Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:11, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит прежде всего в том, что инвестиции играют весомую роль в экономической жизни страны, так как они являются основой для роста производительности труда и благосостояния населения, поскольку, образуясь в результате распределения национального дохода, они тем самым обуславливают его рост, и влияют на уровень занятости, структурные сдвиги в экономике. Также они необходимы для обеспечения функционирования предприятий, расширения производства, повышения качества продукции.
Введение			2		
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики	5
1. 1. Понятие и сущность инвестиций		5
1. 2. Анализ инвестиционной деятельности		6
1. 3. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности	   9
Глава 2. Инвестиционная политика ФРГ							                                                               13
2. 1. Особенности механизма инвестирования		                                                       13
2. 2. Приоритеты инвестиционной политики		                                                         16
2. 3. Инвестиционная привлекательность и меры по её повышению                  	18
Глава 3. Возможности использования немецкого опыта стимулирования инвестиций в России		        21
3. 1. Освоение российских рынков немецким бизнесом		        21
3. 2. Основные проблемы российской экономики. Их влияние на дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества с ФРГ		        23
3. 3. Семь направлений реализации немецкого опыта в российской инвестиционной сфере		        25
Заключение		        28
Список использованной литературы		        32
Приложения		        34
     Проблема 
ещё стоит в том, что у России нет финансовых 
возможностей и хорошего имиджа на международной 
арене, как у Германии. Российская экономика, 
в частности инвестиционная сфера, нуждается 
в грамотном и эффективном государственном 
регулировании.  
 
 
     3. 
3. Семь направлений 
реализации немецкого 
опыта в российской 
инвестиционной сфере 
Для осуществления на практике опыта ФРГ в области инвестиционной политики необходимо учитывать следующие направления:
1. создание институтов государственного регулирования инвестиций: учитывая опыт ФРГ, целесообразно передать полномочия по проведению инвестиционной политики ограниченному числу государственных органов и учреждений, отвечающих за разработку концепции государственного стимулирования инвестиций и её непосредственной реализации. Большую активность в стимулировании инвестиций в России должны проявлять местные органы власти. Так в ФРГ инвестиционная, инновационная, промышленная политика зачастую реализуется не на федеральном уровне, а решением конкретных задач на земельном или местном уровне;
2. правовое регулирование инвестиций: регулирование инвестиций в ФРГ осуществляется с помощью небольшого числа федеральных и согласующихся с ними земельных законодательных актов. В России же действующее инвестиционное законодательство несовершенно, включает в себя большое число нормативных актов, зачастую противоречащих друг другу. Необходимо упорядочить законодательные нормы и нормативы, регулирующие инвестиционную деятельность;
3. проведение региональной инвестиционной политики: здесь стоит задуматься над немецким опытом выделения в восточных землях центров развития. Необходимо выделить наиболее перспективные города или городские агломерации. И даже если в дальнейшем в силу обширности территории страны идущие из них импульсы развития окажутся относительно незначительными, то по крайней мере они будут давать в доходную часть федерального бюджета больше налогов, и эти средства можно будет использовать для подъёма других территорий;
4. создание информационной базы для инвесторов: как уже говорилось ранее, для привлечения национальных и иностранных инвесторов в те или иные отрасли и регионы большое значение имеет создание доступной информационной базы. В Германии эта проблема уже успешно решена. Все земли регулярно выпускают информационные справочники об особенностях местного хозяйства, о предприятиях заинтересованных в иностранных инвестициях, о мерах по поддержке инвесторов, обязательно размещают соответствующую информацию в Интернете. Необходимо не столько наращивание количественного потока информации из России, сколько кардинальное повышение её качества;
5. формирование благоприятного инвестиционного климата: в России для улучшения инвестиционного климата необходимы меры по снижению налогового бремени на предприятиях, стабилизации экономического и финансового положения, снижению всех видов риска инвесторов;
6. содействие малому и среднему бизнесу в инвестиционном процессе: ключевым элементом экономики ФРГ являются малые и средние предприятия. Все проводимые государством меры по привлечению инвестиций и поддержке инвестиционных проектов ориентированы в первую очередь именно на малый и средний бизнес. Число российских малых и средних предприятий в последние годы сокращается. В инвестиционной политике федеральные власти пока практически не используют региональную дифференциацию льгот и преференций малому и среднему бизнесу. Между тем такая дифференциация могла бы оказаться весьма действенным средством для оживления деловой активности в депрессивных регионах. Большинство предпринимателей нуждается не столько в государственной финансовой поддержке, сколько в нормальной налоговой системе, поддержании общеправовой среды, гарантиях личной и частной собственности, обеспечении безопасности;
7.  поддержка 
инновационных инвестиций: для России 
очень актуальна проблема инновационных 
инвестиций, повышения технологического 
уровня производства. Россия обладает 
высоким научным потенциалом, однако более 
развита система фундаментальных, а не 
прикладных исследований. Кроме того, 
отсутствует инфраструктура внедрения 
технологий в производство и помощь предприятиям, 
готовым к венчурным инвестициям. России 
следует в своих действиях активно использовать 
такие направления и инструменты, как 
развитие регионального научно-технического 
потенциала, формирование квалифицированной 
рабочей силы, обновление производственной 
и создание рыночной инфраструктур, создание 
региональных компаний венчурного капитала 
(долгосрочного, рискового капитала, инвестируемого 
в акции новых и быстрорастущих компании 
с целью получения высокой прибыли после 
регистрации акций этих компаний на фондовой 
бирже) с использованием российской практики 
деятельности региональных инвестиционных 
и инновационных фондов, создание технопарков, 
формирование благоприятного инвестиционного 
климата в регионе для зарубежного венчурного 
капитала. Инвестиции в производство инновационной 
продукции способствуют формированию 
новых направлений движения капитала, 
повышению его производительности и стимулированию 
экономического роста.  
Таким образом для реализации немецкого опыта в российской инвестиционной политике необходимо финансовое обеспечение посредством государственных ресурсов (финансирование федеральных программ, бюджетное кредитование, долевое участие государства в инвестициях коммерческих структур, создание фонда государственного страхования инвестиций, совместное финансирование инвестиций бюджетами Федерации и субъектов Федерации, содействие малому и среднему бизнесу), собственных средств предприятий (оборотный капитал, прибыли предприятий и амортизационные отчисления), проведения политики льготного налогообложения прибыли и постепенного втягивания ресурсов коммерческих банков в процесс долгосрочного кредитования инвестиций вследствие меняющейся конъюнктуры рынка кредитных ресурсов – повышением спроса, уменьшением политических и экономических рисков, сокращением доходности от спекулятивных операций.
     Заключение 
Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя в конечном счёте уровень эффективности производства. На основании изучения современного опыта ФРГ можно сделать вывод о том, что органы государственной власти являются активными участниками инвестиционного процесса. С одной стороны, государство является инициатором и участником инвестиционного процесса, с другой стороны, через экономико-правовое регулирование оно учитывает и обеспечивает интересы частных инвесторов. Воздействие государства на инвестиционный процесс реализуется путём создания благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей (проведение выгодной для инвесторов налоговой политики, предоставление гарантий), участие государства в эффективных и значимых для страны проектах, в создании инфраструктурных объектов как основы эффективного частного предпринимательства, в информировании потенциальных инвесторов об условиях производства и реализации и потребления продукции. Здесь играют большую роль также определение степени инвестиционной активности, выявление приоритетных направлений инвестирования, разработка программ стимулирования инвестиционной деятельности, развитие новых федеральных земель, повышения наукоёмкости и технологического уровня производств.
     Система 
государственного стимулирования инвестиций 
ФРГ имеет свою специфику, связанную 
с политико-экономической 
     Государственные 
инвестиции направляются на создание 
благоприятных условий для 
Германия является привлекательной для инвестиций в производство новейшей продукции традиционных для неё отраслей (в основном это отрасли наукоёмкого производства): химической и нефтехимической промышленности, машиностроения (приборостроения и автомобилестроения), металлургии и металлообработки. Главные инвесторы — крупнейшие концерны — «Байер», БАСФ, «Сименс», «Даймлер-Крайслер», «Фольксваген», БМВ.
В целом инвестиционный климат в Германии привлекателен для инвестирования, так как здесь преобладают политическая стабильность, квалифицированная рабочая сила, высокий научный потенциал, хорошо развитая инфраструктура, ёмкий рынок сбыта, а также удобное расположение для освоения восточно-европейских рынков.
Негативными сторонами являются большие издержки на рабочую силу, высокие экологические требования, бюрократизм в решении некоторых вопросов, а также высокий уровень налогообложения.
Непосредственное содействие на приток инвестиций в ФРГ осуществляется по трём каналам: налоговая политика, региональная политика и программы комплексного действия специализированных фондов. Основными формами стимулирования инвестиций являются налоговые льготы, кредиты на льготных условиях и государственные гарантии.
Что касается инвестиционного сотрудничества России и Германии, механизм государственного стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики, практикуемый в ФРГ, может быть использован и в российских условиях. В работе показаны особенности России как объекта инвестирования. Ситуацию в инвестиционной сфере России можно охарактеризовать как неблагоприятную, так как капиталовложений здесь определённо недостаточно для обновления основной массы оборудования, повышения уровня производства и улучшения экономической обстановки в стране.
Инвестиционный климат в России также не отличается благоприятным для притока иностранных инвестиций условиями, а объём иностранных инвестиций весьма незначителен. Нестабильность политической системы, социальная напряженность, сложности с реализацией и защитой прав инвесторов, высокий уровень коррупции традиционно относятся к числу наиболее существенных препятствий для иностранных инвесторов при осуществлении хозяйственной деятельности на территории России. Иностранные инвесторы продолжают отдавать предпочтение прежде всего рентабельным отраслям российской экономики, в которых можно получить быструю отдачу или которые производят пользующуюся наибольшим спросом экспортную продукцию (пищевая и топливная промышленность).
Система государственного стимулирования инвестиций в России еще не развита в полной мере. В сложившейся ситуации государство должно принимать более активное участие в формировании инвестиционной политики в стране. Для этого государственные органы должны использовать как методы непосредственного участия государства в инвестировании экономики (путём разработки и реализации общенациональной инвестиционной программы), так и методы воздействия государства на инвестиционный процесс путём поощрения предпринимателей, предоставления налоговых льгот, получения государственных заказов. Наибольшее значение для стимулирования инвестиционной деятельности в стране имеет упорядочение законодательных норм, регулирующих этот процесс, и согласование федеральных и региональных инвестиционных нормативных программ.
     Россия 
не должна копировать зарубежные модели 
государственного стимулирования инвестиций, 
однако необходимо выбрать те методы 
и инструменты инвестиционной политики, 
которые соответствуют данному этапу 
её экономического и социального развития. 
В этом плане опыт ФРГ может быть полезен 
по нескольким направлениям: во-первых, 
при формировании самой системы государственного 
стимулирования инвестиций.   Необходимо 
чётко разграничить сферы компетенции 
различных государственных органов; во-вторых, 
при корректировке отраслевой структуры 
инвестиций (устранения «перевеса» в сторону 
сырьевых отраслей): в этой связи полезно 
использовать опыт привлечения инвестиций 
в высокотехнологичные отрасли ФРГ; в-третьих, 
для уменьшения территориальной концентрации 
инвестиций в одних регионах и хронической 
их нехватки в других возможно использование 
не только общей концепции региональной 
инвестиционной политики, но даже механизмов 
и критериев выделения регионов, которым 
требуется первоочередная помощь, организации 
системы социально-экономического мониторинга; 
в-четвёртых, для улучшения инвестиционного 
климата и повышения информационной обеспеченности 
инвесторов. Также представляют интерес 
программы содействия малому и среднему 
бизнесу и инновационным инвестициям.