3.3.
Возможные решения
проблем государственного
внешнего долга
РФ
Вплоть
до осени 2008 г. проблема дефицитного
финансирования государственных расходов
и эффективного управления государственным
долгом оставалась в тени. Однако, масштабное
падение внутреннего и внешнего
спроса на российскую продукцию, слабая
конкурентоспособность, отсутствие диверсификации
и низкая эффективность российской
экономики сделали в текущем
году проблему дефицитного финансирования
в качестве инструмента стимулирования
экономического развития одной из наиболее
актуальных, призванной обеспечить национальной
экономике не только прохождение
острой фазы кризиса. Но и реализацию
ее структурного реформирования.
Как
следствие, претерпела корректировку
и позиция государства в отношении
предельного объема внешнего государственного
долга. Так, верхний предел государственного
внешнего долга Российской Федерации
на 1 января 2010 г. был определен в размере
37,6 млрд. долл.
На
протяжении последних нескольких лет
на фоне понижающего тренда объема
совокупной задолженности в процентах
к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г.
до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного
размера внешнего долга наблюдался
устойчивый рост абсолютного объема
государственного внутреннего долга.
Что свидетельствовало о расширении
внутренних источников дефицитного
финансирования государственных расходов,
которое неизбежно связано с
масштабными эффектами вытеснения
частного инвестиционного спроса на
капитал. Очищенный от инфляции, темп
роста объема внутренней задолженности
РФ за период с 2004 по 2008 гг. фактически
был сопоставим, а иногда и превышал
темпы роста ВВП, что свидетельствует
о переориентации источников финансирования
государственных расходов с внешних
на внутренние [12, c.22].
В
связи с ожидаемым существенным
дефицитом федерального бюджета
в 2009 г. до 7,7% ВВП в среднесрочной
перспективе ставка на пополнение доходов
федерального бюджета была сделана
именно на наращивание внешних и
внутренних заимствований. Однако, в
условиях острого дефицита ликвидности
на внутреннем и внешнем рынках,
значительного размера внешнего
долга российского корпоративного
сектора размещение государственных
долговых инструментов станет особенно
затруднительным. Что создает реальную
угрозу невыполнения программ внешних
заимствований не только в текущем году,
но и в течение нескольких последующих
лет. В целом, суммарный объем государственного
долга в 2010 г. и среднесрочной перспективе
планируется удержать в пределах до 16%
ВВП, что, тем не менее, значительно ниже
аналогичного показателя в ведущих экономиках
мира. Однако, на фоне быстро исчезающих
средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния, которые на протяжении
текущего и следующего года планируется
направлять на погашение текущего дефицита
бюджета, вопрос с реальным финансированием
бюджетного дефицита будет стоять особенно
остро в ближайшие несколько лет [12, c.24].
Таким
образом, уже в 2010 г. заимствования
как один из источников дефицитного
финансирования государственных расходов
станет основным, а возрастающий государственный
долг, несомненно, должен стать одним
из доминирующих инструментов стабилизирующей
и одновременно стимулирующей политики
государства. В этой связи с точки
зрения эффективного управления государственным
долгом в мировой практике уже
сложились ряд заслуживающих
внимания направлений, которые могли
бы использоваться и в российской
бюджетной политике.
1.
Во многих странах мира существует
законодательное ограничение верхнего
предела привлекаемых государством
кредитов в течение одного
финансового года размером запланированных
бюджетом инвестиционных расходов
(в Германии, например). В нашем
случае бюджетные инвестиционные
расходы гораздо ниже, а социальные
расходы гораздо выше планируемого
кредитного финансирования дефицита
бюджета. В перспективе, наращивание
социальных обязательств государства
в условиях существенного роста
кредитного финансирования государственных
расходов значительно снизит
экономическую эффективность данного
инструмента, поскольку направление
подавляющего объема средств,
финансируемых за счет займов
существенно умаляет мультипликационный
эффект от заимствований и
нивелирует их стимулирующее
влияние на экономику.
2.
Актуальность и востребованность
первого предложения подтверждается
еще и тем фактом, что подавляющее
количество свободных денежных
средств населения в настоящее
время сосредоточено на банковских
депозитах, которые являются в
большинстве случаев основными
кредиторами российской бюджетной
системы (особенно регионального
и муниципального уровней). Фактическое
«проедание» оставшейся ликвидности
в ущерб инвестиционному развитию
ведет к сокращению реального
сектора и налогооблагаемой базы,
усугублению финансовой неустойчивости
банковской системы и росту
налоговой нагрузки в перспективе.
3.
С 1 января 1995 г. в России действует
запрет на использование эмиссионных
источников дефицитного финансирования,
что в дальнейшем было закреплено
ст. 92 БК РФ. Однако решение вопроса
кредитного финансирования растущих
бюджетных дефицитов исключительно
в форме размещения государственных
долговых инструментов уже привело
к известной ситуации августа
1998 года. Государственные мероприятия,
профинансированные за счет кредитов
эмиссионного банка в условиях прогрессирующей
безработицы, обладают наибольшим мультипликационным
эффектом. Стимулирующий эффект обеспечивается
тем, что деньги взяты «из ниоткуда», то
есть не отвлечены из других источников
и не влекут за собой роста обязательств
по их обслуживанию и возврату. В целях
недопущения инфляции возможно последующее
изъятие излишней ликвидности в конце
финансового года.
4.
Также возможно продолжение практики
перечисления прибыли ЦБ РФ
в доход федерального бюджета
как одной из форм дефицитного
финансирования, не сопровождающейся
существенными негативными макроэкономическими
последствиями. Инфляционный характер
данной меры может проявиться
лишь в случае наличия гораздо
большего размера прибыли ЦБ
РФ по итогам финансового года
по сравнению с прибылью в
стабильные и экономически благополучные
годы, что в условиях текущей
ситуации маловероятно.
5.
Одним из внутренних источников
финансирования бюджетных дефицитов
может являться отвлечение избыточных
резервов банковской системы,
накопленных во время экономического
спада из-за существенной разницы
между уровнем сбережений и
реальным спросом на кредитные
ресурсы. Низкий реальный спрос
на кредитные ресурсы определяется
скорее высокими системными рисками,
нежели снижением действительной
потребности в них. Отвлечение
не востребованных резервов кредитных
институтов наряду с отвлечением
средству небанковского сектора
в любом случае ведет к увеличению
скорости обращения денег и
росту совокупного спроса.
6.
В условиях отсутствия прогрессивной
системы налогообложения, политика
наращивания заимствований приведет
в самой ближайшей перспективе
к усугублению расслоения доходов
общества. Выплата процентов по
государственным долгам держателям
государственных долговых обязательств
имеет мощный перераспределительный
эффект в пользу лиц и организаций
с высокими доходами. В этих
условиях целесообразно введение
дополнительной налоговой нагрузки
на данную категорию получателей
или системы прогрессивного налогообложения.
7.
Следует отметить продуктивную
кредитно-денежную политику ЦБ
РФ по рефинансированию банковской
системы страны. На фоне ощутимого
для национальной экономики изъятия
денежной массы и активной
политики заимствований на внутреннем
рынке рефляционная политика
ЦБ РФ позволила не допустить
масштабных эффектов вытеснения
капитала.
Наращивание
государственного долга за счет кредитных
источников в нынешних экономических
условиях преследует по большей части
краткосрочные цели, связанные с
выполнением текущих обязательств, в то
время как эффективное управление государственным
долгом требует разделения расходов по
источникам их финансирования на текущие
и инвестиционные. В этой связи представляется
целесообразным определить в законодательных
и программных документах, регулирующих
вопросы бюджетной политики, разделение
расходов на текущие и инвестиционные,
предусмотрев соответствующие источники
их финансирования. Целесообразно также
отразить основные направления, цели и
механизмы воздействия государственного
долга на макро- и микропоказатели национальной
экономики с одновременной реализацией
принципа целевого и, желательно, инвестиционного
назначения привлекаемых кредитных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными
причинами образования государственного
долга являются дефицит бюджета
и наличие свободных денежных
средств у физических и юридических
лиц.
Долговые
проблемы России многоплановы: страна
одновременно является крупным должником
и кредитором, например такое двойственное
положение Россия занимает в Парижском
клубе. В силу своего уникального положения
Россия стремится к комплексному решению
проблемы международной задолженности
при соблюдении баланса интересов кредиторов
и заемщиков.
Особое
положение в составе государственного
долга занимает внешний государственный
долг, который на 1 января 2010 года составил
37,6 млрд долларов, что является одним из
самых низких показателей в Европе. По
относительным показателям, российский
внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны.
По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего
долга снизился, составив $31,1 млрд, или
2,5% ВВП. Исходя из статистических данных,
можно выделить положительные моменты
в вопросе внешнего долга:
- снижается
общий объем;
- снижается
долговая нагрузка на экономику;
- из-за благоприятной
внешней конъюнктуры тенденция уменьшения
внешнего долга будет сохраняться и в
дальнейшем.
В
целом можно констатировать, что
сложившаяся сегодня ситуация заставляет
использовать наращивание государственного
долга за счет кредитов на текущее
финансирование социальных обязательств
государства в ущерб инвестиционному
и инновационному развитию национальной
экономики, что в перспективе
удлиняет фазу ее выхода из кризиса
и не позволяет в полной мере осуществлять
масштабные структурные преобразования.
Именно поэтому является актуальным,
сегодня внедрение в практику
управления государственным долгом
России программно-целевого метода финансирования
государственных инвестиционных расходов,
в том числе за счет привлекаемых
государством кредитных ресурсов. Кредитное
финансирование бюджетных дефицитов
уже не одно десятилетие является
наиболее популярным инструментом экономической
политики государств в силу того, что
оно позволяет в краткосрочной
перспективе снизить политические
издержки, связанные с наращиванием
государственных расходов без повышения
налоговой нагрузки.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации: [федер. закон
принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию
на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт,
2009.
- Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения:
учеб. пособие/ Л.Н.Красавина – М.: Финансы
и статистика, 2005. – 576 с.
- Международная
экономика: Курс лекций/ Н.В. Черченко,
Н.И.Суханов, А.Н. Леонович – Мн.: РИВШ, 2006.
- 124 с.
- Мировая экономика.
Мировая финансовая система. Международный
финансовый контроль: Учебник для вузов/
Под ред. В.А.Щегорцов, В.А.Таран – М.: Юнити
–Дана, 2005 – 528 с.
- Основы внешне
экономических связей в РФ: Учеб. пособие/
Под ред. Э.И. Орловский – СПБ.: Изд-во Михайлова
В.А., 1998. – 456 c.
- Финансы,
денежное обращение, кредит: Учебник для
вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка; изд. 2-е. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. - 512 с.
- Дадашев А.З.,
Черник Д.Г. Финансовая система России:
Учеб. Пособие/ А.З. Дадашев, Д.Г. Черник
– М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
- Ворожцов
П. А. О принципах политики России в области
управления государственным долгом / П.
А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. -2005 -
№18 - С.20 - 24.
- Моисеев А.К.
Внешний долг России – состояние и проблемы
платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы
прогнозирования. – 2007. - № 4. - С. 99 – 107.
- Попкова
Н.А. Управление государственным долгом,
проблемы и возможности. / Н.А. Попкова
// Финансы. – 2010. - №1 – С.49-51.
- Рудый К.В.
Международный кредит: Сущность и факторы
развития. / К.В. Рудный// Банковский вестник
– 2005. - № 23. - С. 25-30.
- Хейфец Б.А.
Внешний долг России. /Б.А. Хейфец// Финансы.
– 2008. - № 2. – С.22-24
- Структура
государственного внешнего долга РФ//
Сайт Министерства финансов РФ/ Режим
доступа: http://www1.minfin.ru/ru/ - Дата доступа: 25.11.2010.
- Внешний
долг России// Википедия, свободная энциклопедия/
Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ - Дата доступа: 25.11.2010.
ПРИЛОЖЕНИЯ