Наглядность в изучении величин

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:30, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Раскрыть проблему развития зрительной памяти у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть эффективные приемы формирования зрительной памяти младших школьников.
3. Рассмотреть вопрос применения набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе.
4. Разработать и провести урок с применением набросков и зарисовок на тему: «Рисование лошади по памяти и представлению».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологические особенности памяти как высшей психической функции……………………………………………………...
6
1.1. Характеристика памяти как психического процесса………………. 6
1.2. Возрастные особенности памяти детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………
19
1.3. Приемы формирования зрительной памяти младшего школьника… 24
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 31
Глава 2. Применение набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе……………………………………………………………
32
2.1. Наброски и зарисовки в программах изобразительного искусства… 32
2.2. Взгляд профессионала: из опыта работы учителя с набросками и зарисовками на уроках ИЗО……………………………………………….
34
2.3. Урок изобразительного искусства с использованием ЭОР «Работаю карандашами»……………………………………………………
37
2.4. Практическая деятельность учащихся на уроках ИЗО……………… 43
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 49
Заключение………………………………………………………………… 51
Литература………………………………………………………………… 53

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 486.50 Кб (Скачать)
  1. Специальные упражнения в зрительном воспроизведении (и соответственно словесное описание) на уроке изобразительного искусства всего того, что наблюдал ученик в последние дни на улице, в школе;
  2. Рисование (длительное и быстрое – наброски) по памяти и представлению;
  3. Рисование по памяти и представлению после специального наблюдения объекта изображения;
  4. Сравнение рисунка по памяти и по представлению после специального наблюдения объекта изображения;
  5. Сравнение рисунка по памяти и по представлению с натурой и дальнейшая работа над рисунком без натуры;
  6. Дорисовывать по памяти объектов, которые начали изображать с натуры.

Работа по памяти должна вестись систематически, постоянно и в любых условиях. В этой работе желательна последовательность от простого к сложному. Каждый рисунок по памяти имеет смысл делать под влиянием определенной художественной задачи: необычная точка зрения, интересный силуэт, свет, ритм, композиционная неожиданность и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современные задачи эстетического воспитания настоятельно требуют поднять уровень обучения школьников изобразительному искусству на качественно высокую ступень. Многие вопросы использования психологии изобразительной деятельности в методике преподавания изобразительного искусства школьникам остались нерешенными. Например, требует разработки проблема развития у школьников зрительной памяти и воображения.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Все виды памяти необходимы  и самоценны, в процессе жизни  человека они обогащаются и взаимодействуют между собой.

2. Память осуществляет связь  между прошлыми состояниями психики, и настоящими процессами подготовки  будущих состояний, сообщает связность  и устойчивость жизненному опыту  человека, обеспечивает непрерывность  существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

3. В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются  в младшем школьном возрасте. Этот возраст характеризуется  сензитивностью к развитию памяти.

4. Для детей младшего школьного  возраста особенно актуально  использовать такие методы психологического  воздействия, которые способствуют  его активизации и делают какую-либо  деятельность интересной, поскольку  у младших школьников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он запоминает преимущественно интересные для него события, события, вызывающие эмоциональный отклик.

5. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов.

Обучение детей основам изобразительной деятельности, объяснение им закономерностей, выразительных средств композиции требуют развития у детей зрительной памяти, ведь от этого во многом зависит успех рисования. Особенности зрительного восприятия, приобретаемые на занятиях изобразительным искусством, - это точность глазомера, чуткость зрения к цвету его тончайшим, разнообразным оттенкам и качествам - лёгкости и плотности, звонкости и монотонности. Развитое зрительное восприятие помогает острее чувствовать ритмы свойственные целому ряду явлений природы. Представление о ритме находит отражение в рисунках с натуры, на темы, в декоративном рисовании.

На уроках изобразительного искусства прививается умение заранее зримо представлять результат, всемерно развивать представление. Рисование на темы  ведется по памяти на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры,  иллюстрирование литературных произведений, т.е. рисование по воображению. Рисование на темы – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти. Все указанные качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования.

Важная задача занятий изобразительным искусством - развитие зрительно-двигательных координации. Без внимания к этой стороне психофизиологического развития детей невозможно научить их элементарным навыкам изображения.

 

 

Список литературы

1. Артамонова Е Способы развития памяти младших школьников [Текст] / Артамонова . - 2005.-№5. - С-104-112

2. Артюхова Ирина Сергеевна. «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников» – М.: Чистые пруды, 2008. (Библ. «1-го сентября, сер. «Шк. Психолог», вып.21). – 29 с.

3. Ахутина Т.В., Меликян З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. — М.: факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, "Школьный психолог", 2002. – 8-9 с.

4. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970. – 166 с.

5. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / составили И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – М.,1999г. – 321 /1/ с.

7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

8. Галеева Н. Память и школьный успех. Курс практических занятий. Сельская школа № 2/2012.  – 89 – 99 с.

9. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения. Дефектология. 2001г. №2. – с 76-84

10. Дробинская, Анна Олеговна Анатомия и возрастная физиология : учебник для бакалавров / А. О. Дробинская ; Московский

городской психолого - педагогический университет. - Москва : Юрайт, 2012. - 527 с.

11. Добрынин Н. Ф. Внимание и память. — М., 1958 – 32 с.

12. Ерофеева Н. А. Образная память как инструмент воспитания на уроках // Воспитание школьников.- 2013.-№4.- с.34-41

 

13. Как развить внимание и память вашего ребенка. Книга для детей и их родителей / И. Ю. Матюгин. – М. : РИПОЛ классик, 2010. – 112 с. : ил.

Как сохранить и улучшить зрение// Биология для школьников. – Б.М. – 2005 - №4 – 27-32 с.

14.  Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: Гном-Пресс, 1998. – 53 с.

15. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста: Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2004. – 8-15 ноября. – С.41-44.

16. Кудрявцев, В. Т. Воображение, творчество и личностный рост ребенка / Владимир Кудрявцев. - Москва : Чистые пруды, 2010. - 29 c

17. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004. – 232 с.

18. Кузин В. С. Психология. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. 256 е., ил

19. Кузина С. У человека не одна память, а целых три.// Комсомольская правда – 2001 – 16 января – 19 с.

20. Лапп, Даниэль. Искусство помнить и забывать: Пер. с англ. М. Куренная. – СПБ.: Питер, 1995 – 215 /1/ с.

21. Особенности художественного  восприятия школьников [сб. статей]/ Смоленский государственный институт  им. Карла Маркса; [отв. Ре. Я.Р. Копелев] – Смоленск: Б.н, 1978 – 67 с.

22. Память и ее развитие. Сборник статей .- Ульяновск, 1973.

23. Память и ее развитие в детском возрасте / Выготский ЛС Собр соч в 6 т - Т2 - Проблемы общей психологии - М: Педагогика, 1982-С 386-395.

24. Пахомов А.П. Методика исследования непроизвольного запоминания. Экспериментальная психология

25. Познавательная активность в системе процессов памяти/Под ред. Н. И. Чуприковой - М.: Педагогика, 1989.

26. Практикум по возрастной и педагогической психологии для студентов средних педагогических учебных заведений : для студентов средних педагогических учебных заведений / автор-составитель Е. Е. Данилова ; под ред. И. В. Дубровиной ; Психологический институт РАО - 2-е изд., стер.. - Москва: Академия,   1999.  - 159, [1] с.

27. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусство. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Н.Н.Ростовцев. М., 1983. - 287 с.

28. Тихонова Г. Н. Кто как видит : Зрительный анализатор: от одноклеточных до человека / Галина Николаевна Тихонова, Наталья Юрьевна Феоктистова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.

29. Филиппов П.П. Как мы видим // Соросовский образовательный журнал, 2000, №10, с. 18-25.

30. Черемошкина Л.В. «Развитие памяти детей», Ярославль, «Академия Развития», 1996 – 240с.

31. Шипицына Л. М., Вартанян И. А.Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. - м., 2008 – 432 с.

32. Шуртакова Т.В. «Эстетическое восприятие живописи учащимися», Казань, Изд-во Казанского Университета, 1971, 72 с.

33. 126 эффективных упражнений по развитию памяти

 
интернет ресурсы:

    1. Статья учителя начальных классов Михайловой Светланы Викторовны г. Буинск «Использование ЭОР в учебно-образовательном процессе начальной школы»

 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-eor-v-uchebno-obrazovatelnom-prots

    1. История и обществознание: статья «Электронно-образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы»

 http://hi-electres.ru/index.php/vse-stati/eor-i-tsor/120-elektronno-obrazovatelnye-resursy-aktualnye-voprosy-i-otvety?showall=1&limitstart=

    1. ЭОР «Работаю карандашами»

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/66/b7/bd/53/62/da/4c/90/79/80/29/b9/dc/6d/18/53/html/content/index.html

    1. Загадка о карандашах Валентины Клементьевой  http://www.stihi.ru/2011/02/01/661
    2. Стихотворение о карандаше 

http://www.inpearls.ru/

 

 

 

 


 



Информация о работе Наглядность в изучении величин