Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:40, дипломная работа
Цель исследования – выявить методы и приёмы, способствующие формированию у младших школьников умения решать задачи на движение.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы и характеристика процесса решения задач на движение;
• определение методов и приёмов, используемых при обучении младших школьников решения задач на движение;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы обучения решению задач на движение……5
1.1 Виды задач на движение и процесс их решения………………………..5
1.2 Методы и приёмы обучения младших школьников математике…….17
1.3 Методика обучения младших школьников решению задач на движение………………………………………………………………………28
Глава 2. Обучение младших школьников решению задач на движение…..39
2.1 Организация работы на уроках математики при обучении младших школьников решению задач на движение………………………………...39
2.2 Дидактический материал по теме «Задачи на движение»……………47
Заключение………………………………………………………………………...56
Литература…………………………………………………………………………58
Раскрытие понятия «путь» («расстояние») как одной из характеристик процесса движения происходит в следующих задачах:
Составь обратную задачу, сделай к ней схематический чертёж и реши задачу.
Как видно из приведённых примеров, ещё до введения понятия «скорость», учащиеся уже решают задачи на движение двух тел как в одном, так и в противоположных направлениях. Поэтому данные задачи не только раскрывают понятия «время» и «расстояние», но и являются подготовительной основой к решению задач на движение с понятием «скорость».
Понятие о скорости конкретизируется в процессе решения задач на движение тел без использования термина «скорость».
После решения подобных задач сообщается, что «расстояние, пройденное за единицу времени (1 час, 1мин., 1 сек.), называется скоростью движения.
Для формирования у учащихся представлений о скорости полезно предлагать задачи, в которых для ответа на вопрос не нужно выполнять вычислений.
а) догонит ли Таня Лену, если они идут с одинаковой скоростью?
б) догонит ли Таня Лену, если Таня идёт со скоростью 4 км/ч, а Лена – 5 км/ч?
В процессе решения этих задач дети убеждаются, что:
Последнюю задачу также можно предлагать учащимся с целью развивать у них умение выражать скорость в разных единицах. С этой же целью можно предложить и следующие задания:
К
первому заданию можно
После того, как дети усвоили понятие скорости, они приступают к усвоению связи между тремя величинами, характеризующими движение тел: скоростью, временем, расстоянием. Усвоение этой связи происходит при решении следующих задач:
Таблица 6
Средняя скорость | Время | Расстояние | |
пассажирский поезд | 60 км/ч | 2 ч | 120 км |
товарный поезд | 40 км/ч | 3 ч | 120 км |
Таблица 7
Средняя скорость | Время | Расстояние | |
Черепаха | 5 м/мин | 3 мин | ? |
Слон | 100 м/ мин | 10 мин | ? |
Таблица 8
Средняя скорость | Время | Расстояние | |
автобус | 45 км/ч | ? | 90 км |
мальчик | 6 м/с | ? | 30 м |
Данные задания расположены в учебнике по принципу «от простого к сложному», т.е. если в первой таблице даны значения всех величин, то во второй и третьей таблице значения одной из величин нужно ещё найти. А в третьем задании к тому же надо ещё выразить каждую из величин в одной единице.
Итогом выполнения данных упражнений должна стать формулировка следующих правил нахождения каждой из трёх величин – скорости, времени, расстояния:
После того, как дети усвоили связь между скоростью, временем и расстоянием, можно предложить им самим составить задачу по чертежу (рис. 17) и решить её:
Непосредственное решение задач на движение двух тел начинается со страницы 20 учебника М. И. Моро (4 класс, 2 часть). Здесь представлены три взаимообратные задачи на встречное движение. Реши задачи, сравни решения:
В конце учебника представлены материалы для творческой работы над задачами с величинами: скорость, время, расстояние:
Здесь же даны средние скорости движения некоторых тел. Приведём примеры некоторых из них:
По программе Н.Б. Истоминой процесс обучения математике в начальных классах направлен на формирование основных мыслительных операций.
Методика
обучения решению текстовых задач
ориентирована на формирование у
обучающихся обобщённых умений: читать
задачу, выделять условие и вопрос,
известные и неизвестные
В 3 классе при решении задач на пропорциональную зависимость величин используются схемы. Это позволяет включить в текстовые задачи как прямую, так и обратную пропорциональность, что способствует разнообразию текстовых сюжетов и создают условия для вариативной деятельности обучающихся при решении задач.
Значительное место в программе 4 класса отводится решению задач с величинами скорость, время, расстояние. Эта работа проводится в теме «Скорость движения» [23,c. 265].
Методика введения понятия «скорость» и обучения решению задач на движение аналогична той, что проводится по программе М. И. Моро.
<Информация о работе Методика обучения младших школьников решению задач на движение