Психологические аспекты предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:05, автореферат

Краткое описание

Личностные детерминанты предпринимательства неоднократно становились предметом теоретических и эмпирических исследований, как за рубежом, так и в отечественной науке. В научных трудах, посвященных предпринимательству как экономическому, социокультурному и психологическому феномену накоплен значительный массив данных, сопоставление и обобщение которых приводят к выводу, что выбор и успешность предпринимательской деятельности определяются не столько отдельными индивидуально-психологическими особенностями её субъекта или их агрегативным эффектом, сколько их системными взаимосвязями в структуре его личности.

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора псих.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

 

 

факторы соотносимы с подсистемами ЛГПД в концептуальной модели, однако, в структуре факторов, выделенных в группе руководителей эффективных хозяйств, в более полном объеме представлены личностные переменные, входящие в соответствующие компоненты ЛГПД (таблица 4). Множественный регрессионный анализ позволил установить, что на желание руководителей аграрных хозяйств заниматься предпринимательством влияют все выделенные факторы (уравнение регрессии: 5,124 +0,653Ф1 + 1,024Ф2 + 0,235Ф3), факторами-предикторами их самоэффективности выступают «базовый» и «самооценочный» факторы (4,901 + 0,481Ф1 + 0,527Ф2). Полученные регрессии объясняют в первом случае 74% (R12=0,743), во втором – 42 % (R22=0,415) дисперсии.

Выявлены различия в ценностных ориентациях эффективных и неэффективных руководителей аграрных хозяйств, входящих в структуру их индивидуальной управленческой концепции (при р = 0,000). Если в управленческих концепциях руководителей эффективных аграрных хозяйств в большей степени представлены ценностные ориентации стратегического уровня: ориентации на макроэкономический анализ и установка на инновации, то руководители неэффективных хозяйств в большей мере ориентированы на уровень средств достижения цели. При этом в структуре уровня средств так же существуют отличия (рисунок 6).

Аналогичные различия выявлены между группами фермеров, использующих возможности государственных программ поддержки аграрного предпринимательства для инвестирования в развитие собственного дела, и фермеров, избегающих участия в этих программах.

Полученные на данной выборке эмпирические данные имеют аналогичную трехфакторную структуру с высокой общей информативностью 69%. В «базовый» фактор, объясняющий 35% суммарной дисперсии переменных, вошли привлекательность ответственности за себя, свое дело и других людей (0,716), мотивация достижения (0,867), толерантность к неопределенности (0,781), интернальность (0,876), прогностическая способность (0,878) и показатель СО в мотивации аффилиации с отрицательным значением (-0,788). «Самооценочный» 


 

Рисунок 6. Соотношение ценностных ориентаций в индивидуальных управленческих концепциях руководителей аграрных хозяйств

 

фактор включил самооценку способности к предпринимательской деятельности (0,794) и соответствие деятельности характеру личности (0,834), приемлемость трудных ситуаций (0,707) и ненормированного режима (0,703). «Коммуникативный» фактор включил показатель СП в мотивации аффилиации (0, 716). По всем переменным, вошедшим в факторы, между сравниваемыми группами фермеров выявлены статистически значимые различия. Множественная регрессия показала, что на желание фермеров заниматься предпринимательством влияют все три выделенных фактора (формула: 4,967+    1,162Ф1+0,461Ф2+0,294Ф3 при р = 0,.000 объясняет 74% дисперсии, R12=0,74), из чего следует, что привлекательность для фермеров предпринимательской деятельности, детерминирована сложными констелляциями личностных особенностей, выделенных в концептуальной модели ЛГПД.

Установлена связь привлекательности для аграриев предпринимательской деятельности с особенностями их экономического самоопределения: объяснение богатства/бедности людей какими-либо причинами, кроме как их индивидуальными способностями и усилиями, отрицательно коррелирует с оценкой агрария предпринимательской деятельности как соответствующей

 

его характеру (R=-0,408; р=0,000) и с его интересом к содержанию этой деятельности (R=-0,217; р = 0,028). Выявлена отрицательная корреляция привлекательности для сельского жителя предпринимательской деятельности с объяснением богатства/бедности людей их способностью нарушать нормы права и морали (R= -0,217; р < 0,028).

Установлено влияние на желание студентов-аграриев заниматься предпринимательством (р < 0,001) и самооценки способности к ней (р < 0,000) нравственной оценки денег, а также страха отвержения в мотивации аффилиации (бета = - 0, 29; р = 0,004), интернальности (бета = 0, 33 при р = 0,001 и  бета = 0, 26 при р = 0,02 соответственно) и мотивации достижения (бета = 0, 42 при р = 0,000 и бета = 0, 32; р = 0,01 соответственно).

Таким образом, из полученных результатов следует, что:

  • на желание предпринимателя-агрария заниматься предпринимательством и на его самоэффективность в этой деятельности влияют не отдельные личностные качества, а образуемые ими констелляции;
  • существует связь эффективности хозяйственной деятельности предпринимателя-агрария с личностными структурами, выделенными в концептуальной модели ЛГПД;
  • имеют место специфические для агрария связи его личностных особенностей с привлекательностью для него предпринимательства и самооценки способности к ней, которые получают объяснение при анализе историко-культурного, социально-психологического контекстов формирования и реализации личностного потенциала предпринимателя в отечественном аграрном секторе (М.П. Гурьянова, Л.В. Данилова и В.А. Данилов, М.И. Мельникова, Е.Л. Пинтелеева, А.А. Мосина, В.П. Позняков, О.П. Фадеева, Л.Г. Хайбуллаева, Е.В. Шорохова и др.).  Этот анализ свидетельствует о неблагоприятности указанных «контекстов» для формирования ЛГПД агрария, прежде всего её базовой подсистемы. Вместе с тем, подтверждается, что психологическим основанием решения агрария заняться предпринимательством выступает многоаспектный выбор, который преимущественно не рефлексируется, но в основе которого лежат принятые

 

Рисунок 7. Альтернативы выбора агрария при принятии решения заняться

предпринимательской деятельностью

 

личностью способ жизнедеятельности и профессионализации (рисунок 7).

Обобщенные результаты пяти серий констатирующего эксперимента служат эмпирическим подтверждением инвариантности разработанной концептуальной модели ЛГПД для аграрного предпринимательства, отражая, вместе с тем, её специфику, которая была учтена при адаптации разработанной технологии формирования ЛГПД для студентов аграрных вузов, которые в большинстве своем являются выходцами из села.

Эффективность технологии проверялась в процессе пятилетнего формирующего эксперимента, в котором испытуемыми являлись студенты третьих курсов. Объем выборки 188 студентов. Экспериментальными критериями эффективности технологии выступали: позитивная динамика когнитивных, мотивационных и поведенческих особенностей студентов экспериментальных групп (при отсутствии таковой в контрольных группах), ее закономерность (то есть повторяемость в группах студентов разных

 

«поколений») и устойчивость изменений личностных особенностей во времени. Поэтому план экспериментального исследования включал два этапа, на первом из которых изучалась динамика личностных особенностей студентов экспериментальных и контрольных групп и её закономерность (реализация технологии в течение трех лет на трех поколениях студентов), а на втором – устойчивость позитивных изменений во времени (диагностика и сравнительный  анализ изучаемых личностных особенностей студентов экспериментальных и контрольных групп через год и два года на этапе

 

Переменные

Rank SumК

Rank SumЭ

U

Z – ad.

p-level

NP

8072,5

9693,5

1744,5

-6,908

0,000

Мотивация достижения

8476,0

9290,0

2148,0

-5,759

0,000

Толерантность к неопределенности

8235,0

9531,0

1907,0

-6,419

0,000

Интернальность

7899,0

9867,0

1571,0

-7,344

0,000

Рефлексивность

8679,0

9087,0

2351,0

-5,206

0,000

СП в мотивации аффилиации

9752,0

8014,0

3424,0

-2,275

0,023

СО в мотивации аффилации

12506,0

5260,0

2334,0

5,252

0,000

Прогностическая способность

8395,0

9371,0

2067,0

-6,073

0,000

Самооценка способности к предпринимательству

8674,0

9092,0

2346,0

-5,368

0,000

Привлекательность имиджа предпринимателя

8274,0

9492,0

1946,0

-6,538

0,000

Привлекательность общения с разными партнерами

8218,0

9548,0

1890,0

-6,774

0,000

Привлекательность ответственности за себя, свое дело и других

7876,0

9890,0

1548,0

-7,576

0,000

Привлекательность напряженного ненормированного режима

8244,0

9522,00

1916,0

-6,588

0,000

Привлекательность необходимости преодолевать противоречия

8695,5

9070,5

2367,5

-5,302

0,000

Привлекательность риска

8224,5

9541,5

1896,5

-6,600

0,000

Привлекательность самостоятельности, независимости

7607,5

10158,5

1279,5

-8,298

0,000

Привлекательность преодоления трудных ситуаций

9343,0

8423,0

3015,0

-3,523

0,000

Творческий подход, креативность

8433,5

9332,5

2105,5

-6,120

0,000

Прибыль

8879,0

8887,0

2551,0

-4,895

0,000

Соответствие деятельности

характеру

9094,5

8671,5

2766,5

-4,207

0,000

Интерес к содержанию

деятельности

7743,0

10023,0

1415,0

-7,987

0,000




Таблица 5 – Личностные особенности студентов экспериментальных и контрольных групп через два года после применения технологии

 

выпуска). На первом этапе в экспериментальных группах всех трех серий была выявлена (при р < 0,000) положительная динамика в самооценке студента в способности к предпринимательству и в показателях интереса к содержанию деятельности, в показателях привлекательности имманентных предпринимательской деятельности сторон, в показателях жизненной перспективы. Мониторинг динамики измеряемых показателей (повторная диагностика через два года) показал, что выпускники, входившие в экспериментальные группы, обладают более высокими показателями личностных переменных, являющихся предпосылками успешности в предпринимательстве (таблица 5).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Динамика показателей привлекательности предпринимательской деятельности для студентов экспериментальной и контрольной групп в течение двух лет (1 – желание заниматься предпринимательством; 2- самооценка способности к предпринимательству; 13 – оценка деятельности как соответствующей собственному характеру, 14 – интерес к содержанию деятельности; 3-12 – показатели привлекательности имманентных предпринимательской деятельности сторон: 3- имиджа предпринимателя, 4- интенсивного общения с разными партнерами, 5- ответственности за себя, других и дело, 6-напряженного ненормированного режима, 7- необходимости разрешения конфликтов, принятия совместных решений в условиях противоречий, 8- самостоятельности, независимости, 9 – риска, 10- необходимости преодоления трудных ситуаций; 11- проявления креативности, творческого подхода, 12 – прибыли).

 

Установлены различия в оценке жизненной перспективы, которая студентами экспериментальных групп оценивается как более управляемая (Z=4,345, при

 

p = 0,000) и спроецированная на больший период (Z=5,975, при p = 0,000) в будущее. Выделенные в экспериментальных группах факторы (таблица 6), в отличие от факторов, выделенных в контрольных группах, по своей структуре соотносимы с подсистемами ЛГПД, а также с факторами, выделенными в группе эффективных аграрных предпринимателей. Динамика уровней ЛГПД студентов экспериментальных групп была более выраженной, чем в контрольных (рисунки 8-9).

Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность разработанной технологии формирования ЛГПД. Разработанная технология может быть внедрена в образовательную деятельность служб информационно-консультативного сопровождения АПК (ИКС). Так, после реализации краткосрочных психологических модулей в рамках повышения квалификации руководителей АПК Ульяновской области в 2006 году все участники (800 респондентов) сообщили

 

 

Рисунок 9. Динамика уровня ЛГПД студентов в период мониторинга

 

 

 

 

 

Таблица 6 – Соответствие факторов, выделенных к экспериментальных группах, компонентам ЛГПД в концептуальной модели

 

 

ФАКТОРЫ

 «Деятельностно-оценочный»

 «Самооценочный»

«Базовый»

«Коммуникативно-мотивационный

Личностные переменные, вошедшие в фактор

Интерес к содержанию деятельности (0,790), привлекательность имиджа предпринимателя (0,703)

Соответствие деятельности характеру личности (0,827), самооценка способности  к ней (0,820), приемлемость ненормированного режима (0,788), необходимости разрешать противоречия (0,720), разрешения трудных  ситуаций (0,786),

интернальность (0,741), мотивация достижения (0,682), рефлексивность (0,823), толерантность к неопределенности (0,685), прогностическая способность (0,784)

СП в мотивации аффилиации (-0,861)

Подсистемы ЛГПД, соотносимые с факторами

Ориентационная подсистема

Базовая подсистема

Операциональная подсистема

Ориентационная подсистема

Компоненты ЛГПД, соотносимые с выделенными

«деятельностно-оценочный» и «самооценочный»

«созидательно-мотивационный, и «рефлексивно-проективный»

«коммуникативно-мотивационный»


 

сообщили о возникшей у них потребности в самопознании и психологическом сопровождении их деятельности. В настоящее время в рамках региональной ИКС осуществляется психологическое сопровождение государственных программ поддержки малого предпринимательства на селе, а автор диссертации включен в состав Агропромышленной Палаты.

Выводы

  1. Актуальная потребность в специалистах с личностным потенциалом эффективного предпринимателя требует кардинальной смены подходов и технологий подготовки студентов вуза. Формирование ЛГПД в вузе обеспечивается системным взаимодействием целевой, содержательной (психологическое содержание личностного новообразования и психологические механизмы его формирования у студентов), критериально-оценочной, функциональной и технологической составляющих.

Информация о работе Психологические аспекты предпринимательства