Инструменты и формы международного кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Мировую экономику сегодня невозможно представить без международного кредита. Возрастающая интернационализация производства заставляет экономических субъектов (предприятия, банки, физических лиц и т.д.) активно выходить на мировой рынок, что нередко связано с необходимостью привлечения заемных средств.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….
2. Инструменты и формы международного кредитования…
3. Функции международного кредита и международный долговой кризис…………………………………………….
4. Международные кредитные организации…………………
5. Состояние международной задолженности. Реструктуризация внешнего долга…………………………
6. Россия как должник и кредитор……………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР. Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.

 

Европейский банк реконструкции и развития.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

 

Региональные банки развития.

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

 

 

 

Региональные кредитные организации.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведения согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.

К основным региональным организациям ЕС относятся:

Европейский инвестиционном банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам - до сорока лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г) содействует созданию и развитию общего аграрного рынка ("Зеленая Европа");

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

      Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г., - это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.

 

Банк международных расчетов (БМР)

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов.

БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.

      БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

 

4.     Состояние международной задолженности. Реструктуризация внешнего долга.

       Состояние международной задолженности характеризуется рядом показателей. Индикатор устойчивости долга — отношение величины долга к ВВП и/или экспортным поступлениям. Текущая тяжесть задолженности (коэффициент обслуживания долга) — отношение суммы выплат по долгу к экспортным поступлениям. Считается, что страна может устойчиво развиваться, если отношение объема долга к экспортным поступлениям менее 200—250%, а расходы на текущее обслуживание долга не превышают 20—25% объема экспорта.

    Рейтинг крупнейших стран-должников мира.

    В октябре 2011г. общий государственный долг всех стран мира превысил 40 трлн. долларов США. Таковы результаты исследования, проведённого специалистами центра The Economist Intelligence Unit.

   Суммарная государственная задолженность всех стран мира достигла 68% от мирового ВВП (номинальный мировой ВВП в 2010 году, по прогнозам Всемирного банка, составит 58 трлн. долларов).

    Наиболее динамично мир наращивал свою задолженность в последние несколько лет, когда объём долга увеличивался более чем на 3 трлн. долларов в год. Так, для того чтобы пройти путь от 30 до 40 трлн. долларов всем странам понадобилось всего 2 года и 10 месяцев (в конце 2007 года сумма долга составляла лишь 30,1 трлн. долларов).

    Для сравнения: предыдущие 10 трлн. мир «собирал» почти в 2 раза дольше – 5 лет. Основная причина ускорения роста госзадолженности – финансовый кризис. На борьбу с кризисом и его последствиями правительства большинства стран вынуждены были тратить значительные суммы, которые в конечном итоге выливались в рост госдолга.

    Самыми закредитованными в современном мире являются развитые страны: США, Япония, Канада, государства Еврозоны.

     Крупнейшим должником мира оказалась Япония. Её суммарный госдолг в настоящее время составляет 10,6 трлн. долларов, а это почти 200% японского ВВП. Если разделить весь госдолг на жителей этой страны, то получится, что на каждого японца приходится 83,8 тыс. долларов госдолга.

    Соединённые Штаты Америки на 2-м месте. Их госдолг составляет немногим более 9 трлн. долларов. Однако из-за того что размер американской экономики почти в 3 раза больше японской (ВВП США – более 14,5 трлн. долларов), то госдолг Америки составляет всего около 61% от ВВП. Каждый житель США «задолжал» 29,3 тыс. долларов.

   Следом за США с большим отставанием расположились наиболее экономически развитые страны Еврозоны. Долги немецкого правительства составляют почти 2,3 трлн. долларов (75,6% от ВВП).

     В Италии госдолг не намного меньше, чем у Германии – 2,26 трлн. долларов, но по меркам итальянского ВВП это несоизмеримо больше, чем у немцев – 118%. Франция задолжала около 2 трлн. долларов (86% от ВВП).     

     Экономисты МВФ прогнозируют, что суммарный госдолг 10-ти наиболее развитых стран будет расти вплоть до 2014 года и увеличится с 78% от их ВВП в 2007 году до 114% в 2014 году.

     По суммам долга развитые страны являются бесспорными лидерами. На 10 крупнейших должников (все страны G7, а также Испания, Китай и Индия) приходится около 80% всей мировой задолженности. Однако по темпам роста долга первенство удерживают развивающиеся страны.

    Так, Латвия возглавляет Топ–10 стран, которые наращивали госдолг наиболее быстрыми темпами в 2008 – 2010 годах (среднегодовой прирост – 67%). С начала 2008 года задолженность этого прибалтийского государства выросла в 4,2 раза – до 10 млрд. долларов (44% ВВП).

     Следом за Латвией идёт Люксембург, его долг вырос за неполные 3 года почти в 4 раза. На 3-м и 4-м месте Ботсвана (3,4 раза) и Чили (2,8 раза). Украина в рейтинге наиболее динамично одалживающих стран находится на 13-м месте: за последние 3 года её госдолг вырос более чем в 2 раза – до 36 млрд. долларов. [2]

    Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

    Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

     Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.

     Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщика.

      В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

    В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

      Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.

 

    В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга

1. обмен одних долговых обязательств на другие (схема «облигации-облигации»);

2. обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема «облигации-акции»);

3. досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема «выкуп»);

4. списание части долговых обязательств.

 

   1. Схема «облигации-облигации»

   Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен «проблемных» долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый «план Бреди». Основание же для реализации этой схемы в той или иной стране - согласование правительством этого государства программы экономических действий с МВФ (обычно она носит название Structural Adjustment Program).

      Впервые схема «облигации-облигации» была применена в 1989 г. в Мексике. «План Бреди» выглядит следующим образом. Правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг, достигает определенных договоренностей с МВФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики, включающую в себя предоставление стране новых кредитных ресурсов. После того как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь, инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на долгосрочные ценные бумаги, номинированные обычно в валюте одного из государств "большой семерки", которые частично обеспечены US T-Bills. При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%). Следует отметить, что мировое сообщество располагает достаточно мощными рычагами давления на инвесторов, сомневающихся в целесообразности подобной сделки. Так, например, в США имелись прецеденты, когда убытки, понесенные американскими компаниями от финансовых операций в странах, реализующих «план Бреди», не уменьшали налогооблагаемую базу, если данная компания не соглашалась на реструктуризацию.

Информация о работе Инструменты и формы международного кредитования