Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:34, реферат
Основными задачами медицинской сестры хирургического кабинета являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-хирурга в поликлинике и участие в организации специализированной медицинской помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники, а также рабочим и служащим прикрепленных предприятий. Назначение и увольнение медицинской сестры хирургического кабинета осуществляется главным врачом поликлиники в соответствии с действующим законодательством. Медицинская сестра хирургического кабинета подчиняется непосредственно врачу-хирургу и работает под его началом. В своей работе медсестра руководствуется должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинического учреждения.
1. Устройство хирургического отделения
Основные структурные подразделения хирургического отделения:
1. Операционный блок.
2. Палаты.
3. Подсобные помещения:
- манипуляционная;
- бельевая;
- ванная комната;
- клизменная;
- санузлы;
- столовая, буфетная;
- сестринская;
- комната сестры-хозяйки;
- холл для отдыха больных;
- ординаторская;
- кабинет заведующего
- кабинет старшей медсестры;
- пост медсестры.
2. Хирургическая деятельность медицинской сестры
Работа в поликлинике.
Свою деятельность хирургическая медицинская сестра поликлиники осуществляет в хирургическом кабинете (хирургическом отделении), где осуществляется лечение больных с хирургическими заболеваниями, не требующими их нахождения в стационаре. Это большая группа пациентов с легкими гнойно-воспалительными заболеваниями. Основная масса пациентов с хирургическими заболеваниями проходит обследование в поликлинике и направляется на оперативное лечение в стационар. Здесь также осуществляется лечение оперированных и проходит их реабилитация.
Основными задачами медицинской сестры хирургического кабинета являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-хирурга в поликлинике и участие в организации специализированной медицинской помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники, а также рабочим и служащим прикрепленных предприятий. Назначение и увольнение медицинской сестры хирургического кабинета осуществляется главным врачом поликлиники в соответствии с действующим законодательством. Медицинская сестра хирургического кабинета подчиняется непосредственно врачу-хирургу и работает под его началом. В своей работе медсестра руководствуется должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинического учреждения.
Работа медицинской сестры поликлиники многообразна. Медицинская сестра хирургического кабинета:
•готовит перед амбулаторным приемом врача-хирурга рабочие места, контролируя наличие необходимого медицинского инструментария, инвентаря, документации, проверяя исправность аппаратуры и средств оргтехники;
•получает из центрального стерилизационного отделения (ЦСО) необходимый хирургический материал для работы в операционной и перевязочной;
•накрывает стерильный столик для инструментов и перевязочного материала на 5—10 перевязок и экстренных операций;
• приносит перед началом приема из картохранилища медицинские карты амбулаторных больных, подобранные регистраторами в соответствии с листами самозаписи;
•передает в регистратуру листы самозаписи больных, талоны на прием к врачу на текущую неделю;
• своевременно получает результаты исследований и расклеивает их в медицинские карты амбулаторных больных;
• регулирует поток посетителей путем фиксирования соответствующего времени в листах самозаписи для повторных больных и выдачи им талонов;
• сообщает в картохранилище обо всех случаях передачи медицинских карт амбулаторных больных в другие кабинеты для внесения соответствующей записи в карте-заменителе;
• принимает самое активное участие в приеме больных, при необходимости помогает больным подготовиться к осмотру врача;
• помогает хирургу при выполнении амбулаторных операций и наложении повязок. В связи с этим она должна в совершенстве владеть десмургией, делать перевязки, инъекции и венепункции, владеть навыками операционной сестры, знать методы профилактики хирургической инфекции (строго соблюдать асептику и антисептику);
• объясняет больным способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;
• путем выписки требования на медикаменты и перевязочный материал получает их у главной медицинской медсестры в поликлинике;
• после приема и проведения операций и перевязок медицинская сестра приводит в порядок операционную, перевязочную, моет и сушит хирургический инструментарий, пополняет запасы лекарственных средств;
• оформляет под контролем врача медицинскую документацию: направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты, статистические талоны, санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт амбулаторных больных, листки нетрудоспособности, справки о временной нетрудоспособности, направления на контрольно-экспертную комиссию (КЭК) и медико-социальную экспертизу (МСЭК), журналы записи амбулаторных операций, ежедневные статические отчеты, дневник работы среднего медицинского персонала и др.;
• участвует в проведении санитарно-просветительной работы среди больных;
• систематически повышает свою квалификацию путем изучения соответствующей литературы, участия в конференциях, семинарах.
Медицинская сестра хирургического кабинета имеет право:
• предъявлять требования администрации поликлиники по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное выполнение своих должностных обязанностей;
• принимать участие в совещаниях (собраниях) при обсуждении работы хирургического кабинета, получать необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от врача-хирурга, старшей медицинской сестры отделения (ответственной по кабинету), главной медицинской сестры;
• требовать от посетителей соблюдения правил внутреннего распорядка поликлиники; овладевать смежной специальностью;
• давать указания и контролировать работу младшего медицинского персонала хирургического кабинета;
• повышать свою квалификацию на рабочем месте и курсах усовершенствования в установленном порядке.
Оценка работы медицинской сестры хирургического кабинета проводится врачом-хирургом, главной (старшей) медицинской сестрой на основании учета выполнения ею своих функциональных обязанностей, соблюдения правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, морально-этических норм, общественной активности. Медицинская сестра хирургического кабинета несет ответственность за выполнение своих обязанностей. Виды персональной ответственности определяются в соответствии с действующим законодательством.
Работа в хирургическом стационаре.
Палатная (постовая) медицинская сестра — наименование должности среднего медицинского работника.
На должность палатной медицинской сестры принимаются лица, имеющие законченное медицинское образование. Принимаются и увольняются они главным врачом больницы по представлению главной медсестры. Перед поступлением на работу медсестра проходит обязательное медицинское обследование.
Палатная медицинская сестра находится в непосредственном подчинении у заведующего отделением и старшей медицинской сестры отделения. Работает под руководством ординатора отделения и старшей медицинской сестры, а в период их отсутствия — дежурного врача. В непосредственном подчинении у палатной медсестры находятся санитарки — уборщицы обслуживаемых ею палат.
Палатная медицинская сестра отделения работает по графику, составленному старшей медицинской сестрой, утвержденному заведующим отделением, заместителем главного врача соответствующего профиля и согласованному с профсоюзным комитетом. Изменение графика работы допускается только с согласия старшей медицинской сестры и заведующего отделением.
Палатная медицинская сестра должна быть образцом
дисциплинированности, чистоты и опрятности, заботливо и чутко относиться к больным, поддерживая и укрепляя их моральное состояние; точно и четко выполнять все указания врачей и порученные ей медицинские манипуляции (разрешенные для выполнения среднему медицинскому работнику); постоянно совершенствовать свои медицинские знания путем чтения специальной литературы, посещения и участия в производственной учебе на отделении и в больнице, обучаясь не реже 1 раза в 5 лет на курсах усовершенствования для средних медицинских работников по профилю выполняемой работы, владеть всеми смежными специальностями отделения для обеспечения полной взаимозаменяемости медицинских сестер; строго руководствоваться в работе принципами медицинской деонтологии, этики, сохранять медицинскую тайну.
В вечернее время обо всех чрезвычайных происшествиях сообщать ответственному дежурному врачу по больнице, знать его номер телефона он находится.
Палатная медицинская сестра отделения обязана:
• осуществлять прием вновь поступивших больных в отделение;
• проводить осмотр на наличие педикулеза (контроль за работой приемного отделения больницы), оценивать общее гигиеническое состояние больного (проведение ванны, смена белья, подстригание ногтей и т.д.);
• осуществлять транспортировку или сопровождение больного в палату, обеспечивать его сразу же при поступлении индивидуальными предметами ухода, стаканом, ложкой для приема воды (лекарства);
• знакомить с расположением помещений отделения и правилами внутреннего распорядка и режимом дня, правилами личной гигиены в стационаре;
• осуществлять сбор материала от больных для лабораторных исследований (моча, кал, мокрота и т.д.) и организовывать своевременную отправку их в лабораторию: своевременное получение результатов исследования и подклеивание их в историю болезни;
• проводить подготовку историй болезни, направление больных по назначению врачей на клинико-диагностические, функциональные исследования, в операционные, перевязочные и в случае необходимости их транспортировку, совместно с младшим медицинским персоналом отделения, контроль за возвращением историй болезни в отделение с результатами исследования;
• подготавливать полотенца, специальные средства для дезинфекции рук врача, принимать непосредственное участие в обходе больных врачом-ординатором или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии здоровья больных;
• производить измерение температуры тела больным утром и вечером, а по назначению врача и в другое время дня вести запись температуры в температурный лист, счет пульса и дыхания; измерять суточное количество мочи, мокроты, вносить эти данные в историю болезни;
• осуществлять плановое наблюдение, организацию ухода за лежачими и тяжелобольными, профилактику пролежней;
• вести активное наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больных, за своевременным приемом ванн, сменой белья — нательного и постельного;
• делать личную явку к больному по первому его зову;
• проводить контроль за выполнением пациентом установленного врачом режима питания, соответствием продуктов, принесенных больному родственниками, разрешенному ассортименту, ежедневный контроль за состоянием тумбочек, холодильников в палатах;
• осуществлять составление порционных требований на диетстолы старшей медсестре для передачи их ею для приготовления диетпитания;
• производить раздачу пищи пациентам отделения, кормление больных;
• вести контроль за выполнением правил работы младшим обслуживающим персоналом;
• делать отметки в листе врачебных назначений об их выполнении с росписью за выполнение каждого назначения;
• быть гуманной, тактично вести себя при агонирующих больных, осуществлять правильное документальное оформление, укладку и передачу тела умершего для транспортировки в патологоанатомическое отделение;
обслуживание больных в этот период поручается медицинскому персоналу другого поста;
• принимать непосредственное участие в санитарно-просветительной работе среди больных и населения на темы санитарно-гигиенические, ухода за больными, профилактики заболеваний, здорового образа жизни и т.д.;
• производить прием и передачу пациентов только у постели больного;
• осуществлять регулярный (не реже 1 раза в 7 дней) осмотр больных на наличие педикулеза (с отметкой об этом в соответствующем документе), а также организацию (в случае необходимости) противопедикулезных мероприятий;
• ежедневно утром передавать старшей медицинской сестре список требуемых на пост лекарственных препаратов, предметов ухода за больными, а также делать это в течение смены;
• проводить кварцевание палат, закрепленных за постом, а также других помещений согласно графику, разработанному старшей медицинской сестрой отделения совместно с врачом-эпидемиологом больницы;
• работать без права сна и не отлучаться из отделения без разрешения старшей медсестры или заведующего отделением, а в период их отсутствия — дежурного врача;
• знать и обеспечить готовность к оказанию доврачебной медицинской помощи при ухудшении состояния больного, неотложных состояниях, обеспечить правильную и быструю транспортировку.
Палатная медицинская сестра обязана уметь:
• вести наблюдение за состоянием больного и правильно оценивать его;
• накладывать асептические повязки на раны и ожоговые поверхности;
• останавливать наружные кровотечения;
• проводить транспортную иммобилизацию;
• накладывать гипсовые повязки (после специальной подготовки);
• накладывать повязку при открытом пневмотораксе;
• определять групповую принадлежность крови;
• выполнять внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции;
• проводить трансфузии (включая переливание крови и кровезаменителей) под наблюдением врача, а также аутогемотерапию;
• делать искусственное дыхание с использованием соответствующих аппаратов;
• проводить непрямой массаж сердца;
• осуществлять промывание желудка, взятие желудочного сока, дуоденального содержимого;
• проводить постановку клизм, очистительной, питательной, лекарственной, капельной, сифонной (под руководством и наблюдением врача);