Международные кредитные отношения, их значение в развитии экономики России. Проблемы внешней задолженности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы – исследование сущности международных кредитных отношений, основных видов международного кредита, выделение основных функций и задач международных валютно-кредитных организаций, описание динамики внешнего долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней задолженности Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 5

1.1. Сущность международного кредита. 5

1.2. Формы и виды международного кредита 8

1.3. Роль международных кредитных отношений в финансировании национальной экономики 11

2.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 14

2.1. Виды, организационно-правовые формы международных кредитных организаций, их задачи 14

3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ. 21

3.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды 21

3.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 25

3.3. Возможные решения проблем государственного внешнего долга РФ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Международные кредитные отношения, их значение в развитии экономики России. Проблемы внешней задолженности РФ..docx

— 101.47 Кб (Скачать)

    Таким образом, создана группа МБРР с едиными  органами управления и президентом, которая получила название «Всемирного  банка» и является ведущей в сфере  международного кредита. С 1992 г., Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

    Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. — Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. — Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. — Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования — отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

    Основная  цель региональных банков развития —  совершенствование экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

    Необходимо  также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях «Европейского  союза».

    Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

    Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. — Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран — членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

    Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран — все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

    ЕБРР  начал свою деятельность с апреля 1991 г., тогда его капитал в размере 70 млрд франков распределялся следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% — странам ЕС; 11,3% — другим европейским странам; 24% — неевропейским государствам, в том числе: США — 10% капитала, Японии — 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы — 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации, — 6% [5, c.235].

    Цель  ЕБРР — сыграть роль стимулятора  и ускорителя для привлечения  капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной  Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют. 
 

    3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИИ.

    3.1. Государственный долг: понятие, сущность, виды

 

    Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации, возникшие в результате государственных заимствований перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами. А также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц [7, c.98].

    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде обязательств по:

    • кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
    • государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
    • бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • государственным гарантиям Российской Федерации;
    • иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (менее  одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

    Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный  государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению обязательств, срок которых  наступил.

    По  уровню управления государственный  долг делится на:

    • государственный долг Российской Федерации;
    • государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
    • муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

    По  валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему  долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и  другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как  совокупного долга резидентам.

    В объем государственного внешнего долга  РФ включаются:

    • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерацией, обязательства по которой выражены в иностранной валюте;
    • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
    • объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

    В объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:

    • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерации, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от Российской Федерации;
    • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

    Размеры и структура государственного внутреннего  долга даны в программе государственных внешних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год [7, c.110].

    Предельный  размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:

    • ревизия бюджета субъекта Федерации;
    • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
    • иные меры.

    В России действует единая система  учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную  долговую книгу.

    Размер  и структура внешнего долга России отражены в программе внешних  заимствований РФ и предоставляемых  Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних  заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

    Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это  приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы.

    Предельный  объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований  России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    Предельный  размер государственных внешних  заимствований не должен превышать  годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать  размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга [7, c.145]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

 

    Размер  государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления  о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению  и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая  практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев  оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает  страна должник, т. е. размер и темпы  роста ВВП в сопоставлении  с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать  национальное производство на экспорт  в целях получения иностранной  валюты и обеспечения способности  погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено  направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный  долг превышает объем средств, который  в средне- и долгосрочной перспективе  страна-дебитор может направить  на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового  навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга  принято считать превышение объемом  долга 50% объема ВВП. Подобное положение  было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

    Вместе  с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается  рост внутренних и "новых" внешних  долговых обязательств. С экономической  точки зрения это свидетельствует  о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается  в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и  внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру [9, c.99].

    Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми  организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство  выполняет обязательства по его  обслуживанию в полном объеме без  ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

Информация о работе Международные кредитные отношения, их значение в развитии экономики России. Проблемы внешней задолженности РФ