Арабоизраильский конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:55, доклад

Краткое описание

Под термином «ближневосточный конфликт» принято понимать военно-политическую борьбу еврейского и арабского этносов за обладание Палестиной. Генезис данного конфликта непосредственно связан с возникновением в конце XIX в. сионистского движения среди еврейского населения Российской и Австро-Венгерской империй. Его целью являлось возвращение евреев на свою историческую родину – в Палестину, которая, согласно канонам иудаизма, считается «землей обетованной», то есть предназначенной для еврейского народа Богом.

Файлы: 1 файл

арабоизраильский.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

Под термином «ближневосточный конфликт» принято понимать военно-политическую борьбу еврейского и арабского этносов  за обладание Палестиной. Генезис  данного конфликта непосредственно  связан с возникновением в конце XIX в. сионистского движения среди еврейского населения Российской и Австро-Венгерской империй. Его целью являлось возвращение  евреев на свою историческую родину –  в Палестину, которая, согласно канонам  иудаизма, считается «землей обетованной», то есть предназначенной для еврейского народа Богом. В такого рода трактовке  Палестина – эта своего рода Родина-мать, которая была утрачена. Это воспринималось как величайшая историческая несправедливость, подлежащая исправлению.

        Хотя  начало еврейской иммиграции  относится к 1882 году, когда в  Палестину прибыли первые группы  европейских евреев, это не привело  к конфронтации с арабским  населением. Численность мигрантов  была невелика, а их экономическая  активность ограничена. В первое  десятилетие ХХ в. интенсивность  иммиграции стала возрастать. В  1909 г. был основан Тель-Авив, и  заметно увеличились размеры  еврейской земельной собственности,  что стало вызывать недовольство  арабского населения. Власти Османской  империи, провинцией которой тогда  была Палестина, рассматривали  евреев как неравноправное этноконфессиональное  меньшинство, права которого условны.

        Положение  кардинальным образом изменилось  в ходе Первой мировой войны,  когда Палестина была оккупирована  британскими войсками. В Лондоне  приняли решение «закрепить»  за собой Палестину, которая  рассматривалась как «необходимое  прикрытие» для Суэцкого канала. Для обеспечения надежности этого  «прикрытия» было решено использовать  сионистское движение. В ноябре 1917 г. МИД Великобритании опубликовал  «декларацию Бальфура», в соответствии  с которой британское правительство  приняло обязательство создать  в Палестине такие политические  и экономические условия, которые  обеспечат устройство «еврейского  национального очага». Этот расплывчатый  термин был использован не  случайно: британцы не собирались  способствовать созданию еврейского  государства. Они полагали, что  численность еврейского населения  в Палестине не может превысить  200 тыс. человек, а поскольку  к этому времени она уже  составляла 85 тыс., то и размер  миграции, учитывая возможности  ее регулирования, представлялся  весьма умеренным.

        В  отличие от правящих кругов  Великобритании руководители сионистского  движения рассматривали создание  «еврейского национального очага»  как промежуточный этап в деле  создания еврейского государства.  Казалось бы, данная цель должна  была вызвать резко негативную  реакцию арабов, однако этого  не произошло. Более того, тогдашний  лидер арабского национально-освободительного  движения эмир Фейсал не только  признал, в принципе, декларацию  Бальфура, но и дал согласие  на создание еврейского государства  (соглашение Фейсала – Вейцмана  от 3 января 1919 г.). Его позиция была  результатом не только неблагоприятных  политических обстоятельств, но  также господствующего тогда  представления о евреях как  «двоюродных братьях арабов».  Об этом он и другие арабские  политические деятели того времени  говорили неоднократно. Согласно  традиционной арабской генеалогии, арабы и евреи имеют общего  предка – Сима, сына мифического  Ноя. Старшую ветвь потомков  этого прародителя составляют  арабы, а младшую – евреи.  Такой статус евреев подкреплялся  наличием у них этнической  религии – иудаизма, которая делала  их «неверными» в глазах мусульман.

        Установление  британского колониального господства  в форме мандата Лиги Наций  изменило ситуацию. Евреи получили  привилегированный статус в качестве  младших партнеров британцев,  а арабы оказались в подчиненном  положении. Борьба палестинских  арабов за ликвидацию британского господства объективно вела к их конфронтации с евреями. В 1931 г. начались первые вооруженные столкновения между арабами и евреями, которые британские войска отнюдь не торопились пресекать. Эту дату можно считать той точкой, в которой арабо-еврейский конфликт, заложенный декларацией Бальфура, превратился из политического в военно-политический. Таковым он остается до настоящего времени.

 

 

1

 

        Ближневосточный  конфликт обострился в 1930-е  годы, когда в Палестину прибыла  огромная масса (250 тыс. человек)  евреев-иммигрантов из Европы («пятая  алия»). Столь мощная волна оказалась  неожиданной для правящих кругов  Великобритании, ибо она выходила  далеко за рамки концепции  «еврейского национального очага». Непрерывные восстания палестинских  арабов и надвигающаяся Вторая  мировая война заставляли британское  правительство маневрировать. Лондон  заявил о том, что «еврейский  национальный очаг» уже создан, а дальнейшая еврейская иммиграция  будет жестко лимитироваться.

        Однако  ситуация вышла из-под контроля. Руководители сионистского движения  решили, что этап «накопления  сил» в основном завершен, и  начали борьбу за создание  еврейского государства. Такого  рода борьба предполагала конфронтацию  по двум направлениям: против  палестинских арабов и британцев.

        Первые  были ослаблены своими неудачными  восстаниями, а вторые заняты  предстоящей схваткой с гитлеровской  Германией. Начавшаяся Вторая  мировая война заставила руководителей  сионистского движения отложить  на несколько лет борьбу с  Великобританией. Она возобновилась  весной 1944 года.

        Одной  политической поддержки – открытой  со стороны американской администрации  Г. Трумэна и латентной со  стороны СССР – было недостаточно. С октября 1945 г. сионисты начали  диверсионно-террористическую войну  в Палестине. Первоначально диверсии  носили демонстративный характер, но постепенно они стали смертоносными. 2 июля 1946 г. в Иерусалиме был  взорван отель «Царь Давид», где  находился штаб британских войск  и главная резиденция колониальной  администрации. Были предприняты  попытки нанести удары по британским  учреждениям в Западной Европе. В частности, в ноябре 1946 г.  было взорвано посольство Великобритании  в Риме. Парадоксальным образом  эта диверсионно-террористическая  война в дальнейшем стала своего  рода эталоном для Палестинского  движения сопротивления (ПДС).

        В  результате многомесячных дебатов  Генеральная Ассамблея ООН 29 ноября 1947 г. приняла резолюцию № 181 об отмене британского мандата  и разделе территории Палестины  между двумя государствами: еврейским  и арабским. 15 мая 1948 года, в день  окончания действия английского  мандата Временный еврейский  национальный совет провозгласил  создание Государства Израиль.  В ответ на это семь арабских  государств (Египет, Иордания, Сирия,  Саудовская Аравия, Ирак, Ливан и  Йемен) объявили ему войну,  причем пять последних де-юре  до сих пор продолжают находиться  в состоянии войны с Израилем.

        Участие  палестинцев в этой войне было  ограниченным, действовали лишь  отдельные партизанские отряды. Израильское руководство, воспользовавшись  жестокостью палестинских партизан, осуществило массовую «зачистку»  подконтрольной ему территории. Уничтожив население арабских  деревень, израильская армия спровоцировала  бегство палестинских арабов. Численность  беженцев достигла цифры 900 тыс.  человек.

        Первая  арабо-израильская война (1948–1949) не принесла решающего успеха  ни одной из сторон. Она привела  лишь к фактическому разделу  территории Палестины между Израилем, Иорданией (Западный берег реки  Иордан) и Египтом (сектор Газа). Установленные тогда линии перемирия  и сейчас рассматриваются как  своего рода законные, хотя они  явно не соответствуют тем,  которые были намечены резолюцией  № 181. Война знаменовала собой  существенную трансформацию ближневосточного  конфликта: из локального он  превратился в региональный.

        Обозначилась  идеологическая составляющая конфликта  – противостояние национализмов.  Теперь евреи стали врагами  не только палестинских арабов. В Египте и Ливии имели место  еврейские погромы, чего ни  арабский, ни мусульманский мир  до этого никогда не знал. Начался  тотальный исход из арабских  стран многочисленного еврейского  населения. Правительства всех  арабских стран отказались признать  Израиль1 и объявили ему международный  бойкот. Участники первой арабо-израильской  войны не были удовлетворены  ее исходом. Арабские государства  не смогли добиться ликвидация  Израиля, а израильские правящие  круги – освобождения «земли  обетованной» и включения всей  Палестины в состав Израиля.

        Руководителя  Израиля понимали, что новых территориальных  приобретений можно добиться  только в результате новой  войны с коалицией соседних  арабских государств, возглавляемой  Египтом. Хотя подготовка к  ней еще не была полностью  завершена, израильское правительство  решило воспользоваться в 1956 г.  конфликтом между Британией и  Францией, с одной стороны, и  Египтом – с другой, по поводу  национализации последним Суэцкого  канала. Израильская армия внезапно  напала на египетские войска  на Синайском полуострове, разгромила  их и вышла к Суэцкому каналу. В свою очередь Британия и  Франция под предлогом обеспечения  безопасности канала начали крупномасштабную  интервенцию.

        «Тройственная  агрессия», несмотря на значительные  военные успехи, в конечном счете  оказалась для ее участников  бесплодной. Она была прекращена  в результате советского ультиматума,  что стало первым шагом на  пути втягивания СССР в ближневосточный  конфликт. Эффективность этого первого  советского ультиматума во многом  объяснялась позицией США, которые  по существу отказались поддержать  своих союзников по НАТО в  их стремлении сохранить колониальное  наследие.

        Элита  Израиля учла урок и решила  враждебности СССР противопоставить  неформальный военно-политический  союз с США. В условиях «холодной  войны» иного решения у нее  не было – особенно если  учесть быстрое формирование  неформальных советско-египетского  и советско-сирийского союзов.

        Перевооружение  египетской и сирийской армий  вселила в арабов надежду на  возможность победы над Израилем. Однако вторая арабо-израильская  война 1967 г. полностью ее развеяла. Арабские армии потерпели сокрушительное  поражение и, если бы не второй  по счету советский ультиматум, израильские войска могли бы  занять Каир и Дамаск. Но и  без этого они взяли под  контроль всю Палестину, Синайский  полуостров и часть сирийской  территории (Голанские высоты и  район города Кунейтры).

        Такой  результат войны был предсказан  за два года до ее начала  президентом Туниса Х. Бургиба,  который весной 1965 г. совершил  турне по противостоящим Израилю  арабским странам. Он предложил  их правительствам начать переговоры  с Израилем о мире. Его демарш  вызвал негативную реакцию не  только со стороны арабских  правительств, но и всей арабской  общественности. Теперь после разгрома  своих сил президент Египта  Насер и король Иордании Хусейн  заявили о готовности пойти  на мир с Израилем. Против этого  выступили руководство Сирии,  король Саудовской Аравии Фейсал  и правительство СССР.

        Им  удалось склонить Насера к  продолжению военной конфронтации  с Израилем. За это король Фейсал  согласился взять на себя финансирование  военных усилий Египта и Сирии,  а прибывший в Египет специальный  представитель Л.И. Брежнева М.В.  Подгорный обещал от имени  советского правительства поставки  такого количества военной техники  и вооружения, которое полностью  компенсировало бы потери египетских  вооруженных сил.

        Немалое  влияние на решение Насера  оказала и позиция Израиля,  который отнесся к предложению  о заключении мира прохладно.  Это и понятно, поскольку его  принятие означало бы отказ  от идеи «Великого Израиля»  в тот момент, когда уже 80% его  территории оказалось под израильским  контролем. Пойти на это ни  один израильский политический  деятель после быстрой и почти  бескровной победы не мог, особенно  если учесть тот факт, что арабы  увязывали заключение мира с  выполнением Израилем резолюции  Совета Безопасности ООН №  242 от 22 ноября 1967 года. Согласно ей  Израиль должен был освободить  захваченные в ходе войны территории.

        Однако  открыто заявить о своем непринятии  данной резолюции израильское  правительство не хотело. Когда  Египет и Иордания заявили  о согласии с ней, а Сирия  ее категорически отвергла, то  Телль-Авив предпочел маневрировать,  не говоря ни да, ни нет. Вместе  с тем Израиль подчеркнул, что  возвращение к линиям перемирия,  существовавшим до 1967 года, в принципе  невозможно – они не обеспечивают  безопасность страны. Данное утверждение  не было лишено оснований, поскольку  на одном из участков линия  перемирия находилась на расстоянии 20 км от тогдашней столицы Израиля  Тель-Авива – в радиусе действия  систем артиллерийского огня.

        Сокрушительное  поражение арабских армий привело  к реанимации еврейско-палестинской (точнее, израильско-палестинской) военно-политической  конфронтации. Возможность этого  была обусловлена начавшейся  во второй половине 1950-х годов  политической консолидацией палестинских  арабов. Ее результатом стало  возникновение в 1963 г. Организации  освобождения Палестины (ООП)2. Хотя  формально она была централизованной, но на деле представляла собой  ассоциацию разнородных группировок.  Наиболее крупной и влиятельной  из них была «Фатх» (Палестинское  движение сопротивления), возглавляемая  Ясиром Арафатом. На первом Палестинском  арабском конгрессе, который состоялся  в Восточном Иерусалиме в мае  1964 года, были приняты программа  (Национальный пакт) и устав ООП,  а также избраны ее руководящие  органы: Национальный Совет (предпарламент)  и исполком (предправительство).

        В  программе ООП была сформулирована  ее перспективная цель – борьба  за создание «арабо-еврейского  демократического государства на  всей территории Палестины со  столицей в Иерусалиме». Отмечалось, что эта борьба может вестись  «с любой части Арабской Родины».  Последнее положение по существу  означало присвоение ООП права  игнорировать суверенитет тех  или иных арабских государств  при ведении вооруженной борьбы  с Израилем. Тогда данное положение  воспринималось как риторика, однако  скоро руководство ООП попыталось  реализовать его на практике.

        Первым  председателем исполкома ООП  был избран Ахмед Шукейри –  бывший саудовский дипломат, палестинец  по происхождению. Между ним  и Ясиром Арафатом сразу возникли  разногласия по поводу стратегии.  А. Шукейри исходил из того, что в силу ограниченных возможностей  отрядов палестинских боевиков (федаев) они будут играть вспомогательную  роль в армиях арабских государств. Он полагал, что Израиль будет  уничтожен благодаря совместными  действиями этих армий в течение  нескольких недель. Им был выдвинут  лозунг «Сбросим евреев в море!».

Информация о работе Арабоизраильский конфликт