Предметная область “Хирургическое отделение”

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:48, лабораторная работа

Краткое описание

Успешная работа экономических, финансовых и бухгалтерских служб предприятия во многом зависит от правильной организации системы учета и обработки информации, которые невозможно представить без базы данных. Базы данных позволяют организовать доступ к ее информации и хранение наиболее эффективно с выполнением требований по оперативности, качеству и гибкости при относительно небольших затратах.

Оглавление

1. Введение
2. Постановка задачи
3. Проектирование и создание базы данных «Хирургическое отделение»
4. Создание форм и заполнение таблиц
5. Разработка запросов
6. Заключение

Файлы: 1 файл

базы данных отчетхирурги.docx

— 417.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МАГНИТОГОРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Г.И. Носова

 
 
 
 
 
 

Отчет по лабораторной работе:

«Предметная область “Хирургическое отделение”» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Магнитогорск 

2011

  СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Постановка задачи

  3. Проектирование и создание базы данных «Хирургическое отделение»

  4. Создание форм и заполнение таблиц

  5. Разработка запросов

  6. Заключение

 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Успешная  работа экономических, финансовых и  бухгалтерских служб предприятия  во многом зависит от правильной организации  системы учета и обработки  информации, которые невозможно представить  без базы данных. Базы данных позволяют  организовать доступ к ее информации и  хранение наиболее эффективно с  выполнением требований по оперативности, качеству и гибкости  при относительно небольших затратах.

  Разработка  бухгалтерских и экономических  электронных приложений, основанных на использовании баз данных, - дело профессиональных программистов, однако их работа немыслима без сотрудничества и консультаций с людьми, представляющих интересы и пожелания пользователей. Наиболее эффективно базы данных могут  использоваться и только в том  случае, если они учитываю специфику  той области деятельности, того предприятия  и того объекта, которому они посвящены. В данной работе рассмотрены:

    -проектировка и создание базы данных;

    -создание  форм для заполнения таблиц;

    -проектировка  запросов для быстрого вывода требующихся данных;

    -создание форм для определенной информации.

 

  1.ПОСТАНОВКА  ЗАДАЧИ 

  Необходимо  создать базу данных для хирургического отделения. В хирургическом отделении организован учет пациентов и выполненных им операций. В каждой палате лежит один или несколько пациентов. Пациенты могут перемещаться из одной палаты в другую, т.е. один пациент в разное время может быть размещен в разных палатах. Каждому пациенту может быть выполнено несколько операций. Операции выполняются бригадами медперсонала. Одна операция выполняется ровно одной бригадой. Количество операций, выполняемых одной бригадой, не ограничено. За каждую успешно выполненную операцию в зависимости от ее сложности хирургическому отделению начисляется определенная сумма в фонд премирования. Бригада состоит из нескольких медработников. Каждый медработник может входить в одну или несколько бригад. Каждый медработник имеет одну или несколько  медицинских специальностей. Одну и ту же специальность могут иметь разные медработники. 

  Необходимо:

  1. Составить список операций, выполненных определенной бригадой медперсонала;
  2. Вывести список больных, которые ни разу не оперировались;
  3. Подсчитать количество пациентов в каждой палате по состоянию на определенную дату;
  4. Подсчитать, какая сумма премий была заработана для отделения каждой бригадой медперсонала за определенный период;
  5. Создать перекрестный запрос «Бригады - Специальности», на пересечении строк и столбцов в котором должно определяться, сколько человек в данной бригаде имеет данную специальность.

 

  2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ «МИНИПЕКАРНЯ»

  Выделим типы объектов составляющие предметную область: палаты, пациенты, бригады, медработники, специальности, пребывание в палате, операции, состав бригады, получение специальности.

  Заполним  матрицу отношений типов объектов.

  Матрица отношений типов объектов представлена в таблице 1.1

  Таблица 1.1 – Матрица отношений типов объектов

  Палаты Пациенты Бригады Медработники Специальности Пребывание  в палате Операции Состав бригады Получение специальности  
Палаты                     +           ۷
Пациенты                     +  +      ۷
Бригады                         + +   ۷
Медработники                             + + ۷
Специальности                                 + ۷
Пребывание  в палате                                 ۷
Операции                                 ۷
Состав  бригады                                   ۷
Получение специальности                                   ۷
Уровень   I   I   I   I  I  II II II II  
 

  Представленные  в таблице 1.1 – Матрица отношений  типов объектов является конечным, т.е. в ней представлены только прямые зависимости типа «один ко многим».

  На основе матрицы отношений типов объектов построим структуру предметной области.

  Схема 1.1 -  Структура предметной области

    

         

    

    
 
 
 

  Выше на схеме изображены родительские таблицы, ниже – дочерние.

  Все отношения, представленные на схеме 1.1 – Структура предметной области имеют вид «один ко многим».

  Связи между  типами объектов «Палаты» и «Пациенты», «Пациенты» и «Бригады», «Бригады» и «Медработники», «Медработники» и «Специальности» имеют вид «многие ко многим». Так как данные отношения являются существенными, то они должны быть отражены  на схеме структуры предметной области. Чтобы отобразить данные связи в структуре предметной области,  включаем еще четыре типа объектов: «Пребывание в палате», «Операции», «Состав бригады» и «Получение специальности», таким образом, отношения «многие ко многим» отражены восемью отношениями типа «один ко многим».

  Определим набор таблицы базы данных. Каждому  объекту предметной  области будет  соответствовать линейной таблица. Всего база данных будет состоять из семи таблиц: Палаты, Пациенты, Бригады, Медработники, Специальности, Пребывание в палате, Операции, Состав бригады, Получение специальности.

  В именах таблицы должны отсутствовать пробелы, так как это не желательно для  дальнейшего использования данных имен в формулах и выражениях. Для  этого составим словарь сокращенных  имен, который представлен в таблице 1.2

  Таблица 1.2 – Словарь имен базы данных «Хирургическое отделение»

Слово или выражение Сокращение
Бригада Бриг
Операция Оп
Палата Пал
Пациент Пац
Получение Пол
Пребывание Преб
Работник Раб
Состав Сост
Специальность Спец
Фамилия Имя Отчество ФИО
 

   Определим состав, типы полей для каждой из таблиц базы данных. При присвоении полям системных имен обратимся к сокращениям, принятым в словаре имен.  Состав, типы полей, их системные имена и размеры отображены в таблице 1.3.

  Таблица 1.3 - Состав, типы полей,  системные  имена полей и их размеры базы данных «Хирургическое отделение» 

Имя таблицы Подпись поля Системное имя  поля Тип данных Размер
Палаты Код Палаты КодПал Т   3
Этаж Этаж Т   2
Номер Номер Т   3
Пациенты Код Пациента КодПац Т   3
Фамилия Имя Отчество ФИО Т   255
Диагноз Диагноз Т   255
Бригада Код Бригады КодБриг Т   3
Название Название Т   255
Медработники Код Медработника КодРаб Т   3
Фамилия Имя Отчество ФИО Т   255
Дата  Рождения ДатаРождения Д   -
Специальность Код Специальности КодСпец Т   3
Название Название Т   255
Пребывание  в палате Код Пребывания КодПреб Т   3
Пациент КодПац Т   3
Палата КодПал Т   3
Дата  Поступления Дата Д   -
Операции Код Операции КодОп Т   3
Пациент КодПац Т   3
Бригада КодБриг Т   3
Сумма в фонд СуммаФонд Ч Один.
Дата  Операции Дата Д     -
Состав  бригады Код Состава КодСост Т   3
Медработник КодРаб Т   3
Бригада КодБриг Т   3
Получение специальности Код Получения КодПол Т   3
Медработник КодРаб Т   3
Специальность КодСпец Т   3
 

  Жирным  шрифтом в каждой из таблиц выделены ключевые поля.

  Поля, по которым будут установлены связи  между таблицами, присутствуют в  каждой из представленных таблиц. В  родительских таблицах эти поля являются ключевыми, в дочерних, как правило, обычными. Это позволяет установить между соответствующими таблицами  связи типа «один ко многим». Чтобы  родительскую таблицу можно было связать с дочерней, в дочернюю таблицу обязательно должны быть включены ключевые поля с родительской таблицы.

  Создадим  каждую из таблиц базы данных «Хирургическое отделение» в СУБД Microsoft Access в режиме конструктора.

  После того как создание структуры таблиц будет  завершено необходимо установить связи  между ними.  Для установления связей необходимо добавить базы на схему  данных и установить связи путем  перетаскивания поля из одной таблицы  в это же поле в другой таблице. При установлении связей рекомендуется  включить опции обеспечения целостности  и каскадного удаления. На рисунке 1.1 представлена схема базы данных «Хирургическое отделение» 

  

  Рисунок 1.1 -  Схема базы данных «Хирургическое отделение» 

  После создания схемы базы данных, необходимо создать  поля со списками, которые позволят пользователю облегчить процесс  ввода данных. Поля со списками стоит  создавать для тех полей, рядом  с которыми на схеме данных стоит  символ бесконечности, соответствующий  части «ко многим» отношения  «один ко многим».

   Для создания полей со списком необходимо отрыть таблицу в режиме конструктора, и в разделе «Свойства поля»  открыть вкладку «Подстановка», где обозначить тип элемента управления «Поле со списком».  В строке «Источник  строк» указать таблицу, с которой  берется поле. Наглядно создание полей  со списком представлено на рисунке 1.2. 

  Рисунок 1.2 – Создание полей со списком  

  3.СОЗДАНИЕ  ФОРМ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ТАБЛИЦ 

  Информация  хранится в таблицах, однако не всегда удобно заполнять и просматривать  эти таблицы. Для этого существуют формы. Возможности форм по вводу  и отображению информации гораздо  шире, чем возможности таблиц. Формы  позволяют максимально облегчить  пользователю работу по вводу информации. Особенно удобно просматривать и  редактировать при помощи одной  формы данные одновременно нескольких таблиц (для этого создаются формы  с наличием подчиненных).

Информация о работе Предметная область “Хирургическое отделение”