- Формирование ЛГПД будущего специалиста в период
его обучения в вузе должно базироваться на концептуальной
модели ЛГПД как системного личностного
образования, интегрирующего различные (когнитивные, мотивационные, аффективные и поведенческие) структуры личности,
синергетический эффект которых проявляется в мобилизации личностных ресурсов
и актуализации внутренней и внешней активности личности, обеспечивающих эффективную предпринимательскую
деятельность. Инвариантные
характеристики концептуальной модели ЛГПД,
раскрывающие строение, критерии, уровни,
типы и детерминанты формирования ЛГПД
студента, обусловлены сущностными особенностями
предпринимательства, к которым, наряду с рыночной ориентированностью, инновационностью
и риском, относятся специфическая самодетерминация его субъекта, осуществляющего
посредством предпринимательства свое стремление к самодостаточному распоряжению
своей жизнью и обстоятельствами самореализации,
а также особая форма ответственности как единство ответственности субъекта собственной
жизни и профессионального развития с ответственностью социальной.
- В структуре ЛГПД выделяются ориентационная, операциональная и базовая подсистемы, последняя из которых определяет развитие и функционирование всей системы в целом. Базовая образована взаимосвязями компонентов, составляющих психологический
фундамент осознанного выбора предпринимательства как способа
самодостаточного и ответственного распоряжения собственной жизнью и обстоятельствами самореализации. Ориентационную подсистему образуют взаимосвязи компонентов,
интегрирующих личностные особенности, побуждающие личность к утверждению доминирующих мотивов в сфере предпринимательства и определяющие осознанное принятие/непринятие предпринимательской деятельности и себя в ней. Операциональная подсистема включает «компетентностные» компоненты, интегрирующие различные знания, умения, способности,
необходимые для осуществления предпринимательской деятельности
и для развития её субъекта, обеспечивающие
гибкость и многовариантность поведения.
Интегральным критерием сформированности ЛГПД выступает сформированность
всех подсистем. На основе частных критериев
(базового, операционального и ориентационного)
выделяются уровни и типы ЛГПД: низкий,
недостаточный, достаточный и высокий,
которым соответствуют различные типы
ЛГПД Выделение типов ЛГПД: неприемлемого,
некомпетентного, амбивалентного, ориентированного
на самообеспечение и ориентированного
на самореализацию, социально-ответственного
и социально-продуктивного – позволяет
выбирать адекватные психолого-педагогические
средства для формирования ЛГПД студента
в период его обучения в вузе.
- Интегральный механизм формирования ЛГПД студентов реализуется посредством взаимосвязанных механизмов субъектно-экономической переориентации, самопринятия в предпринимательстве, самопроектирования в предпринимательстве (личностно-смыслового встраивания предпринимательской деятельности в жизненный план) и самоконструирования (осознанное формирование и развитие у себя необходимых
предпринимателю качеств).
Формирование ЛГПД студента детерминировано
системой внешних и внутренних условий,
в числе которых развивающая образовательная
среда вуза, ориентированная на развитие
субъектности студентов, благоприятная
организационно-культурная среда вуза,
реализация в подготовке специалистов
системного личностно-развивающего и
контекстного подходов, наличие целевой
программы психологического сопровождения,
интегрирование в учебный процесс психологических
технологий формирования ЛГПД, основанных
на описанных выше концептуальных положениях
и учитывающих специфику «стартового»
состояния формируемого личностного образования
у конкретной категории студентов, индивидуально-психологические
особенности студентов.
- Эффективным психолого-педагогическим средством формирования ЛГПД в учебном процессе является технология, основное содержание которой составляют процессы, направленные на
последовательную рефлексию
студентом собственного способа
жизнедеятельности и стратегии профессионализации
как средства достижения жизненных целей,
осознание новых возможностей самоосуществления
в предпринимательской деятельности,
своих психологических особенностей и
ограничений как субъекта предпринимательской
деятельности. Позитивный эффект и
возможность успешного внедрения технологии
в учебный процесс вузов подтверждены
в процессе формирующего эксперимента
на материале аграрного образования.
- Апробированная технология обоснована эмпирическим подтверждением инвариантности концептуальной модели ЛГПД на материале аграрного предпринимательства в констатирующем
эксперименте, в процессе которого получено эмпирическое подтверждение связи эффективности хозяйственной деятельности предпринимателей-аграриев
и привлекательности для них предпринимательской деятельности с констелляциями таких личностных переменных, как толерантность к неопределенности, интернальность, мотивация достижения, мотивация творческого
вклада (установки на инновации и креативность),
ценностные ориентации, интерес к содержанию предпринимательской деятельности, приемлемость имманентных предпринимательской деятельности сторон и отсутствие амбивалентности в отношении к ней, рефлексивность и прогностическая способность, готовность к риску. При адаптации технологии к контингенту студентов- аграриев были учтены выявленные в эксперименте специфические особенности ЛГПД агрария,
обусловленные субкультурой российского сельского
социума и условиями формирования личности и её экономического поведения
на селе, которые, как показал проведенный анализ, неблагоприятны для формирования ЛГПД,
прежде всего её базовой подсистемы.
- Позитивный эффект технологии и возможность
её успешного интегрирования в образовательный процесс
аграрных вузов подтверждены в процессе многолетнего формирующего эксперимента, котором в качестве критериев эффективности технологии выступали: позитивная динамика изучаемых личностных переменных в экспериментальных группах при отсутствии таковой в контрольных группах, закономерность этой
динамики (повторяемость,
как минимум, у трех «поколений» студентов)
и устойчивость во времени. Двухлетний
мониторинг результатов не только выявил
у студентов экспериментальных групп
более высокие показатели изучаемых личностных
переменных, но и показал, что у студентов
экспериментальных групп они входят в
факторы, соотносимые по структуре с подсистемами
ЛГПД в концептуальной модели. В экспериментальных
группах выявлена позитивная динамика
уровней сформированности ЛГПД, не наблюдавшаяся
в контрольных. Апробированная технология
формирования ЛГПД может быть успешно
интегрирована в образовательный процесс
аграрных вузов и в систему информационно-консультативного
обеспечения АПК. Интегрированная в учебный
процесс технология формирования ЛГПД
является принципиальным нововведением
в системе подготовки аграрных специалистов.
- Предложенная методическая программа эмпирического исследования ЛГПД позволяет диагностировать
сформированность её подсистем. Вместе с тем, целесообразна разработка
более компактной психодиагностической
методики, основанной на предложенной концептуальной модели, которая
рассматривается нами как перспективная
задача на будущее.
По теме диссертации опубликовано 56 научных
трудов общим объемом 91 п.л. в том числе:
Монографии
- Хащенко Т.Г. Развитие предпринимательской активности
в аграрном секторе России: акмеологический подход.
Монография. – Ульяновск: УГСХА, 2005. 205 с.
- Хащенко Т.Г. Система психолого-акмеологической
поддержки формирования готовности личности к предпринимательской
деятельности в аграрном образовании.
Монография. Ульяновск: УГСХА, 2006. 160 с.
- Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение
проектов социально-экономического развития
в аграрном секторе России. Т.1.Социально-психологические
и психолого-акмеологические условия
реализации проектов развития в АПК. Монография.
Ульяновск: УГСХА, 2007. 142 с.
- Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение
проектов социально-экономического развития в аграрном
секторе России. Т.2.
Концепция психологического сопровождения
социально-экономического развития аграрного сектора транзитивной
экономики России. Монография. Ульяновск:
УГСХА, 2008. 92 с.
- Хащенко Т.Г. Психологическая готовность к предпринимательской
деятельности в отечественном аграрном
секторе: структура, условия и факторы
формирования. Монография. М: ИГ-СОЦИН, 2010. 152 с.
- Хащенко Т.Г. Формирование личностной готовности студентов к предпринимательской деятельности в аграрном
образовании. Монография. Ульяновск-Екатеринбург: УГСХА, 2011. 113 с.
Статьи в периодических изданиях,
рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных исследований,
проведенных при подготовке докторских
диссертаций
- Хащенко Т.Г. Прогностические способности в структуре
мотивационной готовности к аграрному предпринимательству //Акмеология. М, 2007. № 3 доп.: «Акмеология: личностное и профессиональное
развитие человека». С. 97-100.
- Хащенко Т.Г. Система психологической поддержки формирования
готовности к предпринимательской деятельности
в аграрном образовании // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2007. № 10. С. 353-366.
- Хащенко Т.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение социально-экономических
преобразований в аграрном секторе //Акмеология. М, 2008. №3. С.80-90
- Хащенко Т.Г. Управленческая концепция руководителей
аграрных предприятий как детерминанта
эффективности их хозяйственной деятельности
// Вестник университета управления. М, 2008. №3. С.155-159.
- Хащенко Т.Г. Особенности экономического самоопределения
студентов-аграриев как детерминанта выбора
предпринимательской деятельности в качестве
профессиональной// Вестник университета
управления. М., 2008. № 4. С.107-110.
- Хащенко Т.Г. Особенности образовательной поддержки
социально экономических преобразований в аграрном секторе
России на современном этапе // Высшее
образование сегодня. М., 2008. №2. С. 26-29.
- Хащенко Т.Г. Личностные детерминанты эффективности
хозяйственной
деятельности аграрных предпринимателей.
Эмпирическое исследование // Вестник
Тамбовского университета: серия «Гуманит.
науки». Тамбов 2009. Вып. 9 (77). С. 376-384.
- Хащенко Т.Г. Эмпирическое обоснование модели психологической
готовности личности к предпринимательской деятельности
в отечественном аграрном секторе// Российский научный журнал. М., 2010. № 4. С. 184-190.
- Хащенко Т.Г. Формирование готовности личности к
предпринимательской деятельности в аграрном вузе //Вестник
университета управления. М., 2010. № 11. С. 130-133.
- Хащенко Т.Г. Технология формирования психологической
готовности к предпринимательской деятельности
в аграрном вузе. Эмпирическое обоснование. //Вестник Тамбовского университета: серия «Гуманит. науки». Тамбов, 2011. Вып. 4 (96). С. 111-117.
- Хащенко Т.Г. Формирование предпринимательского
потенциала личности в системе профессионального аграрного образования
// Казанский педагогический журнал. Казань, 2011. № 4. С.39-47.
- Хащенко Т.Г. Психотехнология формирования готовности
личности к предпринимательской деятельности (на материале
аграрного образования)// Психология и психотехника. М., 2011. №.7. С. 46-55.
- Хащенко Т.Г. Готовность личности к предпринимательской
деятельности: эмпирическое обоснование модели
на материале аграрного предпринимательства// Вестник Костромского государственного университета. «Педагогика. Психология…». Кострома, 2011. № 2.С.166-171
- Хащенко Т.Г. Психолого-педагогические условия формирования
личностной готовности к предпринимательской
деятельности в профессиональном образовании// Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2011. № 4 (16) С.494-502
- Хащенко Т.Г. Концептуальные основания формирования
личностной готовности к предпринимательской деятельности
в профессиональном образовании// Российский научный журнал. М., 2011. № 6. С.189-195
Статьи в сборниках международных
и всероссийских конгрессов
и конференций
- Хащенко Т.Г. Личностный ресурс в преодолении антисоциальных
последствий экономических реформ // Стабилизация социально-экономического
развития России: Всероссийская научно-практическая
конференция (25-26 апреля 2001 г.). Пенза, 2001.
С. 72-74.
- Хащенко Т.Г. Проблема конфликта в контексте организационного
развития сельскохозяйственного предприятия // Проблемы повышения эффективности аграрного производства. Материалы
международной научно-практической конференции РГАЗУ. М.: РГАЗУ, 2002. С.120-124.
- Хащенко Т.Г. К проблеме организационного развития
унитарного сельскохозяйственного предприятия // Вестник УГСХА. Ульяновск, 2002. С. 81-86
- Хащенко Т.Г. Организационная культура аграрных предприятий
как фактор организационного развития // Инновационные технологии в образовательной сфере России. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. Ульяновск, 2003. С.59-62.
- Хащенко Т.Г. Процессуальные методы организационного
развития как средство повышения эффективности
предприятий аграрного сектора // Инновационные технологии в аграрном образовании,
науке и АПК России. Всероссийская научно-практическая конференция
(13-15 мая 2003). Ульяновск, 2003. С. 217-220.
- Хащенко Т.Г. К проблеме внедрения личностно-ориентированных
технологий в учебный процесс // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. 10-я Всероссийская научно практическая конференция. Екатеринбург, 2003. С. 142-143.
- Хащенко Т.Г. Особенности организационных культур
аграрных организаций как проблема психосоциальной
экологии // Проблемы экологии и охраны
природы, пути их решения // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2004). Ульяновск: УлГУ, 2004. С. 179-182.
- Хащенко Т.Г. Творчество руководителя и профессиональная
деятельность // Проблема творческого развития личности в XXI веке. М.- Ульяновск, 2004. С. 241-244.
- Хащенко Т.Г. Исследование особенностей мотивационного
компонента инновационной готовности
управленческого персонала в аграрном
секторе Ульяновской области // Проблема творческого развития личности в ХХ1 веке. М. -
Ульяновск, 2004. С.277-281.
- Хащенко Т.Г. К проблеме психологического обеспечения
инновационной деятельности в аграрном секторе // Стабилизация и экономический рост