Иностранный капитал в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

1.Иностранные инвестиции в российскую экономику: понятие, объем и структура.
2.Инвестиционный климат России.
3. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России

Файлы: 1 файл

мировая)).docx

— 67.65 Кб (Скачать)
  1. Иностранные инвестиции в российскую экономику: понятие, объем и структура.

Прямые  инвестиции - капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору  полный контроль над деятельностью  предприятия.

     Прямые  инвестиции делятся  на две группы:

     трансконтинентальные  капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

     транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

     Черты, характерные для  прямых инвестиций:

     - при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

     - большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

     - более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.

     Прямые  зарубежные инвестиции направляются в  принимающие страны двумя путями:

     - организация новых предприятий;

     - скупка или поглощение уже существующих компаний.

     Основными способами привлечения прямых иностранных  вложений в экономику России являются:

  • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путём создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным  инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
  • регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

    До  сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий  и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база (так и не принят закон, устанавливающий перечень месторождений к которым может применяться закон соглашениях о разделе продукции).

     Не  получили пока должного развития в  России и свободные экономические  зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о  СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ  “Находка” в Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и  др.) существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных  властей, произвольному введению и  отмене льгот для инвесторов и  т.п., что, в конечном счете, сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ  иностранных вложений.

     В 1999 году рост мирового объёма прямых иностранных  инвестиций составил 41% и достиг 827 млрд. долл. Совокупный объём иностранных  вложений в экономику развивающихся  стран в 1999 году составил 198 млрд.долл., что на 15% выше уровня предыдущего  года. На долю стран Центральной  и Восточной Европы пришлось около 20 млрд. долл., в том числе в  Россию было привлечено, по предварительным  оценкам, около 9 млрд. долл. Таким образом, доля России в объёмах иностранных  вложений в развивающиеся страны составила в 1999 году 1,9% (1998 год - 2%).

     Средний размер иностранных инвестиций на душу населения за последние пять лет  составил в России около 60 долларов. Аналогичный показатель для прямых иностранных инвестиций составляет немногим более 20 долларов. Среди стран  бывшего Варшавского договора самой  привлекательной страной для  иностранных инвесторов является Венгрия, средний размер прямых иностранных  инвестиций на душу населения, в которой  превышает 200 долларов.

     Прямые  инвестиции в России не превышают 2% ВВП, тогда как страны с переходной экономикой быстро достигли 3%, а в  некоторых странах прямые инвестиции составляют уже 10% ВВП. Прямые инвестиции в России сосредоточены в добывающей промышленности, производстве товаров  народного потребления, которые  продаются на внутреннем рынке, и  практически нет прямых иностранных  инвестиций в отраслях промышленности, ориентированных на экспорт. Это  и отличает Россию от других стран.

     Не  очень оптимистично выглядит картина  с прямыми иностранными инвестициями, выраженными в процентном отношении  к ВВП РФ. Прямые иностранные инвестиции составляют в России всего 1% от ВВП, в то время как в большинстве  стран Центральной Европы этот показатель составляет 4-6%. Размер инвестиций явно недостаточен как по отношению к потребностям экономики и её

     Объём прямых иностранных инвестиций, привлеченных Россией за годы реформ, немногим превышает 10 млрд. долл. (см. График 1), что по меркам российской экономики является очень  небольшой суммой. 

         График1. Накопленная сумма  прямых иностранных  инвестиций в России

         (на  конец года, млн.  долл.)

         

      Размер  инвестиций явно недостаточен как по отношению к потребностям экономики  и её потенциалу, так и в сравнении с другими странами с переходной экономикой. Импорт ПИИ в Россию в 90-е годы был значительно меньше экспорта капитала из страны, представлявшего собой в основном бегство капитала. В первом квартале 1999 года наметилась еще одна неблагоприятная тенденция: отток иностранных инвестиций превысил его приток. Это вызвано, скорее всего, не столько с выводом ПИИ из страны, сколько с оттоком портфельных инвестиций, выплатой процентов по кредитам и займам, которые проходят в российской статистике по статье «прочие формы инвестиций».

      Для целей долгосрочного развития важна  качественная сторона ПИИ. Большое  значение имеет тот факт, как они  влияют на технологический прогресс, занятость, экспорт. В России до настоящего времени исследования такого рода не проводились.

      Такой “отраслевой  перекос” отражает реальное положение сегодняшней России в  международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической  сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого  передела, и как импортер иностранной  высокотехнологичной продукции  и услуг, рассчитанных в первую очередь  на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура  инвестиций свидетельствует и о  том, какие категории иностранных  инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, это:

      1. крупнейшие транснациональные  корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти - в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);
      2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
      3. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за её пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счёт хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

     Инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоёмкие отрасли, находящиеся  в наиболее тяжёлом экономическом  положении. Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и  необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные для большинства  российских машиностроительных и металлургических предприятий, высокая конкуренция  со стороны производителей из стран  с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной  собственности на землю (сельскохозяйственное производство).

     Портфельные инвестиции в России

     Портфельные — вложения в ценные бумаги с  целью последующей игры на изменение  курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные  инвестиции не позволяют инвестору  установить эффективный контроль над  предприятием и не свидетельствуют  о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

     В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

     - из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

     - по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

     Повышение роли портфельных инвестиций в последнее  десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых  способствовал ряд факторов: интернационализация  деятельности фондовых бирж, снятие ограничений  на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с  ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

     Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые  государственными и местными органами власти с целью получения максимального  дохода на вложенные средства. Портфельный  инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту  инвестирования и, как правило, не вмешивается  в управление им.

     Портфельные инвестиции — основной источник средств  для финансирования акций, выпускаемых  предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объём таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях  в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации  на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

     На  движение данного вида инвестиций оказывает  влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным  ценным бумагам. Так, высокая норма  процентных ставок в США привлекла  множество иностранных инвесторов, особенно японских.

     Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики  достаточно сложной задачей. С помощью  средств зарубежных портфельных  инвесторов возможно решение следующих  экономических задач:

    a  пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путём размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

    a  аккумулирование заёмных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путём размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

    a  пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путём размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

         a  эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путём его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов. 
     
     
     
     
     
     
     

  1. Инвестиционный  климат России.

      Создание благоприятного инвестиционного климата в России является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны. Всем известны незавидные позиции России и стран СНГ в зарубежных рейтингах. В отличие от Советского Союза, который в рейтинге журнала EUROMONEY за 1988 год занимал 17 место сразу вслед за Италией и Тайванем, ни одна из бывших союзных республик СССР не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Очередной экономический кризис неизбежно отбросит Россию за пределы первой сотни. Россия является федеративным государством, состоящим из 89 относительно самостоятельных субъектов (регионов). С этой точки зрения, Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата).

Информация о работе Иностранный капитал в экономике России