Формирование и реализация ВП процесса в республике Корея

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 04:48, дипломная работа

Краткое описание

Согласно действующей Конституции,1 государственный строй Республики Корея -парламентская республика. В отличие от предыдущих конституций, подготовленных в основном исполнительной ветвью власти этот законопроект явился результатом долгих и трудных переговоров и компромиссов между основными политическими партиями, представленными в Национальном собрании. Конституция усилила власть Национального собрания и значительно уменьшила объем полномочий исполнительной власти.

Файлы: 1 файл

1 глава.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

4. Президент  обладает широкими полномочиями  в чрезвычайных ситуациях, в  случае гражданских беспорядков, внешней угрозы, природных катастроф или серьезных экономических и финансовых кризисов. Президент имеет право объявить чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством в случае войны, вооруженных столкновений или подобной чрезвычайной ситуации. Сохранение чрезвычайного положения также нуждается в одобрении Национальным собранием.

     Президент уделяет повышенное внимание вопросам многосторонней дипломатии, участвуя в работе различных международных  форумов (АТЭС, «АСЕАН плюс три», АРФ, АСЕМ и др.) В международных организациях, включая ООН, РК активно взаимодействует с другими государствами в решении проблем региональной и международной безопасности. РК последовательно выступает за укрепление ключевой роли ООН в борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом, оргпреступностью, экономической отсталостью и бедностью, поддерживает необходимость консенсусного реформирования СБ ООН за счет увеличения числа его непостоянных членов.

     Президенту  непосредственно подчинены: Секретариат, Совет национальной безопасности, Служба охраны, Консультативный совет по мирному и демократическому объединению, Президентский совет по науке и технике, Президентский комитет по делам среднего и малого бизнеса, Президентский комитет по борьбе с коррупцией, Трехсторонняя комиссия по урегулированию трудовых споров, Комитет государственной службы, Государственный комитет по «второму возрождению Кореи», Президентский комитет по образованию и людским ресурсам, Президентский комитет по устойчивому развитию и др. Эти структуры возглавляются чиновниками в ранге министров.16

     Высшим  органом исполнительной власти является Государственный совет (Госсовет), председателем  которого по должности является президент, а заместителем председателя - премьер-министр. В Госсовет входят главы ведомств в ранге министров, их число не менее 15, но не более 30.

     Госсовет  является консультативным органом, обсуждающим и готовящим рекомендации по важнейшим государственным вопросам для президента17. Согласно ст. 89 Конституции, на рассмотрение Госсовета выносятся следующие вопросы:

     - принципиальные направления государственной  политики и работы исполнительной  власти;

     - вопросы войны и мира и другие  важнейшие вопросы внешней политики;

     - проекты поправок к Конституции,  предложения об общенациональных референдумах, важнейшие законопроекты и проекты указов президента, международных договоров;

     - важнейшие финансовые вопросы:  проекты госбюджета, вопросы распоряжения  госсобственностью, крупных контрактов, предусматривающих гособязательства  и т.п.;

     - указы президента об объявлении  чрезвычайного положения, чрезвычайных  финансово-экономических мер;

     - важные военные вопросы;

     - созыв внеочередных сессий парламента;

     - награждение, амнистия, реабилитация;

     - распределение обязанностей между  ведомствами;

     - анализ выполнения основных направлений  государственной политики, определение  направления и координация работы  отдельных ведомств;

     - возбуждение дел о роспуске  политической партии;

     - рассмотрение жалоб и петиций;

- назначение  генерального прокурора, руководителей государственных университетов, послов, главнокомандующих родами войск и ряда других крупных госчиновников. Ключевым координирующим органом внешнеполитической деятельности является министерство иностранных дел и внешней торговли. Образовано в начале президентства Ким Дэ Чжуна за счет присоединения к МИД ряда департаментов министерства торговли и промышленности, занимающихся общими вопросами международных экономических отношений. 18

     Соответствующее направление в нынешнем министерстве курируется чиновником в ранге министра. Таким образом, министерство формулирует и проводит в жизнь не только традиционные внешнеполитические и дипломатические установки, но и продвигает за рубежом решение финансово-экономических и торговых вопросов, включая вопросы, связанные с участием Республики Корея в международных экономических организациях.

     До недавнего времени, до 2007 года, этот пост занимал Пан Ги Мун, в настоящее время занимающий пост Генерального Секретаря ООН.19

     Одной из заслуг Пан Ги Муна на посту министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея является принятие совместной декларации руководством Северной и Южной Кореи, провозглашающей Корейский полуостров безъядерной зоной. А в сентябре 2005 года в качестве министра иностранных дел Южной Кореи он сыграл ключевую роль в ходе четвертого раунда шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме в Пекине В настоящее время министром иностранных дел и внешней торговли является Ю Мен Хван.

     «Дипломатическая» часть министерства состоит из территориальных и функциональных департаментов. «Торговая» часть включает три департамента, занимающихся торгово-экономической политикой на двустороннем и многостороннем уровнях.

     Министерство  руководит корейскими зарубежными  дипломатическими миссиями, отвечает за поддержание связей с иностранными диппредставительствами в Сеуле. В систему министерства входят учреждения исследовательского характера (Институт международных отношений и национальной безопасности - IFANS), а также организации, осуществляющие неофициальную внешнеполитическую деятельность, продвижение положительного имиджа страны (Корейский фонд международных обменов - Korea Foundation, Корейское агентство международного сотрудничества - KOICA, Фонд зарубежных корейцев, которые осуществляют научные, культурные, образовательные обмены с иностранными государствами).

     В настоящее время дипломатическая  деятельность Республики Корея направлена на расширение роли страны на международной  арене и увеличение вклада в дела международного сообщества. Сегодня  Республика поддерживает отношения почти со всеми странами мира и активно действует, стремясь наладить еще более тесное сотрудничество с каждой из них. В 2005 г. Корея имела дипломатические отношения с 171 государством, открыв 98 посольств, 38 консульств и 4 миссии. Республика Корея является

членом 52 международных организаций, из которых 16 входят в состав ООН, а также  многих международных неправительственных  органов. 20

     Так, например, были заключены двусторонние соглашения более чем с 60 странами по программам обмена информацией, укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами. Особое значение придается сотрудничеству с ЮНЕСКО. Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО выступает посредником и способствует решению вопросов обмена преподавателями, специалистами и студентами.

       Еще одним важным органом, включенным  в структуру внешнеполитического  аппарата является  министерство по делам объединения Кореи. Эта уникальная организация сочетает аналитические функции (изучение всех аспектов жизни Северной Кореи) с разработкой рекомендаций для формулирования политики по отношению к КНДР, а также, в ряде случаев, с ведением переговоров с северокорейской стороной. В систему министерства помимо оперативных департаментов входят секретариат Консультативного совета по демократическому и мирному объединению, Управление диалога между Севером и Югом, ряд научно-исследовательских институтов.21

     Весьма  примечательна ожесточенная схватка, развернувшаяся вокруг судьбы, роли и  функций Министерства по делам объединения Кореи, ставшего главным инструментом проводимой Республики Корея политики примирения и сотрудничества с Севером. Это ведомство, чей статус в последние годы весьма повысился, ведает теперь не только отношениями с Севером, но и более широким кругом вопросов, включая свертывание ядерной программы КНДР. Пришедшие к власти консерваторы решили начать свое наступление на наследие предшественников в области межкорейских отношений с фронтальной атаки на сам этот орган.

     Изначально  Ли Мен Бак планировал ликвидировать объединительное ведомство вовсе, передав его функции министерству иностранных дел и внешней торговли. Потом под давлением лево-демократических сил президент отказался от этой идеи, надеясь, что его выдвиженец профессор Нам Чжу Хун ужесточит курс в отношении Севера. Однако и эта кандидатура вызвала скандал в парламенте.22

     В итоге Сеул назначил министром по делам объединения Ким Ха Чжуна, занимавшего с 2001 года должность  посла в Китае. Он участвовал в  шестисторонних переговорах по корейской  ядерной проблеме между США, Китаем, Японией, Россией и двумя Кореями. Ким Ха Чжун пользуется в Южной Корее репутацией авторитетного эксперта по Китаю и опытного политика. В конце 1990-х он был советником по безопасности нобелевского лауреата и экс-президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна, прославившегося своей политикой «солнечного тепла» в отношении Севера и курсом на воссоединение корейцев.

     Принципиальным  моментом в контексте борьбы за формирование нового подхода к КНДР стало то, что Ким Ха Чжун, невзирая на сильное  давление со стороны консерваторов, заявил, что не намерен связывать вопросы оказания гуманитарной помощи Северной Корее с проблемой «прав человека». 23

     После прихода к руководству страной  гражданских лидеров, поставивших  целью приближение к общемировым  стандартам общественной жизни, отмечается бурное развитие в Республике Корея и неправительственных организаций. После 1987 г. оппозиционные движения за демократизацию, которые ранее, в условиях жесткого давления со стороны диктаторских президентских режимов, в основном носили подрывной характер, уже не могли опираться на поддержку широких слоев населения. Это открыло возможность для создания лояльных власти общественных организаций. Особенно активизировалось возникновение новых неправительственных организаций в период президентства Ким Ен Сама.

     При президенте Ким Дэ Чжуне была официально признана Конфедерация корейских профсоюзов, ранее бывшая вне закона (признавалась лишь послушная правительству Федерация  корейских профсоюзов).

     Число неправительственных организаций  быстро растет (с 3300 в 1997 г. до 6000 в 2000 г.)24. Если включить и региональные подразделения, то число неправительственных организаций достигнет 20 тыс. Около тысячи из них работают в социальной сфере, начиная с политических и экономических вопросов и кончая защитой прав потребителей.

     Отдельно  включают в статистику различные  трудовые и религиозные организации. В стране представлено большинство  действующих в мире крупных международных  неправительственных организаций, таких «Эмнести Интернэшнл», «Гринпис»  и другие, причем некоторые из этих организаций довольно многочисленны и располагают филиалами в провинциальных городах страны.

     Число членов организаций колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч и даже десятков тысяч человек. Членство в  большинстве неправительственных организаций свободное, за исключением четко ограниченного руководящего ядра. Обычно членом организации считается любой человек, участвующий в ее работе или оказывающий ей финансовую поддержку. Практически каждое правительственное учреждение считает своим долгом иметь консультативный аппарат из числа видных деятелей общественных организаций (зачастую бывших сотрудников этих ведомств). Кроме того, неправительственных организаций, лояльные к нынешней администрации, рассматриваются как кадровый резерв при назначениях на государственные посты.

     Весьма  влиятельна Гражданская коалиция за прозрачные выборы, объединяющая ряд  общественных организаций. Она играет активную роль в контроле за предвыборными  кампаниями и выборами.

     Многие  неправительственных организаций выступают против «глобализации», как угрожающей не только экономической самостоятельности страны, но и традиционным корейским ценностям. Организованные общественными организациями акции способствовали принятию некоторых нормативных актов в сфере налогообложения, социального обеспечения и т.д.25

     Среди неправительственных организаций  существует довольно жесткая конкуренция, прежде всего в борьбе за получение  правительственных грантов (этот вопрос зачастую становится решающим для самого существования организации, несмотря на общепринятый принцип независимости неправительственных организаций от государственных структур). Сведения о поддержке, в том числе финансовой, со стороны правительства той или иной организации обычно не обнародуются.

Информация о работе Формирование и реализация ВП процесса в республике Корея