Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:30, дипломная работа
Задачи:
1. Раскрыть проблему развития зрительной памяти у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть эффективные приемы формирования зрительной памяти младших школьников.
3. Рассмотреть вопрос применения набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе.
4. Разработать и провести урок с применением набросков и зарисовок на тему: «Рисование лошади по памяти и представлению».
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологические особенности памяти как высшей психической функции……………………………………………………...
6
1.1. Характеристика памяти как психического процесса………………. 6
1.2. Возрастные особенности памяти детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………
19
1.3. Приемы формирования зрительной памяти младшего школьника… 24
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 31
Глава 2. Применение набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе……………………………………………………………
32
2.1. Наброски и зарисовки в программах изобразительного искусства… 32
2.2. Взгляд профессионала: из опыта работы учителя с набросками и зарисовками на уроках ИЗО……………………………………………….
34
2.3. Урок изобразительного искусства с использованием ЭОР «Работаю карандашами»……………………………………………………
37
2.4. Практическая деятельность учащихся на уроках ИЗО……………… 43
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 49
Заключение………………………………………………………………… 51
Литература………………………………………………………………… 53
Используется «раздел 3»: Что нам понадобится сегодня, чтобы сделать чудесные рисунки? Посмотрите внимательно на изображение слайда (представляется визуальная часть ЭОР). Что там изображено? Эти все предметы относятся к изобразительному искусству? А что понадобится нам? Подумайте. Нарисуйте на листочках схематически корзину, как на слайде (показывается эскиз корзины) и впишите в нее предметы, необходимые нам сегодня на уроке. У вас есть 2 минуты (засекается время). А теперь давайте проверим. Сколько слов у тебя получилось (выборочно спрашиваются ученики). У кого не так? Каждый смотрит в свою корзинку. Сейчас из ваших корзинок мы достанем простой карандаш, цветные карандаши, ластик и листочек бумаги положим перед собой оборотной, чистой стороной (раздаются цветные карандаши).
Давайте сейчас с вами нарисуем лист дерева (показываются и объясняются этапы рисования).
А Б В Г Д
Кто знает части листа? Лист состоит из листовой пластинки и черешка – своеобразной ножки, на которой сидит сам листочек (рис.А). Пунктиром нарисуем облик листа (рис.Б) и обведем непрерывной плавной (рис.В) или ломаной (рис.Г) линией. Теперь попробуем по технике ЭОР заштриховать наши листики (вернуться в раздел «советы художника» - совет 3 и 4). Штрихуем по линиям жилок листа – от середины к краю желтым карандашом. Теперь закрасим пробелы красным.
Все рисунки ставятся на доску для определения всеми учащимися класса наиболее яркого и удачного.
Используется «раздел 4». Необходимо соотнести каждое изображение с названием техники его выполнения. Учитель спрашивает нескольких учеников и, анализируя ответы, выполняет задание.
Используется «раздел 5». Воспроизводится часть ЭОР, позволяющая проверить самостоятельно выполненное учащимися задание из раздела 3: Каждый смотрит в свою корзинку и проверяет, всё ли на месте. Таким же образом проверяется задание по соотнесению изображения с названием техники выполнения из «раздела 4»
Послушайте стихотворение:
Я - карандаш. Пишу. Пишу до отупенья.
А мной всё водит ненавистная
рука.
Изводит до смерти. Дай, Господи,
терпенья!
Не дай списаться под рукою
дурака.
Дай, Бог, же силы мне, чтоб пишущим
остаться,
Мягкосердечность мою твёрдостью
сменя,
Чтоб не скрошиться мне однажды,
не сломаться,
Чтобы огрызком не забросили
меня.
Я - карандаш. Я - раб. Я рук не
выбираю,
Я в них держусь и дело делаю —
пишу.
По строчкам бегаю, на строчках
умираю
И в то же время, только бегая,
дышу.
Иначе мне нельзя — не пишущим
объявят,
Сгрызут живьём меня, расколют
впопыхах,
Заточат до смерти или же обслюнявят
И обвинят затем в не писанных
грехах.
Я, карандаш, по шкалам твёрдости
нормальный,
Слегка покусанный, но это не
беда,
Ещё смогу для вас я текст официальный
Сработать чётко, без особого
труда.
… Есть у меня мечта — заветное
желанье…
Мечтой её-то и назвать можно
едва,
Скорей, обычное, лукавое брюзжанье:
Длиннее стать. Ну, сантиметра бы…
на два. [38]
Ребята, за всем надо ухаживать, и за карандашами тоже. Поэтому следует относиться ко всем вещам бережно, карандаши вовремя затачивать и класть в пенал. Наш урок подошел к концу. Давайте поблагодарим друг друга за прекрасный урок и улыбнемся соседу! Спасибо всем, урок окончен, до свидания!
Данный фрагмент урока был апробирован на заседании проблемной группы «Электронные ресурсы в начальном образовании» и имел успех. Безусловно, учителям, привыкшим работать по традиционной, исключительно книжной методике, нелегко приспосабливаться к использованию новых технических средств обучения. Но не следует забывать, что наука не стоит на месте и продолжает развиваться: появляются новые средства и методы обучения. Хочется надеяться, что ЭОР и будут являться тем движущим фактором, который помогал бы осваивать уже имеющиеся в образовательном процессе ИКТ.
2.4. Практическая деятельность учащихся на уроках ИЗО
Цели: Обучить детей рисовать лошадь с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной фигуры.
Задачи:
Обучающая:
Воспитательные:
Развивающая:
Оборудование занятия:
Зрительный ряд: фотографии животных, рисунки детей, слайды; репродукции картин.
Литературный ряд: стихи, загадки о животных.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
1. Фольклор о животных.
У ч и т е л ь. Вспомните известные вам загадки о животных. Охарактеризуйте, как народное слово образно говорит о них.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица. (Коза)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Для анализа сходства и различия в строении тела животных учитель демонстрирует изображение 2-3 домашних животных (в положении сбоку, когда вся фигура и 4 ноги видны).
- Что общего в строении тела
животных? (горизонтальное положение
туловища, довольно длинная шея,
пространственное положение
- Найдите различие.
III. Практическая работа.
У ч и т е л ь.Сегодня мы рисуем животное, которое особенно часто используют художники в своих книгах - коня. (Приложение 1)
Этапы выполнения работы:
1. Устный анализ форм частей тела животного (разбирается на таблице).
У ч и т е л ь. Туловище лошади имеет вытянутую яйцевидную форму. Шея дугообразно сужается к голове. Длина её примерно равна половине общей высоты лошади.
Рисуем отдельные части тела.
Голова лошади имеет трапециевидную вытянутую форму. Большие ноздри окружены мясистыми выпуклыми крыльями, рот с крупными мягкими губами. Между остроконечными, широко поставленными ушами растёт щетинистая чёлка.
Шея широкая, мускулистая, трапециевидной формы, её верхний контур слегка изогнут, нижний - более прямой.
Передняя часть туловища широкая, мощная, округлая. В месте соединения лопатки и плеча образуется скруглённый угол, верхняя сторона которого отделяет туловище от шеи. Нижняя сторона- контур груди - образует другой скруглённый угол, переходящий в контур брюха и поднимающийся до контура задних ног. Линия стены волнистая: над поясом передних конечностей выгибается, за ним плавно опускается и поднимается к поясу задних конечностей, опять опускается, соединяясь с контуром длинного хвоста.
Ноги у лошади длинные, сильные, стройные. Верхняя часть более толстая, покрыта плотными, рельефными мышцами, нижняя - тонкая, внизу копыто-костяное уплотнение.
2. Рисование лошади.
Учитель на доске последовательно, изображает лошадь. Дети повторяют этапы рисунка следом за ним.
Наиболее доступен детям 1-ый вариант, когда рисуют сначала голову, затем намечают верхний контур шеи, спины и положение хвоста, как основа для дальнейшего построения рисунка.
При 2-м варианте рисования лошади рисунок идёт от определения положения силуэта на листе:
1) Несколькими линиями
Отметим длину и высоту всей фигуры, находят размеры основных частей, для чего всю высоту делят на 3 части (для головы и шеи, для туловища, ног). Всю длину делят на 2 части (для туловища и хвоста, для головы и шеи). В ограниченных штрихами местах намечают обобщённую форму туловища (удалённым овалом), голову и шею (трапециями), ноги (линейно).
2) Затем дают более точную характеристику формы основных частей тела. Уточняют местоположение вершины вогнутой линии спины, нижнюю линию контура туловища. Спина лошади, таким образом, прогибается, контур нижней части живота совпадает с контуром первоначального овала.
Сверху и спереди туловище отделяют наклонной линией от шеи, плавно соединяют её с линией плеча и груди. Эти линии резко соединяют с нижним контуром шеи, выделяя в нём небольшие неровности. Верхнюю линию шеи слегка изгибают и плавно соединяют с линией спины. От ушей ведут прямую линию головы до ноздрей. Здесь она изгибается кнаружи и вовнутрь, плавно очерчивая губы, переходит в прямую линию нижней челюсти, огибая угол нижней челюсти, соединяется с ушами.
Контур ног очень сложный. На первый взгляд ноги кажутся прямыми и ровными, но нарисованные таким образом они будут напоминать палки. У передних ног контур берёт своё начало на верхней поверхности туловища. Оба контура (две линии ног) слегка выпуклы. Направляясь к низу, линии выравниваем, сокращаем между ними расстояние. Затем они чуть расходятся, у запястья образуя утолщение, после чего вновь сходятся и далее (часть ноги над копытом лошади и пучок волос на этом месте) идут почти параллельно к пясти. У пясти контуры образуют выпуклую сзади щётку и выемку под ней, спереди - выпуклость и впадину. Оба контура, сходясь вместе, гнуты и параллельны до линии брюха. Тут передний контур ломается в колене и, слегка изгибаясь, опускается вниз до предплюсны. Задний контур, продолжая выгибаться кнаружи, опускается ниже колена, изгибается в обратную сторону и у предплюсны образует утолщение, затем плюсну с копытом.
3) На последнем этапе рисуют глаза, ноздри, гриву, хвост, отмечают выпуклые части таза, пояса передних конечностей, мускулатуру головы, ног, передают объёмную форму тоном и цветом.
П р и м е ч а н и е. В процессе объяснения учитель показывает на экране, затем выполняет на доске, а только после этого дети изображают в альбоме.
IV. Итог урока
1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ работ (Приложение 2).
Учитель проводит анализ в соответствии с требованиями к работе:
- анатомически верный рисунок (есть все части тела);
- соблюдаются пропорции, достаточно крупный размер в листе;
- удачная передача движения;
- проработаны мелкие детали (шерсть, глаза, копыта и др.);
- общая выразительность, завершённость, аккуратность;
У ч и т е л ь. Почему художники так любят изображать коня?
(Он помощник человека издавна, это красивое, грациозное животное, с выразительными движениями.)
2. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: сделать карандашом наброски собак, кошек с натуры (по возможности), с фотографий, репродукций, иллюстраций.
Выводы по главе 2
Обучение детей основам изобразительной деятельности, объяснение им закономерностей, выразительных средств композиции требуют развития у детей зрительной памяти, ведь от этого во многом зависит успех рисования. Особенности зрительного восприятия, приобретаемые на занятиях изобразительным искусством, - это точность глазомера, чуткость зрения к цвету его тончайшим, разнообразным оттенкам и качествам - лёгкости и плотности, звонкости и монотонности. Развитое зрительное восприятие помогает острее чувствовать ритмы свойственные целому ряду явлений природы. Представление о ритме находит отражение в рисунках с натуры, на темы, в декоративном рисовании.
На уроках изобразительного искусства прививается умение заранее зримо представлять результат, всемерно развивать представление. Рисование на темы ведется по памяти на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры, иллюстрирование литературных произведений, т.е. рисование по воображению. Рисование на темы – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти. Все указанные качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования.
Эффективные способы развития зрительной памяти: