Психологические аспекты предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:05, автореферат

Краткое описание

Личностные детерминанты предпринимательства неоднократно становились предметом теоретических и эмпирических исследований, как за рубежом, так и в отечественной науке. В научных трудах, посвященных предпринимательству как экономическому, социокультурному и психологическому феномену накоплен значительный массив данных, сопоставление и обобщение которых приводят к выводу, что выбор и успешность предпринимательской деятельности определяются не столько отдельными индивидуально-психологическими особенностями её субъекта или их агрегативным эффектом, сколько их системными взаимосвязями в структуре его личности.

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора псих.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

 

  1. Формирование ЛГПД будущего специалиста в период его обучения в вузе должно базироваться на концептуальной модели ЛГПД как системного личностного образования, интегрирующего различные (когнитивные, мотивационные, аффективные и поведенческие) структуры личности, синергетический эффект которых проявляется в мобилизации личностных ресурсов и актуализации внутренней и внешней активности личности, обеспечивающих эффективную предпринимательскую деятельность. Инвариантные характеристики концептуальной модели ЛГПД, раскрывающие строение, критерии, уровни, типы и детерминанты формирования ЛГПД студента, обусловлены сущностными особенностями предпринимательства, к которым, наряду с рыночной ориентированностью, инновационностью и риском, относятся специфическая самодетерминация его субъекта, осуществляющего посредством предпринимательства свое стремление к самодостаточному распоряжению своей жизнью и обстоятельствами самореализации, а также особая форма ответственности как единство ответственности субъекта собственной жизни и профессионального развития с ответственностью социальной.
  2. В структуре ЛГПД выделяются ориентационная, операциональная и базовая подсистемы, последняя из которых определяет развитие и функционирование всей системы в целом. Базовая образована взаимосвязями компонентов, составляющих психологический фундамент осознанного выбора предпринимательства как способа самодостаточного и ответственного распоряжения собственной жизнью и обстоятельствами самореализации. Ориентационную подсистему образуют взаимосвязи компонентов, интегрирующих личностные особенности, побуждающие личность к утверждению доминирующих мотивов в сфере предпринимательства и определяющие осознанное принятие/непринятие предпринимательской деятельности и себя в ней. Операциональная подсистема включает «компетентностные» компоненты, интегрирующие различные знания, умения, способности, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности и для развития её субъекта, обеспечивающие гибкость и многовариантность поведения.

Интегральным критерием сформированности ЛГПД выступает сформированность всех подсистем. На основе частных критериев (базового, операционального и ориентационного) выделяются уровни и типы ЛГПД: низкий, недостаточный, достаточный и высокий, которым соответствуют различные типы ЛГПД Выделение типов ЛГПД: неприемлемого, некомпетентного, амбивалентного, ориентированного на самообеспечение и ориентированного на самореализацию, социально-ответственного и социально-продуктивного – позволяет выбирать адекватные психолого-педагогические средства для формирования ЛГПД студента в период его обучения в вузе.

  1. Интегральный механизм формирования ЛГПД студентов реализуется посредством взаимосвязанных механизмов субъектно-экономической переориентации, самопринятия в предпринимательстве, самопроектирования в предпринимательстве (личностно-смыслового встраивания предпринимательской деятельности в жизненный план) и самоконструирования (осознанное формирование и развитие у себя необходимых предпринимателю качеств).

Формирование ЛГПД студента детерминировано системой внешних и внутренних условий, в числе которых развивающая образовательная среда вуза, ориентированная на развитие субъектности студентов, благоприятная  организационно-культурная среда вуза, реализация в подготовке специалистов системного личностно-развивающего и контекстного подходов, наличие целевой программы психологического сопровождения, интегрирование в учебный процесс психологических технологий формирования ЛГПД, основанных на описанных выше концептуальных положениях и учитывающих специфику «стартового» состояния формируемого личностного образования у конкретной категории студентов, индивидуально-психологические особенности студентов.

  1. Эффективным психолого-педагогическим средством формирования ЛГПД в учебном процессе является технология, основное содержание которой составляют процессы, направленные на последовательную рефлексию

 

студентом собственного способа жизнедеятельности и стратегии профессионализации как средства достижения жизненных целей, осознание новых возможностей самоосуществления в предпринимательской деятельности, своих психологических особенностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности. Позитивный эффект и возможность успешного внедрения технологии в учебный процесс вузов подтверждены в процессе формирующего эксперимента на материале аграрного образования.

  1. Апробированная технология обоснована эмпирическим подтверждением инвариантности концептуальной модели ЛГПД на материале аграрного предпринимательства в констатирующем эксперименте, в процессе которого получено эмпирическое подтверждение связи эффективности хозяйственной деятельности предпринимателей-аграриев и привлекательности для них предпринимательской деятельности с констелляциями таких личностных переменных, как толерантность к неопределенности, интернальность, мотивация достижения, мотивация творческого вклада (установки на инновации и креативность), ценностные ориентации, интерес к содержанию предпринимательской деятельности, приемлемость имманентных предпринимательской деятельности сторон и отсутствие амбивалентности в отношении к ней, рефлексивность и прогностическая способность, готовность к риску. При адаптации технологии к контингенту студентов- аграриев были учтены выявленные в эксперименте специфические особенности ЛГПД агрария, обусловленные субкультурой российского сельского социума и условиями формирования личности и её экономического поведения на селе, которые, как показал проведенный анализ, неблагоприятны для формирования ЛГПД, прежде всего её базовой подсистемы.
  2. Позитивный эффект технологии и возможность её успешного интегрирования в образовательный процесс аграрных вузов подтверждены в процессе многолетнего формирующего эксперимента, котором в качестве критериев эффективности технологии выступали: позитивная динамика изучаемых личностных переменных в экспериментальных группах при отсутствии таковой в контрольных группах, закономерность этой динамики (повторяемость,

 

как минимум, у трех «поколений» студентов) и устойчивость во времени. Двухлетний мониторинг результатов не только выявил у студентов экспериментальных групп более высокие показатели изучаемых личностных переменных, но и показал, что у студентов экспериментальных групп они входят в факторы, соотносимые по структуре с подсистемами ЛГПД в концептуальной модели. В экспериментальных группах выявлена позитивная динамика уровней сформированности ЛГПД, не наблюдавшаяся в контрольных. Апробированная технология формирования ЛГПД может быть успешно интегрирована в образовательный процесс аграрных вузов и в систему информационно-консультативного обеспечения АПК. Интегрированная в учебный процесс технология формирования ЛГПД является принципиальным нововведением в системе подготовки аграрных специалистов.

  1. Предложенная методическая программа эмпирического исследования ЛГПД позволяет диагностировать сформированность её подсистем. Вместе с тем, целесообразна разработка более компактной психодиагностической методики, основанной на предложенной концептуальной модели, которая рассматривается нами как перспективная задача на будущее.

По теме диссертации опубликовано 56 научных трудов общим объемом 91 п.л. в том числе:

Монографии

  1. Хащенко Т.Г. Развитие предпринимательской активности в аграрном секторе России: акмеологический подход. Монография. – Ульяновск: УГСХА, 2005. 205 с.
  2. Хащенко Т.Г. Система психолого-акмеологической поддержки формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании. Монография. Ульяновск: УГСХА, 2006. 160 с.
  3. Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение проектов социально-экономического развития в аграрном секторе России. Т.1.Социально-психологические и психолого-акмеологические условия реализации проектов развития в АПК. Монография. Ульяновск: УГСХА, 2007. 142 с.
  4. Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение проектов социально-экономического развития в аграрном секторе России. Т.2.

Концепция психологического сопровождения социально-экономического развития аграрного сектора транзитивной экономики России. Монография. Ульяновск: УГСХА, 2008. 92 с.

  1. Хащенко Т.Г. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе: структура, условия и факторы формирования. Монография. М: ИГ-СОЦИН, 2010. 152 с.
  2. Хащенко Т.Г. Формирование личностной готовности студентов к предпринимательской деятельности в аграрном образовании. Монография. Ульяновск-Екатеринбург: УГСХА, 2011. 113 с.

 

Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных исследований, проведенных при подготовке докторских диссертаций

  1. Хащенко Т.Г. Прогностические способности в структуре мотивационной готовности к аграрному предпринимательству //Акмеология. М, 2007. № 3 доп.: «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». С. 97-100.
  2. Хащенко Т.Г. Система психологической поддержки формирования готовности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2007. № 10. С. 353-366.
  3. Хащенко Т.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение социально-экономических преобразований в аграрном секторе //Акмеология. М, 2008. №3. С.80-90
  4. Хащенко Т.Г. Управленческая концепция руководителей аграрных предприятий как детерминанта эффективности их хозяйственной деятельности // Вестник университета управления. М, 2008. №3. С.155-159.
  5. Хащенко Т.Г. Особенности экономического самоопределения студентов-аграриев как детерминанта выбора предпринимательской деятельности в качестве профессиональной// Вестник университета управления. М., 2008. № 4. С.107-110.
  6. Хащенко Т.Г. Особенности образовательной поддержки социально экономических преобразований в аграрном секторе России на современном этапе // Высшее образование сегодня. М., 2008. №2. С. 26-29.
  7. Хащенко Т.Г. Личностные детерминанты эффективности хозяйственной

 

деятельности аграрных предпринимателей. Эмпирическое исследование // Вестник Тамбовского университета: серия «Гуманит. науки». Тамбов 2009. Вып. 9 (77). С. 376-384.

  1. Хащенко Т.Г. Эмпирическое обоснование модели психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе// Российский научный журнал. М., 2010. № 4. С. 184-190.
  2. Хащенко Т.Г. Формирование готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе //Вестник университета управления. М., 2010. № 11. С. 130-133.
  3. Хащенко Т.Г. Технология формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе. Эмпирическое обоснование. //Вестник Тамбовского университета: серия «Гуманит. науки». Тамбов, 2011. Вып. 4 (96). С. 111-117.
  4. Хащенко Т.Г. Формирование предпринимательского потенциала личности в системе профессионального аграрного образования // Казанский педагогический журнал. Казань, 2011. № 4. С.39-47.
  5. Хащенко Т.Г. Психотехнология формирования готовности личности к предпринимательской деятельности (на материале аграрного образования)// Психология и психотехника. М., 2011. №.7. С. 46-55.
  6. Хащенко Т.Г. Готовность личности к предпринимательской деятельности: эмпирическое обоснование модели на материале аграрного предпринимательства// Вестник Костромского государственного университета. «Педагогика. Психология…». Кострома, 2011. № 2.С.166-171
  7. Хащенко Т.Г. Психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к предпринимательской деятельности в профессиональном образовании// Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2011. № 4 (16) С.494-502
  8. Хащенко Т.Г. Концептуальные основания формирования личностной готовности к предпринимательской деятельности в профессиональном образовании// Российский научный журнал. М., 2011. № 6. С.189-195

Статьи в сборниках международных и всероссийских конгрессов

и конференций

  1. Хащенко Т.Г. Личностный ресурс в преодолении антисоциальных

 

последствий экономических реформ // Стабилизация социально-экономического развития России: Всероссийская научно-практическая конференция (25-26 апреля 2001 г.). Пенза, 2001. С. 72-74.

  1. Хащенко Т.Г. Проблема конфликта в контексте организационного развития сельскохозяйственного предприятия // Проблемы повышения эффективности аграрного производства. Материалы международной научно-практической конференции РГАЗУ. М.: РГАЗУ, 2002. С.120-124.
  2. Хащенко Т.Г. К проблеме организационного развития унитарного сельскохозяйственного предприятия // Вестник УГСХА. Ульяновск, 2002. С. 81-86
  3. Хащенко Т.Г. Организационная культура аграрных предприятий как фактор организационного развития // Инновационные технологии в образовательной сфере России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2003. С.59-62.
  4. Хащенко Т.Г. Процессуальные методы организационного развития как средство повышения эффективности предприятий аграрного сектора // Инновационные технологии в аграрном образовании, науке и АПК России. Всероссийская научно-практическая конференция (13-15 мая 2003). Ульяновск, 2003. С. 217-220.
  5. Хащенко Т.Г. К проблеме внедрения личностно-ориентированных технологий в учебный процесс // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. 10-я Всероссийская научно практическая конференция. Екатеринбург, 2003. С. 142-143.
  6. Хащенко Т.Г. Особенности организационных культур аграрных организаций как проблема психосоциальной экологии // Проблемы экологии и охраны природы, пути их решения // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2004). Ульяновск: УлГУ, 2004. С. 179-182.
  7. Хащенко Т.Г. Творчество руководителя и профессиональная деятельность // Проблема творческого развития личности в XXI веке. М.- Ульяновск, 2004. С. 241-244.
  8. Хащенко Т.Г. Исследование особенностей мотивационного компонента инновационной готовности управленческого персонала в аграрном секторе Ульяновской области // Проблема творческого развития личности в ХХ1 веке. М. -

 

Ульяновск, 2004. С.277-281.

  1. Хащенко Т.Г. К проблеме психологического обеспечения инновационной деятельности в аграрном секторе // Стабилизация и экономический рост

Информация о работе Психологические аспекты предпринимательства