активное участие
в процессах глобализации потребует
от национального государства
Кроме
того, можно предположить, что по
мере дальнейшей интеграции мировой
экономики и повышения важности
трансграничных потоков будет
Таким
образом, будучи источником порядка
и основой глобального
Глобализация
не "закрывает" институт государства,
не ведет к его отмиранию, но выставляет
государству гораздо более
2.2 Практические вопросы построения национального государства в постбиполярную эпоху
Кардинальное
и далеко не безболезненное
переустройство ныне
Анализу перспектив и методологии прогнозирования государственного и цивилизационного развития адресованы работы И.В. Бестужева-Лады, К. Буса, Г. Киссинджера, Дж. Кунца, Ф. Фукуямы, Г.Х. Шахназарова, В. Шляпентоха. [3, С.72]
Прежде
чем говорить о конкретных механизмах
обеспечения эффективности
Рассмотрим три основных сценария глобализации, которые можно условно назвать правовым, информационным и ресурсным.
1. Правовой сценарий. Какие черты и основные последствия для организации государства несет в себе первый – правовой – сценарий? Прежде всего, он предполагает доминирование правовых начал в подавляющем большинстве сфер жизни общества. При этом будет доминировать западная, европейская традиция правопонимания. Важнейшей предпосылкой реализации данного сценария может стать стремление тех государств и сообществ, которые занимают лидирующие позиции в сегодняшнем мире, сохранить свое доминирование. Также важнейшим показателем реализации данного сценария является бурное развитие и распространение права интеллектуальной собственности. Во-первых, оно препятствует распространению передовых технологий (в том числе «закрывающих», финишных), обеспечивая конкурентное преимущество для их владельцев, то есть западных стран, которые в противном случае могли бы не справиться с растущей конкуренцией со стороны стран, богатых людскими и природными ресурсами, где цена последних значительно ниже; во-вторых, право интеллектуальной собственности позволяет по относительно небольшим ценам приобретать новые разработки и либо внедрять их в производство, увеличивая тем самым свой экономический потенциал, либо закрыть возможности для выходы на рынки нежелательного продукта, если речь идет о так называемых «закрывающих» технологиях. Одновременно развитие права интеллектуальной собственности дает нам примеры кризиса правовой модели развития государственности. В частности, это проявлялось в фармацевтической промышленности, когда беднейшим странам было разрешено производить для внутреннего потребления лекарства без лицензий.
Информация о работе Национальное государство как исторический тип государства