Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:05, автореферат
Личностные детерминанты предпринимательства неоднократно становились предметом теоретических и эмпирических исследований, как за рубежом, так и в отечественной науке. В научных трудах, посвященных предпринимательству как экономическому, социокультурному и психологическому феномену накоплен значительный массив данных, сопоставление и обобщение которых приводят к выводу, что выбор и успешность предпринимательской деятельности определяются не столько отдельными индивидуально-психологическими особенностями её субъекта или их агрегативным эффектом, сколько их системными взаимосвязями в структуре его личности.
интерес к содержанию предпринимательской деятельности и самоэффективность в предпринимательстве, привлекательность имманентных предпринимательской деятельности сторон и отсутствие амбивалентности в отношении к ней, рефлексивность и прогностическая способность, готовность к риску. В процессе факторизации данных выделены факторы, различающиеся по своей структуре в группах неэффективных и эффективных аграрных предпринимателей, причем в последнем случае структура факторов соотносима со структурой подсистем ЛГПД в концептуальной модели. Факторы-предикторы привлекательности для аграрного предпринимателя его деятельности и его самоэффективности в ней отличаются в группах эффективных и неэффективных предпринимателей.
сопровождения АПК.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух частей, семи глав, списка литературы (595 наименований работ отечественных и зарубежных авторов) и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении раскрываются актуальность темы исследования, его цель, задачи, гипотеза, объект и предмет, методы и эмпирическая база исследования, теоретико-методологические основания, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены сведения об апробации и внедрении результатов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Главы первой части диссертации посвящены раскрытию сущности и психологического содержания ЛГПД, механизмам её формирования, теоретико-методологическим основаниям формирования ЛГПД студентов, главы второй части отражают результаты эмпирической проверки разработанных концептуальных положений и моделей в констатирующем и формирующем экспериментах.
Синтез результатов психологических, экономических, социологических и исторических исследований предпринимательства, отечественных и зарубежных исследований мотивации «начала собственного дела» и ведущих мотивов деятельности преуспевающих предпринимателей приводит к выводу, что к сущностным особенностям предпринимательства, наряду с имманентными ему рыночной ориентированностью, инновационностью и риском, относятся специфическая самодетерминация его субъекта, осуществляющего свое стремление к самодостаточному и независимому распоряжению своими жизнью, трудом и его результатами, обстоятельствами самореализации посредством экономической активности, а также особая форма ответственности как единство ответственности субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Дементий, 2005) и ответственности за обстоятельства жизнедеятельности других людей – ответственности социаль
ной (Д.Р. Вахитов, Б. Карлофф и др.). Сопоставление результатов отечественных и зарубежных эмпирических исследований личностных предпосылок успешности предпринимательской деятельности (И.В. Антоненко, А.Н. Глушач, Е.В. Дьячкова, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, А.Б. Купрейченко, Т.В. Корнилова, В.В. Марченко, О.Д. Привалова, И.В. Ромазан, Е.Б. Филинкова, Р. Хизрич, А.Е. Чиликин, R.H. Brockhaus, D. C. McCleland, D. Miller, и др.), её гендерных (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, О.И. Титова, Е.А. Маркова, В.А. Хащенко, Г.В. Турецкая, А.Е. Чирикова, и др.), возрастных (В.В. Мешалкин, 1996 и др.), регионально-этнических (А.Н. Захарова, В.П. Позняков, Л.В. Селиванова и др.) особенностей, исследований психологических отношений предпринимателей в сфере деловой активности (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков и др.), нравственной детерминации экономического самоопределения (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко В.П. Позняков), ведущих мотивов деятельности преуспевающих предпринимателей (Л. Бабаева, Л. Нельсон, Т.Г. Бахматова, Е.В. Беспамятных, Г.К. Булычкина, В.В. Глазырина, Т. Заславская, А.В Мелешко, Т.Т. Озерникова, В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова, А.Е. Чирикова, и др.) приводит к выводу о детерминации успешности предпринимательства не столько отдельными особенностями личности или их агрегативным эффектом, сколько их взаимосвязями в структуре личности предпринимателя (то есть синергетическим эффектом).
Системная личностная детерминация предпринимательской деятельности находит свое отражение в трактовке «экономической субъектности» как системного качества личности предпринимателя, реализующегося в способности к самодетерминации в экономической сфере (А.В. Бояринцева, 1995), в подходе к предпринимательству как к процессу и результату экономического самоопределения (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков) и жизненному выбору (А.Ю. Чепуренко, 2007), в положении об интегральных характеристиках личности как системообразующих в комплексе личностных качеств успешного предпринимателя (Л.М. Митина, 2002).
Анализ исследований психологической готовности к деятельности как состояния мобилизации психофизиологических систем (А.А. Бабаян,
А.А. Бобрищев, Г.С. Дунин, Т.С. Кабаченко, О.В. Ливенцева, В.Л. Марищук, В.Ю. Рыбников и др.), как способностей личности (Б.Г. Ананьев, 1962; С.Л. Рубинштейн, 2000; Л.А. Емельянова, 2001 и др.), как сложного целостного личностного образования (Ю.П. Поваренков, 2002), системно-структурного образования, обеспечивающего единство и согласованность уровней личности и форм субъективного опыта для успешного выполнения деятельности (В.К. Михайлова, 2006), как динамичного личностного новообразования (Л.И. Бершедова, 1999, А.А. Деркач, 2004 и др.), психологического образования, включающего ситуативную (состояние) и устойчивую (комплекс личностных качеств) составляющие (Г.С. Дунин, 2005; Л.В. Лежнина, 2010; Б.Д.Парыгин, 1999 и др.), обнаруживает множественность трактовок этого явления. Между тем, исследования психологической готовности к предпринимательской деятельности представлены крайне небольшим числом работ, в которых она чаще рассматривается как сумма личностных качеств, коррелирующих с успешностью предпринимательства, или редуцируется до своих отдельных составляющих (Д.С. Амирян, 2003; Р.Х.Токов, 2005 и др.). В этой связи особый интерес представляют исследования предприимчивости как интегративного личностного качества (Л.О. Абрекова, 2006; М.Е. Базунова, 2007; В.Б. Орлов, 2001; В.Г. Смольков, 1994; Р.Х. Токов и др.), детерминирующего предпринимательство, но понятие предприимчивости в научной литературе также трактуется неоднозначно, и ее сущность остается нераскрытой.
Синтез имеющихся данных показывает, что в психологической готовности к предпринимательской деятельность могут быть выделены две составляющие: ситуативная (состояние мобилизации, активная установка на действие) и устойчивая (личностная) составляющая, психологическое содержание которой как системного личностного образования остается недостаточно изученным.
Разработка концептуальной модели ЛГПД (рисунок 1; таблица 1) основывалась на системном подходе к исследованию личности и её профессиональной деятельности (Л.И. Анцыферова, 1991; Б.Ф. Ломов, 1999; Ю.П.
Поваренков, 2009; В.Д. Шадриков, 2007 и др.),
в контексте которого ЛГПД раскрывается
как несводимая к агрегативной сумме составляющих
её элементов (поскольку в данном случае
имеют место синергетические, продуктивные
эффекты) и саморазвивающаяся за счет
внутренних возможностей, среди которых
в первую очередь можно назвать рефлексивные
метапроцессы (А.В. Карпов, 2004, 2006), а также
на комплексном (Б.Г. Ананьев, 1980), субъектно-деятельностном
и психосоциальном подходах (А.А. Деркач,
К.А. Абульханова-Славская,
Рисунок 1. Блоки концептуальной модели ЛГПД
Рисунок 2. Уровнево-типологическая модель ЛГПД
Подсистема |
Компоненты |
Элементы |
ориентационная подсистема (предпринимательская направленность) |
самооценочный компонент |
Я-концепция личности в отношении предпринимательской деятельности, оценка собственной способности к этой деятельности, своих возможностей и ограничений, отношение к себе как предпринимателю и т.п. |
деятельностно-оценочный компонент |
привлекательность для личности предпринимательской деятельности, как в целом, так и отдельных имманентных ей сторон, интерес к содержанию деятельности, желание заниматься предпринимательством | |
ценностно-регулятивный компонент |
ценностные ориентации личности, нравственные регуляторы поведения, проявляющиеся в сфере экономических отношений | |
компонент экономического самоопределения личности |
особенности экономического самоопределения личности, проявляющиеся в её отношении к собственности, материальным благам и источникам их получения и т.п. | |
коммуникативно-мотивационный |
мотивация аффилиации личности, готовность к негативному/позитивному прогнозу в общении и т.п. | |
«созидательно-мотивационный |
мотивация творческого вклада: установки на инновации и креативность, мотивация достижения, интернальный локус контроля, толерантность к неопределенности и фрустрационная толерантность как готовность к конструктивному преодолению трудностей, потребность самореализации | |
Базовая | ||
субъектно-жизненный компонент |
способ жизнедеятельности личности как субъекта жизненного пути (С.Л. Рубинштейн) и профессионального развития (Л.М. Митина), жизненная позиция и жизненная перспектива личности (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова), жизненные цели личности | |
«рефлексивно-проективный» |
развитая способность к рефлексии как ретроспективной, так и перспективной, прогностические способности и т.п. | |
операциональная подсистема | ||
коммуникативно- |
знания и навыки общения, необходимые для конструирования делового взаимодействия, навыки ассертивного поведения в конфликтах, навыки работы в команде и т.п. | |
деятельностно-компетентностный |
знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие эффективное выполнение задач предпринимательской деятельности. | |
аутокомпетентностный |
адекватное представление о своих возможностях, самопонимание, владение способами самопознания, саморегуляции, самосовершенствования, преодоления профессиональных деструкций и неоптимальных состояний |
М.И. Воловикова и др.), концепциях субъекта жизнедеятельности С.Л. Рубинштейна и профессионального развития личности Л.М. Митиной. На основе сформулированных критериев выделены четыре уровня сформированности: низкий (несформированность всех подсистем), недостаточный (сформированность отдельныхподсистем), достаточный, высокий (сформированность всех подсистем в сочетании с социальной ответственностью).
Разным уровням ЛГПД соответствуют определенные типы (рисунок 2). В основу типологии легли данные о типах предпринимателей с различной (внешней/внутренней) детерминацией выбора предпринимательства (В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова и др.), о связи самореализации и достижений личности с местом деятельности в иерархии смысложизненных ориентаций, (В.Э. Чудновский, 2004, 2009 и др.), о связи ЛГПД с готовностью к материальному самообеспечению (Д.А. Китова, 2003), о нравственной детерминации экономического самоопределения личности (А.А. Журавлев, А.Б. Купрейченко). Выделение типов ЛГПД позволяет использовать адекватные для каждого типа психолого-педагогические средства.
Формирование ЛГПД студентов в период их обучения в вузе предполагает опору на теоретическую модель, отражающую системные взаимосвязи целевой, содержательной, критериально-оценочной, детерминационной и технологической составляющих этого процесса (рисунок 3).
Анализ современного зарубежного и отечественного предпринимательского образования (Д.С. Амирян, Е. В. Бешкинская, И. В. Вдовина, Б.Н. Дешеков, В.В. Журавлев, Е.К. Климова, А.И. Парамонов, С.А.Сергеев и др.) обнаруживает необходимость кардинальной смены подходов и технологий подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Оптимальные условия для формирования ЛГПД студентов создаются в рамках гуманистической образовательной парадигмы при использовании личностно-развивающих технологий.
Цель: Формирование ЛГПД как системного личностного образования | |
Задачи: - диагностика «стартового» состояния формируемого объекта (уровня и типа); - анализ и оптимизация психолого-педагогических условий формирования ЛГПД студентов в вузе; - внедрение в учебный процесс психологических технологий формирования ЛГПД; - мониторинг динамики ЛГПД студентов в период их обучения в вузе |
Информация о работе Психологические аспекты предпринимательства