Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:05, контрольная работа
Мировую экономику сегодня невозможно представить без международного кредита. Возрастающая интернационализация производства заставляет экономических субъектов (предприятия, банки, физических лиц и т.д.) активно выходить на мировой рынок, что нередко связано с необходимостью привлечения заемных средств.
1. Введение…………………………………………………….
2. Инструменты и формы международного кредитования…
3. Функции международного кредита и международный долговой кризис…………………………………………….
4. Международные кредитные организации…………………
5. Состояние международной задолженности. Реструктуризация внешнего долга…………………………
6. Россия как должник и кредитор……………………………
Рисунок 1. – Выравнивание уровней потребления в результате международного кредитования[1]
Допустим, что страна не принимает участия в международном движении капитала, а объем потребления зависит исключительно от размеров ВНП.
Тогда в силу колебаний экономической конъюнктуры объем потребления может составлять С в период, когда производства сократился, и С – в период роста деловой активности. Общая полезности от объема потребления С составит А С, а от объема С – А С.
Среднюю полезность за два периода можно определить, если через точки А и А провести прямую линию, а через середину отрезка А А опустить перпендикуляр на ось абсцисс. На рисунке 1 средняя общая полезность составит отрезок ВС.
Предположим далее, что страна, преодолев автаркию, стала полноправным участником движения международных потоков капитала. Пусть страна получает возможность использовать зарубежный кредит в объеме С С. В этих условиях объем потребления в каждом из двух периодов будет составлять ОС, а получаемая общая полезность – А С. Средняя полезность увеличивается на А В в сравнении с ситуацией отсутствия международного кредита.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.). Использование кредитных инструментов ведет к ускорению безналичных платежей, к увеличению скорости оборота капиталов и повышению производительного его использования, обеспечивая расширенное воспроизводство.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.
4. Регулирование экономики.
Выполняя эти взаимосвязанные функции, международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.
Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы между ними.
Нормально функционирующая система международных заимствований и кредитования позволяет ее участникам увеличивать производство национального и мирового продукта. Однако на практике работа этой системы далека от совершенства. Об этом свидетельствуют периодические повторяющиеся кризисы мировой задолженности.
Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолженность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно.
Объясняется это тем, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно, ровно как и использовать силовые методы воздействия.
Факты банкротства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.
Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:
1) выплату основной суммы кредита;
2) уплату процентов по кредиту
Взятые вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и сбережений страны-должника.
Если страна наращивает объем внешних заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолженности страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев внешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.
Любая страна с высоким уровнем задолженности рано или поздно сталкивается с обострением проблемы внешнего долга. Возникновение сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано с состоянием сальдо заемных операций или базового трансферта.
Это сальдо отражает соотношение чистого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимствования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому продукту капитала за вычетом амортизации (выплаты основной суммы кредита). Отсюда количественно сальдо заемных операций или базовый трансферт можно исчислить разницей между чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг.
Если обозначить чистый приток капитала КN как темп роста общей суммы долга, аккумулированный долг как D и рост общей суммы долга в процентах как d, то
KN = d * D
При средней процентной ставке i сумма годовых процентных платежей составит I * D. Отсюда сальдо заемных операций (базовый трансферт)
BT = dD – iD = (d – i) D.
Сальдо заемных операций будет положительным при d>1, что означает чистый приток средств в страну. При i>d происходит отток валютных ресурсов из страны.
Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются:
Аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим;
Снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки;
Трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли;
Общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса);
Страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается;
Бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.
Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока капитала, то, для того чтобы избежать оттока ресурсов из страны. Оно отказывается либо от части, либо всех платежей по долгам. Причем свое решение правительство хорошо аргументирует сложностью экономической ситуации в стране, что встречает понимание у большинства населения. К тому же набирает долги, как правило, одно правительство, а отдавать их приходится другому.
Страны с высоким уровнем задолженности имеют единственную возможность избежать банкротства – обратиться к стабилизационной программе МВФ. Длительная, часто унизительная для страны-должника, политика стабилизации предлагает:
Отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
Снижение обменного курса местной валюты;
Проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок зарплаты, поощрение свободы рынков;
Открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.
Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ)
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал этого соглашения в связи с "холодной войной" между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип "взвешенных" голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.
* Международная ассоциация развития
* Международная финансовая корпорация
* Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью). Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.
В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:
* содействие сбалансированному росту международной торговли;
* предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
* отмена валютных ограничений;
* межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.
Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:
* лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
* фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщику, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
Новым явлением с середины 80-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции "экономики предложения" и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).
В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиков, нередко затрагивая их суверенитет.
МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:
Международная ассоциация развития
Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.
Международная финансовая корпорация
Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.
Информация о работе Инструменты и формы международного кредитования