Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:30, дипломная работа
Задачи:
1. Раскрыть проблему развития зрительной памяти у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть эффективные приемы формирования зрительной памяти младших школьников.
3. Рассмотреть вопрос применения набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе.
4. Разработать и провести урок с применением набросков и зарисовок на тему: «Рисование лошади по памяти и представлению».
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологические особенности памяти как высшей психической функции……………………………………………………...
6
1.1. Характеристика памяти как психического процесса………………. 6
1.2. Возрастные особенности памяти детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………
19
1.3. Приемы формирования зрительной памяти младшего школьника… 24
Выводы по главе 1…………………………………………………………. 31
Глава 2. Применение набросков и зарисовок на уроках ИЗО в начальной школе……………………………………………………………
32
2.1. Наброски и зарисовки в программах изобразительного искусства… 32
2.2. Взгляд профессионала: из опыта работы учителя с набросками и зарисовками на уроках ИЗО……………………………………………….
34
2.3. Урок изобразительного искусства с использованием ЭОР «Работаю карандашами»……………………………………………………
37
2.4. Практическая деятельность учащихся на уроках ИЗО……………… 43
Выводы по главе 2…………………………………………………………. 49
Заключение………………………………………………………………… 51
Литература………………………………………………………………… 53
В течение учебного года на занятиях отводится время на выполнение краткосрочных набросков, где учащиеся самостоятельно анализируют форму.
Наброски должны отражать знания и опыт, приобретённые в изучении натуры.
Краткосрочные рисунки и наброски предметов обихода разовьют у учащихся понятие формы в пространстве. Ценность наброска в том, что рисующий передаёт первое впечатление от натуры, то что его поразило, заинтересовало, что бывает трудно сохранить при длительном рисовании. Зарисовки бывают с проработкой деталей, а также выполненные условно, одной линией.
Набросок – короткий рисунок, где в основе лежит форма (всецело зависит от правил рисунка вообще) масса, имеющая подобие геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру и т.д. Живая форма натуры не имеет правильной геометрической формы, но в схеме приближается к этим геометрическим формам, повторяя те же законы распределения света по поверхности, какие существуют для геометрических тел.
Линейно-пластическое изображение в краткосрочном рисунке применяется, в первую очередь, потому, что таким способом можно в короткий срок наиболее полно выразить представление, впечатление о натуре.
Линия, как физическое понятие, в природе не существует. Всё обличённое в понятие трёхмерной формы ограничивается не линией, а плоскостями. При рисовании прибегают к линии как простому техническому приёму. Многие художники пользовались линиями в своих работах, например: Дюрер, Гольбейн, Энгр. Линия служила для определения формы.
Линия может быть толстой и тонкой, светлой и тёмной. Рисуя нужно помнить, что линия более активна в начале и менее активна в конце формы.
Контуры освещённых поверхностей начинаются с легкой линии. Теневые стороны изображаемой формы всегда делаются мягче и обобщеннее, чем на свету.
Изучая наследие любого выдающегося художника (А.Иванова, И.Репина, В.Серова, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля), мы всегда найдем у него много зарисовок и набросков – подсобный материал для дальнейшей работы.
Человек – высшая ценность нашего общества является главной темой в искусстве.
Наброски позволяют творчески познавать и преобразовывать формы искусства. Наброски служат художнику средством изучения мира.
Функции которые выполняют наброски:
– учебно-познавательную (изучение натуры, действительности, накопление знаний и умений).
– творческую (наброски – самостоятельные художественные произведения, один из видов графики, а изучение натуры – основа для создания художественного образа) [17].
2.2. Взгляд профессионала: из опыта работы учителя с набросками и зарисовками на уроках ИЗО
В педагогической деятельности преподавателя
изобразительного искусства важна роль
наброска. Учитель, постоянно выполняя
на виду у всего класса различные рисунки,
иллюстрирует ими свое объяснение, показывает
дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами
таких педагогических рисунков должны
быть простота и убедительность исполнения,
доходчивость и наглядность, передача
главного, характерного в изображаемых
объектах.
Ясно, что преподаватель изобразительного
искусства должен уметь рисовать быстро,
за несколько минут изображать наиболее
существенное и типичное в натуре, выделять
в натуре то, что представляет наибольшую
важность для данного объяснения.
Набросок (crodue - франц., Entwurf - нем., sketch
– англ.) - монохромное неполное обобщенное изображение
предметного мира, исполняемое обычно
в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно
ограниченный промежуток времени, чаще
всего не зависящий от самого рисующего.
Зарисовка - наиболее полное, чем набросок,
но отнюдь не исчерпывающее монохромное
изображение предметного мира, исполняемое
с натуры в относительно более короткий
промежуток времени, чем длительный учебный
рисунок.
Различие между наброском и зарисовкой
заключается не только во времени, затрачиваемом
на исполнение того или другого, но главным
образом в самих способах работы. Зарисовка
исполняется сначала до конца только с
натуры, набросок же может быть исполнен
не только с натуры, но и по памяти, по представлению,
по воображению, а также с применением
комбинаций нескольких или всех способов.
Наброски с натуры.
Набросок по наблюдению с натуры может быть выполнен от начала до конца при одном непременном условии - полной неподвижности натуры. К неподвижной позирующей натуре, прежде всего, безусловно, можно отнести всю неживую натуру (например: отдельные предметы, произведения искусства, скульптурные изображения, архитектурные сооружения, украшения, овощи, фрукты, цветы, деревья, а так же специально позирующую живую модель - человек.
Конкретная цель наброска - это графически зафиксировать итог наблюдения.
Наброски комбинированные (сначала с натуры,
потом по памяти).
Как только натура начинает двигаться,
менять свое положение или совсем исчезает,
то для завершения наброска приходится
призывать на помощь зрительную память.
Набросок, начатый с натуры, а законченный
уже без неё, по памяти, является (комбинированным).
Наброски по памяти.
Необходимость вести наброски, опираясь
только на зрительную память, возникает
тогда, когда внешние условия позволяют
только наблюдать, но не рисовать непосредственно с натуры.
Наибольшего напряжения зрительной памяти
рисующего требуют наброски с быстро движущегося
человека и особенно наброски с группы
людей, находящихся в разном по характеру
и скорости движения (например, наброски
эпизодов спортивных игр - баскетбол, футбол,
хоккей).
Наброски по представлению.
Не связанны с непосредственным наблюдением
натуры. Они исполняются лишь на основе
ранее воспринятых, устойчивых образов
предметного мира и явлений, осевших в
сознании.
Рисующему по представлению, для того чтобы решить самую простую
задачу, сделать по представлению набросок
обыкновенного стула, стоящего на полу,
надо помнить его форму, его конструкцию
и отношение основных размеров.
Наброски комплексные (с применением всех
способов) - самый сложный тип учебных
набросков.
Необходимость применять комплексный
способ, возникает при исполнении набросков
с многих одновременно движущихся объектов,
в частности с групп людей о особенности,
когда при этом приходится искать и фиксировать
наброски взаимоотношение людей, составляющих групп.
Наброски по воображению - это очень обобщенный
набросок, эскиз, в котором воплощается
художественный образ, возникающий графический
результат художественного воображения.
Зарисовки являются одним из видов краткосрочного рисунка. Рисовать у художника - это примерно то же, что у писателя - "записать". Обычно зарисовка исполняется для какой-то части композиционного эскиза.
Если замысел образа и его решение в наброске - эскизе уже имеется, то такую зарисовку называют направленной.
К случайным относятся зарисовки исполняемые
лишь по тому, что увиденное натура чем-то
особенно привлекла внимание и заинтересовала
художника.
В отличие от наброска зарисовки исполняются
от начала и до конца только с натуры. Поэтому
невозможно зарисовать непозирующую, тем более движущиеся
натуры или работать над зарисовкой "на
ходу".
Материалы, применяемые для выполнения
набросков и зарисовок, разновидные. Наиболее
удобны следующие: графитные карандаши
различной мягкости, цветные карандаши,
тушь (кистью мокрой и сухой, а так же пером),
соус (мокрый и сухой), сангина, пастель,
однотонная акварель (сепия, умбра, вандик,
ламповая копоть), масленая краска полусухой
кистью (охрой, костью жженной), мел (на
тонированной бумаге, картоне), уголь (древесный
и прессованный).
В большинстве случаев наброски выполняют на бумаге. Бумага различается по плотности и фактуре. Рисуют на ватманской, полуватманской, слоновой, рисовальной, чертежной бумагах.
Наброски и зарисовки в условиях внеклассных и внешкольных занятий (кружки, факультативы, детские художественные школы, изостудии) - важное средство привития учащимся любви к искусству, хорошая школы профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, воспитание его эстетических чувств. Обо всем этом необходимо постоянно помнить учителю, призванному средствами изобразительного искусства решать задачи гармонического, всестороннего развития личности школьника [4].
2.3. Урок изобразительного
искусства с использованием
В условиях работы по новому ФГОС начального образования урок должен освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе [34]. Появлению новой формы организации урока может способствовать использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Понятие ЭОР подразумевает некое образовательное содержание, облеченное в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства [35]. Актуальность проблемы применения ЭОР на уроках обусловлена недостаточной методической подготовкой учителя, а также отсутствием специально разработанных указаний по их использованию в начальной школе.
Нам не известны ЭОР, разработанные для программы С.В.Кузина. Поэтому мы решили воспользоваться свободными ЭОР для начальной школы сайта http://eor-np. Вашему вниманию предлагается разработанный нами конспект фрагмента урока ИЗО с использованием ЭОР. На данном уроке преимущественно используется фронтальная работа с ЭОР. Дети коллективно воспринимают визуальную и аудиальную части ЭОР. Необходимые манипуляции с объектами ЭОР выполняет учитель, опираясь на ответы учащихся. Урок может быть проведен во 2 классе по программе С.В.Кузина, Э.И. Кубышкиной (урок 1-2).
Тема: «Знакомство с карандашами»
Цель: формирование у учащихся эмоционального и практического опыта через собственное творчество.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с цветными карандашами и техникой рисования карандашом; формировать умение рассматривать художественные изображения; формировать первоначальное представление о строении листа; формировать универсальные умения: дифференцировать художественные изображения по технике выполнения. Развивающие: развивать эмоциональную сферу детей и творческий кругозор; развивать художественно-образное и творческое мышление учащихся; формировать эстетические чувства. Воспитательные: воспитывать умение слышать и прислушиваться к советам; воспитывать чувство бережного отношения к принадлежностям; воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.
Оборудование: цветные карандаши, простой карандаш, бумага, ластик, художественные изображения в разных техниках выполнения, эскизы поэтапного выполнения практической части работы, ЭОР «Работаю карандашами» [36]. Данный ЭОР состоит из 5 разделов: 1–«введение», 2–«советы художника», 3–«готовимся рисовать цветными карандашами», 4–«чем нарисовано?», 5–«решение». «Раздел 2». состоит из 5 слайдов, на каждом из которых даются советы художника.
Ход урока:
Посмотрите на изображения (детям демонстрируются художественные работы, выполненные в различных техниках).Чем они отличаются? (выполнены в разной технике: цветной карандаш, акварель, акварельные карандаши, уголь, гуашь). И с одной из техник выполнения рисунка мы сегодня познакомимся.
Сегодня у нас на уроке какие-то волшебные предметы! А что это за предметы – вы мне сможете сказать сами, отгадав загадку:
Палочки волшебные в руки я беру.
Ими нарисую я маму и сестру.
Домик, речку и грибочки,
Солнце, небо и цветочки.
Нравятся мне палочки, палочки такие –
Сверху деревянные, а внутри цветные.
(Валентина Клементьева) [37].
Что это? (Цветные карандаши)
Используется «раздел 1» ЭОР: Коллективно заслушивается аудиальная часть ЭОР: «В этом модуле ты познакомишься с техникой рисования карандашами. Узнаешь, как подготовиться к рисованию. Ты научишься отличать картины, нарисованные карандашами, от других работ».
Многие художники используют цветные карандаши в своей работе. Кто-то рисует картины, кто-то – наброски и эскизы. Чаще рисуют цветными карандашами или акварелью (детям показываются художественные работы, выполненные в соответствующей технике). Но существуют и акварельные карандаши. Давайте сравним эти три изображения. Похожи ли они по технике выполнения? Посмотрите, карандаши и акварель мы сразу можем отличить, а вот акварельные карандаши являются связующим звеном между этими двумя техниками.
Используется «раздел 2». Давайте послушаем советы художника. И подумаем, что надо сделать перед тем, как начать рисовать (представляется аудиальная часть ЭОР).
Используется «раздел 2». Давайте послушаем советы художника. И подумаем, что надо сделать перед тем, как начать рисовать (представляется аудиальная часть ЭОР)
«1.Выбери подходящую бумагу – шероховатую или гладкую. Приготовь цветные карандаши.
2.Карандаши перед работой должны быть хорошо заточены, и т. д.»
Ребята, а как вы думаете, почему надо брать именно шероховатую бумагу? (чтобы сопротивление и соприкосновение с бумагой было больше).
А кто видел акварельные карандаши? Работали ими? Давайте посмотрим на рисунок, выполненный акварельными карандашами (демонстрируется).
Посмотрите, как выглядят акварельные карандаши (показать карандаши). Выглядят они как обычные. Хотите узнать, как они «работают»?
Раздаются листочки - заготовки с мазками акварельных карандашей. Посмотрите на цветные штришки в левом верхнем углу. Чем это нарисовано? (карандашами) Это и есть акварельные карандаши. Смочите аккуратно один пальчик и проведите по нарисованному через два цвета сразу. Что вы заметили? (мазки стали похожи на акварельные) Вот таким образом и «работают» акварельные карандаши.