Психологические аспекты предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:05, автореферат

Краткое описание

Личностные детерминанты предпринимательства неоднократно становились предметом теоретических и эмпирических исследований, как за рубежом, так и в отечественной науке. В научных трудах, посвященных предпринимательству как экономическому, социокультурному и психологическому феномену накоплен значительный массив данных, сопоставление и обобщение которых приводят к выводу, что выбор и успешность предпринимательской деятельности определяются не столько отдельными индивидуально-психологическими особенностями её субъекта или их агрегативным эффектом, сколько их системными взаимосвязями в структуре его личности.

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора псих.doc

— 487.00 Кб (Скачать)


 

 

 






 

 




 

 

 


 

Необходимыми психолого-педагогическими условиями формирования ЛГПД студентов в период их обучения выступают развивающая образовательная среда вуза (И.А. Зимняя, В.И. Панов, В.В. Рубцов, И.С. Якиманская и др.), ориентированная на развитие субъектности студентов; системный личностно-развивающий подход, в рамках которого профессионально-личностное развитие понимается, прежде всего, как качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящего к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина, 1999-2011); оптимизация организационно-культурной среды вуза, наличие целевой программы психологического сопровождения, ориентированного на актуализацию личностного потенциала и пополнения резервных возможностей всех субъектов образовательного пространства вуза в единстве с активизацией потенциала среды (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, С.Б.  Малых, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, М.И. Плугина, Е.А. Яблокова идр.); интегрирование в учебный процесс психологических технологий формирования ЛГПД, основанных на описанных выше концептуальных положениях и учитывающих специфику «стартового» состояния формируемого личностного образования у конкретной категории студентов. Внутренние психологические условия формирования ЛГПД студента – это внутренняя среда его личности, прежде всего, внутренняя детерминация его активности. Внешне-внутренние условия представлены системой интер-и интрапсихологических факторов, определяемых участием студентов в полисубъектном взаимодействии (И.И. Вачков, Л.М. Митина и др.), прежде всего, в полисубъекте «преподаватель-студент-психолог».

В числе направлений целевой программы психологического сопровождения формирования ЛГПД студента выделены: сопровождение формирования ЛГПД в учебном процессе, формирование ЛГПД вне учебного процесса, психологическое сопровождение студенческого самоуправления и студенческих бизнес-структур, оптимизация организационно-культурной среды вуза. Необходимость выделения последнего из направлений обоснованна как научными данными о влиянии организационной культуры вуза на

профессионально-личностное развитие студентов, так и результатами собственного эмпирического исследования представлений преподавателей отраслевого вуза о необходимых современному специалисту личностных качествах (как элемента организационно-культурной среды вуза), обнаружившего, что эти представления неблагоприятны для формирования ЛГПД студентов (объем выборки – 140 преподавателей).

В качестве психолого-педагогического средства формирования ЛГПД студента в учебном процессе предложена технология, включившая подсистемы, взаимодействие которых обеспечивает достижение необходимых результатов (рисунок 4). Разработка технологии опиралась на комплексный, системный (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.), системный личностно-развивающий (Л.М.Митина) подходы, положения о субъектной детерминации жизнедеятельности и профессионального развития (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн), принцип развития психики в деятельности (А.Н.  Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип порождения профессионального будущего (С.А. Минюрова, Л.М. Митина) как представленности во внутреннем мире человека направленности на порождение будущего, предвосхищение будущего и становление образа самого себя какпрофессионала в будущем в социальном окружении, принцип «минимизации издержек клиента», подразумевающий минимизацию возможного «ущерба» организации учебного процесса. Методологически значимыми при разработке технологии выступали понятия самопознания и самопонимания (В.В. Знаков, 2007, 2009 и др.), концепция оптимального смысла жизни (В.Э.Чудновский, 2004 и др.).

Технология представлена психологическим модулем (психологический тренинг + индивидуальное консультирование) включающим пять

 

Рисунок 4. Подсистемы технологии формирования ПГЛПД студента

 

этапов, психологическое содержание которых составляют процессы, направленные на последовательное осознание личностью собственного способа жизнедеятельности и профессионализации как условия достижения жизненных целей, новых возможностей самоосуществления в предпринимательской деятельности, своих возможностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности. Выделение рефлексии в качестве основного «инструмента» формирования ЛГПД студента диктуется результатами современных психологических исследований (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Исаев, А.В. Карпов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, В.В. Столин), в которых она выступает как механизм самопознания, самопонимания, как метасистемный уровень психики, посредством которого осуществляется ее саморазвитие. Технология создает условия для конструирования личностью собственной субъектности и себя в предпринимательстве путем актуализации рефлексивного ресурса разрешения внутриличностных противоречий и осознания необходимости преобразования своего внутреннего мира.

Эмпирическое подтверждение концептуальной модели и эффективности разработанной на её основе психологической технологии

 

Элементы

Таблица 2 - Алгоритмическая подсистема технологии (этапы технологии)

Вовлечение

Самопознание

Развитие

потенциала

переоценка

проектирование

Цель

создание привлекательного образа предпринимателя и предпринимательской деятельности

повышение общего уровня самосознания и осознания своих возможностей как предпринимателя

формирование компонентов ЛГПД, развитие качеств, необходимых для эффективного осуществления предпринимательской деятельности

формирование новой самооценки на основе опыта, полученного в процессе групповой работы

проектирование предпринимательской деятельности как одной из альтернатив профессионального будущего

Задачи

обеспечение информированности о психологических особенностях предпринимательской деятельности и ее требованиях к личности предпринимателя, осознание значения личности предпринимателя для развития его собственного дела и для социально-экономического развития общества, пробуждение  (подкрепление) интереса к предпринимательской деятельности как возможности контролировать свои жизнь и благосостояние

осознание особенностей и причин своего отношения к предпринимательской деятельности (её привлекательности или неприемлемости) и связи этого отношения с индивидуально-психологическими особенностями личности, рефлексия собственных ограничений и возможностей как субъекта предпринимательской деятельности; осознание собственного способа жизнедеятельности как условия достижения жизненных целей.

развитие коммуникативной компетентности, гибкости (интеллектуальной и поведенческой), овладение навыками саморегуляции в стрессах

переструктурирование «Я-образа» предпринимателя на основе нового опыта, переоценка своей способности к предпринимательской деятельности, осознание на основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах, своих ресурсов и направлений саморазвития

проектирование личностью возможных вариантов своего профессионального будущего в рамках наемного труда, проектирование предпринимательской деятельности как одного из вариантов будущего

Содержание

совместное конструирование образа предпринимательской деятельности, обсуждение роли предпринимателей в развитии и благосостоянии общества, разработка  «модели личности эффективного предпринимателя

последовательная рефлексия собственных индивидуально-психологических качеств на основе обратной связи, как от психолога (по результатам психодиагностики), так и от других участников процесса, соотнесение полученных о себе сведений со своим предыдущим опытом и с требованиями, предъявляемыми к личности со стороны предпринимательской деятельности, рефлексия собственных преимуществ, ресурсов и ограничений как предпринимателя, рефлексия жизненных целей и планов и их связи с собственным способом жизнедеятельности.

развитие способности построения и развития делового контакта, взаимодействия с «трудным» партнером, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, развитие навыков ассертивного поведения, навыков эффективного взаимодействия при принятии групповых решений, освоение групповых методов творческого поиска, расширение репертуара поведенческих реакций, анализ индивидуальных реакций на трудные ситуации с точки зрения конструктивности/ неконструктивности, развитие креативности.

более высокий уровень рефлексии собственных возможностей и ограничений как предпринимателя на основе интегрирования прошлого и нового опыта.

построение и обсуждение в группе своей жизненной траектории, прогностическая рефлексия жизненных целей, оценка особенностей ближней, среднесрочной и дальней жизненной перспектив, осмысление текущих событий в контексте жизненных планов, рефлексия своих жизненных планов в контексте психологии возрастных кризисов и психологического возраста, рефлексия связи профессиональных планов с «предельными» жизненными целями, рефлексия собственного способа жизнедеятельности и концепции профессионализации

Методы

работа в малых группах (групповое моделирование); общегрупповая дискуссия

психодиагностика (личностных особенностей, являющихся структурными элементами психологической готовности к предпринимательской деятельности), составление автопортрета в символической форме, самопрезентация потенциального предпринимателя, общегрупповая дискуссия.

ролевые и деловые игры с применением видеотехники (видеотренинг), задания на принятие групповых решений, невербальные техники, упражнения на развитие креативности мышления, общегрупповая дискуссия.

самопрезентация «Я – предприниматель», составление «портретов», написание и обсуждение в группе индивидуальных эссе, дискуссия.

индивидуальные задания (на оценку собственной жизненной перспективы, на построение жизненной траектории и целеполагание, на определение психологического возраста) работа в малых группах, невербальные техники (символическое изображение прошлого, настоящего и будущего), общегрупповая дискуссия


 

формирования ЛГПД студента было получено в процессе констатирующего и формирующего экспериментов.

Ввиду необходимости проверки инвариантности разработанной модели ЛГПД применительно к той сфере (профессиональной деятельности, отрасли, сектору экономики), для которой осуществляется подготовка студентов, а также адаптации содержания технологии к контингенту студентов, для проведения экспериментов были выбраны аграрный сектор экономики как жизненно нуждающийся в специалистах с предпринимательским потенциалом и аграрный вуз, в котором ведется подготовка по широкому спектру различных профессий для этого сектора. Эмпирическая проверка инвариантности концептуальной модели на материале аграрных предпринимателей была осуществлена в процессе пятисерийного констатирующего эксперимента, для которого была разработана методическая программа, включившая как известные психодиагностические методики и анкеты, так и авторскую анкету «Привлекательность предпринимательской деятельности» (ППД). Данные об эффективности деятельности аграрных предпринимателей были предоставлены Министерством сельского хозяйства Ульяновской области. Всего в пяти сериях исследования приняли участие 1321 человек (81 руководитель негосударственных аграрных хозяйств, 90 фермеров, 848 сельских жителей, являющихся специалистами негосударственных сельхозпредприятий и хозяевами личных подсобных хозяйств, 303 студента выпускного курса аграрного вуза).

В исследовании было установлено, что руководители эффективных и неэффективных хозяйств статистически значимо отличаются по личностным показателям, отраженным в модели ЛГПД (таблица 3), у них отсутствуют случаи амбивалентного отношения к предпринимательской деятельности, привлекательность для них имманентных предпринимательской деятельности сторон выше (при р = 0,000). Факторный анализ выявил трехфакторную структуру полученных данных с суммарной информативностью 66% (рисунок 5). Выделенные

 

Таблица 3 – Различия эффективных и неэффективных аграрных предпринимателей по личностным переменным, образующим компоненты ЛГПД

 

Переменные

Rank

Sum

эфф.

Rank

Sum неэфф.

U

Z

p-

level

Z

p-

level

2*1 sided

1

2

3

4

5

6

7

8

11

̄Мотивация достижения

2365,5

955,5

135,5

6,466

0,000

6,467

0,000

0,000

СО в мотивации аффилиации

975,0

2346,0

114,0

-6,669

0,000

-6,677

0,000

0,000

̄Толерантность к неопределенности

2336,5

984,5

164,5

6,192

0,000

6,195

0,000

0,000

Интернальность

2405,0

916,0

96,0

6,839

0,000

6,854

0,000

0,000

Прогностическая способность

2183,0

1138,0

318,0

4,742

0,000

4,778

0,000

0,000

Установка на инновации

2204,5

1116,5

296,5

4,945

0,000

4,993

0,000

0,000

Установка на креативность

2341,5

979,5

159,5

6,239

0,000

6,310

0,000

0,000

Самооценка предпринимательской способности

2068,5

1252,5

432,5

3,660

0,003

3,6678

0,003

0,002

Оценка деятельности как соответствующей характеру личности

2365,5

955,5

135,5

6,466

0,000

6,468

0,000

0,000

Интерес к содержанию

975,0

2346,0

114,0

-6,669

0,000

-6,677

0,000

0,000

Рефлексивность

2336,5

984,5

164,5

6,192

0,000

6,195

0,000

0,000


 


«Базовый» фактор, обладающий наибольшей информативностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Результаты факторного анализа диагностических данных

руководителей аграрных хозяйств

 

Таблица 4 - Сравнительный анализ структуры выделенных факторов в группах руководителей эффективных и неэффективных аграрных хозяйств

 

Факторы

Подсистемы и компоненты

ПГЛПД

Личностные переменные, входящие в факторы

Эффективные хозяйственники

Неэффективные

Хозяйственники

Фактор

базовый

базовая подсистема ПГЛПД, созидательно мотивационный компонент

Информативность 32% мотивация достижения (0,799), толерантность к неопределенности (0,887), уровень субъективного контроля (0,735), установка на креативность (0,795), установка на инновации (0,711), привлекательность возможности/необходимости разрешать противоречия (0,745)

Информационность 14%

мотивации достижения (0,848), уровня субъективного контроля (0,863) и установки на креативность (0,797)

Фактор

предпринимательской направленности

Ориентационная подсистема

ПГЛПД, самооценочный и деятельностно-оценочный компоненты

Информативность 18%

самооценка способности к предпринимательской деятельности (0,703) привлекательность ненормированного напряженного режима (0,855), необходимости преодолевать трудные ситуации (0,794), соответствие деятельности характеру личности (0,720)

Информативность 18%

самооценка способности к предпринимательской деятельности (0,908) и оценка предпринимательской деятельности как соответствующей характеру личности (0,871), приемлемость для личности ненормированного напряженного режима работы (0,665) и необходимости преодолевать трудные ситуации (0, 605)

Фактор 4

Рефлексивно-проективный

Базовой и операциональная подсистемы  ПГЛПД ,рефлексивно-проективный компонент

информативность 11%

индивидуальная мера рефлексивности (0,899) и прогностическая способность (0,900).

Отсутствует

Фактор 

Коммуникативно-мотивационный

Подсистема

ориентационная

коммуникативно-мотивационный компонент

Информативность 13%

СП (–0,793)

Информационность 12%

СО (–0,762), СП (0,633)

Фактор

неприятия деятельности

Подсистема ориентационная

деятельностно-оценочный компонент

Отсутствует

Информативность 14%

неприемлемость ответственности за себя, свое дело, других людей (–0,518) и риска (–0,699)

Информация о работе Психологические аспекты предпринимательства