Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:44, контрольная работа
1. Международные корпорации: понятие и формы. Причины высокой эффективности деятельности международных корпораций.
2. Россия на международном рынке труда.
3. Регулирование валютного курса и платежного баланса. Валютная политика.
Вариант 27
1. Международные корпорации: понятие и формы. Причины высокой эффективности деятельности международных корпораций.
Понятие и формы международных корпораций
Главным
признаком международной
Таким образом, международная корпорация (international corporation) - это форма структурной организации крупной корпорации, которая осуществляет прямые инвестиции в различные страны мира.
Международные корпорации бывают двух основных видов:
1. Транснациональные корпорации (ТНК) (transnational corporations -- TNCs) - это корпорация, головная компания которой принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира;
2. Многонациональные корпорации (МНК) (multinational corporations -- MNCs) - это корпорация, головная компания которой принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах.
Практически все современные международные корпорации имеют форму транснациональной корпорации. Деление международных корпораций на ТНК и МНК весьма условно. В современных условиях наибольшее значение имеет не то, капиталу скольких стран принадлежит головная компания корпорации, а глобальный характер ее деятельности, инвестирования и извлечения прибыли. В этом смысле международными можно считать все корпорации, которые имеющт хотя бы один зарубежный филиал, который создан на основе прямых инвестиций.
Однако
очевидно, что в число ТНК могут
в таком случае попасть и очень
небольшие фирмы, которые имеют
одно-единственное подразделение по
ту сторону границы. На самом деле
под транснациональной
Под транснациональной корпорацией понимается юридическое лицо (совокупность юридических лиц):
· имеющее
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
· образованное юридическими лицами двух и более государств;
· осуществляющее постоянную уставную деятельность либо капитальные вложения на территории двух и более государств.
Среди наиболее характерных черт ТНК можно выделить следующие:
· относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран;
· высокая
интенсивность
· создание системы международного производства, которая расположена во многих странах, но контролируется из одного центра;
· глобальная
структура занятости и
· разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 2 / Под редакцией Р. И. Хасбулатова. М., 2006. С. 484..
Очень
высокие темпы роста
Динамика
количественного роста ТНК и
их зарубежных филиалов имеет возрастающую
тенденцию. Если в 1969 году насчитывалось
менее 7 000 ТНК, то в 2006 году, по последним
оценкам, их количество в мире составило
61 000. Сокращения общего число ТНК
в некоторой степени
Укрепление
ТНК в экономике превратило их
в главный структурный элемент
валютно-кредитных и финансовых
отношений в мировом хозяйстве.
Возвышение транснационального капитала
соответствует качественно
Для оценки роли мировых транснациональных корпораций обратимся к данным UNCTAD. Оценка уровня развития и влияния многих ТНК развитых стран на основе данных о 100 крупнейших ТНК мира методически вполне оправдана. В 2005 году на их долю, составляющих 0,2% общего числа ТНК в мире, приходилось 14% мировых продаж зарубежных филиалов, 12% их активов и 13% их работников.
Проведенный сравнительный анализ данных UNCTAD позволяет констатировать, что американские ТНК играют ведущую роль в мире. На сегодняшний день, основными конкурентами ТНК из США являются корпорации стран Европейского Союза (ЕС). Общее их число из десяти стран ЕС, представленных в списке 100 крупнейших ТНК мира, составило 52. За последний год число европейских ТНК в этом списке увеличивается, в то время как число корпораций из других регионов уменьшается. Однако полагать, что это является тенденцией увеличения роли и усиления влияния европейских ТНК представляется пока преждевременным. Так, наибольшее количество европейских ТНК базируется во Франции (их число равно 14). Их зарубежные активы составляют 13,0%, объем зарубежных продаж - 9,8%, а число занятых в их зарубежных филиалах - 14,9% от общего объема аналогичных показателей 100 крупнейших ТНК мира.
Германия занимает второе место в ЕС по числу ТНК, которые представлены в списке ста ведущих. На тринадцать немецких компаний приходится 11,6% зарубежных активов, 10,4% зарубежных продаж и 13,7% занятых в зарубежных филиалах от соответствующих общемировых транснациональных показателей. На третьем месте находятся ТНК Великобритании. Для 11 британских ТНК аналогичные показатели составляют 17,3, 14,5 и 12,1% соответственно. Нетрудно видеть, что Британия превосходит Францию и Германию по анализируемым параметрам ТНК.
Приведем сравнительный анализ американских и европейских ТНК. Объем совокупных зарубежных активов ТНК США более чем в два раза превышает аналогичный показатель ближайших конкурентов - французских ТНК, и более чем в 2,5 раза - показатель немецких компаний. Совокупный объем зарубежных продаж 27 американских ТНК составил 720,8 млрд долл., в то время как объем совокупных зарубежных продаж всех ста крупнейших ТНК составил 2,4 трлн долл.
Швейцария представлена пятью ТНК. Удивительно, что такая маленькая страна с населением 7,4 млн человек, всегда считавшаяся страной надежных банков и часов, доминирует в таких отраслях как фармацевтика (Roche Group) и пищевая промышленность (Nestle). На 5 крупнейших швейцарских нефинансовых ТНК приходится 4,3% зарубежных активов, 3,2% зарубежных продаж и 5,9% занятых в зарубежных филиалах аналогичных мировых корпоративных показателей.
Примечательно, что доля японских ТНК с каждым годом уменьшается.
Так, в 1999 году в списке 100 крупнейших нефинансовых ТНК находились на долю Японии приходилось 18 компаний, а в 2002 году - уже 7. По моему мнению, это связано с имевшей место рецессией японской экономики, особенно остро проявившейся после азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. На данный момент в числе 100 крупнейших ТНК совокупные зарубежные активы японских корпораций составляют 6,6%, объем зарубежных продаж - 8,9%, а число занятых в зарубежных филиалах - 6,8%.
В 100 крупнейших нефинансовых ТНК по результатам деятельности 2002 года также попали ТНК развивающихся стран - Hutchison Whampoa (Китай/Гонконг), Singtel Ltd (Сингапур), Cemex (Мексика) и Samsung electronics Co., Ltd (Южная Корея). На долю этих компаний приходится 2,5% совокупных зарубежных активов, 1,4% зарубежных продаж и 2,5% занятых.
После
крушения социалистической системы
и распада Советского Союза, в
странах Центральной и
Отметим, что результаты проведенных UNCTAD в первом квартале 2005 года опросов 335 крупнейших ТНК мира (из развитых и развивающихся стран, а также стран с транзитной экономикой), что наиболее привлекательными для капиталовложений являются, такие страны как Китай, Индия и Польша. Эту точку зрения разделяют и 87 опрошенных международных экспертов.
Причины высокой эффективности деятельности ТНК
Теоретические концепции ТНК
Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширили масштабы своего функционирования на международном рынке, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.
Отмечая главную особенность ТНК - наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций.
Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.
Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в последующем ее развили Ч.П. Киндлебергер и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших транзакционных расходов, т.е. расходов по сравнению с иностранным инвестором. Монополистические преимущества для иностранной фирмы могут возникать за счет использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличие совершенной технологии; «эффект масштаба», дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране и др.
Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"