Специфика профессиональной роли медицинской сестры в хирургическом отделении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования.
- рассмотреть специфику работы медицинской сестры в отделении хирургии.
Задачи исследования.
Определение сестринского дела.
Сестринский процесс.
Миссия и функции медицинской сестры.
Основная документация в работе медицинской сестры хирургического отделения.
Организация работы в операционном блоке.

Оглавление

Введение 2
1. Сестринское дело как профессия 5
1. 1. Определение сестринского дела 5
1. 2. Сестринский процесс 12
1. 3. Миссия и функции медицинской сестры 15
2. Специфика профессиональной роли медицинской сестры в хирургическом отделении 19
2. 1. Основная документация в работе медицинской сестры хирургического отделения 19
2. 2. Организация работы в операционном блоке 24
2. 3. Уход за послеоперационными больными 31
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

сестринское дело.docx

— 83.97 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение 2

1. Сестринское  дело как профессия 5

1. 1. Определение сестринского дела 5

1. 2. Сестринский процесс 12

1. 3. Миссия и функции медицинской  сестры 15

2. Специфика  профессиональной роли медицинской  сестры в хирургическом отделении 19

2. 1. Основная документация в работе  медицинской сестры хирургического  отделения 19

2. 2. Организация работы в операционном  блоке 24

2. 3.  Уход за послеоперационными больными 31

Заключение 33

Список  использованной литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Работа в операционной это большой и чрезвычайно важный комплекс мероприятий, направленных на лечение пациента. Он неотъемлем от других компонентов лечебного процесса, при этом значительный объём работ выполняют операционный медицинские сестры. От уровня их квалификации во многом зависят жизнь и здоровье больных1.

Требования к профессиональной подготовке операционных сестёр 
постоянно возрастают. Это связано с тем, что в последние годы появились 
новые и значительно усовершенствованы старые операционные технологии, совершенствуются и усложняются способы проведения операций. 
Появились новые направления в хирургии: эндоскопическая хирургия, 
трансплантация органов и тканей, пластическая хирургия, кардиохирургия и др.

Знания хирургической  технологии отличают операционных медсестер от медицинских сестёр других специальностей. Большую часть своего рабочего времени они проводит в операционном зале, устройство, оборудование и правила поведения, в котором обусловливают специфику их профессиональной деятельности.

Сегодня операционные сестры должны участвовать и в подготовке к операции, и в её материально-техническом  обеспечении, и в профилактике послеоперационных осложнений. Чётко понимать значение оперативных 
методов лечения, безукоризненно выполнять свои профессиональные обязанности.

Работа медицинских сестёр операционного блока отличается сложностью и тщательным исполнением технологических приёмов во время 
операции, внимательным отношением к дезинфекционным мероприятиям.

Приоритетным направлением современного здравоохранения является обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью. Достижением современной хирургической техники является применение микро - и эндохирургических приборов. Комплект эндохирургического оборудования включает в себя эндовидеосистему и набор специальных хирургических аппаратов и инструментов. Операционные медсестры хорошо разбираются в устройстве оборудования, начиная с правил включения видео-системы и заканчивая совпадением номеров на деталях инструментов.

Таким образом, выполнение современных  высокотехнологичных операций диктует необходимость высококвалифицированных действий бригады, в которой медицинская сестра играет очень важную роль,  является неотьемлемым помощником хирурга, обеспечивает безопасность и комфортность сложного многопланового вмешательства, несёт огромную ответственность за сохранность и исправность дорогостоящей медицинской аппаратуры2.

Хотелось бы подчеркнуть, что работа операционной сестры операционного блока (не умаляя другие области сестринской практики!) работа особая, необычная, очень трудная в теоретических, практических и психологических аспектах, резко отличающихся от всех других профессий. И к 
выполнению этой жизненно важной работы операционный блок больницы должен подходить ответственно и высокопрофессионально.

Предмет исследования. Сестринское дело в хирургии.

Объект исследования. Сестринское дело.

Цель исследования.

- рассмотреть специфику  работы медицинской сестры в  отделении хирургии.

Задачи исследования.

  1. Определение сестринского дела.
  2. Сестринский процесс.
  3. Миссия и функции медицинской сестры.
  4. Основная документация в работе медицинской сестры хирургического отделения.
  5. Организация работы в операционном блоке.
  6. Уход за послеоперационными больными.

Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Барыкина Н. В., Чернова О. В., Елисеев Ю. Ю. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сестринское дело как  профессия

1. 1. Определение  сестринского дела

Существует множество  определений сестринского дела, на формулировку которых повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, уровень развития системы здравоохранения, особенности обязанностей сестринского персонала, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Но несмотря на перечисленные факторы, 
сестринское дело должно соответствовать современным профессиональным стандартам и иметь законодательную основу.

На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в 1944 г. в Ганновере, было дано следующее определение: сестринское дело — это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи 
больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи, общества и индивида.

Одно из «нестареющих»  определений сестринского дела, получившее позже международное признание, дала в 1961 г. американская медицинская сестра В. Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор. Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, бальному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению 
или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.

Первое определение сестринского дела дала легендарная Ф. Найтингейл в «Записках об уходе*, изданных в 1859 г., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача заключалась в создании для больного таких условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Ф. Найтингейл считала, что уход за больными и здоровыми — это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми — это поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает, а уход за больными — это помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Путем наблюдения и сбора информации о бальном Ф. Найтингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф. Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сестринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, можно рассматривать как попытку провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Она первая отметила, что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний, организации, практической и научной подготовки. Теории Ф. Найтингейл 
позволили многим медицинским сестрам понять суть сестринского дела и использовать основные принципы на практике, в исследованиях и профессиональной подготовке. Ее идеи, взгляды, убеждения, получили широкое признание и распространение во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают работы Ф. Найтингейл в качестве первой теории концептуальной модели сестринского дела3.

В 1907 г. в США впервые  в мире медицинская сестра Колумбийского университета А. Нуттинг получила ученое звание профессора сестринского дела. Именно с этого события при активном участии кафедр университета начался новый период развития и научного обоснования сестринского дела. В своей работе А. Нуттинг отмечала, что сестринское дело связано с избавлением от страданий, уходом за больными и защитой здоровья людей. У большинства людей нет возможности получать лечение в больнице, поэтому им необходимо обеспечить помощь на дому. И каждой медицинской сестре нужно помнить, что не существует двух абсолютно одинаковых пациентов или абсолютно одинаковых потребностей у разных пациентов. Следовательно, не может быть и одинакового ухода за двумя разными людьми.

Постепенно сестринская  практика трансформировалась в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и клиническом мышлении. Сестринское дело не конкурировало с врачебной деятельностью, оно преимущественно занимало те ниши, которые не представляли области интересов врачей, но требовали профессионального сестринского участия. К ним, в первую очередь, относились дома сестринского ухода, где велось наблюдение и осуществлялся уход за стариками, больными с хроническими заболеваниями и инвалидами. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержание оптимального качества их жизни и благополучия. Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб консультативной помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения, чем и заслужили признание со стороны правительственных кругов и общественности.

По мнению Д. Орэм, сестринское дело — это забота о другом ради его блага. Однако что в нем особенного по сравнению с врачебной деятельностью, которая также согласуется с принципами благорасположенности к больному? Врач стремится принести пользу больному путем активного воздействия на его болезнь. Эти воздействия чаще всего заключаются в назначении лечебных средств или ограничиваются во времени определенной технологией, процедурами и т. п. В промежутках между этими эпизодами 
или после них у пациента может возникнуть ощущение неблагополучия, дискомфорта, но врач этими проблемами, как правило, не занимается. В связи с тем, что проблемы пациента возникают независимо от того, какой характер носит его заболевание (хирургическое, терапевтическое, онкологическое и т.д.), возникают специализации сестринского дела в хирургии, педиатрии, реабилитации, геронтологии и т. п.

По мере изменения роли медицинской сестры ведущие специалисты в этой области стремились закрепить статус сестринского дела как профессии. В 1945 г. группа экспертов разработала критерии ухода за больными, используя критерии Д. Флекснера для определения профессии, подготовленные комиссией по стандартизации в медицинских учебных заведениях в 1915 г. Эти критерии включали не только применение специальных знаний, приобретенных в учебных заведениях, но и автономность в выработке политики и контроля профессиональной деятельности. Американская ассоциация медицинских сестер занималась вопросами становления сестринского дела как профессии, разрабатывая и уточняя политику, стандарты и нормы, регулирующие профессиональную деятельность. В «Кодексе медсестер» (1950, 1976 и 1985 гг.) представлены нормы профессиональной этики. В работе «Уход за 
больными» изложена социальная политика (1981 и 1995 гг.), определяются социальный контекст ухода за больными, характер и рамки этой деятельности, а также практическая специализация. В «Стандартах ухода за больными» (1973 и 1991 гг.) описаны функции, которые должна выполнять медицинская сестра.

В 1960-е гг. Сестринская  школа Йельского университета выдвинула новое толкование сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело как процесс, а не конечный результат, как взаимодействие, а не содержание, как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медицинской сестрой и пациентом. В основу процесса был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента. Тогда же Комитет экспертов ВОЗ определил сестринское дело как практику человеческих взаимоотношений. Медицинская сестра согласно этому определению должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные личности.

В России до недавнего времени не предпринималось попыток дать четкое определение сестринского дела. Традиционно сформировавшееся в прошлом представление о медицинской сестре лишь как о вспомогательном техническом помощнике врача, работающем по его указаниям и под его наблюдением, не претерпело значительных изменений, что привело к значительному отставанию сферы сестринской деятельности общественного здравоохранения от уровня развития науки, современных медицинских технологий и негативно сказалось на качестве сестринской помощи населению, статусе медицинской сестры и престиже профессии.

Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный язык российских медиков. Впервые это понятие было официально введено в 1988 г. В номенклатуре образования специальностей в сфере здравоохранения место специальности «Медицинская сестра» заняла специальность «Сестринское дело». В связи с этим в базовую подготовку медицинских сестер вошла новая учебная дисциплина «Основы сестринского дела».

Информация о работе Специфика профессиональной роли медицинской сестры в хирургическом отделении