Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:11, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит прежде всего в том, что инвестиции играют весомую роль в экономической жизни страны, так как они являются основой для роста производительности труда и благосостояния населения, поскольку, образуясь в результате распределения национального дохода, они тем самым обуславливают его рост, и влияют на уровень занятости, структурные сдвиги в экономике. Также они необходимы для обеспечения функционирования предприятий, расширения производства, повышения качества продукции.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики 5
1. 1. Понятие и сущность инвестиций 5
1. 2. Анализ инвестиционной деятельности 6
1. 3. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 9
Глава 2. Инвестиционная политика ФРГ 13
2. 1. Особенности механизма инвестирования 13
2. 2. Приоритеты инвестиционной политики 16
2. 3. Инвестиционная привлекательность и меры по её повышению 18
Глава 3. Возможности использования немецкого опыта стимулирования инвестиций в России 21
3. 1. Освоение российских рынков немецким бизнесом 21
3. 2. Основные проблемы российской экономики. Их влияние на дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества с ФРГ 23
3. 3. Семь направлений реализации немецкого опыта в российской инвестиционной сфере 25
Заключение 28
Список использованной литературы 32
Приложения 34
Государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются государственные инвестиции. Так государственные инвестиции занимают определяющее место в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. Участие государства в экономике усиливается в долгосрочном периоде, где необходимы твёрдые гарантии окупаемости проектов. За счёт государственных инвестиций поддерживаются перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить скорую отдачу от вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей.
Ещё производства выступают важным направлением государственного инвестирования, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач, таких как обеспечение приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест, реализация других социальных приоритетов, включая поддержку малоимущих слоёв населения (строительство жилья, организация системы профессионального обучения), осуществление природоохранных экологических проектов, не являющихся сферой интересов частного бизнеса. Государство вкладывает значительные средства в осуществление так называемых общественных работ, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Бюджетное финансирование инвестиций применяется также в периоды экономических, социальных и военно-политических кризисов (финансовая помощь проблемным городам и регионам).
Также важная роль отводится государству при создании благоприятного режима для проведения частного инвестирования. Частные инвестиции в экономическом плане считаются более эффективными, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии и методы управления. Частные инвесторы более заинтересованы в повышении эффективности производства, снижении издержек, росте конкурентоспособности продукции. В то же время, частные инвестиции чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования: к уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, простоте процедур согласования инвестиционных проектов, адекватности законодательства о защите инвестиций, степени гармонизации национальных стандартов с международными. Поэтому создание максимально благоприятных условий для частных инвестиций является важнейшим направлением участия государства в инвестиционном процессе. Но частные инвестиции не в состоянии полностью удовлетворить потребности экономики в инвестиционных ресурсах, причём не столько в силу недостаточности их объёмов, сколько в силу того, что в экономике есть сферы, куда частному инвестору по тем или иным причинам инвестировать не выгодно.
Степень
прямого государственного участия
в инвестиционной деятельности имеет
объективные пределы. Эти пределы,
с одной стороны, обусловлены
реальными финансовыми
Методы государственного регулирования инвестиционного процесса условно подразделяют на две группы:
1. административные, институциональные и экономические:
административные методы регулирования инвестиций базируются на силе и авторитете государственной власти и предполагают прямое влияние государства на деятельность субъектов инвестиционных отношений путём одностороннего определения задач, а в ряде случаев — путей и средств их решения. К ним можно отнести правовое (законодательное) регулирование, стандартизацию, лицензирование, организацию управления инвестиционной деятельностью предприятий государственного сектора экономики;
институциональные методы включают формирование государственных органов, реализующих инвестиционную политику, подготовку инвестиционных программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и иных структур в инвестиционной сфере, обеспечение функционирования информационных систем, институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам инвестирования, поддержку объединений инвесторов, координацию инвестиционных программ;
экономические методы представляют собой использование экономических средств воздействия на инвестиционную среду (налогообложение, порядок амортизации, регулирование процентных ставок и кредитов, валютный, внешнеторговый и таможенный режим, гарантии);
2. прямые и косвенные:
прямые методы регулирования инвестиций оказывают непосредственное воздействие на деятельность субъектов инвестиционного процесса и основываются на властно-распорядительных отношениях. Они реализуются посредством инструментов административного и экономического влияния;
косвенное регулирование инвестиционной деятельностью осуществляется через экономические инструменты. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством разнообразных мер экономического воздействия (налоговой, амортизационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной, антимонопольной политики)6.
Итак инвестиции играю весомую роль в экономической жизни страны, так как они являются основой для роста производительности труда и благосостояния населения. Они необходимы для обеспечения функционирования предприятий, расширения производства, повышения качества продукции. Инвестиционная политика – это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования в целях приращения капитальной стоимости.
Инвестиционный процесс включает в себя создание инвестиционных товаров, эксплуатацию объектов, вложение средств для повышения прибыли.
На инвестиционный климат страны влияют экономические, политические (то есть роль государства в инвестиционном процессе - дополнять рыночную систему для создания благоприятных условий для инвесторов и стимулирования их деятельности), социальные факторы.
Глава
2. Инвестиционная политика
ФРГ
2.
1. Особенности механизма
инвестирования
Инвестиционная политика Германии имеет свою специфику, которая связана с особой ролью банков, так как они занимаются удовлетворением большей части потребностей крупных предприятий. Другим результатом доминирующей роли банков и банковского законодательства в Германии стало то, что регулирование немецких инвестиционных компаний считается одним из наиболее строгих в мире, когда речь идёт о законодательной защите интересов инвесторов. Банковская система подчиняется тому же законодательству, что и институты, которые предназначены специально для обеспечения инвестиционного процесса.
Закон об инвестиционных компаниях – das Gesetz über Kapitalanlagegesellschaften (KAGG) - является основой для функционирования инвестиционных фондов. Он регулирует деятельность руководства инвестиционной компании; предписывает, чтобы её действия контролировал Наблюдательный совет (der Versicherungsrat), члены которого должны защищать интересы пайщиков; предусматривает систему раскрытия информации о деятельности инвестиционной компании.
Согласно этому закону инвестиционные компании являются кредитными учреждениями со всеми на них возложенными законодательными нормами. Инвестиционные компании также находятся под контролем Федерального ведомства по надзору за кредитными учреждениями7.
Общей правовой основой для осуществления инвестиционной политики, валютных операций и в целом движения капитала на территории страны являются два акта: закон о внешних экономических связях (Außenwirtschaftsgesetz) 1961 г.8 и закон о кредитах (Kreditwesengesetz) 1976 г.9 Среди других законодательных актов, влияющих на инвестиционный климат и правовой режим инвестиционной деятельности в ФРГ следует отметить: закон об обществах с ограниченной ответственностью (GmbH-Gesetz) 1892 г. в редакции 1980 г.10; закон против недобросовестной конкуренции (Gesetz gegen den unlauteren Wettbewerb) 1909 г.11; кодекс законов о труде (Arbeitsgesetzbuch) 1953 г.; закон против ограничения конкуренции (Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen) 1957 г.12; закон о правах и обязанностях предпринимателя и коллектива работников предприятия (Betriebsverfassungsgesetz) 1972 г.13; Германский торговый кодекс (Handelsgesetzbuch) 1987 г.14
Важной характеристикой инвестиционной политики в ФРГ также является специфика депозитариев инвестиционных фондов - структур, на которые возложено ответственное хранение ценных бумаг и контроль за фондами. Депозитариями фондов могут быть только банки.
Что касается реализации государственной инвестиционной политики, то она осуществляется через группу специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счёт средств государственного бюджета.
Ведущую роль в этой системе играют банковская группа «Kreditanstalt für Wiederaufbau» (KfW) и страховое общество «Euler-Hermes Kreditversicherung AG». KfW предлагает 5 банковских групп, которые уже оформлены в виде отдельных структур:
Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (DEG) – является дочерним обществом банковской группы «Kreditanstalt für Wiederaufbau» (KfW) и призвано финансировать и структурировать инвестиции немецких частных предприятий в развивающихся и бывших социалистических странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать консультационное содействие немецким предприятиям. DEG призвано предоставлять кредиты или непосредственно участвовать в дочерних или совместных предприятиях немецких фирм в этих странах. Кроме того, оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований немецким фирмам.
KfW предлагает для малого и среднего предпринимательства всеобъемлющую, организованную программу финансирования, которая базируется на заёмном капитале и собственном капитале.
Важное значение для поддержки инвестиционной деятельности немецкого малого и среднего предпринимательства за рубежом продолжает играть уже упомянутое выше общество DEG, которое является одним из крупнейших европейских институтов долгосрочного проектного финансирования.
Ещё одна государственная компания – GTZ (Германское общество технического сотрудничества) – осуществляет финансирование работ по подготовке квалифицированных национальных кадров в рамках реализации совместных проектов и ведёт по сути спонсорскую деятельность (в отличие от DEG, которое занимается финансированием инвестиций).
В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht – BAFin), которое осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и свыше 700 страховых организаций. BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ.
Развитие
международного инвестиционного сотрудничества
относится в Германии к числу важных
национальных экономических задач. Стимулирование
прямых капиталовложений за рубежом осуществляется
при прямом участии федеральных и земельных
органов власти путём использования механизмов
поддержки национального экспорта и инвестиционной
деятельности. Особое внимание при этом
уделяется содействию мелкому и среднему
бизнесу, обслуживанием которого занимается
Федеральный банк (die Deutsche Bundesbank).
2.
2. Приоритеты инвестиционной
политики