Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:37, контрольная работа
Задание 1
Дайте определение и назовите основные признаки федерации в США и Бельгии.
Задание 2
Составьте сравнительную таблицу, где укажите порядок принятия и изменения Конституции во Франции и Болгарии.
Юридической основой решения межнациональных проблем стали конституционные реформы 1970, 1980, 1988 и 1993 гг., ознаменовавшие переход Бельгии от унитарного государственного устройства к федеративному. Поправкой 1993 г. Конституция зафиксировала новое государственно-правовое состояние страны: "Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов" (ст. 1).
Федерализация Бельгии
После почти 25-летнего
Отдельная,
глава IV Конституции посвящена
Конституция относит к
Следует отметить, что Конституция относит регулирование значительного числа вопросов, касающихся организации, компетенции и порядка деятельности представительных и исполнительных органов сообществ и регионов, к текущему законодательству.
Разрешение споров в сфере
компетенции между различными органами
бельгийской федерации возложено на Арбитражный
суд, состав, компетенция и порядок деятельности
которого определяется законом. В Суд
может обратиться любой установленный
законом орган, заинтересованные граждане,
а также судебные органы в преюдициальном
порядке. Конституция предусматривает,
кроме того, установление на уровне федерации
и ее субъектов различных процедур, направленных
на предупреждение и урегулирование этих
конфликтов.
Задание 2
Составьте
сравнительную таблицу, где укажите порядок
принятия и изменения Конституции во Франции
и Болгарии.
Ответ
Теория вопроса
Конституция происходит от латинского constitutio - установление, устройство. В науке конституционного права понятие "конституция" применяется в двух смыслах.
1. В материальном смысле - писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
2.
В формальном смысле - закон или
группа законов, обладающих высшей юридической
силой по отношению ко всем остальным
законам9.
Способы принятия конституций
1.
Представительным учреждением (
2. Избирательным корпусом (Французская 1958 г., Датская 1953 г., Камерунская 1972 г., Филиппинская 1987 г.). Этот способ складывается из 2-х этапов - разработка проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательное его одобрение (избирательным корпусом).
3. Исполнительной властью - октроирование . (Впервые - во Франции в 1814 г. Эти акты именовались Хартиями).
По способу изменения, внесения поправок и дополнений.
1.
Жесткие конституции
инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства);
одобрение
предложенного проекта
окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).
2.
Гибкие конституции - изменяются
и дополняются в том же
Франция.
Изменение конституции. Конституция 1958 г. "жесткая", ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать "за", "против" или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает президент.
Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.
Референдум
для изменения конституции
Франция | Болгария | ||
Принятие Конституции | Кем пишется? | Часть 5 «Консультати-вный комитет, в котором участвуют члены Парла-мента, назначенные соот-ветствующими комис-сиями Национального собрания и Совета Респу-блики». | Ничего не сказано |
Кем принимается | Часть 5 «Проект конституционного зако-на, одобренный в Совете министров по получении заключения Государственного совета, передается на рефере-ндум»11. | Ст.158.
«Великое Народное собрание:
1. принимает новую Конституцию». | |
Утверждение | Конституционный закон о пересмотре Консти-туции промульгируется Президентом Республики в течение восьми дней по его одобрении. | Ст.163. Акты Великого Народного собрания подписываются и обна-родуются его предсе-дателем в семидневный срок после их принятия. | |
| |||
Изменение Конституции | Инициатива | Статья 89 «Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действую-щему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента». | Ст. 154 «Право инициативы изменения и дополнения Конституции принадлежит одной четвертой народных представителей и президенту». |
Кто? | Статья 89. «Проект или предложение о пересмо-тре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции». | Ст. 153 ч.1 «Народное
собрание может изменять и дополнять
все поло-жения Конституции за
исклюючением тех полно-мочий, изменение
кото-рых отнесено к право-мочиям
Великого Народн-ого собрания».
Ст.157. «Великое Наро-дное собрание состоит из 400 народных предста-вителей, избранных в общем порядке». Ст. 158 « Великое На-родное собрание: 1. при-нимает новую Консти-туцию; 2. решает вопрос об изменении территории Ре-спублики Болгарии и Ра-тифицирует междунаро-дные договоры, преду-сматривающие такие изменения; 3. решает вопросы об изменении формы госу-дарственного устройства и государственного упра-вления; 4. решает вопросы об изменении ст.5, парагра-фов 2 и 4 и ст.57, пара-графов 1 и 3 Консти-туции; 5. решает вопросы об изменении и дополнении главы девятой Консти-туции». | |
Сроки | отсутствует | Ст. 153 ч.2 «Предложение
рассматривается Наро-дным собранием
не ранее чем через месяц и
не по-зднее чем через три меся-ца
после его внесения».
Ст. 155 ч.2 «Если пре-дложение получить менее трех четвертей, но не менее двух третей голосов от общего числа наро-дных представителей, оно выносится на новое рас-смотрение не ранее чем через два и не позднее чем через пять месяцев». | |
Ст.156. «Закон об изменении или дополне-нии Конституции подпи-сывается и обнародуется председателем Народного собрания в "Държавен вестник" в семидневный срок после его принятия». | |||
Форма | отсутствует | Ст. 155 ч.1 «Народное собрание принимает закон об изменении или дополнении Конституции большинством не менее трех четвертых голосов от общего числа народных представителей тремя голосованиями в различные дни». | |
Утверждение | Часть 5 «Пересмотр являяется окончательным после одобрения его референдумом». | Ст.163. Акты Великого Народного собрания подписываются и обнаро-дуются его председа-телем в семидневный срок после их принятия. | |
Статья 89 «Однако проект пересмотра не передается на референдум, если Президент Республики решит передать его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получает большинство в три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания». | |||
Исключения |
Ст. 89 «Никакая процедура пересмотра
Конституции не может быть начата или
продолжена при наличии посягательств
на целостность территории.
Республиканская форма |
Можно вносить любые изменения и дополнения в Конституцию |
Дополнение: Полномочия по изменению статей Конституции в Болгарии –
Великое Народное собрание –
Статья 158. Великое народное собрание:
1) принимает новую Конституцию;
2) решает вопрос об изменении территории Республики Болгария и ратифицирует международные договоры, предусматривающие такие изменения;
3) решает вопросы об изменении формы государственного устройства и государственного управления;
4) решает вопросы об изменении пунктов 2 и 4 статьи 5, пунктов 1 и 3 статьи 57 Конституции;
5) решает вопросы об изменении и дополнении главы девятой Конституции.
Народное Собрание –
Статья 153. Народное собрание может изменить и дополнить все предписания Конституции, за исключением тех, которые отнесены к полномочиям Великого народного собрания.
То
есть тут присутствует остаточная компетенция
для Народного Собрания.
Задание 3
Каким
образом закрепляются личные права
граждан в Конституциях ФРГ и Японии?
Ответ
Теория вопроса
Права
Человека - понятие, характеризующее
правовой статус человека по отношению
к государству, его возможности и притязания
в экономической, социальной, политической
и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось
еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим
в современном мире представлениям, носят
естественный и неотчуждаемый характер.
Свободное и эффективное осуществление
П.ч. - один из основных признаков гражданского
общества и правового государства. Общепризнанным
является деление П.ч. на личные (по международной
терминологии - гражданские), политические,
социальные, экономические, культурные,
экологические. П.ч. закреплены в ряде
основополагающих международных документов
(Всеобщая декларация прав человека 1948
г., международные пакты о правах человека
1966 г. и др.), а также конституциях и законах
государств. К настоящему времени в международном
праве оформилась отрасль, посвященная
П.ч., - международное гуманитарное право.
Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"