Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 23:16, курсовая работа
Цели данной работы – исследование сущности международных кредитных отношений, основных видов международного кредита, выделение основных функций и задач международных валютно-кредитных организаций, описание динамики внешнего долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней задолженности Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 5
1.1. Сущность международного кредита. 5
1.2. Формы и виды международного кредита 8
1.3. Роль международных кредитных отношений в финансировании национальной экономики 11
2.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 14
2.1. Виды, организационно-правовые формы международных кредитных организаций, их задачи 14
3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ. 21
3.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды 21
3.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 25
3.3. Возможные решения проблем государственного внешнего долга РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Поскольку
внешняя задолженность
Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга [9, c.102].
Международные
финансовые организации часто пользуются
показателем "резервы/платежи по
внешнему долгу", являющимся, по их мнению,
важнейшим индикатором
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США [10, c.49].
Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации – это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами – членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов [10, c.50].
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл.
По состоянию на 1 апреля 2010 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.
К
обязательствам Российской Федерации
перед Парижским клубом кредиторов
относится задолженность по кредитам,
предоставленным иностранными банками
в рамках межправительственных соглашений
под гарантии своих правительств
или застрахованными
Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.
Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.
Коммерческая
задолженность образовалась в 1989-1991
годах в результате деятельности
организаций государственного сектора,
выступавших на международных рынках
товаров и услуг по поручениям
Правительства Российской Федерации,
союзных министерств и
Общие
принципы урегулирования коммерческой
задолженности были определены постановлением
Правительства Российской Федерации
от 27 сентября 1994 года №1107, на основании
которого 1 октября 1994 года было распространено
Заявление Правительства
В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
Внешняя
задолженность - сумма финансовых обязательств
государства по иностранным займам,
кредитам и их обслуживанию. Внешняя
задолженность складывается из задолженности
другим государствам, иностранным банкам
и международным валютно-
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл.
В
последние годы наметилась тенденция
к сокращению внешнего долга Российской
Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд.
долл., а по состоянию на 1 января
2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл. (рис. 1)
[10, c.51].
Рисунок
1
Подробная
структура государственного внешнего
долга Российской Федерации по состоянию
на 1 января 2010 находится в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ.
Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.
Отсутствие
серьезной программы
В
Государственной Думе неоднократно
ставится вопрос о внешнем государственном
долге России. К сожалению, в России
до сих пор нет концепции
Следующая
проблема относится к источникам
погашения внешнего долга. Обычно они
предусматриваются в
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга: