Контрольная работа по "Международным отношениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

1. Международные корпорации: понятие и формы. Причины высокой эффективности деятельности международных корпораций.
2. Россия на международном рынке труда.

3. Регулирование валютного курса и платежного баланса. Валютная политика.

Файлы: 1 файл

Международные экономические отношения.docx

— 48.55 Кб (Скачать)

Модель  жизненного цикла продукта разработана  американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре стадии цикла жизни: I - внедрение на рынок, II - рост продаж, III - насыщение рынка, IV - спад продаж. Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможность расширения экспорта и увеличения объема выпуска продукции за рубежом.

В большинстве  ТНК представляют собой крупные  предприятия олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной, горизонтальной или вертикальной интеграцией производства, они контролируют изготовление и сбыт продукции, и предоставление услуг, как в стране базирования, так и вне ее пределов. Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый регулируемый руководством корпорации внутренний рынок, английские экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создали модель интернационализации, в соответствии с которой значительная часть международных экономических операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов. Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют как единый, согласованный механизм в соответствии с глобальной стратегией головной компании, направленной на достижение главной цели деятельности ТНК - получение прибыли от функционирования комплекса предприятий в целом, а не каждого из его звеньев.

О масштабности замкнутого внутрифирменного рынка  международных компаний свидетельствуют  такие данные: примерно 1/3 мировой  торговли товарами и услугами приходится на сделки между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами и между самими филиалами, а около 70% платежей на мировом рынке обмена технологиями в конце 90-х гг. осуществлялись между головными компаниями и их зарубежными филиалами.

Многие  из вышеперечисленных моделей характеризуются  однобокостью и узостью взгляда  на проблему транснациональных корпораций. Английский экономист Дж. Даннинг разработал электрическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех основных предпосылок:

1. наличие  конкурентных (монополистических) преимуществ  по сравнению с другими фирмами  в принимающей стране (специфические  преимущества собственника);

2. условия  в принимающей стране способствуют  организации там производства  товаров и услуг вместо их  экспорта (преимущества интернационализации  производства);

3. возможность  использовать производственные  ресурсы в принимающей стране  более эффективно, чем у себя  дома (преимущества местоположения). 
 

2.  Россия на международном  рынке труда. 

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей  силы.

Россия  с запозданием включилась в международные  процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.

С принятием  Закона "О занятости населения  в Российской Федерации" (1991 г.) всем гражданам России предоставлено  право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х гг., число российских эмигрантов к 2000 г. могло достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Безвозвратная эмиграция из России в страны дальнего зарубежья (тыс. чел.)

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России – это пока только прогноз и предположения.

Максимальный  отток рабочей силы за границу  пришелся на 1990 г. – 103,5 тыс. человек (до середины 80-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 80-х гг. ежегодно выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х гг. эмиграционный поток колеблется на уровне 100-115 тыс. отъезжающих в год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квотирования приема эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет превышать 0,1% населения России в год.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким  уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями  труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих  стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей  силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о  высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная  и наиболее мобильная часть населения.

К числу  положительных факторов экспорта рабочей  силы относят следующие:

- снижение давления на внутренний рынок труда;

- минимизация существующих в его структуре дисбалансов;

- уменьшение безработицы;

- финансовые поступления от мигрантов;

- повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления  социальной защиты наших сограждан  Правительство РФ предприняло ряд  шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с  Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств – участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами  Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут  работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда  осложняется рядом факторов, и  прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны  стран – экспортеров рабочей  силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной  рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского  Федерального института занятости, в связи с созданием единого  внутреннего рынка ЕС страны этого  блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано  в Великобритании и Германии, из них около 25% – в промышленности, 50% – в оптовой и розничной  торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских  экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Вместе  с тем, несмотря на определенные сложности  в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод  определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что  валютная эффективность экспорта рабочей  силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется  около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1– 1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.

Одной из болезненных проблем эмиграция  из России российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка умов», о  которой говорилось выше.

В период с 1989 по 1992 г. «утечка умов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место  жительства уехало около 10% научных  работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки  и образования. По данным Совета безопасности РФ, на 1997 г. из 100 всемирно известных  российских ученых 50 эмигрировали из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам, страну покинули 70-80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

Основной  поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.

Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция российских ученых и специалистов в различные страны мира объясняется  невостребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой – в 100 раз хуже западных. Средний возраст 60% измерительных приборов превышает 15 лет, в то время как на Западе такая аппаратура считается устаревшей уже через 5 лет с начала эксплуатации.

Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной  основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области  прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется  в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного  комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в  импорте российского интеллектуального  потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран. 
 

3.  Регулирование валютного  курса и платежного  баланса. Валютная  политика. 

ВАЛЮТНАЯ  ПОЛИТИКА.

   Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование  валютного  курса  на  валютных  рынках через механизм спроса и предложения  валюты  обычно  сопровождается  резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке  складывается  реальный  валютный курс  –  показатель  состояния  экономики,  денежного  обращения,  финансов, кредита  и  степени   доверия   к   определенной   валюте.   Государственное регулирование валютного курса направлено на  его  повышение  либо  понижение исходя  из  валютно-экономической  политики.   С   этой   целью   проводится определенная валютная политика.

      Наконец, существенное влияние  на курс национальной валюты оказывают  и СЕЗОННЫЕ ПИКИ И СПАДЫ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В СТРАНЕ. Об  этом  свидетельствуют многочисленные примеры. Так, в конце декабря 1996 г.  каждый  биржевой  день увеличивались объемы торговли на Московской  межбанковской  валютной  бирже.

Причиной  активной покупки являлся наступавший длительный  перерыв в торгах на валютном рынке, связанный с новогодними праздниками.

      Таким образом, формирование валютного  курса –  сложный  многофакторный процесс, обусловленный  взаимосвязью  национальной  и  мировой  экономики  и политики.  Поэтому   при   прогнозировании   валютного   курса   учитываются рассмотренные  курсообразующие  факторы и их  неоднозначное   влияние   на соотношение валют в зависимости от конкретной обстановки.

Дисконтная  политика (учетная) — изменение учетной  ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса  и платежного баланса путем воздействия  на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного  спроса — с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относи­тельно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных ка­питалов, что способствует улучшению состояния платежного ба­ланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты. 

Информация о работе Контрольная работа по "Международным отношениям"