Инвестиционный рынок: механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основы и механизм функционирования инвестиционного рынка в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико- математические, экспертных оценок.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Инвестиционный рынок…………………………………………………….….…6
1.1 Современная финансовая система……………………………………………...6
1.2 Модели организации и функции рынков инвестиций…………………...….8
2 Российская модель рынка инвестиций…………………………………………11
2.1 Структура корпоративной собственности……………………………………11
2.2 Роль финансовых посредников на рынке инвестиций…………………….…13
2.3 Система контроля инвесторов над корпорациями…………………………...13
2.4 Государственное регулирование инвестиционного рынка…………………14
3 Инвестиционный рынок Беларуси………………………………………...........16
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников ……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 79.39 Кб (Скачать)

Правительством Республики Беларусь принято постановление, в соответствии с которым в 2008-2010 годах планируется продажа акций 147 открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, определен перечень объектов, находящихся в республиканской собственности, для преобразования их в хозяйственные общества в этот период.

Республика Беларусь придает большое  значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий  для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в  том числе путем привлечения  иностранных инвестиций.

 

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских  товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике  дополнительной стабильности.

Рынок ценных бумаг. В настоящее время белорусский  фондовый рынок динамично развивается. Созданы благоприятные условия  для эффективного функционирования и развития рынка ценных бумаг (далее - РЦБ), обеспечивающие реализацию национальных интересов и гарантии безопасности инвестиционной деятельности. Единые квалификационные и финансовые требования к профессиональным участникам, процедуры  совершения сделок с ценными бумагами и стандарты раскрытия информации участниками рынка обеспечивают высокий уровень информационной прозрачности и надежности функционирования фондового рынка.

 

Инфраструктура рынка ценных бумаг включает в себя:

    • Комитет по ценным бумагам, основными задачами которого является контроль и надзор за рынком ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг и лицензирование профессиональной и биржевой деятельности;
    • Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий размещение и погашение государственных ценных бумаг, выпуск, размещение и погашение ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, а также централизованный учет и хранение государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь;
    • Министерство финансов Республики Беларусь, осуществляющее выпуск и размещение государственных ценных бумаг;
    • Министерство экономики Республики Беларусь, осуществляющее владение и распоряжение акциями, принадлежащими государству;
    • ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», организующая торги ценными бумагами, проведение клиринга и расчетов, листинг;
    • РУП «Республиканский центральный депозитарий» и 41 депозитарий второго уровня;
    • 4 594 эмитентов, в том числе 1 811 ОАО и 2 783 ЗАО;
    • порядка 1,5 млн. акционеров-владельцев ценных бумаг;
    • 82 профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая 26 банков.

С каждым годом увеличивается приток иностранных портфельных инвестиций в экономику, что в том числе подтверждает положительная динамика объемов размещения ценных бумаг вне территории Республики Беларусь акций белорусских АО. Всего, за период с 01.01.1997 по 01.04.2006 иностранными инвесторами из 40 стран вывезено более 40 млрд. акций 600 белорусских эмитентов.

В Республике Беларусь с ценными бумагами могут  совершаться следующие виды профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам:

  • Брокерская (купля-продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента);
  • Дилерская (купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет с обязательством заключать сделки по объявляемым данным юридическим лицом ценам покупки и продажи);
  • Деятельность инвестиционного фонда – выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета, вклады, депозиты, при котором все риски, связанные с такими вложениями, в полном объеме относятся на счет изменения текущей цены акций фонда. Данным видом деятельности могут заниматься только инвестиционные фонды;
  • Депозитарная деятельность - деятельность по учету, расчетам и хранению ценных бумаг, а также по расчетам, начислению и выплатам доходов по ценным бумагам;
  • Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – деятельность по управлению ценными бумагами, принадлежащими конкретному лицу на праве собственности, осуществляемая другим лицом путем передачи ему владельцем на определенный срок этих бумаг во владение и доверительное управление.

Объектами доверительного управления в Республике Беларусь могут являться следующие ценные бумаги:

  • акции и облигации коммерческих организаций, в том числе акции и облигации, находящиеся на момент заключения договора о доверительном управлении в государственной собственности;
  • другие ценные бумаги, за исключением векселей, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя, коносаментов и др., условия выпуска которых не допускают передачу их в доверительное управление.

Помимо перечисленных  выше видов ценных бумаг объектом доверительного управления могут быть ценные бумаги (акции, облигации) иностранных  эмитентов, при условии, что они  ввезены на территорию Республики Беларусь с соблюдением требований законодательства.

Кроме того, в перечень видов лицензируемой  профессиональной и биржевой деятельности также входят клиринговая деятельность и деятельность по организации торговли ценными бумагами.

В целях снижения рисков при совершении сделок с конца  апреля 2005 года ужесточены финансовые и квалификационные требования к  профучастникам и их сотрудникам. Данные требования соответствуют мировым  стандартам, и направлены на сокращение количества недобросовестных профессиональных участников. В частности, минимальный  размер собственного капитала профучастника, осуществляющего брокерскую и дилерскую  деятельность, должен составлять 30 тыс. евро, депозитарную деятельность – 100 тыс. евро, деятельность инвестиционного  фонда и деятельность по доверительному управлению ценными бумагами – 500 тыс. евро.

В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также  торговля, связь, транспорт и медицина.

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др. Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи – 2».

Увеличить приток финансовых средств  частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка  регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ  по присоединению Республики Беларусь к ВТО. 

Итак, важнейшей составляющей рыночной трансформации экономики Беларуси является ее инвестиционная политика. Инвестиции служат рычагом поступательного  развития и позитивного функционирования экономики. В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия  для деятельности инвесторов. Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики. В Беларуси на данный момент созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций, в основном из России. На данном этапе в стране приветствуются капиталообразующие инвестиции. Также Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Единой модели, обеспечивающей успешное функционирование рынка инвестиций, не существует. На практике невозможно и нежелательно копировать рынок капитала только потому, что он нормально функционирует в других странах. Важно также понимать, что рынки непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Таким образом, можно утверждать, что рынки капитала представляют не окончательно сформированные и застывшие структуры, а постоянно развивающиеся организмы.

Рассмотрев  механизмы функционирования рынка  инвестиций в РФ, можно сделать  выводы, что оттого, как именно будет «работать» российский рынок капитала, зависит не только эффективность инвестиционной деятельности, но и темпы и качество экономического роста. Следовательно, необходимо существенное улучшение факторов функционирования инвестиционного рынка. Однако характер необходимых изменений таков, что многие из них требуют значительного временного промежутка. Поэтому работу необходимо проводить поэтапно, поддерживая постоянную и ощутимую тенденцию развития к лучшему.

В Беларуси же важнейшей составляющей рыночной трансформации экономики является ее инвестиционная политика. Инвестиции служат рычагом поступательного развития и позитивного функционирования экономики. В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики. В Беларуси на данный момент созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций, в основном из России. На данном этапе в стране приветствуются капиталообразующие инвестиции. Также Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Глазьев, С. Стабилизация и  экономический рост /  М., Ж. “Вопросы экономики”, №1,2002
  2. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог.- 2001
  3. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 2002
  4. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- 2003
  5. Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг. 2000
  6. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М., Ж. “Экономист”, №7, 2001
  7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. - М.: Республика - 2002
  8. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2001
  9. Лоренс Дж.Гитман, Майкл Д.Джонк. Основы инвестирования. Пер. с англ.- М.: Де-ло, 2005
  10. Михайлова Е.В., Рожков Ю.В. Финансово- кредитные методы регулирования инвестиционных рынков / Под науч.ред. М.Н. Михайлова. -Л.: Изд-во ЛФЭИ, 2001
  11. Сельсков А.В., Егорова Е.А. Организация взаимодействия субъектов рынка инвестиционных проектов. / «Инновации и инвестиции». Научно-аналитический журнал., М.: 2006
  12. Федорко А.Н. Инвестиционная активность на рынке недвижимости. /А.Н. Федорко // Трансортное дело в России – 2006
  13. В. Н. Едронова, Т. Н. Новожилова. Рынок ценных бумаг Россия  2007 г.
  14. Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь
  15. Кравченко Н. А. инвестиционный анализ / кравченко Н.А. – Москва: Дело, 2007 – 263 с.
  16. Практическая налоговая энциклопедия /под ред. А.В. Брыгзалина Том 1. Налоговая оптимизация. М.: 2008;
  17. Кушелева А.Г. / Механизм функционирования и тенденции развития инвестиционного рынка России/ Кушелева анна Геннадьевна – Санкт-Петербург, 2009 – 18 с.
  18. Берзинь Е.В., Стомма А.С. Рынок корпоративных ценных бумаг: реалии и тенденции // Финансы, учет, аудит, 2007, №9 (164)   
  19. Бронишевская А. О. О применении ценных бумаг в Республике Беларусь // Материалы научно-практической конференции «Экономисты БГУ – народному хозяйству» г. Минск, 1 марта 2002г.
  20. Гальперин. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь: состояние и перспективы // Банковский вестник. Ноябрь 2004.
  21. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 1 апр. 2007 г. – 4-е изд., с изм. и доп. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. – 656 с.  
  22. Губич А. Рынок корпоративных облигаций // Белорусский фондовый рынок. 2004. № 10. 
  23. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия, Москва, 1997. 
  24. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. – 532 с. 
  25. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.; БГЭУ, 2005. С. 524-540. 
  26. Негосударственные ценные бумаги, допущенные к обращению в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по состоянию на 27.01.2009 // Сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» .
  27. О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999г. № 43 (с изм. и доп.) 
  28. Облигационный бум начинается // Белорусы и рынок, №24(709) 26 июня - 3 июля 2006. 
  29. Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы // Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.01.2008 №78/1.
  30. Рекомендации по применению инструментария фондового рынка для привлечения инвестиций предприятиями реального сектора экономики // Подготовлено Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2008 № 11/225-151.: Минск, 2008.  
  31. Республика Беларусь // О состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ: Информационно-аналитический обзор Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств-участников СНГ, Москва, 2008, С. 21-24.  
  32. Фондовый рынок: операции с ценными бумагами. Учебно-методический комплекс / С.И. Пупликов. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 172с. 
  33. Шарп У., Александер Г., Бэйли Д. Инвестиции, Москва, 1997.

 


Информация о работе Инвестиционный рынок: механизм функционирования