Междун торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:36, реферат

Краткое описание

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.
Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.

Файлы: 1 файл

Международная торговля.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.                   

Мощным стимулом развития международной торговли стал переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, а также создание национальных государств, установление производственных связей как внутри стран, так и между ними.

Создание крупной промышленности позволило сделать качественный скачок в развитии производительных сил в международной торговле. Это привело к увеличению масштабов производства и улучшению транспортировки товаров, т.е. были созданы предпосылки для расширения хозяйственных и торговых связей между странами, а вместе с тем усилило необходимость расширения международной торговли. На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами: 

во-первых, образованием мирового рынка как одной из исторических предпосылок капиталистического способа производства;

во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внугреннем рынке, вывозится за границу;

в-третьих, тенденцией, возникшей на нынешнем этапе развития  экономики к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки.

Следовательно, заинтересованность отдельных  стран в расширении своих международных  связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран. 

Особенность развития международной  торговли после Второй мировой войны заключается в ее динамичном развитии. Этому способствовала прежде всего научно-техническая революция, которая стимулировала обновление и расширение основного капитала, что было вызвано как созданием новых отраслей, так и коренной технической реконструкцией старых производств.

Важным фактором высоких темпов экономического развития в послевоенный период было государственное регулирование  экономики с целью интенсификации процессов накопления капитала и  предотвращения экономических кризисов.

Кроме того, экономическому росту  в значительной степени способствовала возросшая мощь промышленных предприятий, которые в рамках своих производственных комплексов, Составляющих подчас целые  отрасли национального, а иногда и международного производства, вводили элементы планирования и прогнозирования.

Значительную роль в экономическом  росте послевоенного периода  играла и борьба трудящихся стран  Запада за улучшение своего материального  положения, что заставляло промышленные компании идти по пути технического прогресса.

Непосредственными причинами роста  мировой торговли являются важные сдвиги в производстве в условиях научно-технической  революции, которые потребовали  специализации и кооперирования в международном масштабе. Данные процессы послужили главным фактором быстрого роста товарообмена между странами, причем этот рост происходил главным образом за счет продукции обрабатывающей промышленности.

На интенсивность товарообмена между государствами оказал влияние  возросший экспорт капитала и  усиление транснациональных компаний за счет специализации и кооперирования своих предприятий, расположенных в разных странах.

Росту темпов международного товарообмена способствовала также интеграция, особенно в Западной Европе, поскольку были отменены ограничения в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой торговли.

Кроме того, в структуре международной  торговли произошли изменения под  воздействием научно-технической революции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.

Изменения в структуре товарного  экспорта характеризуются тем, что  если до Второй мировой войны международная  торговля была преимущественно сырьевой, то в 90-е гг. неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых в настоящее время составляет более 2/3 мирового товарооборота.

Появляются новые отрасли и  виды производств, что усиливает  зависимость ряда стран от импорта  некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа и др. Например, доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей США составляет по кобальту 85%, марганцу — 100, бокситам — 96, никелю — 75%. Подобное положение наблюдается также в Западной Европе и Японии.

Важным фактором развития международной торговли в условиях высокоразвитой рыночной экономики является вывоз капитала, который симулирует рост внешней торговли. Вывоз капитала в предпринимательской форме влечет за собой вывоз товаров, так как он связан с поставками средств производства для предприятий, создаваемых за рубежом.

Ранее инвестиции иностранного капитала направлялись преимущественно в  экономически отсталые страны, главным  образом в экспортные отрасли  экономики. После Второй мировой  войны направление экспорта капитала изменилось — теперь он вывозится преимущественно из одних промышленно развитых стран в другие, что ведет к усилению интернационализации производства и капитала.

В результате возникли два вида международных  компаний, имеющих предприятия в  разных странах, а именно: транснациональные корпорации (ТНК) и международные корпорации (МНК). Первые представляют собой компании, национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности, а вторые — интернациональные и по капиталу и по сфере деятельности.

Международные компании, и прежде всего ТНК, оказывают огромное влияние на внешнюю торговлю: на долю их внутрикорпорационного оборота приходится почти 1/3 всего мирового экспорта. Так, известная американская компания ИБМ создала альянсы более чем с 40 партнерами. Японская компьютерная фирма «Фудзису» создала альянс с "Тексас инструментс", «Сименс» и «Хитачи».

 

 

 

 

Теория товара. Товар есть вещество природы, обработанное в процессе труда,  способный удовлетворить человеческую потребность в зависимости от величины своей полезности.

Процесс труда является  способом получения товара. Товар, как богатство общества, и труд как способ его получения есть предмет экономической науки.

Труд в целом совершает человек. Сам человек представляет собой  двойственную систему, он есть соединение организма, и разума. Разум руководит организмом. Разум использует организм как биологический механизм,  для совершения труда.

Человек есть разум управляющий  организмом. Организм есть способ существования  мозга, и  разума. Разум обеспечивает собственное существование, обеспечивая существование организма, используя его для производства и потребления товара.

При потреблении товара человек, разум, производит отбор товара. При отборе товара человек определяет величину полезности товара, путем сравнения товаров одного вида, и определения качества конкретного товара.

Товар есть вид энергии необходимой  для существования человека.  Труд есть взаимодействие разума и организма человека,  как способ преобразования вещества природы, и создания товара. Разум использует труд как способ создания товара, и  использует товар, как способ роста, и развития самого себя.

Разум создает полезность. Вещество природы есть форма полезности. Разум  безграничен, так и величина полезности безгранична.

Разум человека может быть обученным, и не обученным, организованным, и не организованным. Это значит, что разум, руководя организмом, может совершать это руководство более, или менее качественно, или полезно. В соответствии с величиной  полезности труда разума, организм совершает более, или менее полезную деятельность. Результат этого большая или меньшая полезность созданного товара.

Таким образом, на каждую товарную единицу  затрачено разное количество труда, и  потому каждая товарная единица обладает разной величиной полезности.

Вынужденные обмениваться своими товарами люди должны определить пропорцию обмена своими товарами. Товары разного вида  между собой не сравнимы.  Их полезности нельзя сравнить, и обменять друг на друга. Полезности разного вида не могут быть приравнены.  Так, например, 2 сапога не могут быть равны 3 шляпам, поскольку, их разность невозможна. Так же 1 квартер пшеницы не равен а центнерам железа, поскольку, их разность невозможна.

Поскольку товар создан трудом, то очевидно, что именно величина труда  и есть основа обмена товаров. Соответственно, для обмена, для нахождения пропорции обмена, совершенно необходимо измерить труд, затраченный на создание товаров.

Поскольку труд проявляет себя в  двух видах, в виде величины  затрат, и в виде созданной величины полезности, то и измерять надо эти две стороны труда.

Вполне очевидно, что если товары действительно обмениваются по  труду, то существует механизм измерения величины труда, что этот механизм работает тысячелетия, что он известен всем.

Вот  этот механизм.

Труд создает товар. Товар измеряется количеством труда, и величиной полезности. Количество труда измеряется временем, - интенсивностью, или количеством человеко\часов, продолжительностью, технологичностью, или количеством времени обработки.

Труд измеряется комплексным временем. Измерение труда комплексным временем есть измерение труда зарплатой. Измерение комплексного часа труда зарплатой,  есть образование трудовых, часовых денег.

Обмен зарплаты на  товар, или  «отоваривание» денег, обмен количества времени на полезность товаров,  есть  момент определения величины полезности товара, и одновременно, момент образования  цены денег, - величины полезности рубля.

Час труда имеет два измерения. Он измеряется величиной затраченной  полезности, и величиной вновь  созданной полезности. Разность есть прибыль. Прибыль показывает величину полезности труда в данный момент времени.

Измеряя труд временем, и назначая цену часа труда для разных видов  работ, общество определяет жизненный  уровень производителей этих работ.

Деньги показывают величину прибыли. Но они не показывают цену прибыли. Цена прибыли есть количество фактического труда, или времени затраченного на ее получение.

Для определения цены прибыли необходимо  измерение труда в натуральных показателях, в часах. Необходимо натуральное, не денежное измерение и  величины полезности, и величины  эффективности труда.

Такое измерение труда  есть  составление паспорта труда, паспорта предприятия.

 

1. Теория трудовой стоимости К. Маркса

Как известно, английские классики политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости. Трудовая теория стоимости - это теория, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. У У. Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По А. Смиту, стоимость товара создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определял стоимость товара трудом, затраченным на его производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводил различий между конкретным и абстрактным трудом.

Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости. По К. Марксу, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Товаром не может быть вещь, не обладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаяся потребительной стоимостью. По К. Марксу потребительная стоимость - вещественное свойство товара, стоимость - общественное cвойство.

«Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар  как потребительная стоимость создается  качественно определенными видами труда, отличными от других своими целями, приёмами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В тоже время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу - производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный к них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, так как оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.» [7, c. 52]

Информация о работе Междун торговля