Иностранный капитал в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

1.Иностранные инвестиции в российскую экономику: понятие, объем и структура.
2.Инвестиционный климат России.
3. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России

Файлы: 1 файл

мировая)).docx

— 67.65 Кб (Скачать)

      Самый низкий инвестиционный риск имеет Санкт-Петербург, затем следуют Москва, Белгородская область, Татарстан и Новгородская область. В наибольшей степени снизили  инвестиционный риск Вологодская и  Ростовская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашия и Мордовия. Правительство РФ, субъекты Федерации делают попытки улучшения инвестиционного климата, налаживания привлечения иностранных инвестиций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России

      Правительство РФ, субъекты Федерации делают попытки  улучшения инвестиционного климата, налаживания привлечения иностранных  инвестиций.

      Общей стабилизирующей основой инвестиционного  климата является то, что Россия на протяжении ряда лет имела положительное  сальдо внешнеторгового баланса . Присоединение России к VIII статье Устава МВФ способствует ускоренному проведению международных расчетов, что повышает привлекательность инвестиций.

      Госдумой  РФ приняты поправки к закону "Об иностранных инвестициях", готовится "Закон о свободных экономических  зонах". Действуют международные  и российские организации, занимающиеся вопросами содействия инвестициям  в экономику России: Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр  и др. Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы работать на российском рынке, все еще  не находится на должном уровне. Для улучшения этой ситуации в  середине 1995 г. создан Российский центр  содействия иностранным инвестициям  при Министерстве экономики РФ. Используя  зарубежный опыт, эта организация  предполагает привлекать инвестиции по всему миру с помощью сети специальных  инвестиционных агентств, которые работают по аналогии с продажей товаров: изучают  потребности инвесторов, предоставляют  всю необходимую информацию для  принятия решений, помогают заключать  контракты, оказывают поддержку  после "продажи" инвестиций. В  том же направлении будет работать и Международный инвестиционный союз (МИС), одним из инвесторов которого выступил Российский центр содействия иностранным инвестициям. Функционирует  Консультативный совет по иностранным  инвестициям. В его состав входят 25 руководителей крупнейших западных компаний, инвестирующих в Россию ("Пепсико", "Пратт энд Уитни" и др.).

      Планируется также серьезно усовершенствовать  российское налоговое законодательство, ввести определенные коррективы в ход  приватизации. В частности, перейти  от массовой и быстрой продажи  предприятий к "точечным" продажам, ориентированным на повышение эффективности  производства. Важным документом в  области регулирования притока  и функционирования иностранных  инвестиций в экономику России стал Закон "О соглашениях о разделе  продукции". Законом установлены  правовые основы отношений, которые  возникают в процессе осуществления  инвестиций в поиски, разведку и  добычу минерального сырья на территории России. Право пользования инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается ему органом  исполнительной власти Российской Федерации.

      "Соглашение" предусматривает максимальное упрощение  схемы взаимоотношений инвестора  и государства прежде всего  по линии уплаты налогов и  других Обязательных платежей. Их  взимание по сути дела полностью  заменено разделом продукции  по условиям соглашений, рентными  платежами 

    1. Национальный механизм регулирования МЭО и ВЭД

     Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия  на определенные сферы и объекты  этой деятельности. Это воздействие  осуществляется с помощью комплекса  специальных методов, которые можно  разделить на две основные группы: экономические и административные.

     Под экономическими методами понимаются прежде всего пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, импортные  депозиты, удорожающие ввозимый товар  и снижающие его конкурентоспособность  на внутреннем рынке по сравнению  с местным аналогичным товаром. К административным методам относятся  количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические технические  требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя группами средств регулирования внешней торговли имеется принципиальное различие. При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руководствуются ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании административных средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

    1. Нетарифные (административные) методы регулирования ВЭД

     Нетарифные  методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные" ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех.

     Второй  вид включает методы, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли и относящиеся больше к  административным бюрократическим  процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты  и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

     К третьему виду относятся методы, непосредственно  не направленные на ограничение импорта  или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к  этому результату.

     К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а  иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно  развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэкономических  связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными  в списки лицензируемых по импорту  и по экспорту товарами. Применяемые  странами системы лицензирования характеризуются  значительным разнообразием форм и  процедур. Основные виды лицензий можно  свести к следующим двум типам: генеральной  лицензии, разрешающей беспрепятственный  ввоз или вывоз товара, включенного  в списки, в течение определенного  периода времени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному  импортеру (экспортеру) с указанием  количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и  таможенного пункта, через который  должен быть осуществлен ввоз (или  вывоз) товара.

     Лицензирование  внешнеторговых операций тесно взаимодействует  с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт  отдельных товаров. Квоты - это ограничения  в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт  определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию  входят квоты глобальные, действующие  в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.

     Количественные  ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность  предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены  сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над  внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более  гибкой и эффективной, чем экономические  рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется  тот факт, что лицензирование и  квотирование заняло прочное место  в арсенале средств торгового  регулирования подавляющего большинства  стран мира.

     В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности /2/ установлено, что количественные ограничения могут вводится в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ и др.

     Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить  на следующие группы:

     - товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);

     - товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.).

     В контексте упорядочения мер административного  регулирования можно рассматривать  принятый в России в 1995г. согласно переговорам  с Секретариатом ВТО "Порядок  проведения расследования, предшествующего  введению защитных мер" /3/. Он предусматривает  возможность ограничения ввоза  в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления количественных ограничений в виде импортных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и  компенсационных пошлин. Причем эти  ограничения будут распространятся  не на всю импортируемую продукцию, а только на товары, поставки которых  могут существенно подорвать  позиции российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило, происходит в случаях ввоза товаров  по заниженным ценам или в таких  объемах, которые могут привести к необходимости сокращения производства схожих по характеристикам товаров  в России.

     Импортные квоты не обязательно предназначены  для защиты отечественных производителей.

     Экспортные  квоты могут устанавливаться  для обеспечения отечественных  потребителей достаточными запасами товаров  по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а  также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения  посредством соглашений по различным  видам товаров позволили квотировать  странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

     Специфический тип квотирования, который полностью  запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может  вводиться в отношении импорта  или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов  товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими.

     Определяющим  моментом в современном развитии мировой экономики и международных  экономических отношений является международное движение капитала.

     На  национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двусторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и  инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

Информация о работе Иностранный капитал в экономике России