Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:11, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит прежде всего в том, что инвестиции играют весомую роль в экономической жизни страны, так как они являются основой для роста производительности труда и благосостояния населения, поскольку, образуясь в результате распределения национального дохода, они тем самым обуславливают его рост, и влияют на уровень занятости, структурные сдвиги в экономике. Также они необходимы для обеспечения функционирования предприятий, расширения производства, повышения качества продукции.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики 5
1. 1. Понятие и сущность инвестиций 5
1. 2. Анализ инвестиционной деятельности 6
1. 3. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 9
Глава 2. Инвестиционная политика ФРГ 13
2. 1. Особенности механизма инвестирования 13
2. 2. Приоритеты инвестиционной политики 16
2. 3. Инвестиционная привлекательность и меры по её повышению 18
Глава 3. Возможности использования немецкого опыта стимулирования инвестиций в России 21
3. 1. Освоение российских рынков немецким бизнесом 21
3. 2. Основные проблемы российской экономики. Их влияние на дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества с ФРГ 23
3. 3. Семь направлений реализации немецкого опыта в российской инвестиционной сфере 25
Заключение 28
Список использованной литературы 32
Приложения 34
Проблема
ещё стоит в том, что у России нет финансовых
возможностей и хорошего имиджа на международной
арене, как у Германии. Российская экономика,
в частности инвестиционная сфера, нуждается
в грамотном и эффективном государственном
регулировании.
3.
3. Семь направлений
реализации немецкого
опыта в российской
инвестиционной сфере
Для осуществления на практике опыта ФРГ в области инвестиционной политики необходимо учитывать следующие направления:
1. создание институтов государственного регулирования инвестиций: учитывая опыт ФРГ, целесообразно передать полномочия по проведению инвестиционной политики ограниченному числу государственных органов и учреждений, отвечающих за разработку концепции государственного стимулирования инвестиций и её непосредственной реализации. Большую активность в стимулировании инвестиций в России должны проявлять местные органы власти. Так в ФРГ инвестиционная, инновационная, промышленная политика зачастую реализуется не на федеральном уровне, а решением конкретных задач на земельном или местном уровне;
2. правовое регулирование инвестиций: регулирование инвестиций в ФРГ осуществляется с помощью небольшого числа федеральных и согласующихся с ними земельных законодательных актов. В России же действующее инвестиционное законодательство несовершенно, включает в себя большое число нормативных актов, зачастую противоречащих друг другу. Необходимо упорядочить законодательные нормы и нормативы, регулирующие инвестиционную деятельность;
3. проведение региональной инвестиционной политики: здесь стоит задуматься над немецким опытом выделения в восточных землях центров развития. Необходимо выделить наиболее перспективные города или городские агломерации. И даже если в дальнейшем в силу обширности территории страны идущие из них импульсы развития окажутся относительно незначительными, то по крайней мере они будут давать в доходную часть федерального бюджета больше налогов, и эти средства можно будет использовать для подъёма других территорий;
4. создание информационной базы для инвесторов: как уже говорилось ранее, для привлечения национальных и иностранных инвесторов в те или иные отрасли и регионы большое значение имеет создание доступной информационной базы. В Германии эта проблема уже успешно решена. Все земли регулярно выпускают информационные справочники об особенностях местного хозяйства, о предприятиях заинтересованных в иностранных инвестициях, о мерах по поддержке инвесторов, обязательно размещают соответствующую информацию в Интернете. Необходимо не столько наращивание количественного потока информации из России, сколько кардинальное повышение её качества;
5. формирование благоприятного инвестиционного климата: в России для улучшения инвестиционного климата необходимы меры по снижению налогового бремени на предприятиях, стабилизации экономического и финансового положения, снижению всех видов риска инвесторов;
6. содействие малому и среднему бизнесу в инвестиционном процессе: ключевым элементом экономики ФРГ являются малые и средние предприятия. Все проводимые государством меры по привлечению инвестиций и поддержке инвестиционных проектов ориентированы в первую очередь именно на малый и средний бизнес. Число российских малых и средних предприятий в последние годы сокращается. В инвестиционной политике федеральные власти пока практически не используют региональную дифференциацию льгот и преференций малому и среднему бизнесу. Между тем такая дифференциация могла бы оказаться весьма действенным средством для оживления деловой активности в депрессивных регионах. Большинство предпринимателей нуждается не столько в государственной финансовой поддержке, сколько в нормальной налоговой системе, поддержании общеправовой среды, гарантиях личной и частной собственности, обеспечении безопасности;
7. поддержка
инновационных инвестиций: для России
очень актуальна проблема инновационных
инвестиций, повышения технологического
уровня производства. Россия обладает
высоким научным потенциалом, однако более
развита система фундаментальных, а не
прикладных исследований. Кроме того,
отсутствует инфраструктура внедрения
технологий в производство и помощь предприятиям,
готовым к венчурным инвестициям. России
следует в своих действиях активно использовать
такие направления и инструменты, как
развитие регионального научно-технического
потенциала, формирование квалифицированной
рабочей силы, обновление производственной
и создание рыночной инфраструктур, создание
региональных компаний венчурного капитала
(долгосрочного, рискового капитала, инвестируемого
в акции новых и быстрорастущих компании
с целью получения высокой прибыли после
регистрации акций этих компаний на фондовой
бирже) с использованием российской практики
деятельности региональных инвестиционных
и инновационных фондов, создание технопарков,
формирование благоприятного инвестиционного
климата в регионе для зарубежного венчурного
капитала. Инвестиции в производство инновационной
продукции способствуют формированию
новых направлений движения капитала,
повышению его производительности и стимулированию
экономического роста.
Таким образом для реализации немецкого опыта в российской инвестиционной политике необходимо финансовое обеспечение посредством государственных ресурсов (финансирование федеральных программ, бюджетное кредитование, долевое участие государства в инвестициях коммерческих структур, создание фонда государственного страхования инвестиций, совместное финансирование инвестиций бюджетами Федерации и субъектов Федерации, содействие малому и среднему бизнесу), собственных средств предприятий (оборотный капитал, прибыли предприятий и амортизационные отчисления), проведения политики льготного налогообложения прибыли и постепенного втягивания ресурсов коммерческих банков в процесс долгосрочного кредитования инвестиций вследствие меняющейся конъюнктуры рынка кредитных ресурсов – повышением спроса, уменьшением политических и экономических рисков, сокращением доходности от спекулятивных операций.
Заключение
Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя в конечном счёте уровень эффективности производства. На основании изучения современного опыта ФРГ можно сделать вывод о том, что органы государственной власти являются активными участниками инвестиционного процесса. С одной стороны, государство является инициатором и участником инвестиционного процесса, с другой стороны, через экономико-правовое регулирование оно учитывает и обеспечивает интересы частных инвесторов. Воздействие государства на инвестиционный процесс реализуется путём создания благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей (проведение выгодной для инвесторов налоговой политики, предоставление гарантий), участие государства в эффективных и значимых для страны проектах, в создании инфраструктурных объектов как основы эффективного частного предпринимательства, в информировании потенциальных инвесторов об условиях производства и реализации и потребления продукции. Здесь играют большую роль также определение степени инвестиционной активности, выявление приоритетных направлений инвестирования, разработка программ стимулирования инвестиционной деятельности, развитие новых федеральных земель, повышения наукоёмкости и технологического уровня производств.
Система
государственного стимулирования инвестиций
ФРГ имеет свою специфику, связанную
с политико-экономической
Государственные
инвестиции направляются на создание
благоприятных условий для
Германия является привлекательной для инвестиций в производство новейшей продукции традиционных для неё отраслей (в основном это отрасли наукоёмкого производства): химической и нефтехимической промышленности, машиностроения (приборостроения и автомобилестроения), металлургии и металлообработки. Главные инвесторы — крупнейшие концерны — «Байер», БАСФ, «Сименс», «Даймлер-Крайслер», «Фольксваген», БМВ.
В целом инвестиционный климат в Германии привлекателен для инвестирования, так как здесь преобладают политическая стабильность, квалифицированная рабочая сила, высокий научный потенциал, хорошо развитая инфраструктура, ёмкий рынок сбыта, а также удобное расположение для освоения восточно-европейских рынков.
Негативными сторонами являются большие издержки на рабочую силу, высокие экологические требования, бюрократизм в решении некоторых вопросов, а также высокий уровень налогообложения.
Непосредственное содействие на приток инвестиций в ФРГ осуществляется по трём каналам: налоговая политика, региональная политика и программы комплексного действия специализированных фондов. Основными формами стимулирования инвестиций являются налоговые льготы, кредиты на льготных условиях и государственные гарантии.
Что касается инвестиционного сотрудничества России и Германии, механизм государственного стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики, практикуемый в ФРГ, может быть использован и в российских условиях. В работе показаны особенности России как объекта инвестирования. Ситуацию в инвестиционной сфере России можно охарактеризовать как неблагоприятную, так как капиталовложений здесь определённо недостаточно для обновления основной массы оборудования, повышения уровня производства и улучшения экономической обстановки в стране.
Инвестиционный климат в России также не отличается благоприятным для притока иностранных инвестиций условиями, а объём иностранных инвестиций весьма незначителен. Нестабильность политической системы, социальная напряженность, сложности с реализацией и защитой прав инвесторов, высокий уровень коррупции традиционно относятся к числу наиболее существенных препятствий для иностранных инвесторов при осуществлении хозяйственной деятельности на территории России. Иностранные инвесторы продолжают отдавать предпочтение прежде всего рентабельным отраслям российской экономики, в которых можно получить быструю отдачу или которые производят пользующуюся наибольшим спросом экспортную продукцию (пищевая и топливная промышленность).
Система государственного стимулирования инвестиций в России еще не развита в полной мере. В сложившейся ситуации государство должно принимать более активное участие в формировании инвестиционной политики в стране. Для этого государственные органы должны использовать как методы непосредственного участия государства в инвестировании экономики (путём разработки и реализации общенациональной инвестиционной программы), так и методы воздействия государства на инвестиционный процесс путём поощрения предпринимателей, предоставления налоговых льгот, получения государственных заказов. Наибольшее значение для стимулирования инвестиционной деятельности в стране имеет упорядочение законодательных норм, регулирующих этот процесс, и согласование федеральных и региональных инвестиционных нормативных программ.
Россия
не должна копировать зарубежные модели
государственного стимулирования инвестиций,
однако необходимо выбрать те методы
и инструменты инвестиционной политики,
которые соответствуют данному этапу
её экономического и социального развития.
В этом плане опыт ФРГ может быть полезен
по нескольким направлениям: во-первых,
при формировании самой системы государственного
стимулирования инвестиций. Необходимо
чётко разграничить сферы компетенции
различных государственных органов; во-вторых,
при корректировке отраслевой структуры
инвестиций (устранения «перевеса» в сторону
сырьевых отраслей): в этой связи полезно
использовать опыт привлечения инвестиций
в высокотехнологичные отрасли ФРГ; в-третьих,
для уменьшения территориальной концентрации
инвестиций в одних регионах и хронической
их нехватки в других возможно использование
не только общей концепции региональной
инвестиционной политики, но даже механизмов
и критериев выделения регионов, которым
требуется первоочередная помощь, организации
системы социально-экономического мониторинга;
в-четвёртых, для улучшения инвестиционного
климата и повышения информационной обеспеченности
инвесторов. Также представляют интерес
программы содействия малому и среднему
бизнесу и инновационным инвестициям.