Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:05, автореферат
Личностные детерминанты предпринимательства неоднократно становились предметом теоретических и эмпирических исследований, как за рубежом, так и в отечественной науке. В научных трудах, посвященных предпринимательству как экономическому, социокультурному и психологическому феномену накоплен значительный массив данных, сопоставление и обобщение которых приводят к выводу, что выбор и успешность предпринимательской деятельности определяются не столько отдельными индивидуально-психологическими особенностями её субъекта или их агрегативным эффектом, сколько их системными взаимосвязями в структуре его личности.
факторы соотносимы с подсистемами ЛГПД в концептуальной модели, однако, в структуре факторов, выделенных в группе руководителей эффективных хозяйств, в более полном объеме представлены личностные переменные, входящие в соответствующие компоненты ЛГПД (таблица 4). Множественный регрессионный анализ позволил установить, что на желание руководителей аграрных хозяйств заниматься предпринимательством влияют все выделенные факторы (уравнение регрессии: 5,124 +0,653Ф1 + 1,024Ф2 + 0,235Ф3), факторами-предикторами их самоэффективности выступают «базовый» и «самооценочный» факторы (4,901 + 0,481Ф1 + 0,527Ф2). Полученные регрессии объясняют в первом случае 74% (R12=0,743), во втором – 42 % (R22=0,415) дисперсии.
Выявлены различия в ценностных ориентациях эффективных и неэффективных руководителей аграрных хозяйств, входящих в структуру их индивидуальной управленческой концепции (при р = 0,000). Если в управленческих концепциях руководителей эффективных аграрных хозяйств в большей степени представлены ценностные ориентации стратегического уровня: ориентации на макроэкономический анализ и установка на инновации, то руководители неэффективных хозяйств в большей мере ориентированы на уровень средств достижения цели. При этом в структуре уровня средств так же существуют отличия (рисунок 6).
Аналогичные различия выявлены между группами фермеров, использующих возможности государственных программ поддержки аграрного предпринимательства для инвестирования в развитие собственного дела, и фермеров, избегающих участия в этих программах.
Полученные на данной выборке эмпирические
данные имеют аналогичную трехфакторную структуру с высокой
общей информативностью 69%. В «базовый»
фактор, объясняющий 35% суммарной дисперсии переменных,
вошли привлекательность ответственности
за себя, свое дело и других людей (0,716), мотивация достижения (0,867), толерантность к неопределенности
(0,781), интернальность (0,876), прогностическая способность (0,878) и показатель СО в мотивации аффилиации
с отрицательным значением (-0,788). «Самооценочный»
Рисунок 6. Соотношение ценностных ориентаций в индивидуальных управленческих концепциях руководителей аграрных хозяйств
фактор включил самооценку способности к предпринимательской деятельности (0,794) и соответствие деятельности характеру личности (0,834), приемлемость трудных ситуаций (0,707) и ненормированного режима (0,703). «Коммуникативный» фактор включил показатель СП в мотивации аффилиации (0, 716). По всем переменным, вошедшим в факторы, между сравниваемыми группами фермеров выявлены статистически значимые различия. Множественная регрессия показала, что на желание фермеров заниматься предпринимательством влияют все три выделенных фактора (формула: 4,967+ 1,162Ф1+0,461Ф2+0,294Ф3 при р = 0,.000 объясняет 74% дисперсии, R12=0,74), из чего следует, что привлекательность для фермеров предпринимательской деятельности, детерминирована сложными констелляциями личностных особенностей, выделенных в концептуальной модели ЛГПД.
Установлена связь привлекательности для аграриев предпринимательской деятельности с особенностями их экономического самоопределения: объяснение богатства/бедности людей какими-либо причинами, кроме как их индивидуальными способностями и усилиями, отрицательно коррелирует с оценкой агрария предпринимательской деятельности как соответствующей
его характеру (R=-0,408; р=0,000) и с его интересом к содержанию этой деятельности (R=-0,217; р = 0,028). Выявлена отрицательная корреляция привлекательности для сельского жителя предпринимательской деятельности с объяснением богатства/бедности людей их способностью нарушать нормы права и морали (R= -0,217; р < 0,028).
Установлено влияние на желание студентов-аграриев заниматься предпринимательством (р < 0,001) и самооценки способности к ней (р < 0,000) нравственной оценки денег, а также страха отвержения в мотивации аффилиации (бета = - 0, 29; р = 0,004), интернальности (бета = 0, 33 при р = 0,001 и бета = 0, 26 при р = 0,02 соответственно) и мотивации достижения (бета = 0, 42 при р = 0,000 и бета = 0, 32; р = 0,01 соответственно).
Таким образом, из полученных результатов следует, что:
Рисунок 7. Альтернативы выбора агрария при принятии решения заняться
предпринимательской деятельностью
личностью способ жизнедеятельности и профессионализации (рисунок 7).
Обобщенные результаты пяти серий констатирующего эксперимента служат эмпирическим подтверждением инвариантности разработанной концептуальной модели ЛГПД для аграрного предпринимательства, отражая, вместе с тем, её специфику, которая была учтена при адаптации разработанной технологии формирования ЛГПД для студентов аграрных вузов, которые в большинстве своем являются выходцами из села.
Эффективность технологии проверялась в процессе пятилетнего формирующего эксперимента, в котором испытуемыми являлись студенты третьих курсов. Объем выборки 188 студентов. Экспериментальными критериями эффективности технологии выступали: позитивная динамика когнитивных, мотивационных и поведенческих особенностей студентов экспериментальных групп (при отсутствии таковой в контрольных группах), ее закономерность (то есть повторяемость в группах студентов разных
«поколений») и устойчивость изменений личностных особенностей во времени. Поэтому план экспериментального исследования включал два этапа, на первом из которых изучалась динамика личностных особенностей студентов экспериментальных и контрольных групп и её закономерность (реализация технологии в течение трех лет на трех поколениях студентов), а на втором – устойчивость позитивных изменений во времени (диагностика и сравнительный анализ изучаемых личностных особенностей студентов экспериментальных и контрольных групп через год и два года на этапе
Переменные |
Rank SumК |
Rank SumЭ |
U |
Z – ad. |
p-level |
NP |
8072,5 |
9693,5 |
1744,5 |
-6,908 |
0,000 |
Мотивация достижения |
8476,0 |
9290,0 |
2148,0 |
-5,759 |
0,000 |
Толерантность к неопределенности |
8235,0 |
9531,0 |
1907,0 |
-6,419 |
0,000 |
Интернальность |
7899,0 |
9867,0 |
1571,0 |
-7,344 |
0,000 |
Рефлексивность |
8679,0 |
9087,0 |
2351,0 |
-5,206 |
0,000 |
СП в мотивации аффилиации |
9752,0 |
8014,0 |
3424,0 |
-2,275 |
0,023 |
СО в мотивации аффилации |
12506,0 |
5260,0 |
2334,0 |
5,252 |
0,000 |
Прогностическая способность |
8395,0 |
9371,0 |
2067,0 |
-6,073 |
0,000 |
Самооценка способности к предпринимательству |
8674,0 |
9092,0 |
2346,0 |
-5,368 |
0,000 |
Привлекательность имиджа предпринимателя |
8274,0 |
9492,0 |
1946,0 |
-6,538 |
0,000 |
Привлекательность общения с разными партнерами |
8218,0 |
9548,0 |
1890,0 |
-6,774 |
0,000 |
Привлекательность ответственности за себя, свое дело и других |
7876,0 |
9890,0 |
1548,0 |
-7,576 |
0,000 |
Привлекательность напряженного ненормированного режима |
8244,0 |
9522,00 |
1916,0 |
-6,588 |
0,000 |
Привлекательность необходимости преодолевать противоречия |
8695,5 |
9070,5 |
2367,5 |
-5,302 |
0,000 |
Привлекательность риска |
8224,5 |
9541,5 |
1896,5 |
-6,600 |
0,000 |
Привлекательность самостоятельности, независимости |
7607,5 |
10158,5 |
1279,5 |
-8,298 |
0,000 |
Привлекательность преодоления трудных ситуаций |
9343,0 |
8423,0 |
3015,0 |
-3,523 |
0,000 |
Творческий подход, креативность |
8433,5 |
9332,5 |
2105,5 |
-6,120 |
0,000 |
Прибыль |
8879,0 |
8887,0 |
2551,0 |
-4,895 |
0,000 |
Соответствие деятельности характеру |
9094,5 |
8671,5 |
2766,5 |
-4,207 |
0,000 |
Интерес к содержанию деятельности |
7743,0 |
10023,0 |
1415,0 |
-7,987 |
0,000 |
Таблица 5 – Личностные особенности студентов экспериментальных и контрольных групп через два года после применения технологии
выпуска). На первом этапе в экспериментальных группах всех трех серий была выявлена (при р < 0,000) положительная динамика в самооценке студента в способности к предпринимательству и в показателях интереса к содержанию деятельности, в показателях привлекательности имманентных предпринимательской деятельности сторон, в показателях жизненной перспективы. Мониторинг динамики измеряемых показателей (повторная диагностика через два года) показал, что выпускники, входившие в экспериментальные группы, обладают более высокими показателями личностных переменных, являющихся предпосылками успешности в предпринимательстве (таблица 5).
Рисунок 7. Динамика показателей привлекательности предпринимательской деятельности для студентов экспериментальной и контрольной групп в течение двух лет (1 – желание заниматься предпринимательством; 2- самооценка способности к предпринимательству; 13 – оценка деятельности как соответствующей собственному характеру, 14 – интерес к содержанию деятельности; 3-12 – показатели привлекательности имманентных предпринимательской деятельности сторон: 3- имиджа предпринимателя, 4- интенсивного общения с разными партнерами, 5- ответственности за себя, других и дело, 6-напряженного ненормированного режима, 7- необходимости разрешения конфликтов, принятия совместных решений в условиях противоречий, 8- самостоятельности, независимости, 9 – риска, 10- необходимости преодоления трудных ситуаций; 11- проявления креативности, творческого подхода, 12 – прибыли).
Установлены различия в оценке жизненной перспективы, которая студентами экспериментальных групп оценивается как более управляемая (Z=4,345, при
p = 0,000) и спроецированная на больший период (Z=5,975, при p = 0,000) в будущее. Выделенные в экспериментальных группах факторы (таблица 6), в отличие от факторов, выделенных в контрольных группах, по своей структуре соотносимы с подсистемами ЛГПД, а также с факторами, выделенными в группе эффективных аграрных предпринимателей. Динамика уровней ЛГПД студентов экспериментальных групп была более выраженной, чем в контрольных (рисунки 8-9).
Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность разработанной технологии формирования ЛГПД. Разработанная технология может быть внедрена в образовательную деятельность служб информационно-консультативного сопровождения АПК (ИКС). Так, после реализации краткосрочных психологических модулей в рамках повышения квалификации руководителей АПК Ульяновской области в 2006 году все участники (800 респондентов) сообщили
Рисунок 9. Динамика уровня ЛГПД студентов в период мониторинга
Таблица 6 – Соответствие факторов, выделенных к экспериментальных группах, компонентам ЛГПД в концептуальной модели
ФАКТОРЫ | |||||
«Деятельностно-оценочный» |
«Самооценочный» |
«Базовый» |
«Коммуникативно-мотивационный | ||
Личностные переменные, вошедшие в фактор |
Интерес к содержанию деятельности (0,790), привлекательность имиджа предпринимателя (0,703) |
Соответствие деятельности характеру личности (0,827), самооценка способности к ней (0,820), приемлемость ненормированного режима (0,788), необходимости разрешать противоречия (0,720), разрешения трудных ситуаций (0,786), |
интернальность (0,741), мотивация достижения (0,682), рефлексивность (0,823), толерантность к неопределенности (0,685), прогностическая способность (0,784) |
СП в мотивации аффилиации (-0,861) | |
Подсистемы ЛГПД, соотносимые с факторами |
Ориентационная подсистема |
Базовая подсистема |
Операциональная подсистема |
Ориентационная подсистема | |
Компоненты ЛГПД, соотносимые с выделенными |
«деятельностно-оценочный» и «самооценочный» |
«созидательно-мотивационный, и «рефлексивно-проективный» |
«коммуникативно-мотивационный» |
сообщили о возникшей у них потребности в самопознании и психологическом сопровождении их деятельности. В настоящее время в рамках региональной ИКС осуществляется психологическое сопровождение государственных программ поддержки малого предпринимательства на селе, а автор диссертации включен в состав Агропромышленной Палаты.
Выводы
Информация о работе Психологические аспекты предпринимательства