Международные кредитные отношения, их значение в развитии экономики России. Проблемы внешней задолженности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы – исследование сущности международных кредитных отношений, основных видов международного кредита, выделение основных функций и задач международных валютно-кредитных организаций, описание динамики внешнего долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней задолженности Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 5

1.1. Сущность международного кредита. 5

1.2. Формы и виды международного кредита 8

1.3. Роль международных кредитных отношений в финансировании национальной экономики 11

2.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 14

2.1. Виды, организационно-правовые формы международных кредитных организаций, их задачи 14

3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ. 21

3.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды 21

3.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 25

3.3. Возможные решения проблем государственного внешнего долга РФ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Международные кредитные отношения, их значение в развитии экономики России. Проблемы внешней задолженности РФ..docx

— 101.47 Кб (Скачать)

    Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в  иностранной валюте, то важным показателем  платежеспособности страны наряду с  объемом и темпами роста ВВП  является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния  долга, отражающим имеющиеся возможности  страны погасить его накопленный  объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем  больше у дебитора возможностей выполнять  имеющиеся долговые обязательства  перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся  на три группы: с высоким, средним  и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале  соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно [9, c.101].

    Валютная  составляющая государственного долга  для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно  ведет к удорожанию самого долга  и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга  РФ в объеме ВВП и экспорта составлял  соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала  странам с высоким уровнем  внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к  странам с низким уровнем государственного внешнего долга [9, c.102].

    Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных  проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства  по внешнему долгу, сохранять достигнутый  уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство  официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие  значения показателя указывают на вероятность  того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать  или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной  иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению  и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.

    Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые РФ) складывается из:

    • задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
    • задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
    • задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
    • коммерческая задолженность бывшего СССР;
    • задолженность перед международными финансовыми организациями;
    • задолженность по еврооблигационным займам;
    • задолженность по ОВГВЗ;
    • задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

    В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем  долга составляют задолженность  по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные  в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие  средне- или долгосрочное обращение  на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид  долговых обязательств в структуре  государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию  на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США [10, c.49].

    Задолженность перед международными финансовыми  организациями на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации – это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами – членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

    • Международный валютный фонд (МВФ);
    • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
    • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
    • Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

    По  состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность  перед странами кредиторами - не членами  Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов [10, c.50].

    Облигации внутреннего государственного валютного  займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам  на счетах российских юридических лиц  во Внешэкономбанке, заблокированных  по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом  является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл.

    По  состоянию на 1 апреля 2010 года объем  задолженности перед странами - бывшими  членами СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

    К обязательствам Российской Федерации  перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками  в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский  клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число  членов варьируется). По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед  странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл.

    Двойственное  положение России в Парижском  клубе заключается в том, что  она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

    Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось  договориться с Лондонским клубом о  списании 1 /3 задолженности бывшего  СССР. Это была успешная операция, которую  России не удалось осуществить с  Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

    Коммерческая  задолженность является наиболее сложной  с точки зрения урегулирования. Под  коммерческой задолженностью бывшего  СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с  рассрочкой платежа, краткосрочные  и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

    Коммерческая  задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления  внешнеторговой деятельности.

    Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 сентября 1994 года №1107, на основании  которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед  иностранными кредиторами".

    В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего  СССР включаются:

    • контракты с рассрочкой платежа;
    • краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
    • тратты и векселя с платежом по предъявлении;
    • отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
    • инкассо;
    • другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации [9, c.107].

    Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя  задолженность складывается из задолженности  другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

    Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл.

    В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл. (рис. 1) [10, c.51]. 

    

    Рисунок 1 

    Подробная структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 находится в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ. 

    Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

    Отсутствие  серьезной программы долгосрочного  развития экономики стало одной  из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного  фонда и широкого разброса соответствующих  предложений.

    В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном  долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения  внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная  с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических  отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней  задолженности государства тесно  взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным  балансом, расчетным балансом, развитием  экономики, наконец, с процессами, происходящими  на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

    Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они  предусматриваются в государственном  бюджете, для чего отводится специальная  статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и  создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство  делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении  внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление  дополнительных доходов может и  запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение  внешнего долга в установленный  срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и  другие серьезные потребности: повышение  жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство  рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений  для погашения внешней задолженности.

    В целом можно выделить положительные  моменты в вопросе внешнего долга:

    • снижается общий объем;
    • повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
    • снижается долговая нагрузка на экономику;
    • из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

Информация о работе Международные кредитные отношения, их значение в развитии экономики России. Проблемы внешней задолженности РФ