Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:30, дипломная работа
Задачи:
1. Раскрыть проблему развития зрительной памяти у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть эффективные приемы формирования зрительной памяти младших школьников.
3. Рассмотреть вопрос применения набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе.
4. Разработать и провести урок с применением набросков и зарисовок на тему: «Рисование лошади по памяти и представлению».
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологические особенности памяти как высшей психической функции……………………………………………………...
6
1.1. Характеристика памяти как психического процесса………………. 6
1.2. Возрастные особенности памяти детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………
19
1.3. Приемы формирования зрительной памяти младшего школьника… 24
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 31
Глава 2. Применение набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе……………………………………………………………
32
2.1. Наброски и зарисовки в программах изобразительного искусства… 32
2.2. Взгляд профессионала: из опыта работы учителя с набросками и зарисовками на уроках ИЗО……………………………………………….
34
2.3. Урок изобразительного искусства с использованием ЭОР «Работаю карандашами»……………………………………………………
37
2.4. Практическая деятельность учащихся на уроках ИЗО……………… 43
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 49
Заключение………………………………………………………………… 51
Литература………………………………………………………………… 53
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Психологические особенности памяти как высшей психической функции……………………………………………………... |
6 |
1.1. Характеристика памяти как |
6 |
1.2. Возрастные особенности памяти детей младшего
школьного возраста………………………………………………………… |
19 |
1.3. Приемы формирования |
24 |
Выводы по главе 1…………………………………………………………. |
31 |
Глава 2. Применение набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе…………………………………………………………… |
32 |
2.1. Наброски и зарисовки в |
32 |
2.2. Взгляд профессионала: из опыта
работы учителя с набросками
и зарисовками на уроках ИЗО……… |
34 |
2.3. Урок изобразительного искусства с использованием ЭОР
«Работаю карандашами»……………………………………………… |
37 |
2.4. Практическая деятельность |
43 |
Выводы по главе 2…………………………………………………………. |
49 |
Заключение…………………………………………………… |
51 |
Литература…………………………………………………… |
53 |
Приложение |
Введение
Современные задачи общеобразовательной школы во многом связаны с практической реализацией идей развивающего обучения. Важной научно-практической задачей является организация в педагогическом процессе оптимальных условий для становления целостной, гармонически развитой личности. В этой связи возникает потребность в психолого-педагогических разработках новых методов обучения с целью развития у учащихся способности к активной творческой познавательной деятельности. Один из аспектов этой проблемы - развитие зрительной памяти у младших школьников посредством набросок и зарисовок - явился темой нашего исследования. Существенно, что развитие зрительной памяти имеет преимущественное значение для методики обучения изобразительному искусству в период начального обучения. В этот период рисование выступает как естественная и необходимая для дальнейшего формирования личности ребенка форма познания и отражения действительности, при которой доминирует зрительная память. Изучение образно-мнимических процессов в структуре изобразительной деятельности приобретает особую актуальность в комплексе психологических проблем, связанных с развитием художественно-творческих способностей ребенка. Таким образом, потребности школьной педагогики приводят к необходимости создания психологически и педагогически обоснованной методики развития зрительной памяти младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству, то есть необходимости эффективного педагогического руководства этим процессом.
Проблема памяти традиционно изучалась в процессе учебной деятельности (П.М.Зинченко, А.А.Смирнов и др.). Однако такой вид деятельности, как изобразительная, не был предметом анализа психологов, изучавших проблемы памяти. Исследователи изобразительной деятельности так же недостаточно уделяли внимания зрительной памяти в процессе рисования (Е.И.Игнатьев, Е.А.Флерина и др.).
Многие вопросы использования психологии изобразительной деятельности в методике преподавания изобразительного искусства школьникам остались нерешенными. Так, в частности, требует разработки развития у школьников зрительной памяти и представлений. Школьник, работая с натурой, "накапливает зрительные образы, глубоко и всесторонне познает форму, строение, пространственное положение, цвет объектов действительности".
Таким образом, одним из условий успешного решения задачи развития зрительной памяти у младших школьников является системный подход, органичное единство психолого-педагогических исследований с собственно изобразительным искусством.
Проблемой исследования явилось применение набросков и зарисовок как средств развития зрительной памяти.
В процессе обучения изобразительному искусству решение этой проблемы составило и цель исследования.
Объектом исследования выступил процесс развития зрительной памяти у младших школьников посредством применения набросков и зарисовок.
Предмет исследования: педагогические основы методики, пути, методы и средства развития зрительной памяти у учащихся начальных классов в процессе применения набросков и зарисовок.
В соответствии с указанной проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть проблему развития
зрительной памяти у младших
школьников как психолого-
2. Рассмотреть эффективные приемы формирования зрительной памяти младших школьников.
3. Рассмотреть вопрос применения набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе.
4. Разработать и провести урок с применением набросков и зарисовок на тему: «Рисование лошади по памяти и представлению».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ
- изучение и обобщение опыта пед
- наблюдения за учебным
- изучение продуктов
Глава 1. Психологические особенности памяти как высшей
психической функции
1.1. Характеристика памяти как психического процесса
Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.
Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним [11].
Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация – это временная нервная связь.
Ассоциации могут быть простые и сложные. К простым относятся ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству.
Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение ребенком какой-либо предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.
Ассоциацию по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты. Они опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.
Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Это происходит потому, что в практической деятельности противоположные объекты обычно сопоставляются и сравниваются (здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.), что приводит к образованию соответствующих нервных связей.
Еще есть сложные ассоциации. В них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: род и вид (рыба – окунь), часть и целое (долька – апельсин), причина и следствие (жара – жажда).
Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает после одного раза, если в коре больших полушарий мозга возникнет сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.
Чтобы использовать способность к ассоциациям для запоминания, следует задать ребенку вопросы: Что напоминает тебе это слово? Что напоминает тебе этот рисунок? Что напоминает тебе этот предмет?
Выполняя ту или иную деятельность, человек может запомнить предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания. Человек может запомнить их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем – ни будь, заинтересовали.
Запоминаемый материал, может потребоваться для выполнения какой - ни будь конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить на долго. В связи с этим будут иметь место и разные виды памяти [22].
Виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:
По содержанию психической, активности преобладающей в мнемической деятельности |
По степени волевой регуляции |
По продолжительности сохранения материала в памяти |
1) двигательная память 2) образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная) 3) эмоциональная память 4) словесно-логическая память |
1) иконическая память 2) кратковременная память 3) долговременная 4) оперативная 5) генетическая |
1)Непроизвольная память 2)произвольная память |
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.
Двигательная память лежит в основе усвоения танцевальных фигур, а также привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.
Двигательная память достигает полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю жизнь. У остальных – ведущую роль играют другие виды памяти.
Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память . В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.
Особенности зрительной памяти состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:
1) упрощение (опускание деталей),
2) некоторые преувеличения
3) преобразование фигуры в более симметричную, однообразную,
4) округление сохраненной в
5) изменение положения, ориентации,
6) трансформация образа по цвету.
С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему, которая лучше запомнится. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, необычное – еще не значит иметь хорошую память.
Образная память ярче проявляется у детей и подростков.
Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей , занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.
Развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, парфюмерного производства) [25].