Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:05, автореферат
Личностные детерминанты предпринимательства неоднократно становились предметом теоретических и эмпирических исследований, как за рубежом, так и в отечественной науке. В научных трудах, посвященных предпринимательству как экономическому, социокультурному и психологическому феномену накоплен значительный массив данных, сопоставление и обобщение которых приводят к выводу, что выбор и успешность предпринимательской деятельности определяются не столько отдельными индивидуально-психологическими особенностями её субъекта или их агрегативным эффектом, сколько их системными взаимосвязями в структуре его личности.
Необходимыми психолого-педагогическими условиями
формирования ЛГПД студентов в период
их обучения выступают развивающая образовательная
среда вуза (И.А. Зимняя, В.И. Панов,
В.В. Рубцов, И.С. Якиманская и др.), ориентированная
на развитие субъектности студентов; системный личностно-развивающий
подход, в рамках которого профессионально-личностное
развитие понимается, прежде всего, как
качественное преобразование человеком
своего внутреннего мира, приводящего
к принципиально новому его строю и способу
жизнедеятельности (Л.М. Митина, 1999-2011); оптимизация организационно-культурной
среды вуза, наличие целевой программы психологического сопровождения,
ориентированного на актуализацию личностного
потенциала и пополнения резервных возможностей
всех субъектов образовательного пространства
вуза в единстве с активизацией потенциала
среды (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер,
С.Б. Малых, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков,
М.И. Плугина, Е.А. Яблокова идр.); интегрирование
в учебный процесс психологических технологий
формирования ЛГПД, основанных на описанных
выше концептуальных положениях и учитывающих
специфику «стартового» состояния формируемого
личностного образования у конкретной
категории студентов. Внутренние психологические
условия формирования ЛГПД студента –
это внутренняя среда его личности, прежде всего, внутренняя детерминация
его активности. Внешне-внутренние условия
представлены системой интер-и интрапсихологических
факторов, определяемых участием студентов
в полисубъектном взаимодействии (И.И.
Вачков, Л.М. Митина и др.), прежде всего,
в полисубъекте «преподаватель-студент-
В числе направлений целевой программы психологического сопровождения формирования ЛГПД студента выделены: сопровождение формирования ЛГПД в учебном процессе, формирование ЛГПД вне учебного процесса, психологическое сопровождение студенческого самоуправления и студенческих бизнес-структур, оптимизация организационно-культурной среды вуза. Необходимость выделения последнего из направлений обоснованна как научными данными о влиянии организационной культуры вуза на
профессионально-личностное развитие студентов, так и результатами собственного эмпирического исследования представлений преподавателей отраслевого вуза о необходимых современному специалисту личностных качествах (как элемента организационно-культурной среды вуза), обнаружившего, что эти представления неблагоприятны для формирования ЛГПД студентов (объем выборки – 140 преподавателей).
В качестве психолого-педагогического средства формирования ЛГПД студента в учебном процессе предложена технология, включившая подсистемы, взаимодействие которых обеспечивает достижение необходимых результатов (рисунок 4). Разработка технологии опиралась на комплексный, системный (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.), системный личностно-развивающий (Л.М.Митина) подходы, положения о субъектной детерминации жизнедеятельности и профессионального развития (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн), принцип развития психики в деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип порождения профессионального будущего (С.А. Минюрова, Л.М. Митина) как представленности во внутреннем мире человека направленности на порождение будущего, предвосхищение будущего и становление образа самого себя какпрофессионала в будущем в социальном окружении, принцип «минимизации издержек клиента», подразумевающий минимизацию возможного «ущерба» организации учебного процесса. Методологически значимыми при разработке технологии выступали понятия самопознания и самопонимания (В.В. Знаков, 2007, 2009 и др.), концепция оптимального смысла жизни (В.Э.Чудновский, 2004 и др.).
Технология представлена психологическим модулем (психологический тренинг + индивидуальное консультирование) включающим пять
Рисунок 4. Подсистемы технологии формирования ПГЛПД студента
этапов, психологическое содержание которых составляют процессы, направленные на последовательное осознание личностью собственного способа жизнедеятельности и профессионализации как условия достижения жизненных целей, новых возможностей самоосуществления в предпринимательской деятельности, своих возможностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности. Выделение рефлексии в качестве основного «инструмента» формирования ЛГПД студента диктуется результатами современных психологических исследований (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Исаев, А.В. Карпов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, В.В. Столин), в которых она выступает как механизм самопознания, самопонимания, как метасистемный уровень психики, посредством которого осуществляется ее саморазвитие. Технология создает условия для конструирования личностью собственной субъектности и себя в предпринимательстве путем актуализации рефлексивного ресурса разрешения внутриличностных противоречий и осознания необходимости преобразования своего внутреннего мира.
Эмпирическое подтверждение концептуальной модели и эффективности разработанной на её основе психологической технологии
Элементы |
|||||
Вовлечение |
Самопознание |
Развитие потенциала |
переоценка |
проектирование | |
Цель |
создание привлекательного образа предпринимателя и предпринимательской деятельности |
повышение общего уровня самосознания и осознания своих возможностей как предпринимателя |
формирование компонентов ЛГПД, развитие качеств, необходимых для эффективного осуществления предпринимательской деятельности |
формирование новой самооценки на основе опыта, полученного в процессе групповой работы |
проектирование предпринимательской деятельности как одной из альтернатив профессионального будущего |
Задачи |
обеспечение информированности о психологических особенностях предпринимательской деятельности и ее требованиях к личности предпринимателя, осознание значения личности предпринимателя для развития его собственного дела и для социально-экономического развития общества, пробуждение (подкрепление) интереса к предпринимательской деятельности как возможности контролировать свои жизнь и благосостояние |
осознание особенностей и причин своего отношения к предпринимательской деятельности (её привлекательности или неприемлемости) и связи этого отношения с индивидуально-психологическими особенностями личности, рефлексия собственных ограничений и возможностей как субъекта предпринимательской деятельности; осознание собственного способа жизнедеятельности как условия достижения жизненных целей. |
развитие коммуникативной компетентности, гибкости (интеллектуальной и поведенческой), овладение навыками саморегуляции в стрессах |
переструктурирование «Я-образа» предпринимателя на основе нового опыта, переоценка своей способности к предпринимательской деятельности, осознание на основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах, своих ресурсов и направлений саморазвития |
проектирование личностью возможных вариантов своего профессионального будущего в рамках наемного труда, проектирование предпринимательской деятельности как одного из вариантов будущего |
Содержание |
совместное конструирование образа предпринимательской деятельности, обсуждение роли предпринимателей в развитии и благосостоянии общества, разработка «модели личности эффективного предпринимателя |
последовательная рефлексия собственных индивидуально-психологических качеств на основе обратной связи, как от психолога (по результатам психодиагностики), так и от других участников процесса, соотнесение полученных о себе сведений со своим предыдущим опытом и с требованиями, предъявляемыми к личности со стороны предпринимательской деятельности, рефлексия собственных преимуществ, ресурсов и ограничений как предпринимателя, рефлексия жизненных целей и планов и их связи с собственным способом жизнедеятельности. |
развитие способности построения и развития делового контакта, взаимодействия с «трудным» партнером, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, развитие навыков ассертивного поведения, навыков эффективного взаимодействия при принятии групповых решений, освоение групповых методов творческого поиска, расширение репертуара поведенческих реакций, анализ индивидуальных реакций на трудные ситуации с точки зрения конструктивности/ неконструктивности, развитие креативности. |
более высокий уровень рефлексии собственных возможностей и ограничений как предпринимателя на основе интегрирования прошлого и нового опыта. |
построение и обсуждение в группе своей жизненной траектории, прогностическая рефлексия жизненных целей, оценка особенностей ближней, среднесрочной и дальней жизненной перспектив, осмысление текущих событий в контексте жизненных планов, рефлексия своих жизненных планов в контексте психологии возрастных кризисов и психологического возраста, рефлексия связи профессиональных планов с «предельными» жизненными целями, рефлексия собственного способа жизнедеятельности и концепции профессионализации |
Методы |
работа в малых группах (групповое моделирование); общегрупповая дискуссия |
психодиагностика (личностных особенностей, являющихся структурными элементами психологической готовности к предпринимательской деятельности), составление автопортрета в символической форме, самопрезентация потенциального предпринимателя, общегрупповая дискуссия. |
ролевые и деловые игры с применением видеотехники (видеотренинг), задания на принятие групповых решений, невербальные техники, упражнения на развитие креативности мышления, общегрупповая дискуссия. |
самопрезентация «Я – предприниматель», составление «портретов», написание и обсуждение в группе индивидуальных эссе, дискуссия. |
индивидуальные задания (на оценку собственной жизненной перспективы, на построение жизненной траектории и целеполагание, на определение психологического возраста) работа в малых группах, невербальные техники (символическое изображение прошлого, настоящего и будущего), общегрупповая дискуссия |
формирования ЛГПД студента было получено в процессе констатирующего и формирующего экспериментов.
Ввиду необходимости проверки инвариантности разработанной модели ЛГПД применительно к той сфере (профессиональной деятельности, отрасли, сектору экономики), для которой осуществляется подготовка студентов, а также адаптации содержания технологии к контингенту студентов, для проведения экспериментов были выбраны аграрный сектор экономики как жизненно нуждающийся в специалистах с предпринимательским потенциалом и аграрный вуз, в котором ведется подготовка по широкому спектру различных профессий для этого сектора. Эмпирическая проверка инвариантности концептуальной модели на материале аграрных предпринимателей была осуществлена в процессе пятисерийного констатирующего эксперимента, для которого была разработана методическая программа, включившая как известные психодиагностические методики и анкеты, так и авторскую анкету «Привлекательность предпринимательской деятельности» (ППД). Данные об эффективности деятельности аграрных предпринимателей были предоставлены Министерством сельского хозяйства Ульяновской области. Всего в пяти сериях исследования приняли участие 1321 человек (81 руководитель негосударственных аграрных хозяйств, 90 фермеров, 848 сельских жителей, являющихся специалистами негосударственных сельхозпредприятий и хозяевами личных подсобных хозяйств, 303 студента выпускного курса аграрного вуза).
В исследовании было установлено, что руководители эффективных и неэффективных хозяйств статистически значимо отличаются по личностным показателям, отраженным в модели ЛГПД (таблица 3), у них отсутствуют случаи амбивалентного отношения к предпринимательской деятельности, привлекательность для них имманентных предпринимательской деятельности сторон выше (при р = 0,000). Факторный анализ выявил трехфакторную структуру полученных данных с суммарной информативностью 66% (рисунок 5). Выделенные
Таблица 3 – Различия эффективных и неэффективных аграрных предпринимателей по личностным переменным, образующим компоненты ЛГПД
Переменные |
Rank Sum эфф. |
Rank Sum неэфф. |
U |
Z |
p- level |
Z |
p- level |
2*1 sided |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
11 |
̄Мотивация достижения |
2365,5 |
955,5 |
135,5 |
6,466 |
0,000 |
6,467 |
0,000 |
0,000 |
СО в мотивации аффилиации |
975,0 |
2346,0 |
114,0 |
-6,669 |
0,000 |
-6,677 |
0,000 |
0,000 |
̄Толерантность к неопределенности |
2336,5 |
984,5 |
164,5 |
6,192 |
0,000 |
6,195 |
0,000 |
0,000 |
Интернальность |
2405,0 |
916,0 |
96,0 |
6,839 |
0,000 |
6,854 |
0,000 |
0,000 |
Прогностическая способность |
2183,0 |
1138,0 |
318,0 |
4,742 |
0,000 |
4,778 |
0,000 |
0,000 |
Установка на инновации |
2204,5 |
1116,5 |
296,5 |
4,945 |
0,000 |
4,993 |
0,000 |
0,000 |
Установка на креативность |
2341,5 |
979,5 |
159,5 |
6,239 |
0,000 |
6,310 |
0,000 |
0,000 |
Самооценка предпринимательской способности |
2068,5 |
1252,5 |
432,5 |
3,660 |
0,003 |
3,6678 |
0,003 |
0,002 |
Оценка деятельности как соответствующей характеру личности |
2365,5 |
955,5 |
135,5 |
6,466 |
0,000 |
6,468 |
0,000 |
0,000 |
Интерес к содержанию |
975,0 |
2346,0 |
114,0 |
-6,669 |
0,000 |
-6,677 |
0,000 |
0,000 |
Рефлексивность |
2336,5 |
984,5 |
164,5 |
6,192 |
0,000 |
6,195 |
0,000 |
0,000 |
«Базовый» фактор, обладающий наибольшей информативностью
Рисунок 5. Результаты факторного анализа диагностических данных
руководителей аграрных хозяйств
Таблица 4 - Сравнительный анализ структуры выделенных факторов в группах руководителей эффективных и неэффективных аграрных хозяйств
Факторы |
Подсистемы и компоненты ПГЛПД |
Личностные переменные, входящие в факторы | |
Эффективные хозяйственники |
Неэффективные Хозяйственники | ||
Фактор базовый |
базовая подсистема ПГЛПД, созидательно мотивационный компонент |
Информативность 32% мотивация достижения (0,799), толерантность к неопределенности (0,887), уровень субъективного контроля (0,735), установка на креативность (0,795), установка на инновации (0,711), привлекательность возможности/необходимости разрешать противоречия (0,745) |
Информационность 14% мотивации достижения (0,848), уровня субъективного контроля (0,863) и установки на креативность (0,797) |
Фактор предпринимательской направленности |
Ориентационная подсистема ПГЛПД, самооценочный и деятельностно-оценочный компоненты |
Информативность 18% самооценка способности к предпринимательской деятельности (0,703) привлекательность ненормированного напряженного режима (0,855), необходимости преодолевать трудные ситуации (0,794), соответствие деятельности характеру личности (0,720) |
Информативность 18% самооценка способности к предпринимательской деятельности (0,908) и оценка предпринимательской деятельности как соответствующей характеру личности (0,871), приемлемость для личности ненормированного напряженного режима работы (0,665) и необходимости преодолевать трудные ситуации (0, 605) |
Фактор 4 Рефлексивно-проективный |
Базовой и операциональная подсистемы ПГЛПД ,рефлексивно-проективный компонент |
информативность 11% индивидуальная мера рефлексивности (0,899) и прогностическая способность (0,900). |
Отсутствует |
Фактор Коммуникативно-мотивационный |
Подсистема ориентационная коммуникативно-мотивационный компонент |
Информативность 13% СП (–0,793) |
Информационность 12% СО (–0,762), СП (0,633) |
Фактор неприятия деятельности |
Подсистема ориентационная деятельностно-оценочный компонент |
Отсутствует |
Информативность 14% неприемлемость ответственности за себя, свое дело, других людей (–0,518) и риска (–0,699) |
Информация о работе Психологические аспекты предпринимательства