Классические теории международной торговли и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. На ее долю приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
В современных условиях активное участие той или иной страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…...... 5
1.1 Классические и альтернативные теории международной торговли…………………………………………………………………………... 5
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………………………………………...… 17
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО……………………………………………….…....... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…. 32

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Теория специфических  факторов производства заключается  в следующем: в основе международной  торговли лежат различия в относительных  ценах на товары, которые возникают  в силу разной обеспеченности стран  специфическими факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются.

Теория специфических  факторов производства основывается на известном из общей экономической  теории законе убывающей отдачи, который утверждает, что каждая дополнительная единица труда, вложенного в производство, обеспечивает все меньший рост его объемов. [10; с. 105]

Теория  Рыбчинского

Английский  экономист польского происхождения, позже главный экономист английской компании «LasardBros.» Т.М. Рыбчинский в 1955 году, будучи еще студентом, обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей промышленности нередко угнетающе воздействует па другие, и доказал теорему соотношения роста предложения фактора и увеличения производства

Принимая практически  те же предпосылки, что и теорема  Столпера—Самуэльсона, кроме предпосылки  об изменении цен, которые считаются  постоянными, Рыбчинский показал, что  существует прямая взаимосвязь между  ростом факторов производства в одной из отраслей и депрессией или даже падением производства в других.

Теорема Рыбчинского  заключается в том, что увеличивающееся  предложение одного из факторов производства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Приводится  следующее обоснование этого  утверждения. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

Последствия теоремы  Рыбчинского для международной  торговли следующие. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Хекшера—Олина страна экспортирует товары, произведенные с помощью того фактора, которым она относительно лучше обеспечена. Теорема Рыбчинского свидетельствует, что расширение производства на экспорт с помощью относительно избыточного фактора приведет к падению производства в других отраслях, для которых данный фактор не является относительно избыточным. В этих отраслях вырастет потребность в импортных товарах. Напротив, расширение относительно недостаточного фактора приведет к росту производства в импортозамещающих отраслях и сократит потребность в импорте. Теорема Рыбчинского указывает на то, что активное расширение производства и экспорта в одних отраслях неизбежно ведет к застою или даже падению производства и необходимости импорта в других отраслях. В отдельных случаях такое падение может быть разоряющим, то есть превышать положительные выгоды от расширения производства и роста экспорта, и даже вести к деиндустриализации.

Таким образом, из теоремы Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например, нефти и газа может затормозить развитие других отраслей, в частности, обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта.

Практика подтвердила  выводы английского экономиста. Выявленные им тенденции проявились в процессах  экономического развития США и их отраслевой структуре внешнеэкономических  связей. США превратились из нетто-экспортера в нетто-импортера минерального сырья, в частности, в результате накопления капитала и роста квалификации рабочей силы. В пользу выводов теоремы Рыбчинского свидетельствовала и практика активной разработки сырьевых ресурсов (нефть, газ) Канадой, Великобританией, Нидерандами, Норвегией в ущерб отраслей обрабатывающей промышленности и экспорта ее продукции.

Теория  конкурентных преимуществ М. Портера

Попытку выявить  новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли сделал американский экономист М. Портер. В своих работах, посвященных изучению международной конкуренции, он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие стран: факторы производства; условия спроса; близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция.

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий. [2; с. 78]

Теория  эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера.

В начале 80-х  гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер  предложили еще одно объяснение международной  торговле, основанное на эффекте масштаба.

Торговля между странами, которые одинаковы или очень  близки по наделенности факторами производства, объясняется специализацией стран на определенных товарах в силу не сравнительных преимуществ, а экономики масштаба, представляющей собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них  остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной  конкуренции.

Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сокращается. Внутренний эффект масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции (чистой монополии в экстремальном случае), при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены.

Модель торговли в рамках монополистической конкуренции  исходит из того, что международная  торговля увеличивает размеры рынка  сбыта. Когда две страны торгуют  друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, количество фирм, и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а цена единицы товара снижается. [1; с. 56]

Суть эффекта масштабности также заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть  номенклатуры внешней торговли.

Необходимо также отметить, что реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению  принципов совершенной конкуренции, поскольку она связана с концентрацией  производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций (ТНК), что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самих фирм – ТНК.

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития различных отраслей в разных странах. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу.

Структурные сдвиги, происходящие в экономиках государств под влиянием научно-технической революции (НТР), специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств, что способствует активизации международной торговли.

Внешняя, или международная, торговля представляет собой обмен  товарами и услугами между разными  странами, связанный с всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях НТР.

Со второй половины ХХ века, когда международный обмен приобретает  т.н. «взрывной характер», мировая  торговля развивается высокими темпами. Эволюция внешней торговли во второй половине XX в. характеризовалась преодолением основных последствий дезорганизации мирового товарооборота, политической деколонизацией большинства освободившихся стран, сдвигами на мировом рынке в связи с НТР, топливно-сырьевым, валютно-финансовым и экономическим кризисами.

На современном  этапе развития мировой экономики  прослеживается тенденция к безграничному  расширению размеров производства, тогда  как емкость внутреннего рынка  ограничена платежеспособностью населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки. В связи с всевозрастающим потреблением сырья все ресурсы, имеющиеся в мире, необходимы почти каждой стране мира.

Согласно исследованиям  Всемирной торговой организации (ВТО), на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли, и тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. [13; с. 23]

Темпы развития мировой торговли значительно повысились за последние два десятилетия. Рост темпов развития торговли затронул многие развивающиеся страны, в большинстве которых, однако, наблюдается лишь незначительный рост. В частности, доля наименее развитых стран в международной торговле снизилась с 1,7% в 1970 г. до 0,6% в 2007 г.

Различия в  торговом развитии между государствами  объясняются во многом видом торговли, которой они занимаются. Товары и  услуги с высокой добавленной  стоимостью, особенно если для их производства были использованы высокие технологии и высококвалифицированный персонал, могут значительно увеличивать торговую прибыль, как это продемонстрировали некоторые восточноазиатские государства. Уровень нищеты в этих странах сократился на 40% к началу ХХI в., а ВВП на душу населения утроился за два последних десятилетия.Особое внимание следует обратить на последствия развития международной торговли для экономики стран при изменяющемся предложении факторов производства. Наращивание экспорта сырья для развивающих стран не всегда может привести к благоприятному результату. Расширение экспорта сырья для стран, экономический рост которых связан в основном с этим ресурсом, может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, что оно перекрывает положительный эффект от экономического роста.

Организация международной  торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют национальную экономику, ее проблемы и перспективы развития. На динамику мирового товарооборота оказывают воздействие многие факторы. Это расширение производства, углубление международного разделения труда, фаза мирового экономического цикла и другие составляющие, влияющие на совокупный спрос развитых стран. Эти страны являются основными экспортерами и импортерами товаров и услуг, причем большая часть их товарооборота приходится на взаимную торговлю. Влияют на динамику мирового товарооборота также кредитование, либерализация внешней торговли, интеграция, валютный курс и другие факторы.

Заинтересованность  отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется  потребностями сбыта продукции  на международных рынках, необходимостью получения определенных товаров  извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.

Современной мировой  торговле присущи следующие особенности:

небывалый размах международного товарного обмена под  воздействием НТР и углубление его интернационализации. Рост объема международной торговли вызван такими факторами, как коренная ломка структуры энергетического баланса развитых промышленных стран, увеличение потребления нефтепродуктов, возросший спрос на машинные средства труда в связи с индустриализацией сельского хозяйства, а также увеличение темпов промышленного, транспортного и энергетического строительства в развивающихся странах. Этому способствовало и расширение внешнеторгового обмена между промышленно развитыми странами, что в немалой степени связано с созданием региональных торгово-экономических блоков в результате процесса интеграции;

прогрессирующие изменения в географическом распределении  международной торговли, что проявляется  в увеличении удельного веса развивающихся стран в международной торговле;

динамичность  развития международной торговли;

изменение торговой структуры экспорта под воздействием НТР, которая ускорила объективный  процесс международного разделения труда и вызвала рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами. В целом изменения в структуре товарного экспорта характеризуются тем, что в последние годы неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых составляет более 2/3 стоимости мирового товарооборота;

появление новых отраслей и производств, что вызвало растущую зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа;

Информация о работе Классические теории международной торговли и современность