Контрольная работа по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1
Дайте определение и назовите основные признаки федерации в США и Бельгии.
Задание 2
Составьте сравнительную таблицу, где укажите порядок принятия и изменения Конституции во Франции и Болгарии.

Файлы: 1 файл

Вариант 30.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

    Задание 1

    Дайте определение и назовите основные признаки федерации в США и  Бельгии. 

    Ответ

    Теория  вопроса

    Термин "федерация" происходит от латинского слова "федераре", что означает "объединять", "укреплять союзом". Федерация является одной из форм государственного устройства – то есть территориальной организацией государственной власти, соотношения государства как целого с его составными частями1; внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов2.

    Федеративное  государство (федерация) – сложное  союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и  так далее) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на начал децентрализации3. 

    Признаки  федерации:

      Субъектами федерации являются государства с ограниченным суверенитетом (договорная федерация) или государственные образования (Конституциональная федерация). Статус субъектов одинаков по конституции, но различен на практике. Если федерация состоит из однопорядковых субъектов, то она считается, симметричной (ФРГ, ОАЭ). Если в состав федерации помимо субъектов входят территории, обладающие особым статусом, то она назыв ассиметричной (США – 50 штатов + федеральный округ Колумбия + 7 особых государств. ИНДИЯ – 26 штат + 7 союзных территорий).

    1. Помимо федеральной конституции, которая действует на всей территории страны, в большинстве федераций субъекты имеют свои конституции.
    2. Помимо общефедерального гражданства в большинстве федераций есть гражданство у субъектов. Институт двойного гражданства особых правовых последствий не порождает.
    3. Помимо федеральной системы высших государственных органов в каждом субъекте есть своя система, которая строится в соответствии с признаком формы правления, которая принята на федеральном уровне (исключения – МАЛАЙЗИЯ, ОАЭ). Федеральный парламент имеет двух палатную структуру (исключения – КАМОР-СКИЕ о-ва). Верхняя палата формируется из представителей субъектов либо на паритетных началах (по 2 от каждого штата в США, МЕКСИКА), либо представительство зависит от численности жителей в субъекте (ФРГ – от 3 до 6, ИНДИЯ от 1 до 34).
    4. Каждый субъект обычно имеет свою налоговую, таможенную, судебную систему, которая в качестве самостоятельного элемента входит в соответствующую федеральную систему.
    5. Единая финансовая система.
    6. Единые вооруженные силы.
 

    США.

    Субъектами  федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто-Рико и Гуага. Острова Микронезии (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии и др.) являются "ассоциированными государств вами" с США. Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается "свободно присоединившимся государством", этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство (как и в штатах), но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. В Пуэрто-Рико проводились референдумы по преобразованию острова в штат, но его избиратели голосовали против.

    В прямом управлении США находятся  острова Восточное Самоа (30 тыс. жителей) и Виргинские острова (70 тыс. жителей), имеющие статус территорий США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон - столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.

    Штаты - это государственные образования4. Федеративное территориальное устройство, наравне с существующей в США двухпартийной системой, является одним из доминирующих элементов в политической жизни. Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре. Федеральный Основной закон имеет приоритет перед конституциями штатов, поскольку "Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах какого-либо штата встречаются противоречащие положения" (абз. 2 ст. VI). Основные законы штатов признают верховенство федеральной Конституции. Так, ныне действующая Конституция Калифорнии 1879 г. с многочисленными последующими поправками в разд. 3 ст. 1 указывает: "Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны". Штаты могут принять только республиканскую форму правления (разд. 4 ст. IV Конституции США). Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861-1865 гг.). Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска.

    Структура органов государственной власти штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется.

    Главой  исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов - выборщиками) на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица - казначей, атторней и др. - могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.

    По  численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты во многом превосходят некоторые европейские государства. Штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией. Наиболее крупные из них представляют собой почти независимые государства, чьи руководители (т.е. губернаторы) по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами значительного числа государств современного мира. Штаты копируют федеральную систему власти: они имеют парламент, называемый законодательным собранием или легислатурой, включающий две палаты. Исключение составляет штат Небраска, в 1937 г. учредивший у себя однопалатный представительный орган. Весьма похожа на федеральную и исполнительная власть в штатах, возглавляемая губернатором. Судебная система в наибольшей мере отличается от федеральной. Судьи во многих штатах избираются, а не назначаются; в ряде штатов предусмотрен институт отзыва судей путем народного голосования. Другими словами, в штатах, где существует институт отзыва, не признается гарантия несменяемости судей как важнейшего средства обеспечения независимости и беспристрастности судебной власти. Институты непосредственной демократии, и не только в отношении судейского корпуса, нашли широкое применение в субъектах федерации США. Ее виды - народная инициатива, референдум, отзыв должностных лиц5.

    Конгресс  может принимать в союз новые  штаты, но не вправе учреждать штаты  в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных  собраний штатов6.

    Представительство штатов в Сенате: сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть - на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.

    В Конституции США регулируется вопрос о распределении компетенции  между федерацией и ее субъектами. Полномочия Конгресса указаны в  разд. 8 ст. I. Законы Соединенных Штатов и договоры, заключенные их органами, являются "высшими законами страны" (ст. VI). Раздел 9 той же статьи перечисляет конституционные ограничения полномочий Конгресса, а разд. 10 - области, в отношении которых вводятся ограничения для штатов. Поправка X, вступившая в силу в 1791 г., отразила требования антифедералистов и определила, что "полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами или за народом", т.е. эта поправка предоставила остаточную компетенцию штатам. В каждом штате, следовательно, сосуществуют две системы права: федеральное право и право штата. Внешне, таким образом, кажется, что распределение компетенции является весьма четким и простым. В 1935 г. Верховный суд США в решении по поводу одного из законов "Нового курса" Ф.Д.Рузвельта (1882-1945) подтвердил существующее распределение компетенции. Но уже в те годы отчетливо обозначилась растущая тенденция к централизации, порождавшаяся экономическим развитием страны. Колебания экономики, время от времени возникающие кризисы (например, в финансовой сфере), растущая интернационализация проблем объективно способствуют росту влияния и полномочий центральной власти. Кстати, Конституция 1787 г. иностранные дела относит к ведению федерации. Юридическим основанием усиления центральной власти служит заключительный абзац разд. 8 ст. I, предоставляющий Конгрессу издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления указанных ранее в статье прав, как и всех других прав, которыми Конституция наделяет Правительство США или его департаменты либо должностных лиц7.

    (Проблема сецессии субъектов. В настоящее время конституционное право не признает права выхода субъектов из состава федерации, признается лишь право самоопределения внутри федерации. Единственным, хотя и своеобразным исключением, как отмечалось, является конституция Эфиопии 1994 г. Остальные конституции о таком праве умалчивают.

    Факты сецессии, удачные и неудачные, все  же бывали. В XIX в. группа кантонов попыталась выйти из состава Швейцарии, образовав свое объединение - Зондербунд (особый союз). Они были возвращены в федерацию с помощью вооруженных сил. В США в связи с попыткой выхода из федерации 11 южных штатов была Гражданская война 1861- 1865 гг. Уже тогда Верховный суд США сформулировал конституционный принцип: наш союз нерасторжим. В XX в. попытки сецессии отдельных штатов были предприняты в Австралии, Мексике, Нигерии, но были пресечены силой оружия (в Австралии - судебным приказом). В 1985 г. и в 1995 г. для сецессии франкоязычного Квебека из Канады был использован референдум, но оба раза сепаратистам не удалось собрать большинства голосов (правда, в последний раз сторонники единства одержали победу с незначительным большинством голосов - приблизительно 40 тыс.))8.

    Федерация США - относительно централизованная федерация. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в последние десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный бюджет, передает штатам многие полномочия по решению социальных вопросов. 

    Бельгия.

    Из  истории: С точки зрения государственно-территориального устройства Бельгия являлась унитарным децентрализованным государством с тремя уровнями управления - государственным, провинциальным и коммунальным - и в таком виде существовала вплоть до начала 70-х гг. нынешнего столетия. Наиболее значимые конституционные реформы 1893 г. и 1921 г., связанные с расширением избирательного права и введением системы пропорционального представительства, юридически закрепляли усиление роли фламандского населения в политической жизни страны, что отнюдь не сопровождалось ликвидацией его приниженного положения в области языка и культуры. Слова бельгийского социалиста Жюля Дестре, обращенные к королю Альберту I в 1912 г., о том, что в Бельгии есть валлонцы и фламандцы, но нет бельгийцев, не утратили своей актуальности и во второй половине XX в. Более того, интенсивное экономическое развитие Фландрии после Второй мировой войны усилило противоречия между двумя крупнейшими языковыми общинами Бельгии (франкоговорящей и голландскоговорящей), что потребовало принятия необходимых мер для сохранения государственного единства страны.

Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"