Междун торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:36, реферат

Краткое описание

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.
Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.

Файлы: 1 файл

Международная торговля.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

По К. Марксу «стоимость товаров  определяется не индивидуальным, а  общественно необходимым рабочим  временем, которое требуется для  изготовления товара при наличии  общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Использование косвенных  измерителей через сопоставление  с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников  теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации».

2. Теория предельной полезности

Период 60-70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют австрийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретические основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Наибольшую известность  и международное признание получила австрийская школа. Ее представителями  являются австрийские экономисты Э. Бём-Баверк и К. Менгер.

Сторонники этой теории утверждают, что стоимость - это чисто психологическое явление, объясняемое «предельной», то есть наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Э. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый - для изготовления водки, пятый - для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. «Ценность - это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи: человек даёт ту или иную оценку благу в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит. Величина ценности благ определяется предельной полезностью - это полезность последней единицы каждого блага, то есть той, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность.» [7, с. 52]

Отсюда делается вывод - чем  больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. При этом различалась объективная ценность (рыночные цены), которая существует независимо от сознания человека и субъективная. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Ценность вещи, утверждает Э. Бём-Баверк, измеряется ее предельной пользой, то есть ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага. Предельная полезность зависит, таким образом, от запаса (редкости) блага и от интенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, - тем выше предельная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности, - тем ниже предельная полезность.

Э. Бём-Баверк выделяет три основных правила, которыми должны пользоваться участники процесса общественного обмена:

- во-первых, обмен должен приносить выгоду (то есть благо, получаемое в обмен, обладает большой полезностью, чем отдаваемое);

- во-вторых, каждый стремиться совершить сделку с большей для себя выгодой;

- в-третьих, лучше совершать сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена.

Эту проблему австрийцы представляют следующим образом. Рынок - это пункт, где сталкиваются интересы (оценки) продавцов и покупателей. (Напомним, что данная ступень абстракции не предполагает наличия производства и ни один из участников обмена не сопоставляет предлагаемую ему цену с затратами труда). У каждого их них имеется своя оценка реализуемого товара. Так покупатель лошади исходит из того, насколько ему нужна лошадь и какова ее полезность, а продавец из того, какой ущерб его хозяйству принесет продажа лошади. Иными словами, согласно этой теории, у каждого участника обмена - покупателя и продавца - имеются уже заранее выработанные субъективные оценки. Австрийская школа рассматривает рыночную цену как равнодействующую субъективных оценок продавцов и покупателей.

Определенное внимание в концепции австрийской школы отводится оценке производственных благ. Их ценность (стоимость) выводится из предельной полезности потребительских благ. Так, по Э. Бём-Баверку, не стоимость муки определяет стоимость хлеба, а наоборот, стоимость хлеба определяет стоимость муки, которая, в свою очередь, определяет стоимость пшеницы, ржи и т.д., то есть издержки производства получают ценность от своих продуктов. Ценность факторов, участвующих в производстве, носит, таким образом, производный, «вмененный характер».

«В итоге можно сделать  вывод, что теория трудовой стоимости  по К. 
Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг 
друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат 
обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй - 
теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных 
факторов производства - труда, капитала, земли и т.д.» [5, с. 80]

3. Функциональная теория стоимости

стоимость маркс деньги полезность

Функциональная теория денег рассматривает покупательную силу денег как результат их обращения, или функционирования (отсюда её название). Функциональная теория денег обосновывает несущественность для денег их металлического содержания вследствие выполнения ими функций в сфере обращения. Функциональная теория денег имеет различные варианты. Так в XVIII в., в период роста промышленности особенно подчеркивалась функция денег как средства обращения и возможность отказа от металлических денег, несущественность металлического содержания денег вообще. В конце XIX в. функциональную теорию денег широко поддерживали представители австрийской школы политэкономии, в том числе Ф. Визер, а в начале XX в. Л. Мизес и др. Они пытались объяснить ценность денег на основе психологической теории ценности, сводили ценность товаров к субъективным психологическим оценкам, а деньги объявляли средством выражения этих оценок. По их утверждениям, ценность денег выражена в ценах и зависит от отношений, которые складываются между потребностью в деньгах и их массой в обращении. Тем самым сторонники психологического варианта функциональной теории денег приходят к близкому количественной теории денег выводу, отводя при этом определенное место психологическим факторам. Основоположник современного направления в теории ценности и цен - известный английский экономист А. Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, то есть единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса - предложения, издержек и цены. «А. Маршалл утверждал: полезность благ определяет их предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценность. Цена товара определяется в равной степени предельной полезностью и издержками производства: продавец назначает цену, ориентируясь на издержки производства, а рыночные цены устанавливаются в результате соотношения спроса и предложения. Начиная с работ А. Маршалла, в экономической теории происходит отход от выяснения проблем сущности к функциональному анализу, то есть одновременному влиянию цены и спроса и предложения товаров».

Товарная структура  международной торговли изменяется и подвержена воздействию НТР, а также углубления разделения труда. В данный момент самое большое значение в международной торговле имеет так продукция, которая принадлежит обрабатывающей промышленности. Оборудование, машины, химическая продукция, транспортные средства - вот те виды продукции, доля которых растет особенно быстро. А торговля высокотехнологичной продукцией и наукоемкими товарами развивается очень динамично. Это стимулирует обмен услугами между странами, особенно теми, которые имеют коммуникативный, производственный, финансово-кредитный и научно-технический характер. Мировая торговля товарами производственного назначения стимулируется торговлей услугами (лизинговыми, консалтинговыми, информационно-вычислительными, инжиниринговыми).

Структура международной торговли указывает соотношение в общем объеме каких-либо частей, зависящее от избранного признака. Общая структура международной торговли показывает соотношение импорта и экспорта в долях или процентах. В денежном выражении доля экспорта всегда меньше, чем доля импорта. А в физическом объеме данное соотношение равняется единице. Товарная же структура международной торговли показывает какова доля тех или иных товаров в ее общем объеме.

 

Некоторые товары вообще не участвуют  в мировом товарообороте. Поэтому  все они подразделяются на неторгуемые  и торгуемые. Первая группа - это  те, которые в силу разных причин (стратегическая важность для страны, неконкурентоспособность) не перемещаются между разными странами. А первая группа - товары, которые могут свободно перемещаться. 

Когда структура  международной торговли характеризуется  специалистами, выделяют две группы товаров: готовая продукция и  сырье.

 

Географическая структура международной торговли характеризуется распределением товарооборота по направлениям различных товарных потоков. В настоящее время наблюдается такая ситуация, что страны, являющиеся развитыми промышленно и имеющие более развитую экономику, больше всего торгуют друг с другом. Развивающиеся страны ориентированы на рынки тех стран, которые промышленно развиты. 25 процентов мирового товарооборота - такова доля их в мировой торговле. В последнее время все большую роль играют страны, называемые новыми индустриальными (азиатские), а вот страны-экспортеры нефти утрачивают свое значение в мировой торговле.

 

Международная торговля имеет разные формы. По количеству предметов она бывает одно- и многопредметная. Существует разделение и по количеству сторон на двухстороннюю и многостороннюю. По территориальному охвату мировая торговля делится на локальную, региональную, межрегиональную и глобальную. Существует и разделение по структуре связей на внутрифирменную, внутриотраслевую, межотраслевую, горизонтальную, вертикальную и смешанную.


Информация о работе Междун торговля