Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:44, курсовая работа
Цель работы: изучить основы и механизм функционирования инвестиционного рынка в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико- математические, экспертных оценок.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Инвестиционный рынок…………………………………………………….….…6
1.1 Современная финансовая система……………………………………………...6
1.2 Модели организации и функции рынков инвестиций…………………...….8
2 Российская модель рынка инвестиций…………………………………………11
2.1 Структура корпоративной собственности……………………………………11
2.2 Роль финансовых посредников на рынке инвестиций…………………….…13
2.3 Система контроля инвесторов над корпорациями…………………………...13
2.4 Государственное регулирование инвестиционного рынка…………………14
3 Инвестиционный рынок Беларуси………………………………………...........16
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников ……………………………………………..26
В основе различий между моделями лежат несколько принципов, реализуемых как на первичном рынке инвестиций (в области финансирования капиталовложений), так и на вторичном рынке. Они относятся к источникам финансирования инвестиций, среди которых преобладает корпоративная собственность; к роли и возможностям банковской системы и рынка ценных бумаг и их взаимодействию; к системе обеспечения прав и защиты инвесторов; к системе регулирования рынка.
Итак, для англо-американской модели характерны:
— распыленная
структура корпоративной
— отделение кредитно-банковской деятельности от инвестиционной;
— фондовый рынок в качестве существенного источника финансирования инвестиций корпораций;
— развитое законодательство, направленное на защиту интересов инвесторов;
— ограничение государственного вмешательства в функционирование рынка.
Для европейской модели характерны:
— более концентрированная
— кредитный рынок в качестве основного источника финансирования инвестиций корпораций;
— господство банков на фондовом рынке;
— существенно меньшая роль законодательства, защищающего интересы мелких (частных) инвесторов, и большая «законопослушность» участников рынка;
— значительная роль государства не только как регулирующего органа, но и как непосредственного участника рынка (учредителя бирж, других инвестиционных институтов).
Исследования показывают, что организация рынка инвестиций, прежде всего структура собственности, влияет на многие аспекты управления корпорациями, не только на поведение участников рынка, но и на мотивацию менеджеров.
В последние годы все большую популярность получают исследования влияния поведения людей на структуру и организацию финансовых рынков. В качестве поведенческих характеристик рассматриваются особенности национального характера, влияние религии, культуры и других факторов.
Единой модели, обеспечивающей успешное функционирование рынка инвестиций, не существует. На практике невозможно и нежелательно копировать рынок капитала только потому, что он нормально функционирует в других странах. Важно также понимать, что рынки непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Таким образом, можно утверждать, что рынки капитала представляют не окончательно сформированные и застывшие структуры, а постоянно развивающиеся организмы.
2
Российская модель рынка
Рассмотрим основные параметры российской модели организации и функционирования рынка инвестиций, которая находится на начальной стадии формирования. Оттого, как именно будет «работать» российский рынок капитала, зависит не только эффективность инвестиционной деятельности, но и темпы и качество экономического роста.
Пока
участие отечественных
Роль финансовой системы России в финансировании инвестиций крайне мала по сравнению с другими странами. Это проявляется в малой доле рыночных источников финансирования: кредиты банков и выпуск ценных бумаг составляют менее 7% в структуре источников финансирования инвестиций, а величина прочих источников, в числе которых государственные, бюджетные средства, торговые кредиты и прочее, намного выше, чем у других стран.
2.1 Структура корпоративной собственности
Нам неизвестно точно, кому принадлежат российские компании. Данные о распределении собственности в результате приватизации были последней официальной информацией о структуре собственности. На основании такой неполной информации можно сделать два важных вывода. Во-первых, созданная в результате приватизации структура собственности с преобладанием инсайдеров, прежде всего членов трудового коллектива, оказалась неустойчивой. В экономике России происходят активные передача и консолидация собственности. Основные тенденции в данной области — увеличение долей менеджеров и аутсайдеров. Увеличение слияний и поглощений подтверждает продолжение передела собственности в пользу аутсайдеров. Ожидается, что эти тенденции сохранятся и в ближайшем будущем.
Исследование концентрации собственности в России, предпринятое Всемирным банком, показало, что она действительно выше, чем в других странах (таблица 2.1). Двадцать две крупнейшие бизнес-группы контролируют около 40% российской промышленности. В основном «олигархи» представлены в отраслях, встроенных в глобальный рынок, и не обладают чрезмерной рыночной властью в глобальной экономике. В то же время исторический опыт других стран показывает, что такой уровень концентрации собственности может создать существенные трудности на пути построения эффективной демократической системы.
Категория собственников |
Занятость |
Выпуск |
Крупнейшие частные |
42 |
39 |
Прочие частные отечественные |
22 |
13 |
Иностранные |
3 |
8 |
Региональные органы власти |
6 |
6 |
Федеральная собственность |
15 |
- 26 |
Другие |
12 |
8 |
Таблица 2.1 Кому принадлежит Россия (доли занятости и выпуска в выборке Всемирного банка, контролируемые различными категориями собственников, %)
Во-вторых, корпоративная собственность продолжает находиться в сильной зависимости от государства. Государство не только определяет институциональные рамки, правовое поле существования корпораций, но и само является одним из крупнейших корпоративных собственников и зависит от крупнейших корпораций.
Исследования предприятий
Государство не является эффективным собственником и вряд ли когда-нибудь им станет, о чем свидетельствует опыт других стран. В государственном секторе сейчас находится около половины всей собственности. Другая половина ̶ негосударственная, частная. В свою очередь, эта негосударственная собственность делится на три части. Примерно 25% ̶ новая частная собственность, которая возникла при переходе к рынку, остальные две части возникли в ходе ваучерной приватизации. Одна часть предприятий стала нормальной капиталистической собственностью, развивающейся и эффективной, а другая часть неэффективна. Она состоит из убыточных предприятий и организаций и (вместе со значительной частью государственной собственности и частью малого бизнеса) постепенно деградирует.
2.2 Роль финансовых посредников на рынке инвестиций.
Банки,
финансовые и инвестиционные
институты пока играют
В настоящее время банковская система не соответствует масштабам экономики России, она маломощна и пока не способна удовлетворить спрос предприятий на инвестиции.
Банковская система слаба прежде всего потому, что крупные финансовые потоки в нашей экономике идут мимо банков и аккумулируются в крупных корпорациях, резервах ЦБ РФ, профиците госбюджета, государственных бюджетных и внебюджетных фондах и за границей. Банковская система нуждается в реформировании, поддержанном государственной политикой, направленной на привлечение в нее денежных потоков.
Кредитная деятельность не отделена от инвестиционной: банки имеют право совершать основные виды операций на рынке ценных бумаг. Как показал кризис 1998 г., в российских условиях универсальный характер кредитно- банковских организаций увеличивает нестабильность финансовой системы из-за объединения кредитных рисков и рисков, связанных с вложениями в ценные бумаги.
Российский фондовый рынок развит слабо, большинство акций неликвидны, объемы рынка невелики. Разнообразие действующих инвестиционных и финансовых организаций недостаточно, практически отсутствуют отечественные институциональные инвесторы.
В то же время крупнейшие предприятия вполне освоили финансовые рынки, привлекая ресурсы из различных внешних и внутренних источников. Предприятия ведут активную инвестиционную деятельность самостоятельно, выступая не только в качестве основных потребителей инвестиционных ресурсов, но и в качестве инвесторов.
2.3 Система контроля инвесторов над корпорациями.
В настоящее время российские инвесторы имеют мало возможностей контролировать и тем более воздействовать на объекты своих инвестиций. Стандартные механизмы контроля, доступные в рыночной экономике, состоят из трех основных элементов:
̶ законодательно определенных механизмов и форм защиты интересов инвесторов, которые подкрепляются судебной системой восстановления (компенсации) нарушенных прав;
̶ системы корпоративного управления, ориентированной на защиту интересов инвесторов;
̶ ликвидных рынков активов (прежде всего рынков ценных бумаг), которые дают возможность инвесторам «голосовать ногами».
В России разработан ряд основных законов, идеология которых близка нормам права развитых стран, однако существуют большие проблемы в применении законов и соблюдении законодательных норм. Другие элементы системы контроля находятся в зачаточном состоянии:
̶ рынок большей части инвестиций неликвиден;
̶ корпоративное управление слабое;
̶ судебная защита неразвита.
Так что
реально инвесторы могут
2.4 Государственное регулирование инвестиционного рынка.
Оно осуществляется путем формирования законодательной и нормативной баз, а также контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов. Государственной регистрации подлежат создание и изменение организационно-правовых форм финансовых институтов, требуется обязательное лицензирование отдельных видов деятельности, регулирующие органы задают требования к величине капитала, приемлемым рискам, к нормам резервирования, к персоналу и т.д.
До начала 2004 г. регулирование инвестиционного рынка государством происходило на основе институционального, а не функционального подхода, который реализовывали несколько регулирующих органов. Это значит, например, что эмиссию акций предприятий регистрировала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), эмиссию акций банков - ЦБ РФ, а эмиссию облигаций субъектов Федерации - Минфин России. В начале 2004 г. ФКЦБ была ликвидирована, а функции регулирования финансовых рынков были переданы вновь созданному государственному органу — Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Основная идея создания ФСФР — объединить в рамках одного органа функции надзора за всеми секторами финансового рынка (банковский сектор, рынок ценных бумаг, страхование) и регулирования их. Такие органы были созданы во многих странах. Однако США и Великобритания не поддерживают этой тенденции, у них сохраняются различные регулирующие органы. Пока трудно судить о последствиях данного решения для российского рынка. Во всяком случае, главным регулятором банковской системы продолжает оставаться ЦБ РФ.
Подводя итог, следует сказать, что оттого, как именно будет «работать» российский рынок капитала, зависит не только эффективность инвестиционной деятельности, но и темпы и качество экономического роста. Следовательно, необходимо существенное улучшение факторов функционирования инвестиционного рынка. Однако характер необходимых изменений таков, что многие из них требуют значительного временного промежутка. Поэтому работу необходимо проводить поэтапно, поддерживая постоянную и ощутимую тенденцию развития к лучшему.
Информация о работе Инвестиционный рынок: механизм функционирования