Управление инновационными процессами в системе здравоохранения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось изучение модели управления инновационными процессами в здравоохранении на основе анализа имеющегося опыта и современных научных представлений.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие инновации и инновационный процесс;
- выявить существующие проблемы организации инновационной деятельности в Российской Федерации;
- исследовать и провести анализ внедрения медицинских информационных систем, на примере информационной системы «Медиалог» в ООО «Медсервис»;
- оценить результаты применения инновационных технологий на примере ООО «Медсервис».

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Основные понятия инноваций в здравоохранении …...………….... 6
1.1. Сущность и виды инноваций в здравоохранении ………………….. 6
1.2. Инновационная деятельность в сфере здравоохранения РФ ......9
1.3. Проблемы организации инновационной деятельности в Российской Федерации ……………………………………………………………...……..12
ГЛАВА 2. Модель управления инновационными процессами ………………14
2.1. Подготовка кадров для инновационной деятельности..……….....14
2.2. Управление инновационными процессами в ООО «Медсервис»..17
2.3. Медицинская информационная система “МЕДИАЛОГ”…… …20
Заключение …………………………………………………………………….…26
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Управление инновационными процессами222.docx

— 57.72 Кб (Скачать)

В последние годы в связи с широким распространением персональных компьютеров и внедрения информационных технологий в различных сферы деятельности резко возросла потребность в специализированном программном обеспечении для автоматизации лечебного процесса и документооборота в медицинских учреждениях. Основные приоритеты в этом направление были обозначены в «Концепции информатизации здравоохранения».

Одним из приоритетных направлений в этих документах выделяется задача разработка медицинских информационных систем (МИС). В литературе существует ряд классификаций таких систем. Одной из основных частей информационной системы в здравоохранении является автоматизированное рабочее место (АРМ) врача, в котором должны присутствовать элементы информационно-справочных, консультационно-диагностических, приборно-компьютерных систем, обеспечивающие информационную поддержку при принятии решения врача различной специальности.

Именно к такому классу МИС относится система «МЕДИАЛОГ», предназначенная для автоматизации работы медицинских учреждений разного профиля.

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКОВ СИСТЕМЫ

В системе можно выделить ряд основных блоков, функции которых позволят автоматизировать работу соответствующих структурных подразделений медицинского учреждения.

1. Ядро является неотъемлемой  частью любой конфигурации системы, отвечающей за взаимодействие всех модулей, единый интерфейс, структуру базы данных и доступ к информации. Отличительной особенностью ядра системы является возможность редактирования базы данных, экранных форм ввода информации и выходных документов на уровне пользовательского интерфейса программы.

2. Электронная медицинская карта (ЭМК) является одной из основных  функциональных частей программы. Этот блок обеспечивает автоматизацию  всего технологического процесса  работы врача соответствующей  специальности и осуществляет  информационную поддержку при  принятии решения врачом в  ходе лечебного процесса.

При разработке и развитии системы в постановке задачи основное внимание было уделено изучению специфики медицинской информации, которая характеризуется плохой структурированностью, наличием данные различного формата (числа, текст, изображения, данные с приборов и т.д.), специфичностью форматов документов и отчетов для каждого медицинского центра. Поэтому идея создания универсальной структуры ЭМК была отвергнута и за основу была принята концепция развития инструментария настроек системы как в рамках отдельного АРМ врача, так и общей логики бизнес процессов всего учреждения.

3. АРМ «Регистратура» предназначен  для оформления титульных листов  ЭМК, проверки прикрепления пациентов  к медицинским программам, ведения  расписания работы специалистов  и предварительно записи на  прием. Основное внимание при  разработке этого блока уделялось  удобству работы с большим  потоком пациентов.

Основным блоком этого раздела является встроенное расписание - мощный инструментом планирования работы врачей, лабораторий и различных служб лечебного учреждения. Режим позволяет видеть расписание работы всех служб и организовывать прием и лечение пациентов оптимальным образом. В частности запись на прием можно одновременно вести на нескольких компьютерах в регистратуре и кабинетах врачей, с удаленно расположенных рабочих станций. Все операции проходят контроль на допустимость выполнения по множеству медицинских и экономических критериев.

4. Финансовый блок предназначен  для поддержки операций медицинского  учреждения при работе с застрахованным  контингентом по программам ОМС  и ДМС. В этом модуле реализована  техническая и информационная  поддержка всех этапов оформления  и обслуживания пациентов от  формирования реестра прикрепленного  контингента до выставления счетов  страховщикам.

Особое внимание уделяется разработке медицинских программ и автоматическому контролю допустимости оказания услуг, исходя из условий страхования. На основе данных этого модуля строятся различные экономические отчеты для страховых компаний, проводится анализ экономической эффективности деятельности учреждения по различным критериям. Открытость системы позволяет проводить синхронизацию реестра прикрепленных пациентов, прейскуранта услуг и других списков с базами данных внешних организаций.

5. Блок учета расходных материалов  и медикаментов «Аптека» предназначен  для ведения всего документооборота  при учете лекарственных препаратов, начиная от заявки поставщикам  до списания и оформления отчета  для бухгалтерии. Важным аспектом  этого модуля является его  сопряжение с блоком ЭМК, что  позволяет вести персонифицированный  учет расхода медикаментов с  контролем по записям в истории  болезни пациента.

На основе данных по затратам на медикаменты и оказания услуг проводится расчет себестоимости лечения пациента, нозологической единицы, возможно построение различных аналитических отчетов для оценки эффективности лечения.

6. Статистический блок – это  специальный модуль, который является  инструментом визуального конструирования  запросов и построения отчетов  по базе данных. Пользователь  может создать любое количество  отчетов и затем использовать  их из разных модулей программы.

Конструирование отчетов позволяет:

• Формирование запроса к базе данных: выбор таблиц, полей и связей между таблицами

• Выбор полей для фильтрации данных, с возможностью сохранения значений фильтров.

• Определение параметров запроса.

• Выбор видимых столбцов, форматирование их внешнего вида (размеры, шрифты, цвета)

• Указание способов сортировки, группировки данных и требуемых подсумм.

Полученный в результате отчет можно либо распечатать, либо сохранить в формате Microsoft Excel® либо экспортировать в формате стандартных СУБД. Сконструированный запрос может быть представлен и сохранен как SQL Script.

ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ВРАЧОМ

Одним из популярных вопросов, обсуждаемых в связи с МИС, является проблема создания систем автоматической диагностики. Не вдаваясь в детали проблемы, можно сказать, что такого рода экспертные системы пока более интересны в научном аспекте. Для практикующего врача проблема поддержки принятия решения наиболее актуальна и реальна в информационном аспекте. На уровне АРМ врача должна работать система контроля и сопровождения действий врача, облегчающая принятие решений в лечебно-диагностическом и производственном аспектах работы.

В производственном аспекте одной из основных проблем, возникающих при заполнении ЭМК, является удобство и быстрота ввода текста. В системе «МЕДИАЛОГ» для решения данной проблемы создан инструмент легко редактируемых справочников. Контекстные словарные статьи прикреплены к полям ввода и содержат часто употребляемые термины и словосочетания. Иерархическая структура справочников и оригинальный алгоритм позволяет автоматически конструировать длинные фразы. На основе этого механизма создаются специальные шаблоны, с помощью которых можно выполнить заполнение нужных полей записи один нажатием кнопки.

В лечебно-диагностическом аспекте реализована процедура информационной поддержки принятия решения врача на основе использования стандартов лечения, которая предоставляет компактную информацию о схеме лечения по поставленному диагнозу. Используя или игнорируя предложенную схему врач делает назначения, которые отражаются в специальном объекте «направлений», доступном к просмотру и быстрому редактированию по ходу их реализации. Например, в направлении на анализ крови отображается факт забора биологического материала. При появлении результатов анализов или консультаций они отображаются как ответ на сделанный запрос. Специальным образом в ЭМК отображается связь записей врачей, которые относятся к одному случаю заболевания, что позволяет проводит анализ эффективности лечения в рамках понятия «законченный случая» или «пролеченный больной».

В современной клинике, деятельность которой связана с оказанием платных услуг и взаимодействием со страховыми компаниями, можно выделить два основных информационных потока: обслуживание пациента и учет финансовой деятельности. При посещении пациентом клиники факт оказания ему услуг регистрируется заполнением талонов по финансовому и статистическому учету. Именно на этом этапе происходит взаимосвязь лечебной и финансовой деятельности клиники, формализуется оказанная медицинская помощь в виде перечня оказанных услуг. Допустимость этих услуг и соответствие поставленному диагнозу являются основой при расчетах со страховыми компаниями. На основе талонов ведется большой объем отчетов по финансовой и медицинской деятельности, как для нужд клиники, так и для отчетности перед внешними организациями и государственными органами.

Контроль правомочности оказания услуг приобретает существенное значение в работе медицинского учреждения и может быть рассмотрен в следующих аспектах. Допустимость по показаниям здоровья контролируется врачом при назначении лечения. В учреждениях санаторно-профилактического профиля это аспект должен учитываться при разработке стандартных медицинских программ по различным заболеваниям. При записи в расписании контролируется совместимость различных процедур, согласно таблице их совместимости, которая может настраиваться. Финансовый контроль происходит при прикреплении пациента к программе с определенным набором услуг. При наличном расчете контролируется факт предоплаты пациентом.

Существенное облегчение процедуры контроля на каждом этапе обслуживания пациента происходит при использовании механизм «направлений». При формировании схемы лечения или курса процедур врач руководствуется всей доступной информацией для подбора допустимых назначений. После того как назначения сделаны и записаны в расписание с учетом таблицы совместимости, необходимость дальнейшего контроля отпадает. Медперсонал при реализации направлений может оказать только назначенную услугу. Код услуги был определен при создании направления и автоматически попадет в талон с «нужной» ценой. Данный алгоритм, с одной стороны, существенно упрощает работу медицинского персонала, с другой - облегчает контроль со стороны администрации за объемом и правильностью оказания услуг.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для эффективной реализации инновационной деятельности в здравоохранении необходимо формирование региональной инновационной медицинской среды, приоритетными направлениями которой являются: развитие инновационной инфраструктуры; обеспечение взаимодействия элементов среды через эффективную систему координации и управления, внедрение в глобальную инновационную среду через реализацию технологических и научно-исследовательских проектов, обеспечивающих прорывные позиции в научно-технологической конкуренции.

Наиболее значимыми направлениями повышения эффективности инновационной деятельности в здравоохранении являются создание инновационных площадок, обеспечение нормативного правового сопровождения инновационной деятельности, обеспечение финансовой устойчивости, разработки механизмов привлечения инвестиций, а также внедрение программ обучения инновационной деятельности.

Для успешной реализации инновационного развития медицинской науки необходим стабильно функционирующий механизм подготовки научных кадров медицинского, в основном, фундаментального профиля. Данный механизм должен осуществляться на основе тесной интеграции медицинских вузов, университетов, обладающих высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами и инфраструктурой образовательного процесса, ведущими научно-исследовательскими и научно-производственными организациями. Это позволяет использовать ресурс дорогостоящего и уникального оборудования, участия в реализации крупных исследовательских и прикладных проектов, получения опыта коммерциализации научных разработок.

Формирование инновационной инфраструктуры и внедрение организационных механизмов управления инновационной деятельностью в медицинской и научно-образовательной сферах позволят охватить весь комплекс функций инновационной медицинской среды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление инновационными процессами в системе здравоохранения РФ